Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеГоссударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/32
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОССУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТ

им. М. АКМУЛЛЫ

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА СОЦИАЛИЗАЦИЯ
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКИОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

УФА 2009

УДК 37.01

ББК 74.04(2)7

Ч 39
Печатается по решению редакционно-издательского совета

Башкирского государственного педагогического университета

им. М. Акмуллы

Человек. Общество. Культура. Социализация [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – с.

В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация», которая проходила 24-25 сентября 2009 г. на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Выступления охватывают широкий круг проблем: подготовки конкурентоспособных специалистов, их востребованности на рынке труда, функционирования информации как культурного феномена в современном обществе, сохранения и развития мирового культурного наследия, научного исследования социокультурного института семьи и детства, формирования положительных культырных ценностей у подрастающего поколения.

Сборник адресуется учителям, студентам, аспирантам педагогических вузов, всем интересующимся актуальными проблемами педагогики и культурологии.
Научный редактор: В.Л. Бенин, д-р пед. н., проф.
Редколлегия: В.Л. Бенин, д-р пед. н., проф. (отв. ред);

Р.А. Гильмиянова, канд. ист. н., доц.;

Р.О. Кротов, студ. СГФ;

А.Р. Даутова, студ. СГФ.


Предисловие

24 и 25 сентября 2009 г. на социально-гуманитарном факультете Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы прошла традиционная ежегодная Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Человек. Общество. Культура. Социализация». Сто сорок участников из пятнадцати городов России (Бирск, Волгоград, Вологда, Магнитогорск, Москва, Муром, Нижний Новогород, Новосибирск, Омск, Петрозаводск, Руза, Стерлитамак, Ульяновск, Уфа, Ярославль) активно и неформально заинтересованно обсуждали широкий спектр актуальных социокультурных проблем: информация в культуре XXI столетия; молодой специалист XXI века; проблема самореализации молодёжи в современном российском обществе; реальное и виртуальное общение в современной культуре; правовая культура России в условиях социально-экономического кризиса; законодательство о коррупции и правовые реалии России; Конституция РФ: изменения и коррекция; отечественная духовная культура в XXI веке и мультикультурализм; мировое культурное наследие в XXI веке; семья в системе институтов социализации ребёнка; социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проблема приобщения детей и молодёжи к здоровому образу жизни; профилактика социальных отклонений в поведении детей и подростков.

Пленарное заседание конференции открыл доклад К.А. Ковалевой и О.Е. Шмелевой (НГАСУ, г. Нижний Новгород) «Асоциальное поведение личности в понимании студентов и во взаимосвязи с их ценностными ориентациями». Сравнивая ценностные установки студентов средний специальных и выфсших учебных, авторы убедительно показывают, что к 20-22 годам система ценностей у молодых людей практически сформирована, в 15-17 лет она лишь только устанавливается и поддается коррекции. Это свидетельствует о возможности при необходимости изменения ценностных установок в данном возрасте.

Сразу два пленарных доклада были посвящены проблеме соотношения реального и виртуального общения в современной культуре. Ю.В. Мандрик (УлГТУ, г. Ульяновск) отметила, что в виртуальном пространстве коммуникации создается особая социальная среда. В ней существует свой специфический язык взаимодействия (наличие «смайликов», аббревиатур, удвоения глаголов, повышенной вербализации различных аспектов телесного опыта); специфические нормы взаимодействия (допущения большей раскрепощенности, следовательно, - как большей агрессивности, так и дружелюбия); избирательная трансляции социальных стандартов (так, например, большая часть «виртуальных персон» наделяется атрибутами физической красоты и силы); социальная иерархия, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации. По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном (виртуальном) мире. И.И. Лялин (Бирский филиал УГАЭС, г. Бирск) заострил внимание аудитории на том, что Интернет стал обязательным атрибутом жизни всех слоев молодежи, и особенно студенческой. Задача, на взгляд автора, заключается в том, чтобы стихийное общение в Интернете рационализировать и направить его в социально- и личностнозначимое русло.

Д.О. Кравченко (БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа), обратившись к теме «Молодежь в системе социально-педагогических отношений», доказал, что, в отличие от социальной работы, направленной на работу только с молодежью «социально проблемной группы», социальная педагогика ориентируется на всю молодежь. При таком подходе к определению объекта своего внимания социальная педагогика направлена на каждого молодого человека в его взаимодействии с социумом, обеспечивает реальный его приоритет в социальной среде, признание и реализацию его ценности и значимости; делает самого человека субъектом этой деятельности, социальным «партнером» - соавтором победы над своими проблемами (известный принцип - «помоги себе сам»); предполагает не только социальную адаптацию молодежи к среде, но и педагогически целесообразную ее трансформацию

Коллективный доклад Е.Ю. Жилиной, С.В. Фогельман и Н.В. Кергиловой (НГПУ, г. Новосибирск) был посвящен итогам анализа адаптации молодых специалистов к современному рынку труда. Они выяснили, что с появлением рынка труда значительная часть выпускников высшей школы оказалась недостаточно подготовленной к новым условиям профессионального самоопределения и самоутверждения. Это создает у них психологический дискомфорт, ведет к дестабилизации личности, к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, что оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье молодых специалистов.

Символике цвета в различных религиозных культурах посвялила свой доклад студентка БГПУ им. М.Акмуллы Л.Б. Багаутдинова. Отметив, что «естественный процесс эволюции породил в человеке способность использовать символы», она показала, что с момента возникновения цветовая символика самым тесным образом был связана с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут божественных сил. Само деление магии на «белую» и «черную» говорит о важной роли цвета в магических ритуалах.

Доклад курсантов УЮИ МВД РФ П.В. Каткова и К.А. Маврина посвящался совместной деятельности органов внутренних дел и средств массовой информации по формированию правосознания молодежи. Авторы отметили, что в недавнем прошлом традиционно главным каналом информационного обмена считалась пресса, сегодня фактически она является таковым лишь для незначительной части молодежи. Для большинства молодых граждан в на­стоящее время главные источники сведений о работе органов внутренних дел — это электронные средства массовой информации (теле- и радиопередачи), что необходимо учитывать при работе по формированию правосознания.

Самореализация молодежи в условиях социально-экономического кризиса исследовалась Н.В. Фархутдиновой (БашГУ, г. Уфа). Докладчик показал, что государству необходимо ввести жесткий контроль за соблюдением трудовых прав молодых граждан, потому что в этой сфере наблюдается большое количество грубых нарушений законодательства. Ужесточение ответственности работодателей, консультации молодежи относительно их трудовых прав - все это должно привести к более эффективному вовлечению молодежи в трудовую деятельность, а значит, и ее встраиванию в гражданское общество.

Но, безусловно, максимальный интерес аудитории вызвал доклад С.А. Шангареевой (УГАТУ, г. Уфа) «К проблемие любви как формы и способа человеческого самоутверждения». Лейт-мотив выступления («Любовь – это единство самоотрицания и самоутверждения личности. Такое понимание открывает возможность объяснить многие споры, связанные с любовью и ее противоположностью – ненавистью. Если личность не в состоянии отрицать себя, чтобы утвердиться в другом, то она не способна и глубже понять, прочувствовать другого человека. Человек, который боится посвятить себя другим, боится и любви») получил горячий отклик у присутствующих. Автора, без преувеличения, забросали записками с вопросами.

Но и на секциях конференции интересных, спорных и перспективных выступлений было много. Это, на мой взгляд, прекрасно иллюстрирует сборник тезисов конференции. Главное же, что продемонстрировала конференция  это растущий потенциал студенческой науки, молодежной по возрасту и вполне «недетской» по содержанию.
В.Л. БЕНИН

Декан социально-гуманитарного факультета

Башкирского государственного педагогического университета

им. М. Акмуллы, доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный работник образования РБ,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Л.Б. Багаутдинова (БГПУ им. М.Акмуллы, г. Уфа)
Естественный процесс эволюции породил в человеке способность использовать символы. Ни одно живое существо кроме человека не обладает этой способностью. Использование символов привело к возникновению и развитию культуры. Поведение человека - это символическое поведение. Человек становится человеком только тогда, когда он приобщается к тому порядку феноменов, который мы называем культурой. Культура не может существовать без символов, в частности, для О.Шпенглера символизация является основным критерием выделения «локальных культур», она определяет внутренние возможности культуры, которые не всегда находят полное воплощение и чувственное проявление в картине мировой истории: «Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее ...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет»[1, с 344]. Одним из таких символов является цвет.

С самого рождения человек окружен многообразием цветов природы. Древний человек придавал этому большое значение. Он наделял цвет определенным смыслом и значением. Становление цветовой символики протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и понять символическое значение вне культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, религии, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона. Чтобы понять ту или иную культуру надо обратиться к символике данной культуры, к её расшифровке [4].

С момента возникновения цветовая символика самым тесным образом был связана с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут божественных сил. Само деление магии на «белую» и «черную» говорит о важной роли цвета в магических ритуалах. Согласно христианским канонам бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет, особенно видимый, только одна из ипостасей Бога [2,c. 106-109]. В цветовой символике ислама много оригинального. Запрещение исламом изображать людей, животных способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни [3].

Мы предполагаем, что значение символики цвета в христианстве и в исламе имеет много общего, так как мифическое мышление древнего человека не разделяло чувства и мысли, как и границ между реальным и фантастическим. Цвет, который употреблялся в мифологическом значении, не символизировал что-либо, а являлся чем-либо. Древнего человека окружали цвета, которые существуют только в природе и поэтому он начал их отождествлять с конкретными природными явлениями. Так появляется символика цвета, которая трактуется одинаково в различных культурах. Проанализировав и сравнив источники религиозных, морально-нравственных регуляторов христианства и ислама, в которых закрепилось значение цвета, можно выявить много общего между ними.

Белый цвет в обеих религиях считался символом чистоты, святости, духовности. Желтый цвет в раннем христианстве имел положительный смысл как символ солнца и золота, начиная с 12-13 вв., он получил негативный смысл и стал символом лжи и предательства. В исламе желтый - это символ золота, солнца, нетления, радости, славы и успеха. Он считался лечебным цветом (Омар Хайям), но в то же время являлся символом желудочных заболеваний. Красный цвет в христианстве символизирует кровь Христа и священный огонь, который воспылает в день Страшного суда. Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других культурах. Он символизировал солнце, огонь и кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоции. Синий и фиолетовый считались мистическими, трансцендентными цветами. В исламе фиолетовый цвет также имел и значение обманчивости земной жизни, миража. Голубой ассоциируется с чистым небом и водой, является символом спокойствия и благополучия. В христианстве также выражал идею самопожертвования и кротости. Зеленый символизировал природу, жизнь, отдых. В христианстве зеленый имел также негативные значения- искушения, коварства, дьявольского соблазна. В исламе зеленый – главный цвет рая. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира – зеленое. Поэтому мы можем сказать, что в исламе отношение к зеленому исключительно положительное. Отношение к черному цвету в христианстве было преимущественно негативное. Он был символом зла, грехов, дьявола, ада, смерти, но в то же время монашества, смирения, отказа. В исламе к черному цвету относились не столь негативно. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень мусульман Кааба- черный. Черный отражал негативную сторону жизни только в тех случаях, когда он соотносился с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях он выражал глубину ума и сердца, обозначал высшую тайну мироздания. Коричневый и серый цвет в обеих религиях означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что большинство значении символов схожи, но в то же время можно увидеть и различия в их понимании. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что у каждой из религии свои ценности, своя неповторимая история возникновения и становления, что могло повлиять на изменение значения того или иного цвета в сознаниях людей, с момента появления цветовой символики.

Список использованной литературы:

  1. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О.Шпенглер – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 624 с.

  2. Базыма, Б.А. Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом [Текст]: Материалы конференции «Актуальные вопросы практической психологии и логопедии в учреждениях образования и охраны здоровья Украины» / Б.А.Базыма. - Харьков ,1998.

  3. Арабо-исламская культурная традиция. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание,1993.

  4. Ардашова Е.В.Цвет и цветовая символика [Текст] / Е.В.Ардашова. - Уфа, 2009.

  5. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве (Вопросы истории и теории эстетики) [Текст] / В.В.Бычков- М.,1975.

  6. Коровина С.В. Многоцветность духовной жизни личности и общества [Текст] / С.В.Коровина. - Уфа: РИО БашГУ, 2003.

7. Кандинский В. О духовном в искусстве: К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи [Текст] / В.О. Кандинский - М., 1989.
АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К СОВРЕМЕННОМУ РЫНКУ ТРУДА

Е.Ю. Жилина, С.В. Фогельман, Н.В. Кергилова (НГПУ, г. Новосибирск)
Динамизм глубоких социально-экономических преобразований всех сфер общества вызывает к жизни ряд новых психологических проблем, связанных с профессиональным становлением и функционированием молодых специалистов. В условиях рыночных отношений произошли изменения в их трудоустройстве социальном и профессиональном статусе. Им не всегда удается работать по полученной специальности, нередко приходится осваивать новую квалификацию "на ходу", включаясь в практическую деятельность часто не соответствующую профилю основной профессиональной подготовки.

Ситуация усугубляется тем, что с появлением рынка труда значительная часть выпускников высшей школы, оказалась недостаточно подготовленной к новым условиям профессионального самоопределения и самоутверждения. Это создает у них психологический дискомфорт, ведет к дестабилизации личности, к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, что оказывает существенное влияние на психическое и физическое здоровье молодых специалистов [4].

В связи с этим актуальной становится проблема адаптации молодых специалистов к современному рынку труда, выявление условий ее успешности, оптимизации. Нет сомнений в том, что учет особенностей адаптации молодых специалистов к современному рынку труда при их подготовке в вузе и других образовательных учреждениях повысит их адаптационный потенциал и, в целом, уровень психологической готовности к современному рынку труда и профессиональной деятельности в сегодняшних условиях.

Вместе с тем, проблема адаптации молодых специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда пока не стала объектом специальных исследований [1].

По проблеме адаптации человека к настоящему времени выполнен ряд исследований (И.В.Гребенников, В.П.Каширин, А.К.Маркова, В.А.Петровский, П.А.Просецкий, Е.С.Романова, В.А.Сластенин и др.). Однако психологические особенности адаптации специалистов психолого-педагогических профессий к современному рынку труда пока остаются не изученными, что входит в противоречие с потребностями общественной практики.

Молодые специалисты являются потенциалом, который еще не в должной мере используется большинством компаний и организаций. Основным преимуществом молодых специалистов является сочетание их личностных свойств (энергичность, активная жизненная позиция, энтузиазм), отсутствие привычных стереотипов в работе, легкость усвоения информации, нацеленность на получение опыта и на активную работу.

Понятие "адаптация" широко распространено в различных областях науки и техники и в самом широком смысле означает приспособление (от лат. adaptatio). Первое использование понятия "адаптация" принадлежит ученым-биологам. Под адаптацией в биологии подразумевается приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования [3].

Молодому специалисту трудно сориентироваться на рынке труда, разобраться, с чего начать поиск работы, как правильно представить информацию о себе потенциальному работодателю. При поступлении на работу молодой специалист "адаптируется" к профессиональной деятельности на современном рынке труда, "приспосабливается" к изменившимся после вуза условиям, к своей профессиональной и социальной роли, к новому коллективу, к новому режиму дня.

При этом есть ряд трудностей, возникающих при работе с данной группой кандидатов. Так, отсутствие четкого понимания целей своего профессионального роста в сочетании с желанием высокой зарплаты, «интересной» работы и жаждой быстрого карьерного роста при некоторых условиях может привести к уходу таких специалистов из компании по истечению года работы.

Адаптацию молодых специалистов к трудовой деятельности на современном рынке труда можно определить как многоплановый процесс согласования взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды. При этом адаптант предпочтительно и бесконфликтно избирает приемлемую систему труда для удовлетворения своих потребностей, принимая статусные роли и функции, овладевая новыми связями и отношениями, творчески самоутверждаясь как профессионал [2].

Этим вопросом занимается президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Вот что он говорит о данной проблеме "Уже в этом году многим выпускникам будет непросто устроиться на работу".

В свою очередь ректор МГУ им. М.В. Ломоносова
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Байкальский государственный университет экономики и права» и его...

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Байкальский государственный университет экономики и права» и его...

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема на обучение по дополнительным профессиональным программам...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего...
В государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Негосударственное образовательное учреждение...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Госсударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconО подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск