Задачами преподавания дисциплины являются


НазваниеЗадачами преподавания дисциплины являются
страница1/67
ТипЗадача
filling-form.ru > Туризм > Задача
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67
Приложение к ООП

по направлению подготовки

Юриспруденция, квалификация бакалавр,

уголовно-правовой профиль
Аннотация рабочих программ
Философия
1. Целями преподавания дисциплины являются:

  • формирование культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • формирование способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  • формирование способности анализировать социально значимые проблемы и процессы;

  • формирование способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

  • формирование способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Также к задачам преподавания дисциплины можно отнести:

  • формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

  • овладение базовыми принципами и приемами философского познания;

  • введение студентов в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

  • выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования в процессе обучения, различных сферах жизнедеятельности, сделать философию культурным принципом будущих бакалавров.
2. Задачами преподавания дисциплины являются:

  • развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения анализировать философские тексты, классифицировать различные направления философской мысли, излагать материал в области философии;

  • выработка навыков публичной речи, аргументации, изложения и отстаивания собственного видения рассматриваемых проблем и способов их разрешения, овладение приемами ведения дискуссии и полемики, диалога;

  • формирование у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, философского видения исторических событий и фактов действительности в русле идеи единства и многообразия исторического процесса;

  • культивирование таких качеств студентов, как гражданственность, устремленность на реализацию социально-значимых ценностей, самоорганизованность, ответственность, способность к диалогу, толерантность, которые будут способствовать их социальной адаптации.


Лекция 1. Природа философского знания. Основные разделы и функции философии. Миф, предфилософия, осевое время

Основные интерпретации статуса философии. Доминирующее мнение о философии – специфический вид познания, предельная степень обобщения. Другое основное мнение – философия есть нормативно-практическое знание или мудрость жизни, вырабатывающие оптимальные поведенческие стандарты. Экзистенциальная позиция – философия есть понятийное постижение являющихся человеку феноменов его существования. Философия – деятельность по прояснению и концептуализации основоположений знания, представленных в сознании рефлексирующего человека. Основные разделы: онтология, гносеология, методология, антропология, социальная философия, аксиология и пр. Функции философии в культуре: теоретической легализации, легитимации в общественном сознании существенного своеобразия индивидуальных самосознаний; аккумуляции и трансляции концептуального опыта самопознания; метафорической интерпретации научных картин мира. Проблема взаимосвязи истории философии и культурно-исторической эволюции. Коэволюционность истории философии и культурно-исторического развития выражает зависимость философской рефлексии от качественных метаморфоз, происходящих с активистско-творческой частью человечества – носителем и генератором философских идей. Миф – символическая форма организации человеческого мышления, предшествующая понятийной. Проблема генезиса философии. Теории ее возникновения: мифогенная, гносеогенная, полифакторная. Предфилософия и ее особенности. Осевое время и его основополагающие идеи: трансцендентного, критики традиции, нравственного самостояния личности.
Лекция 2. Философия Древнего Востока. Античная философия

Проблема специфики древневосточной философии: индивидуалистско-рационалистическая (Гегель) и иррационалистическая (Юнг) позиции. Древнеиндийская философия. Ее дуализм: индуизм (6 школ: санкхья, вайшешика, йога, веданта, пурва-миманса, ньяя) – оппозиция буддизма и джайнизма. «Упанишады». Темы: метафизика и этика. Буддизм и джайнизм. Древнекитайская философия: рационализм, отсутствие зрелых религий, прагматизм, этико-политическая направленность, ассоциативная логика. Дуализм двух традиций: традиционные школы (конфуцианство, легизм, моизм) и оппозиционные (чань-буддизм и даосизм). Конфуций: мандат Неба, Дао, меритократия, этическая детерминанта, патернализм. Даосизм: мир вещей создается Дао и подчинен законам жизни, вечное становление как постоянно возобновляемый круговорот и взаимопревращения вещей, простота и естественность, отрицание искусственного, идеал «увэй» – недеяния. Античная философия: натуралистический VI–V вв. до н.э., гуманистический V в. до н.э., большой синтез Платона и Аристотеля IV в. до н.э., эллинистические школы III в. до н.э. – III в. н.э., античная языческая мысль IV–V вв. н.э. Раннегреческая философия. Проблемы: первоначала, устройства космоса. Милетская школа: вода, воздух, апейрон, огонь. Элейская школа: «быть и думать – одно». Левкипп – Демокрит: атомы и пустота – реальные конституанты мира. Софисты: культуртрегеры, «человек есть мера всех вещей», релятивизм. Сократ: философия – майевтика, ирония, диалог, источники добра и зла – в душе человека. Классический период: Платон – объективный идеализм: «мир идей» и утопия. Аристотель: систематизация имеющихся знаний, классические категории логики и философии, метафизика – исследование причин или высших начал бытия; 4 причины: форма, материя, движение, цель. Учение Эпикура, скептиков и стоиков. Неоплатонизм: бытие есть тотальная мысль, Единое – Дух – Душа: фазы эманации материального мира из Божественного, «интеллектуальный экстаз» – жизнь только сознанием, абстрагирование от реалий повседневности.
Лекция 3. Средневековая философия. Философия Нового времени

Основной фактор формирования духовной культуры средневекового общества: христианство – религия монотеизма, спасения. Особенности менталитета средневекового мышления: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, откровение. Специфика средневекового способа философствования: комментаторство, ретроспективность и традиционализм, дидактический характер, психологическая самоуглубленность. Патристика – формирование средневековой философии. Ранняя патристика Тертуллиан, Климент, Ориген – апологеты. Зрелая патристика: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский на греческом Востоке, Аврелий Августин на латинском Западе – разработка основных догматов, используя идеи неоплатонизма. Схоластика религиозная философия, подчиненная теологии. Ранняя схоластика: Ансельм Кентерберийский, Росцеллин, Абеляр, проблема универсалий: «реализм», «номинализм» и «концептуализм». Зрелая схоластика, Альберт Великий и Фома Аквинский – место платонизма занимает аристотелизм. Поздняя схоластика Дунс Скот, Оккам, теория «двух истин». Философия Нового времени как отражение модернизации. Переход от аграрного общества к индустриализму. Буржуазные революции, демократия. Секуляризация, новые ценности: рационализм, индивидуализм, инновация, прагматизм. Становление экспериментального естествознания, классическая физика. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Центральная тема обоих – гносеология, проблема метода и оснований познания. Рационализм – установка о приоритете в познании интеллекта, чувственное познание – вспомогательное, дополняющее к выводам разума. Эмпиризм исходит из признания приоритета опыта, чувств в процессе получения верного знания. Декарт: философия – совершенное знание, строится из аксиом, которые усматриваются внутри разума, универсальное сомнение. Ego cogito. Дуализм. Правила метода. Теория познания Джона Локка: tabula rasa, всеобщее обретается разумом, первичные и вторичные качества. Солипсизм Джорджа Беркли. Скептицизм Дэвида Юма – мостик к Канту.
Лекция 4. Классическая немецкая философия XIX в.

Кант и Гегель, вторая классика в истории западной философии после античной классики. Учения Канта и Гегеля определяют основные темы, характер и проблемы современной философии. Гносеология Канта: идея активизма сознания, создающего основные значения своих картин мира. Два уровня опыта: эмпирический и трансцендентальный, объективность знания обусловливается наличием всеобщих врожденных форм восприятия: пространство и время, формы рассудка. Трансцендентальная апперцепция, дуализм, антиномии. Гетерономия и автономия морали, категорический императив, постулаты практического разума, антропология. Система философии Гегеля: основу бытия образует Абсолют, духовное и материальное – две его стороны, его развитие – суть мира. Категории – узловые точки развития Абсолюта в движении: а) объективный дух; б) природа; в) человеческое сознание, субъективный дух. Диалектика, логика и теория познания – совпадают и есть онтология Абсолюта. Законы диалектики: взаимопревращения количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Объективный историзм: критерий прогресса, «хитрость мирового разума».
Лекция 5. Русская философия XIXXX вв.

Проблема своеобразия, начала, три версии: радикально-патриотическая, умеренно-патриотическая, западническая. Специфика русской философии: онтологизм, гносеологический реализм, метафизичность, конкретизм, идеал цельности познания, религиозность, панморализм, антропоцентризм, «литературоцентризм», публицистичность, социальный идеал служения, метаисторические построения, внушаемость русского мышления и философии от европейских влияний. Период кружков: 10–30 гг. XIX в. «Великий ледоход русской мысли» – противостояние западников и славянофилов (1836–1846 гг.). Темы споров: национальная идентичность и космополитизм, своеобразие культурных троп в истории и единство человеческого рода, истинная религиозность. Радикализм 1850–1860 гг. Дискуссии в журналах по поводу эстетики и резонансных романов. Фракции: западнический радикализм или «нигилизм», основан на фейербахианстве, утилитаризме, социализме и позитивизме. Умеренные западники, либералы: классическая немецкая философия, вечные ценности и умеренный прогресс. Почвенники: «почва», «непосредственное», экуменический мессианизм. Эпоха Основания, 1870–1880 гг.: Достоевский (экзистенциализм), Толстой (тотальный этический пафос), Соловьев (религиозная метафизика). «Серебряный век», начало ХХ в. Русская религиозная философия: всеобщий живой духовный и взаимосвязанный характер бытия и сознания, Бог – персона и непостижим. Трансцендентализм, «Логос»: создании независимой от религии и идеологии, высокотехничной и профессиональной философии на русской почве путем ее секуляризации и осваивания методик мышления. Марксизм: Плеханов, Ленин – ортодоксы; Богданов, Луначарский – ревизионисты. Материализм, теория ОЭФ. Персонализм: Козлов, Лопатин, Лосский – влияние Лейбница, сущее состоит из личностей-монад. Позитивизм: философский, юридический и естественно-научный («русский космизм»), Циолковский. Складывание советской философии, 1920–1940 гг. «Философский пароход». Индоктринация: большевизация высшего образования. Дискуссии 1924–1931 гг., 1947 г. Временная теоретическая самоликвидация марксистской философии, превращение ее в служанку политики. Советская философия, 1950–1980 гг., основные фракции: критический марксизм, методологизм, «эпистемология» или «философия науки», онтологизм, историко-философская фракция, культурология. Кризис идентичности и формирование нового поля внимания российской философии. Рецепция 1990-х гг.: возвращение российской философской классики и переводы западных мыслителей ХХ в. Структура современного поля философского внимания: «неомарксисты»: «возвращение к истокам», современная теория эмансипации от неоимпериализма. Когнитивисты: теория познания, методологическая рефлексия и рационально-критическая установка. Русский постмодернизм: анализ текстов и «языковых игр», деконструкция. «Неославянофилы»: сохранить ценности и воспитать нового субъекта.
Лекция 6. Современная западная философия

Две ветви: а) континентальная философия: на базе немецкой классики; б) англо-американская: источники – эмпиризм XVII в., прагматизм и позитивизм. Психоанализ, Зигмунд Фрейд: приоритет бессознательного, дуализм человеческой природы (Эрос и Танатос), комплекс Эдипа и Электры, принципы удовольствия и реальности. Неофрейдизм: К. Г. Юнг – критика пансексуализма, гуманизм, коллективное бессознательное, архетипы, экстраверты и интроверты. Эрих Фромм: анормальность человека, проблемность – способ человеческого существования, социальное бессознательное. Антропологическая философия, Людвиг Фейербах – основоположник: определение человека через род: разум, воля и любовь, религия – отчуждение человеческой сущности. Философская антропология ХХ в. Макс Шелер: дух и порыв – два начала мира, сублимация их в конкретном, человек – высшая сублимация, идеация. Социобиология, Конрад Лоренц: человек – животное с оружием и интеллектом, агрессивность, секс, альтруизм – основные врожденные поведенческие программы. «Структурализм», Клод Леви-Стросс: исследование глубинных структур человеческого мышления и языка, мир – порядок универсальных структур, бинарные оппозиции. «Постструктурализм», Жак Деррида: фонологоцентризм Запада, деконструкция, проект постмодерна, нужно новое восприятие мира через различие. Экзистенциализм: истоки и основные отличия. Существование предшествует сущности: мое бытие есть полагаемый мною проект сущего, мои состояния – характеристики бытия мира, экзистенциалы – страх, вера, любовь и пр. Мартин Хайдеггер: Dasein – «здесь-бытие», модусы Dasein – понимание, вопрошание, забота, темпоральность и конечность; человеческое бытие есть заброшенный проект. Жан-Поль Сартр: сознание – это «ничто», «дырка» в бытии, благодаря человеку в мир приходит отрицательность, человек осужден быть свободным. Альбер Камю: мир абсурден, неразумен, бунтую – значит, существую, свобода – божественная отрешенность приговоренного к смерти.
Лекция 7. Онтология

Приоритетность онтологии. Типы онтологий: по критерию «состава мира», критерию качества основы мира, по критерию субъект-объекта. Понятия и категории. Категория «бытия» в истории человеческой мысли: сущность, существование, глагол-связка «есть» в индоевропейских языках. Категория «реальности»: реально все то, что мною переживается; субъек-объектная реальность; функция социокультурного состояния сознания. Категория «материи» – фундаментальное понятие, введенное для абстрактного обозначения причиняюще-субстратной основы мира. «Субстратный» подход, материя – это то, из чего состоит мир, три ее исторических версии: а) субстратно-вещественная; б) субстратно-элементная (от атомистов до современных физиков); в) субстратно-реляционная (Новое время). «Субстанциалистский» подход – основа мира, извечна, объективна и самозаконна, есть субстанция. Спиноза – Энгельс – «диалектический материализм». Ее атрибуты – пространство и время, способ ее существования – движение; внутренняя активность – саморазвитие. Категории «пространства» и «времени», три интерпретации: субстанциальная, релятивистская и априористская. Категория «духа», два подхода: субстанциалистский и личностный. Идеальное. Дискуссия в советской философии 1970–1980 гг.: субъективная реальность, форма социальной деятельности, объективно существующее природно-социальное совершенство в виде «эталонных объектов». «Сознание» как междисциплинарное понятие. Философский подход к сознанию: гносеологический – найти переход от материи к сознанию в познании; онтологический – на уровне неживой материи ищут ранние формы сознания; социальный – это компонент саморегуляции социума; философско-антропологический подход – человекообразующий фактор, знание, работающее лишь в со-участии, в совместной жизни людей. Структура сознания: самосознание, память, воля, эмоции, чувства, представления, интересы, мышление, интуиция, вера и т.п. Главные элементы: волящее самосознание и память. Структура «я»: эмпирическое «я», социальное «я», культурное «я», чистое «я».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   67

Похожие:

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию необходимых навыков профессиональной коммуникации на одном из иностранных...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Целью обучения является получение выпускником личностных, метапредметных и предметных результатов образования, позволяющего успешно...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами преподавания дисциплины являются
Следует ввести студентов в мир философии; обучить элементарным навыкам теоретического мышления; развить умение сознательного использования...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами дисциплины являются
Процесс изучения дисциплины «Декларирование товаров и транспортных средств» направлен на формирование следующих общекультурных и...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 18

Задачами преподавания дисциплины являются iconЗадачами дисциплины являются
Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 16

Задачами преподавания дисциплины являются iconОсновной целью преподавания дисциплины являются получение студентами...
Основной целью преподавания дисциплины являются получение студентами теоретических и прикладных знаний в области налогов и налогообложения,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск