Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6»


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеПояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6»
страница1/84
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

Оглавление.
1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………… 3-8

1. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………………………...4-42

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования ………………………………………………………………..42-59

2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………. ……………………………………………………59-94

2.1.1. Понятие, функции и виды универсальных учебных действий

2.1.2. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы

2.1.4. Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе и типовые задания для их формирования

2.1.5. Типовые задачи формирования и диагностики личностных,регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий

2.1.6. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

2.2. Программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности ………….94-369

2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования………………………………… ……………………………………………..369-385

2.4. Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа

жизни……………………………………………………………………………………………..385-392

2.5. Программа коррекционной работы………………………………………... ……………..392-405

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования……………………………………………404-408

3.2. План внеурочной деятельности………………………………………………………………408-412

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения …………………………………………………….412-421

Приложение


  1. Целевой раздел

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов.

1. 1.Пояснительная записка

Разработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ЗСОШ№6» Заинского муниципального района Республики Татарстан осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Совет школы), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная) образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса на 2015 – 2019 гг.

Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ОС «Начальная школа XXI века», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и Концепцией Образовательной системы «Начальная школа XXI века».

Образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №6 города Заинска Республики Татарстан на 1 уровне обучения с 2015-2016 учебного года.

Цель ООП НОО: Формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО.

 Задачи ООП НОО:

1. Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта. (Из требований к структуре-содержанию)

2. Обеспечить целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы. (Из требований к условиям)

3. Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы

ООП сформирована с учётом особенностей первого уровня общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего

школьного возраста.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в

ходе изучения учебных предметов опыт специфической для

каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного ипознавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

В школе применяются следующие технологии деятельностного типа:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Развивающего и проблемного обучения;

  • Проектно-исследовательские;

  • Технология использования игровых методов;

  • Технология дифференцированного обучения;

  • Здоровьесберегающие технологии и др.

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта реального управления и действия.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения по всем направлениям, заявленным в образовательной программе, включает в себя перечень традиционных мероприятий, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. В каждом направлении не просто ведется плановая, традиционная работа, а создаются образовательно-воспитательные проекты, реализующие задачи духовно-нравственного воспитания и развития школьников. Все мероприятия в начальной школе систематизированы в традиционных годичных проектах. В целях обеспечения современного качества образования наше ОУ предлагает модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Основное и дополнительное образование детей являются равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Дополнительное образование детей усиливает вариативную составляющую основного, способствует эффективному использованию его потенциала за счет углубления, расширения и применения школьных знаний путем реализации программ дополнительного образования детей, создает условия для полноценной организации свободного времени детей.

Технический паспорт начальной школы МБОУ «ЗСОШ№6»:

1 этаж:

коридор, S=175,5;

кабинеты: 117 (S=51,9), 118 (S=53,1), 119 (S=52,6), 120 (S=52,4), 121 (S=52,2), 122 (S=52,5);

2 этаж:

коридор, S=79,6;

кабинеты: 215 (S=52,5), 216 (S=53,7);

3 этаж:

коридор, S=234,7;

кабинеты: 313 (S=54), 314 (S=51,6), 315 (S=52,8), 316 (S=51,3), 317 (S=52,9), 318 (S=54,4), 319 (S=51,9), 320 (S=51,9), 321 (S=52,2), 322 (S=52,2);

Столовая, S=222,4;

Гимнастический зал, S=134,6;

Хореографический зал, S=47,4;

Актовый зал, S=227,1;

Музыкальный класс, S=52,8.

В каждом кабинете начальных классов имеется интерактивная доска, ноутбук. На все начальные классы - 4 мобильных класса.

В начальной школе работают 19 педагогов. С высшем образованием – 16, средне-специальным – 3. 9 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 6 первую, 4 молодых педагога.

МБОУ «ЗСОШ№6», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, знакомит обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и основными нормативными документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей), обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Все классы начальной школы работают по образовательной системе обучения «Начальная школа XXI века».

«Начальная школа XXI века» - это образовательная система (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспективной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виноградова). Особое внимание коллектив авторов УМК «Начальная школа XXI века» уделил формированию способности детей творчески решать различные учебные задачи, используя для этого воображение. Другая особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.

В систему учебников «Начальная школа XXI века» входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

- Русский язык.

Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова А.О.

Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.

- Литературное чтение. Авторы: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В.

- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

-Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

- Технология. Автор: Лутцева Е.А.

- Английский язык (2-4 классы). УМК «FORWARD». Авторы: Вербицкая М.В., Оралова О.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.

- Физическая культура. Авторы: Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С.

Образовательная система «Начальная школа XXI века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах:

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. Установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.

Образовательная система «Начальная школа XXI века» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования» и разрешены к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» приказом № 253 от 31 марта 2014 года.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

Похожие:

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconПояснительная записка 1 Цели реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconПояснительная записка 3 Планируемые результаты освоения основной...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconОсновной образовательной программы основного общего образования мбоу...
Мбоу сш №59) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconПояснительная записка. Определение цели и задач реализации программы....
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconПояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования мбоу сош №3 5

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconОбразовательная программа на 2011-2015 учебный год в рамках фгос ноо пояснительная записка
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования мбоу анно-Ребриковская сош

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconОсновной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
Целевой раздел основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
...

Пояснительная записка Разработка основной образовательной программы начального общего образования мбоу «зсош№6» iconПояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования мбоу одинцовской сош №12 4

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск