Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года


НазваниеАналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года
страница1/13
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Аналитическая записка

о ходе исполнения федерального бюджета

за январь – март 2014 года

1. Общие положения

Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года (далее – оперативный доклад) подготовлен Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и пунктом 1.2.2.4.13.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2014 год, рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты (протокол от 24 апреля 2014 г. № 23К (969).

Оперативный доклад подготовлен на основании результатов оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в 2014 году, проверок, проведенных Счетной палатой, расходных расписаний и первичных платежных документов на осуществление операций со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.

2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета

2.1. Исполнение федерального бюджета в январе – марте 2014 года происходило в условиях замедления темпов экономического роста, существенного ослабления курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, роста просроченной задолженности по заработной плате, снижения цен на нефть на мировом рынке по сравнению с соответствующим периодом 2013 года и увеличения оттока капитала из страны на фоне заявлений о введении финансово-экономических санкций против России со стороны некоторых государств.

Утвержденные статьей 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Федеральный закон № 349-ФЗ) основные характеристики федерального бюджета на 2013 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 73 315,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5 % (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года).

В январе – марте 2014 года, по оценке Минфина России1, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 16 284,4 млрд. рублей, или 22,2 % прогнозируемого объема (73 315,0 млрд. рублей), предусмотренного на 2014 год в Федеральном законе № 349-ФЗ.

По оценке Минэкономразвития России, в январе – марте 2014 года темп роста ВВП составил 100,8 % (в январе – марте 2013 года – 100,8 %).

Индекс промышленного производства в январе – марте 2014 года по сравнению с январем – мартом 2013 года составил 101,1 % (в январе – марте 2013 года по сравнению с январем – мартом 2012 года – 98,8 %). Некоторое улучшение динамики промышленного производства в январе – марте 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года обусловлено прежде всего так называемым «эффектом базового года». В январе – марте 2013 года темпы роста промышленного производства снижались. Кроме того, существенное ослабление курса рубля к доллару США в январе – марте 2014 года повысило относительную конкурентоспособность отечественных товаров из-за подорожания импортных товаров, что, возможно, предопределило ускорение роста промышленного производства, в частности, в обрабатывающих производствах.

В январе – марте 2014 года темп роста в добыче полезных ископаемых составил 100,8 % (в январе – марте 2013 году – 99,7 %), в обрабатывающих производствах – 102,4 % (98,6 %). Падение производства наблюдалось в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 3,7 % (в январе – марте 2013 года – на 2,8 %).

Замедление темпов роста в январе – марте 2014 года по сравнению с январем – мартом 2013 года наблюдалось в производстве продукции сельского хозяйства – 101,1 % (в январе – марте 2013 года по сравнению с январем – мартом 2012 года – 101,4 %), а также по показателям, характеризующим внутренний потребительский спрос: оборот розничной торговли – 103,5 % (104 %), объем платных услуг населению – 100,8 % (103,1 %).

Падение темпов роста в январе – марте 2014 года по сравнению с январем – мартом 2013 года отмечалось по объемам работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – 96,4 % (в январе – марте 2013 года по сравнению с январем – мартом 2012 года – 100,6 %), реальным располагаемым доходам населения – 97,6 % (105,6 %). Наиболее существенный спад зафиксирован по инвестициям в основной капитал – 95,2 % (в январе – марте 2013 года по сравнению с январем – мартом 2012 года – 100,1 %).

К факторам, негативно повлиявшим на инвестиционную активность в экономике в начале 2014 года, можно отнести сохраняющийся недостаточно высокий уровень кредитования нефинансового сектора экономики со стороны банковской системы и ухудшение условий кредитования. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям (сроком до 1 года) выросла с 9,2 % до 9,3 % годовых. Влияние этих факторов в сочетании с наблюдаемым усилением оттока капитала из страны может негативно отразиться на динамике инвестиций в основной капитал в 2014 году.

Оперативный анализ экономической ситуации в январе – марте текущего года свидетельствует о том, что наблюдавшиеся в 2013 году негативные тенденции снижения внутреннего инвестиционного спроса и замедления роста потребительского спроса в январе – марте 2014 года полностью преодолеть не удалось, что предопределяет сохранение рисков недостижения в 2014 году темпов роста (103 %) ВВП, учтенных в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ.

2.2. Средняя цена на нефть марки «Юралс» составила 106,83 доллара США за баррель, что ниже уровня января – марта 2013 года на 3,8 % (111 долларов США за баррель), но на 5,8 % превышает среднегодовую прогнозную цену на нефть в 2014 году, учтенную при расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ (101 доллар США за баррель).

Средняя цена на нефть марки «Юралс» за 1 – 15 апреля 2014 года составила 105,56 доллара США за баррель, а за период с начала текущего года – 106,64 доллара США за баррель.

2.3. В январе – марте 2014 года наблюдалось значительное ослабление курса рубля к доллару США. Официальный курс в среднем за январь – март 2014 года составил 34,95 рубля за доллар США, что на 4,54 рубля, или на 14,9 %, больше уровня января – марта 2013 года (30,41 рубля за доллар США). При этом курс доллара США к рублю в январе – марте текущего года уже превысил (на 1,55 рубля за доллар США) прогнозный уровень курса доллара США к рублю в целом на 2014 год (33,4 рубля за 1 доллар США), учтенный в расчетах к Федеральному закону № 349-ФЗ.

Ослабление курса рубля к доллару США, произошедшее в январе – марте 2014 года, может негативно отразиться на уровне инфляции в текущем году, что создает дополнительные риски недостижения целевого уровня инфляции, установленного Федеральным законом № 349-ФЗ (5 %). Ослабление курса рубля к доллару США и евро может привести к росту цен на импортные товары, а также на отечественные товары, при производстве которых используются импортные сырье и комплектующие.

При этом возможное сокращение спроса на импортную продукцию в условиях ослабления курса рубля может способствовать формированию тенденции к импортозамещению в отдельных секторах экономики в случае наличия производственных возможностей увеличения производства аналогичных товаров отечественными производителями без существенного повышения цен на эти товары.

По состоянию на 17 апреля 2014 года курс доллара США к рублю составил 36,08 рубля за доллар США, а за период с начала года – 34,67 рубля за доллар США.

При условии сохранения текущего курса доллара США к рублю (или при дальнейшем ослаблении курса национальной валюты) и стабилизации мировых цен на экспортируемые из России энергоресурсы на текущем уровне (или приросте мировых цен) вероятно превышение прогнозируемых номинальных объемов ВВП в 2014 году (73 315,0 млрд. рублей).

2.4. Уровень инфляции в марте 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 2,3 % (в марте 2013 года за период с начала года – 1,9 %), что на 2,7 процентного пункта ниже предельного уровня, установленного на 2014 год (5 %).

При этом наибольший рост цен зафиксирован на продовольственные товары, которые в марте 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года выросли на 4 % (в марте 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года – на 3 %). На общий рост цен на продовольственные товары существенное влияние оказало удорожание плодоовощной продукции на 17,2 % (в марте 2013 года – на 10,5 %) и на сахар – на 8,8 % (снижение на 0,9 %). Непродовольственные товары подорожали на 1,4 % (в марте 2013 года – на 1,3 %). Рост цен и тарифов на услуги в марте 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 1,4 %, что на 0,2 процентного пункта выше, чем в марте 2013 года (1,2 %). Среди наблюдаемых видов услуг наиболее высокий рост цен и тарифов зафиксирован по услугам дошкольного воспитания – на 9,6 % (в марте 2013 года – на 2,3 %) и зарубежного туризма – на 5,5 % (на 0,6 %). Индекс цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в марте 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 0,5 % (в марте 2013 года – на 0,3 %).

Существуют значительные риски превышения в 2014 году запланированного уровня инфляции (5 %). Для достижения целевого уровня инфляции на 2014 год в апреле – декабре 2014 года он должен составить 2,6 %, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,29 % (в апреле – декабре 2013 года – 4,5 % и 0,49 % соответственно).

Риски превышения целевого уровня инфляции в 2014 году обусловлены возможно более высокими темпами роста цен на продовольственные товары по сравнению с прогнозируемыми из-за увеличения цен на продовольствие на мировых рынках.

Рассчитываемый продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO)2 индекс продовольственных цен в марте 2014 года составил 212,8 пункта, увеличившись на 4,8 пункта, или на 2,3 %, по сравнению с февралем текущего года (208 пунктов), и достиг самого высокого уровня с мая 2013 года (214,6 пункта). Рост данного индекса за последний месяц в основном связан с неблагоприятными для некоторых сельскохозяйственных культур погодными условиями и геополитической напряженностью в черноморском регионе. Отмеченный рост индекса продовольственных цен обусловлен повышением котировок всех групп сырьевых товаров, на основе которых формируется указанный индекс, за исключением молока, цены на которое немного снизились. Продолжение тенденции роста цен на мировых рынках на продовольствие может оказать негативное влияние на уровень инфляции в России.

При этом на уровень инфляции в оставшемся периоде 2014 года дополнительное негативное влияние может оказать рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий, индексация которых запланирована на середину 2014 года.

По состоянию на 14 апреля 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года уровень инфляции составил 2,8 % (в соответствующем периоде 2013 года – 2,2 %).

Стоимость минимального набора продуктов питания за январь – март 2014 года увеличилась на 7,7 %, что на 5,4 процентного пункта выше уровня инфляции, и составила 3 080,4 рубля из расчета на месяц.

2.5. Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) на 1 апреля 2014 года составила 2 569 млн. рублей и по сравнению с 1 января 2014 года увеличилась на 620 млн. рублей (на 31,8 %). Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 апреля 2014 года составила 2 546 млн. рублей, или 99,1 % общей суммы просроченной задолженности, и по сравнению с 1 января 2014 года увеличилась на 599 млн. рублей (на 30,8 %).

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 37 % приходится на обрабатывающие производства, 17 % - на строительство, 14 % - на транспорт, 11 % - на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 8 % - на добычу полезных ископаемых, 6% - на научные исследования и разработки.

Рост просроченной задолженности по заработной плате, замедление роста реальной начисленной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения могут оказать негативное влияние на уровень потребительского спроса, который в последние годы являлся одним из основных факторов поддержания экономического роста.

По предварительным данным Росстата, средний размер назначенных месячных пенсий в январе – феврале 2014 года составил 10 332 рубля (34,9 % уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника) и по сравнению с январем – февралем 2013 года увеличился в реальном выражении на 3,2 % (в январе – феврале 2013 года – на 3 %).

2.6. Оценка Банком России платежного баланса за I квартал 2014 года свидетельствует о значительном росте по сравнению с январем – мартом 2013 года отрицательного сальдо финансового счета и объемов оттока капитала из страны на фоне относительно небольшого увеличения положительного баланса счета текущих операций и торгового баланса.

Профицит счета текущих операций составил 27,6 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с январем – мартом 2013 года (24,3 млрд. долларов США) на 3,3 млрд. долларов США, или на 13,6 %.

Экспорт товаров за I квартал 2014 года составил 122,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем – мартом 2013 года (125,2 млрд. долларов США) снизился на 1,8 %. Импорт товаров составил 71,6 млрд. долларов США и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшился на 7,1 %.

Положительное сальдо торгового баланса составило 51,4 млрд. долларов США и увеличилось по сравнению с январем – мартом 2013 года на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,1 %. Увеличение сальдо торгового баланса в январе – марте 2014 года по сравнению с январем – мартом 2013 года связано с тем, что темпы снижения экспорта товаров (на 1,8 %) оказались ниже темпов снижения импорта товаров (на 7,1 %).

Отрицательное сальдо финансового счета без учета резервных активов составило 48,6 млрд. долларов США и увеличилось по сравнению с январем – мартом 2013 года на 36  млрд. долларов США, или в 3,9 раза (12,6 млрд. долларов США), что связано с ростом оттока капитала из страны. По оценке Банка России, отток капитала за январь – март 2014 года составил 50,6 млрд. долларов США и превысил уровень января – марта 2013 года (27,5 млрд. долларов США) на 23,15 млрд. долларов США, или в 1,8 раза.

2.7. По состоянию на 1 марта 2014 года по сравнению с началом года темп прироста денежной массы (агрегат М2) снизился на 3 % (в соответствующем периоде 2013 года – на 0,8 %). За период с 1 марта 2013 года по 1 марта 2014 года объем денежной массы (М2) увеличился на 12,1 % (с марта 2012 года по март 2013 года – на 14,2 %), что не создает дополнительных рисков повышения инфляции со стороны монетарных факторов.

2.8. Совокупный внешний долг Российской Федерации (далее – совокупный внешний долг), по оценке Банка России, за отчетный период сократился на 3,2 млрд. долларов США, или на 0,4 %, и на 1 апреля 2014 года составил 723,9 млрд. долларов США, превысив объем международных резервов Российской Федерации на 237,7 млрд. долларов США, или на 48,9 %, а без учета средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) – на 412,7 млрд. долларов США, или в 2,3 раза.

По состоянию на 1 апреля 2014 года величина совокупного внешнего долга на 183,1 млрд. долларов США, или на 33,9 %, превысила предкризисный объем (540,8 млрд. долларов США на 1 октября 2008 года).

Следует отметить, что за 2013 год совокупный внешний долг относительно ВВП вырос до 34,6 % ВВП (за 2012 год – с 28,3 % до 31,6 %).

Сведения об объеме и структуре совокупного внешнего долга в 2012 – 2014 годах представлены в следующей таблице.

(млрд. долларов США)

Показатели

На 1 января

2013 года

На 1 января

2014 года

На 1 апреля

2014 года (оценка)

Изменение за

2014 год

Сумма

Струк-тура, %

Сумма

Струк-тура, %

Сумма

Струк-тура, %

Сумма

%

Совокупный внешний долг Российской Федерации – всего

636,4

100

727,1

100

723,9

100

-3,2

-0,4

в % к ВВП

31,6




34,6




32,9










Органы государственного управления

54,4

8,5

61,8

8,5

55,6

7,7

-6,2

-10,0

из них:

























федеральные органы управления

53,5

8,4

61,0

8,4

54,9

7,6

-6,1

-10,0

субъекты Российской Федерации

0,9

0,1

0,8

0,1

0,7

0,1

-0,1

-12,5

Центральный банк Российской Федерации

15,6

2,5

16,1

2,2

15,2

2,1

-0,9

-5,6

Банки

201,6

31,7

214,4

29,5

214,6

29,6

0,2

0,01

Прочие секторы

364,8

57,3

434,8

59,8

438,5

60,6

3,7

0,9

Справочно

























Международные резервы

537,6




509,6




486,1




-23,5

-4,6
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconАналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – июнь 2014 года
Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «о счетной палате Российской Федерации» и пунктом...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconБюллетень новых поступлений (январь март 2014 г.) Иваново, 2013 Бюллетень...
Бюллетень новых поступлений (январь-март 2014 г.) / Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, Библиотека;...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года icon«11» мая 2017 г. № Асп-7/16-09 Аналитическая записка
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в январе – марте 2017 года

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconМакроэкономические условия исполнения федерального бюджета
Анализ исполнения основных характеристик федерального бюджета в январе – декабре 2015 года и организации исполнения Федерального...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconI. Анализ формирования и исполнения доходной части бюджета
Аналитическая записка о формировании и исполнении доходной части консолидированного бюджета рд в 2011 году

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconСправочник с уникальными показателями строк 47 10. 3 Формы и контрольные...
Арм «FReport» устанавливается у Главных распорядителей средств федерального бюджета для подготовки данных автоматизированным способом...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconОб утверждении указаний по заполнению формы федерального государственного
Утвердить прилагаемые "Указания по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения n пм "Сведения об основных...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconНалоговый календарь на январь – март 2014 года
Форма налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 15. 10. 2009 №104н (ред от 21. 04. 2010 №36н) с учетом особенностей,...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconИнформаци я к оперативному докладу о ходе исполнения федерального бюджета
Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №384-фз «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее...

Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – март 2014 года iconКак вернуть из бюджета ошибочно (излишне) уплаченный платеж
Омской области государственный орган исполнительной власти, территориальный орган Федерального казначейства. На органы Федерального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск