Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина


НазваниеПособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина
страница1/17
ТипСочинение
filling-form.ru > Туризм > Сочинение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

А. В. Леденев, Т. Г. Кучина


Как писать сочинение




Пособие для поступающих в МГУ имени М. В. Ломоносова

Москва, 2014 г.

А. В. Леденев, Т. Г. Кучина

Как писать сочинение: пособие для поступающих в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Пособие направлено на то, чтобы сформировать у абитуриентов понимание того, как надо и как не надо писать вступительное сочинение. В пособии даются практические рекомендации, как писать сочинение, описывается структура сочинений и основные принципы работы над ними, приведены и проанализированы необразцовые сочинение абитуриентов, даны образцы удачных сочинений на разные темы.

Данное пособие составлено в соответствии с программой для поступающих и практикой вступительных экзаменов в МГУ им. М. В. Ломоносова.

Пособие предназначено для абитуриентов МГУ.

© А. В. Леденев, Т. Г. Кучина, 2014 г.

Оглавление


Сочинение как форма творческой работы по литературе 3

Структура сочинения 6

Как писать вступление? 6

Как писать основную часть? 13

Как писать заключение? 17

Основные принципы работы над сочинениями 22

Образ литературного героя. 22

Система персонажей. 25

Сопоставительные темы. 27

Анализ различных аспектов поэтики художественного 31 произведения.

Проблемный вопрос как формулировка темы. 34

Оформление сочинения. 37

Анализ сочинений абитуриентов 40

Образцы удачных сочинений 75

Сочинение как форма творческой работы по литературе


По традиции письменный экзамен по русскому языку и литературе в высших учебных заведениях проводится в форме сочинения. Сочинение - это развернутая самостоятельная работа на предложенную тему, сформулированную в соответствии с программой вступительных экзаменов конкретного вуза. Хотя тематические границы общероссийской школьной программы по литературе и соответствующей программы для поступающих в МГУ в основном совпадают, некоторые небольшие отличия абитуриенту следует учитывать1. За сочинение абитуриенту выставляется одна общая оценка (а не две, как в школе). Эта оценка учитывает и уровень его владения нормами русского языка, и продемонстрированную им полноту, точность и глубину знаний конкретного содержательного аспекта произведения, заданного предложенной на экзамене темой. Количество предлагаемых тем ограничено: традиционно предлагается три темы историко-литературного характера (так называемых «свободных» тем на вступительных экзаменах в МГУ не бывает).

Для того чтобы успешно справиться с вступительными испытаниями, абитуриент должен хорошо знать тексты литературных произведений, владеть важнейшими теоретико-литературными понятиями, уметь анализировать произведения разных литературных родов и жанров. Готовясь к экзаменам, обратите внимание на обновленный (и несколько расширенный) раздел теоретико-литературных понятий в программе вступительных экзаменов МГУ. «Ахиллесовой пятой» литературной подготовки выпускников чаще всего оказывается их неумение выделить в заданной теме подразумеваемую этой темой теоретико-литературную основу. Речь идет о тех нескольких «опорных понятиях», без использования которых сочинение сведется либо к нестрогому эссе, либо к пересказу литературных сюжетов, либо – что происходит чаще всего – к произвольному монтажу сведений «из жизни» анализируемого автора и «подтверждающих» литературных цитат.

___________________________________________________

1 1Для этого следует прежде всего внимательно познакомиться со списком художественных текстов, знание которых предполагается программой МГУ. Из числа произведений, редко изучаемых в средней школе, в этом списке есть, например, пьесы А. Н. Островского «Лес», В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня», М. А. Булгакова «Дни Турбиных».

Знание теории литературы - важный аспект общелитературной подготовки абитуриента. Но подобно тому, как знание математических формул само по себе не гарантирует решения конкретной алгебраической задачи, – заучивание теоретико-литературных определений вряд ли поможет полно и интересно раскрыть предложенную на экзамене по литературе тему. Дело в том, что важно не просто знать, что такое художественная деталь или чем метафора отличается от метонимии, – необходимо ясно представлять, как именно (всякий раз по-разному) тот или иной прием использован в конкретном тексте.

Претендующий на высокую оценку абитуриент должен научиться отличать «бунинскую» деталь от «горьковской», «шолоховские» принципы сюжетосложения – от «солженицынских», а метафору В. Маяковского – от метафоры С. Есенина. Следует избегать в сочинении общих, бездоказательных утверждений о «народности» или «богатстве языка» того или иного произведения, о «широте и глубине охвата действительности» тем или иным писателем, о его «новаторстве» или «литературном мастерстве». Всякое утверждение должно быть по возможности максимально конкретным. Обеспечить такую конкретность поможет хорошее знание текста, обогащенное пониманием того, как функционируют в произведении основные элементы формы.

Готовящемуся к экзаменам абитуриенту предстоит попрактиковаться в литературоведческом анализе эпических, лирических и драматургических произведений XX века. Учет жанровой и родовой специфики изучаемого произведения – непременное условие качественной подготовки к вступительным экзаменам. Это в особенности касается лирических произведений, составляющих существенную часть списка художественных текстов, включенных в программу.

Как показывает практика вступительных экзаменов, именно разговор о лирике сложнее всего дается абитуриентам. Раскрывая тему сочинения о творчестве одного из поэтов, современный школьник обычно рассказывает, например, о личной судьбе А. Ахматовой и цитирует несколько фрагментов ее лирики, но часто оказывается неспособным сколько-нибудь внятно охарактеризовать конкретное стихотворение. В том случае, если разговор о конкретных произведениях все же заходит, он сводится к тематической характеристике или перечислению основных мотивов лирики поэта, после чего-то или иное стихотворение подвергается пересказу: называется его «главная мысль» и приводятся подтверждающие цитаты. Специфика стихотворной речи при этом почти полностью игнорируется. Как писал в «Разговоре с Данте» О. Мандельштам, если поэтическая речь поддается пересказу, то это «вернейший признак отсутствия поэзии: ибо там, где обнаружена соизмеримость вещи с пересказом, там простыни не смяты, там поэзия, так сказать, не ночевала».

Несколько реже встречается иной тип письменной работы: независимо от того, какое конкретное стихотворение школьник анализирует, он приводит примеры эпитетов и олицетворений, метафор и символов, анафор и эпифор, неологизмов и архаизмов (часто в одной и той же последовательности). Иногда вдобавок к этому будет определен стихотворный размер (метр) и отмечены аллитерации и ассонансы какого-либо стихотворения. Общий набор «литературных приемов» в таких письменных работах чаще всего оказывается одинаковым для Блока и Маяковского, Ахматовой и Пастернака, Есенина и Заболоцкого.

Слабое место историко-литературной подготовки школьников - отсутствие устойчивых навыков анализа и интерпретации тем разных типов. Нередко абитуриент не различает терминов «лирика» и «поэзия» и, например, в сочинении на тему «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова» анализирует поэму «Мцыри» (лироэпическое, а не лирическое произведение). Трудности вызывает определение точных границ заданной темы, так что часто - независимо от того, предложены ли для анализа сюжет, система персонажей или предметная изобразительность конкретного произведения - абитуриент начинает сочинение шаблонным утверждением о «величии» писателя, а завершает его не менее шаблонным тезисом о том, что произведение до сих пор «не утратило своей актуальности».

Настоящее пособие построено так, чтобы предостеречь абитуриентов от наиболее типичных ошибок и подсказать им, как написать удачное, грамотное в литературоведческом отношении сочинение. В пособии приводятся примеры «пятерочных», «четверочных» и даже «троечных» сочинений, сопровождаемые разборами, сделанными экзаменаторами. В заключительной части пособия вы найдете образцовые, «модельные» сочинения. Помните только, что получить высокую оценку, механически воспроизведя чужой текст или заучив готовое сочинение наизусть, невозможно: сочинение есть самостоятельная творческая работа по литературе.

Структура сочинения

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?

Для того чтобы объяснить, как написать вступление, воспользуемся методом от противного: рассмотрим, какие ошибки НЕ надо делать, начиная писать сочинение.

  1. НЕ надо пытаться «пересказать» формулировку темы более распространенным предложением - как правило, это приводит к появлению клишированных фраз типа:

Образы природы занимают немаловажное место в творчестве А. С. Пушкина (тема «Образы природы и их роль в художественном мире А. С. Пушкина»);

Лирические отступления играют заметную роль в поэме Гоголя «Мертвые души» («Темы и формы лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»»);

Словесный портрет героя имеет важное значение для его характеристики в поэме Гоголя («Художественное мастерство Н. В. Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»)»).

Помните о том, что если бы тема не «занимала важного места», а образ чего бы то ни было не «играл важной роли» в творчестве поэта или писателя, вам не предложили бы писать об этом на экзамене. Не стоит напрасно тратить время на описание очевидного - лучше сосредоточиться на выявлении специфических особенностей, отличающих картину мира и художественный строй произведения данного автора.

  1. НЕ надо писать «универсальных» вступлений, которые могут быть частью сочинения на любую тему по творчеству данного автора. Как правило, в таких вступлениях абитуриенты рассуждают о том, что «Пушкин (Лермонтов / Толстой / Чехов) – великий русский писатель, чей вклад в развитие отечественной литературы и культуры трудно переоценить», или о том, что «новаторские идеи Гоголя / Достоевского / Тургенева в значительной степени предопределили те художественные открытия, которые сделала литература XX века».

  2. НЕ надо воспроизводить фрагменты биографии писателя (если тема не связана впрямую с автобиографическими мотивами), или подробно характеризовать историческую эпоху (если тема не имеет отношения к отражению реальных исторических событий в литературном произведении), или рассуждать об основных чертах того литературного направления, к которому принадлежит писатель (и уж тем более если не принадлежит).

  3. НЕ стоит использовать в речевом оформлении первых строк вводные слова и предложения («кажется», «можно предположить», «пожалуй» и т.п.), отрицательные конструкции («не стоит упоминать о...», «нет смысла напоминать о...») Если ваше сочинение начинается фразой «если можно так выразиться...» или «нет необходимости указывать на то, что...», оно заставляет экзаменатора думать, что вы не знаете точно того материала, о котором решили писать, или заранее предполагаете, что воспроизводите тривиальные истины, излагаете аксиомы. Не стоит начинать сочинение и с ложно-многозначительных номинативных предложений в сопровождении многоточия – примерно такого плана: «Пушкин... Какой русский не знает этого имени?» или «Петербург... Как много связано с этим словом в русской культуре!». Такого рода «зачин» укажет только на непонимание существа темы и отсутствие художественного вкуса у пишущего.

Лучше всего придерживаться трех простых правил:

Первое и главное правило: вступление должно написано именно к данной конкретной теме и именно в той ее формулировке, в какой она предложена на экзамене.

Второе правило: вступление должно показать ваше понимание темы и обозначить (наметить) те пути, по которым вы планируете раскрывать тему.

Третье правило: вступление должно быть «центрировано» по отношению к тем опорным, ключевым словам, которые составляют смысловое ядро в формулировке темы. Так, например, в теме «Своеобразие жанра и стиля поэм М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова... «» такими словами будут «жанр» и «стиль», и писать об обстоятельствах создания поэм нет никакого смысла; а в теме «Судьба человека и ход истории в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»» центральные категории - человек и история, «частное лицо» и «государство», именно они и должны сформировать «лексикон» вступления.

Попробуйте выполнить несколько простых упражнений, чтобы потренироваться в написании вступлений к сочинениям.

Упражнение 1. По вступлению определите, на какую тему было написано сочинение.

а) Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» во многом определяется тем особым положением, которое занимает в нем автор, одновременно являющийся и создателем литературного произведения, и его героем. Повествователь и персонажи, о которых он рассказывает, постоянно меняются местами: то рассказчик, то его персонажи оказываются в центре внимания читателя. Главную роль в создании образа автора играют его монологи - авторские отступления. Они служат различным художественным целям. Одной из главных среди этих целей является создание «энциклопедии русской жизни». А образ России не может быть полным без описания природы. Потому пейзажные зарисовки несут целый ряд художественных функций.

б) Монологи Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» органически связаны с развивающимся действием, психологически оправданы и содержат важную информацию как о самом герое, так и о мире, его окружающем. Сам Чацкий в данном произведении выступает одновременно и героем-любовником, и резонером, то есть его амплуа двойственно, и это также находит свое отражение в монологах Александра Андреевича.

в) Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновение характеров - все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Раскольникова занимает центральное место в системе персонажей произведения, потому что именно к нему ведут все основные нити повествования. Он связывает различные эпизоды и ситуации романа. Прежде всего автора волнует психологический аспект. Почему его герой, по-своему честный и благородный человек, совершает страшное убийство? Шаг за шагом показывает писатель мысли и поступки своего героя, окруженного людьми, которые заставляют Раскольникова спорить с ними, страдать, волноваться, сопереживать, либо толкая его в пропасть, либо помогая нравственно возродиться. Велика в этом плане роль женских образов романа.

Можно предположить, что только во втором случае (пункт Б) вы не ошиблись и были близки к точной формулировке темы: «Монологи Чацкого и их художественное значение в комедии Грибоедова «Горе от ума».

В первом же варианте вступления (пункт А) нелегко выбрать между двумя напрашивающимися формулировками - либо «Образ автора...», либо «Образ родины в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (при том что сомнения останутся в любом случае из-за финального предложения о значимости пейзажей в романе). На самом деле абитуриент писал сочинение на тему «Образы природы и их роль в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Основная ошибка автора работы – обилие избыточной информации, содержащейся во вступлении. Лишние сведения о художественной структуре романа лишь уводят от конкретной темы, а не ведут к ее раскрытию.

Третье вступление (В) ориентирует читателя сочинения на анализ системы персонажей романа «Преступление и наказание» или на осмысление места Раскольникова в ней. В реальности сочинение было написано на тему «Роль женских образов в раскрытии характера Раскольникова». Отметим, что ни одна из главных героинь сочинения во вступлении даже не названа; о ком из персонажей абитуриент собирается писать, из начала работы неизвестно.

Отметим и общие речевые недочеты вступлений: итоговые фразы («пейзажные зарисовки несут целый ряд художественных функций» и «велика в этом плане роль женских образов романа») представляют собой простые пересказы формулировок тем. Они не вводят в основную часть и не становятся отправной точкой будущего рассуждения, а возвращают к самому началу – к той первой строчке, на которой записана сама тема. Такое вступление написано вхолостую.

Упражнение 2. Закончите вступление к каждой из предложенных тем, указав на те аспекты их рассмотрения, о которых речь пойдет уже в основной части:

а) Тема сочинения: «Образы венценосцев в романе А. Н. Толстого «Петр Первый».

Личности людей, от чьей воли зависела судьба страны, всегда интересовали русских писателей и поэтов. Образы тех или иных монархов, картины их правления запечатлены в произведениях А.С. Пушкина, М. Ю.

Лермонтова, Л. Н. Толстого. В романе А. Н. Толстого <...>

б) Тема сочинения: «Трагизм судьбы Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

О трагическом говорят в случае неразрешимого при жизни героя художественного конфликта, когда поступки героя приводят либо к его гибели, либо к уничтожению важнейших для него жизненных ценностей. Именно такой конфликт лежит в основе конфликта пьесы Островского «Гроза» <...>

в) Тема сочинения: «Образ моря в русской поэзии первой половины XIX века».

Море – один из обязательных атрибутов пейзажа в романтической поэзии начала 19 века. В сознании поэта романтика природа всегда противопоставлена цивилизованному, урбанизированному, миру, но море – свободное, непредсказуемое, таинственное – в максимальной степени соответствует представлениям художника о гордой и независимой душе романтического героя. <...>

Упражнение 3. Самостоятельно напишите вступление к сочинениям на следующие темы (вы можете воспользоваться теми вопросами, которые сопровождают каждую формулировку – они помогут вам сосредоточиться на главном в данной теме):

а) Москва у А. С. Грибоедова и Москва у А. С. Пушкина.

В какой главе романа «Евгений Онегин» Пушкин рисует образ Москвы? Вспомните, какие эпиграфы он выбирает для «московской» главы своего романа? На какие традиции в изображении Москвы сориентировано пушкинское описание?

б) Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Какие из внесюжетных элементов композиции (лирические отступления, эпиграфы, пролог, эпилог, вставные эпизоды, предисловие, послесловие, посвящение и т.п.) использованы Гоголем в поэме? Какова связь между внесюжетными элементами композиции и жанровыми особенностями произведения?

в) Пьеса М. Горького «На дне» как философская драма.

Какие категории становятся центральными в дискуссии, которую ведут на протяжении пьесы ночлежники? Почему «несвязные» беседы ночлежников можно рассматривать как философский спор?

Упражнение 4. Подумайте, чем должны различаться вступления к сочинениям на близкие темы. Какие формулировки из вступления могут быть применимы к обеим темам, а какие не должны повторяться?

а) Образ поэта в творчестве В. В. Маяковского.

Лирический герой поэзии В. В. Маяковского

б) Особенности изображения психологии героев в произведениях М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман.

в) Темы и формы лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

г) Дело Раскольникова глазами Порфирия Петровича.

Родион Раскольников и Порфирий Петрович: логика защиты и обвинения («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского).

Приведем пример выполнения задания на материале следующих тем:

1) Времена года как тема поэзии А. С. Пушкина 2) Образы природы в лирике А. С. Пушкина.

Природа – основной «объект» исследования в рамках обеих тем. Однако отметим, что темы различаются и по литературному материалу, который в каждой из них должен рассматриваться, и по ракурсу его анализа. «Времена года как тема поэзии Пушкина» – более широкая по набору произведений (и лирические стихотворения, и роман «Евгений Онегин»), но более конкретная по принципам анализа: из всех закономерностей природной жизни нужно рассматривать только сезонный цикл и его художественное преломление в поэтических произведениях Пушкина. Тема «Образы природы в лирике А. С. Пушкина» в сравнении с первой более описательная, но и более локальная по поэтическому материалу – предметом рассмотрения в сочинении будут только стихотворения. Основное внимание будет уделено структуре пейзажа, принципам формирования образного ряда, «вписанности» жизни человека в мир природы.

Отсюда во вступлении к первому сочинению акцент можно сделать на том, что в поэзии Пушкина воссоздается сезонный природный цикл, включающий субъективно окрашенные образы каждого времени года, что в их круговороте проявляются универсальные, всеобщие законы, в равной мере распространяющиеся и на природу, и на человека. Во вступлении ко второй теме будет уместно указать на спектр явлений природы, попадающих в поле зрения поэта (море, зеленые холмы и дубровы, зимний или осенний лес, молодая рощица и т.д.), и на смену принципов изображения природного мира (от романтических – к реалистическим картинам) в ходе творческого развития поэта.
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ?

Содержание и композиция основной части сочинения определяются характером темы. Общие принципы можно сформулировать коротко:

· рассуждение должно быть строго подчинено рассматриваемой теме;

· отобранный литературный материал (если сочинение пишется не по одному, а по нескольким произведениям) должен точно отвечать теме (избыток или неполнота его будет недостатком сочинения);

· в сочинении следует соблюдать паритет между теоретически ми положениями, выдвигаемыми тезисами – и комментариями, примерами из текста произведения;

· композиционная стройность сочинения определяется последовательностью, логичностью рассуждения, внятными переходами от одной смысловой части к другой;

· в сочинении нужно грамотно и точно использовать необходимые теоретико-литературные понятия, без которых невозможно выполнить корректный филологический разбор художественного текста; · речевое оформление рассуждения должно отвечать существующим нормам литературного языка.

Более подробно остановимся на типичных трудностях.

Первое, что нужно сделать, приступая к работе над сочинением, – четко определить содержательные границы темы и точно отобрать литературный материал (эпизоды для анализа из эпических или драматических произведений, конкретные стихотворения для сочинения по лирике). Следует внимательно изучить программу – отбирать литературные произведения для раскрытия темы в первую очередь нужно из нее. Если вы воспользуетесь примерами из внепрограммных произведений, это добавит убедительности работе; но если вы обойдете какое-либо из программных произведений, впрямую относящихся к теме, это будет серьезный минус в сочинении.

Очень важно точно понять, какой объем материала должен войти в сочинение, а что может остаться за его пределами не в ущерб полноте раскрытия темы. Ни в коем случае не стоит заталкивать в сочинение все известные вам сведения о поэтике или проблематике литературного произведения. Избыточная, не относящаяся к теме информация так же серьезно влияет на снижение оценки, как и неполнота содержания.

Обратимся лишь к одному примеру - теме «Внесюжетные элементы и их художественная роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»». Предмет анализа в сочинении - лирические отступления, вставная «Повесть о капитане Копейкине» и притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (из 11 главы поэмы). За пределами собственно сюжета остаются и многочисленные развернутые сравнения, при помощи которых Гоголь описывает героев и окружающий их мир (вспомните приезд Чичикова к Коробочке и описание лая деревенских собак, сопоставленного со звучанием церковного хора, или портрет Собакевича, начавшийся сравнением с «молдаванской тыквой», а закончившийся рассказом о сельском празднике).

Останавливаться при раскрытии этой темы на образах помещиков, городских чиновников, провинциальных дам бессмысленно – этот материал должен остаться за рамками сочинения, не отвечая поставленной теме. Однако тема не будет раскрыта, если свести ее только к перечислению внесюжетных элементов композиции и кратким комментариям, например, по проблематике лирических отступлений. Основная цель работы характеристика роли внесюжетных элементов в художественном целом поэмы. Проще говоря, нужно ответить на вопрос, зачем они нужны автору и какие функции за ними закреплены в произведении. Только четкий ответ на этот вопрос позволит считать тему раскрытой.

Полезно тщательно обдумать каждое слово в формулировке темы -это позволяет расставить для себя акценты в ее раскрытии. Если точно понять, например, чем тема «Судьба казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»» отличается от темы «Образы казаков в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»», то это позволит избежать ее неправомерного сужения и сведения к перечню того, что случилось за время революции и гражданской войны с каждым из главных героев романа. Правильное понимание темы определяет и точный отбор фактов для ее осмысления. Так, тема «Судьба казачества...» предполагает выявление двух аспектов жизни казачества:

  1. исторически сложившиеся устойчивые черты казачьего быта и культуры (соединение в казаке ипостасей воина и землепашца; часто конфликтное взаимодействие патриархальных обычаев и своенравия, естественной мудрости и суеверий, тяги к порядку и стремления к личной свободе; календарно-циклический характер жизнедеятельности: пахота, посев, покос, жатва и т.д.). В этом отношении важно опереться на эпизоды родовой истории Мелеховых и эпизоды мирного труда казаков (происхождение рода Мелеховых, особенно эпизод самосуда над бабушкой Григория, «ведьмой», которую обвинили в падеже скота; сцены скачек, лугового покоса и т.п.);

  2. разрушительное влияние революции и гражданской войны на весь уклад жизни казаков; итог этого влияния - распад и уничтожение всех важнейших духовных (а не только материальных) ценностей в жизни казаков: разрушение семьи, разочарование в воинском долге, насильственный отрыв от землепашества. Распад «семейных гнезд»: гибель всех родственников Григория (за исключением сестры Дуняши и сына Мишатки); а также казачьих семей Коршуновых и Кошевых.

Наиболее важны для анализа:

· материал, связанный с семьей Мелеховых (отец Григория Пантелей Прокофъевич, мать Ильинична, брат Петро, жена брата Дарья, сестра Григория Дуняша, жена Григория Наталья и его возлюбленная Аксинья;

· образы Митьки Коршунова и Мишки Кошевого - бывших приятелей Григория, теперь разошедшихся по разные стороны баррикад;

· антагонистические (по политическим устремлениям) характеры сотника Ефима Изварина и большевика Федора Подтелкова;

· образ Ильи Бунчука (казак-большевик, командующий расстрелами);

В работе, претендующей на хорошую оценку, должны быть хотя бы коротко раскрыты или (по меньшей мере) упомянуты: смысл заглавия (и в этой связи мифопоэтические элементы романа – ассоциации с «рекой жизни», которая превращается в «реку смерти»); значение массовых сцен (сельскохозяйственного труда и батальных); роль женских образов (особенно трагичными выглядят судьбы Натальи и Аксиньи, а также Дарьи и Анны Погудко); наконец, лейтмотив дома (с образа дома Мелеховых начинается и им же заканчивается роман). Разумеется, необходимо раскрыть категорию трагического применительно к судьбам казачества.

Если в работе охарактеризованы образы казаков, но нет разговора о трагизме судьбы всего казачества, максимальной может быть оценка «3».

В композиционном оформлении сочинения основные трудности вызывают переходы и связки между отдельными частями. Самые типичные связки в плохом сочинении – «а еще» и «также» (варианты – «а еще следовало бы сказать» или «также хотелось бы отметить»). Неприемлемы такие связки прежде всего потому, что они механически пристыковывают фрагменты сочинения друг к другу, не продолжая, не развивая, не уточняя, не корректируя предшествующую часть рассуждения. Немногим лучше и переходы типа «примечательно, что...», «кроме того» или «рассмотрим теперь» – они все равно не устанавливают логических связей между абзацами. Оптимальный путь композиционного выстраивания сочинения – расположение его частей по принципу сопоставления / противопоставления, конкретизации / обобщения выдвинутых в них идей, развертывания в последующем фрагменте одной из тех формулировок, что среди прочих была дана в предыдущей части.


КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Лучше всего начать работу над заключением с прочитывания вступления. Какие аспекты темы вы выделили как главные, решающие для данной работы? На какие вопросы «обещали» ответить своим сочинением? Именно это определит логику и заключения к вашей работе.

В целом же заключение должно «свести» воедино все ключевые идеи сочинения, но не в деталях и подробностях, а в их общем виде. В заключении частности могут быть представлены как проявления универсальных закономерностей: отдельные образы – как характерные культурные знаки, отдельные особенности художественного строя произведения (сюжета, композиции, языка) – как проявления его жанровой специфики или как приметы стилевой индивидуальности автора.

Заключение может допускать и выход за переделы темы – в случае, если необходимо указать, какие художественные открытия того или иного автора нашли продолжение и получили развитие в творчестве других писателей, как оказалась преломлена та или иная тема в произведениях разных авторов. Не следует только составлять длинные списки продолжателей традиций - не забывайте, что все названные в нем писателя уже не имеют прямого отношения к раскрываемой вами теме.

Чтобы потренироваться в формулировании итоговых положений сочинения, выполните несколько упражнений.

Упражнение 1. Допишите заключение к сочинениям, развернутые планы которых приводятся ниже.

а) Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Жанровое своеобразие романа: «не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Преобладание лирического начала в романном повествовании. Главенствующая роль автора в романе. Автор как лирический центр повествования.

Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. Биографический пунктир отступлений: первая глава – рассказ о молодости и упоминание о южной ссылке, шестая – прощание с молодостью, восьмая – рассказ о лицейских годах. Субъективный мир автора в лирических отступлениях.

От «А» до «Я»: тематический диапазон лирический отступлений. Роль лирических отступлений в создании художественного образа эпохи. Соединение в романном повествовании эпической широты и лирической субъективности. «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» от первого лица (от «Я»).

Лирические отступления и пейзажные фрагменты повествования: объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы.

Лирические отступления на «литературные» темы: проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т.д.) на страницах романа. Романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования.

Лирические отступления как литературная биография «Евгения Онегина»: воссоздание истории создания романа на страницах романа. Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все это строго...», «пора мне... пятую тетрадь / От отступлений очищат»«). Возможные, но нереализованные пути развития романного действия. «Планы» и «черновые наброски» будущих произведений в романе.

Обращения к читателю в лирических отступлениях. Образ читателя на страницах романа. «Роман требует болтовни»: эффект свободного диалога с читателем.

б) Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» (тезисный план)

В какой ситуации в ночлежке появляется Лука? Что меняется в общей атмосфере ночлежки и в жизни каждого ее обитателя с его появлением? В людях, готовых притерпеться к жизненным невзгодам, Лука возбуждает беспокойство, он стимулирует их энергию.

Отношения Луки с Анной, Наташей, Пеплом, Настей, Клещом, Актером. Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно подспудно зрело в их душах. Не случайно он даже не пытается утешать Бубнова, Барона или Сатина. Лука обещает умирающей Анне, что на том свете мук никаких не будет – «отдохнешь там!» Актеру внушает, будто в одном городе устроена лечебница для пьяниц. Пеплу рассказывает про «хорошую сторону Сибирь», куда ему с Наташей впору отправиться.

Лука улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся от каждого человека, и дает этой мечте оформится в целое. Тем самым мечта того или иного ночлежника, впервые найдя человеческий отклик, понимание, начинает крепнуть, а с ней крепнет и доверие человека к самому себе. Персонаж оказывается способен к первому в жизни самостоятельному действию, на котором лежал бы отпечаток его личности (а не только внешних обстоятельств).

Вот как Лука формулирует свой девиз: «Во что веришь, то и есть». В его действиях нет никакой корысти. Луку презрительно называют «проповедником», но он совсем не читает проповедей. Лука вовсе не говорит никому: сиди и жди, Бог тебя спасет. Он говорит: ты можешь претворить свою мечту в жизнь. Суть того, к чему стремится Лука, раскрывается в его притче о праведной земле.

Двойственность той роли, которую играет в кругу ночлежников Лука. Стремясь сглаживать ситуации, Лука обостряет их – именно потому, что он настойчиво обращается к человеческой активности людей «дна» и стимулирует ее. Но эта пробудившаяся активность «срабатывает» неожиданным образом, ибо сталкивается с обстоятельствами, силу которых Лука недооценивает. В этом отношении Лука одновременно виновен и невиновен.

Герои пьесы относятся к Луке по-разному. Особо значима сатинская характеристика. Начав с отповеди Бубнову, Сатин в итоге формулирует то, чего не сумел выразить сам Лука. Монолог Сатина - не столько обличение красивой лжи Луки, сколько пример пробуждения Человека в еще одном ночлежнике. Авторская, горьковская «правда» о человеке включает в себя и правду Луки, и правду Сатина.

Упражнение 2. Внимательно прочитайте приведенные ниже варианты заключений к темам по творчеству Гоголя, Толстого, Чехова. Постарайтесь определить, к какой именно из трех сформулированных тем по творчеству каждого автора данное заключение относится. Какие аспекты темы предстают в заключении как наиболее значимые?

а) Сатирический портрет персонажа, изначально основанный на утрировании, специальном подчеркивании недолжного, под пером Гоголя приобретает гротескные черты. Смешные и страшные лики гоголевских персонажей - при полном внутреннем вакууме - единственное их достояние. Обладая диковинной внешностью, которая, говоря словами самого Гоголя, «словно старается впрыгнуть в глаза» читателю, они концентрируют в себе черты пошлости, абсурдности того мира, в котором они обитают. Коллективный портрет чиновников, помещиков, крестьян в изображении Гоголя стал подлинным лицом российской действительности 30-х гг. XIX века.

Варианты тем:

  1. Авторская ирония и способы ее выражения в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

  2. Художественные особенности сатиры в творчестве Н. В. Гоголя (по поэме «Мертвые души»).

  3. Художественное мастерство Н. В. Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые души»).

б) Толстой практически не употребляет по отношению к французам слова «народ». Особенно заметно это в главах, рассказывающих о партизанской войне. По Толстому, русский народ воюет с безликой толпой, которая тает, как снежный ком, катящийся по смоленской дороге, уничтожая себя под тяжестью своей собственной массы. Толпа, пишет Толстой, это когда все жмутся в кучу. Ни одному французу Толстой не дает духовного прозрения, способности мыслить самостоятельно и нестандартно. Французы получились у Толстого такими, какими и были им задуманы: «не вредными, не ненавидимыми, не виноватыми - просто ненужными» России.

Варианты тем:

  1. Образы французов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

  2. Наполеоновское нашествие в изображении Л. Н. Толстого (роман «Война и мир»). 3) Отечественная война 1812 года и судьбы героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

в) Печальное ретушируется смешным, а смешное, в свою очередь, просвечивает печальным. То, что формально могло бы быть признано «мажорным» или «минорным», в чеховской пьесе не только не исключает, но, напротив, предполагает близость противоположного. В этом - чеховское понимание мира, в котором нет «чистых» состояний, но есть движение, то есть жизнь. Варианты тем:

  1. Жанровое и композиционное своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

  2. Смешное и печальное в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».

  3. Комические образы и их роль в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

Правильные ответы:

а) Художественное мастерство Н. В. Гоголя в создании словесного портрета героя (поэма «Мертвые

души»);

б) Образы французов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»;

в) Смешное и печальное в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».

Основные принципы работы над сочинениями
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconМгу биологический факультет ленинские горы, Москва
Руководителям структурных подразделений биологического факультета мгу имени М. В. Ломоносова

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconПравила прохода в корпуса Филиала дома студента мгу имени М. В. Ломоносова (фдс мгу)

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconПособие по истории Отечества для поступающих в вузы 2-издание, дополненное
Книга составлена преподавателями исторического факультета мгу им. М. В. Ломоносова с учетом требований, предъявляемых на вступительных...

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconИ Филологический факультет мгу имени М. В. Ломоносова проводят очередной...
Институт русского языка и культуры (до 2013 г. – Центр международного образования) и Филологический факультет мгу имени М. В. Ломоносова...

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconЧисло Подпись образец заявления №2 Ректору мгу имени М. В. Ломоносова...
Прошу допустить меня к вступительным экзаменам в конкурсную очную аспирантуру по специальности в 2014 году

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconПоложение о секции Спортклуба мгу им. М. В. Ломоносова 2009г. «Альпинистский...
Спортивная секция «Альпинистский Клуб имени Хохлова» (далее по тексту – «Клуб») является составной частью Спортклуба мгу. Секция...

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconГсп-1 мгу имени М. В. Ломоносова, д стр. 52
Положение о подготовке и защите выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации)

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconРабочая программа составлена на основе
Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова для реализуемых образовательных программ высшего профессионального...

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconДиректору мноц мгу имени М. В. Ломоносова член – корреспонденту ран...
Медицинского научно-образовательного центра фгбоу во московский государственный

Пособие для поступающих в мгу имени М. В. Ломоносова Москва, 2014 г. А. В. Леденев, Т. Г. Кучина iconДиректору мноц мгу имени М. В. Ломоносова член – корреспонденту ран...
Медицинского научно-образовательного центра фгбоу во московский государственный

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск