Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта»


НазваниеУчебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта»
страница1/4
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курганское училище олимпийского резерва»


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«Менеджмент физической культуры и спорта»
ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА

И АДАПТАЦИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
для студентов специальности 050720 (51) Физическая культура


Курган 2010

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта». Технология трудоустройства и адаптация на рабочем месте: учебное пособие для студентов специальности 050720(51) «Физическая культура» / Н.Г. Шведова; ГОУ СПО «Курганское училище олимпийского резерва». – Курган, 2010.

Печатается по решению методического совета № 1 от 30.08.2010 г. ГОУ СПО «Курганское училище олимпийского резерва».

Составитель:

Шведова Н.Г., методист, преподаватель дисциплин «Экономика отрасли» и «Менеджмент физической культуры и спорта»
Рецензенты:

Патрикеева Н.А., зам. директора по профессиональному образованию

Серёдкина И.В., методист


Учебное пособие предназначено для студентов специальности 050720(51) «Физическая культура» ГОУ СПО «Курганское училище олимпийского резерва», изучающих дисциплину «Менеджмент по физической культуре и спорту» по теме «Технология трудоустройства и адаптация на рабочем месте».

Цель учебного пособия - оказание помощи выпускникам училища при трудоустройстве и в период адаптации на рабочем месте.

Содержание
Стр.

Введение…………………………………………………………..….…………….3

Тема 1. Характеристика рынка труда …………………..………………..……..5

Практическое занятие по теме 1………………….……………………..8

Тема 2. Профессиональная деятельность и профессиональная карьера ……10

Практическое занятие по теме 2………………………………………..14

Тема 3. Технология трудоустройства ………………………………………….22

Практическое занятие по теме 3………………………………………..31

Тема 4. Адаптация на рабочем месте…………………………………………...37

Практическое занятие по теме 4 ……………………………………….43

Заключение ………………………………………………………………………..44

Литература ………………………………………………………………………..45

Введение
Положение молодежи на рынке труда Российской Федерации характеризуется ее экономической активностью, т.е. желанием и способностью к труду, различным видам деятельности (учебе, работе и т.д.), но при этом значительная часть выпускников учебных заведений трудоустраивается с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением) не трудоустраиваются вообще.

Молодежь работает практически во всех отраслях экономики, но наибольший интерес у нее вызывают (в качестве основного места работы) такие отрасли как оптовая и розничная торговля, общественное питание -30,0% от общей численности занятых; финансы, кредит, страхование - 29,6%; управление хозяйственной деятельностью (менеджмент) -27,3%; строительство - по 23,0%; промышленность - 21,1%. В здравоохранении, физическом воспитании и спорте занято 19,4%, на транспорте и в организациях связи занятость молодежи составляет только 9,8%, а в науке и научном обслуживании - 13%; в остальных областях – 18-15%.

Трудоустройство молодежи - один из самых сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. В настоящее время действуют организации и учреждения, занимающиеся занятостью молодежи по линии Минобрнауки России. Работают биржи труда, центры трудоустройства в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, штабы студенческих отрядов, кадровые агентства при органах по делам молодёжи субъектов Российской Федерации и другие. Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением. Нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой — в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников учреждений профессионального образования сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам: (периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости). В этой ситуации выпускники считают полученную специальность не соответствующей их материальным и моральным запросам, т.е. неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую, это оказывается соответствующим действительности), что приводит к психологическим травмам, утрате веры в будущее, социальным проблемам. Другой причиной, объясняющей необходимость пристального внимания к вопросу занятости выпускников, является то, что сложившийся в условиях плановой экономики подход к вопросу трудоустройства молодых специалистов, когда существовал государственный заказ, в настоящее время нереализуем.

Ситуация с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования, сложившаяся в новых социально-экономических условиях, предполагают необходимость выработки новых подходов, организационных и методических принципов создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству молодых специалистов. Выпускники учреждений профессионального образования в рядах безработных занимает значительное место. Отсюда вся острота стоящей перед обществом проблемы освоения и наличия у подрастающего поколения полноценных профессиональных качеств, позволяющих чувствовать себя более уверенно на современном рынке труда. Немаловажное значение в этом вопросе имеет эффективность механизмов содействия занятости и трудоустройству и защиты прав молодёжи. Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

Методические рекомендации окажут существенную помощь выпускникам училища при трудоустройстве и в период адаптации на рабочем месте.
Тема 1. Характеристика рынка труда
Рынок труда – это экономическая категория, характеризующая систему социально – трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых посредством обмена на основе спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Рабочая сила – это обобщенная характеристика способности человека к труду, свидетельствующая о его физических и духовных возможностях, используемых в процессе трудовой деятельности. Это запас физической и умственной энергии человека, зависящей от его здоровья, знаний, способностей, возраста и природных данных.

Труд – это процесс создания материальных и духовных благ.

Термин «рабочая сила» иногда употребляется в значении «трудовые ресурсы» и «экономически активное население».

Трудовые ресурсы – это часть населения, обладающая способностями и возможностями участвовать в труде в соответствии со своими возрастными, физическими данными, знаниями и практическим опытом, профессиональной подготовкой. К ним относят трудоспособных мужчин и женщин в возрасте от 16 лет до пенсионного, установленного законодательством страны.

Экономически активное население – эта часть населения, которая проявляет трудовую активность, стремиться работать, участвует в труде. В эту группу входят и лица в возрасте до 16 лет и пенсионеры, занятые трудовою деятельностью; но не входят домохозяйки, учащиеся, безработные, не ищущие работу.

Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и работодатели. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможности получения образования, профессионального роста, гарантии занятости. Рынок труда отличается от всех других рынков тем, что на нем в качестве товара выступают физические, интеллектуальные и эмоциональные способности людей.

Круг продавцов на рынке труда чрезвычайно широк. В него входят люди самых разных профессий: водитель автомобиля, перевозящий груз; певец, подписывающий договор на проведение концертов; ученый, получающий деньги за научную работу и др.

Все они на рынок труда предлагают свои способности и приобретенные в результате обучения навыки ради того, чтобы получить деньги, т.е. на рынок выносится товар. Итак, ваши профессиональные знания, умения, опыт – не что иное, как товар, а вы - продавец этого товара. А как любому продавцу вам необходимо уметь обходить конкурентов и продать свой товар как можно более успешно, т. е. знать законы рынка (закон спроса и предложения): какие профессии требуются сейчас, какие профессии перспективны и востребованы, какова оплата труда и т.д. Рынок труда через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства и повышению их квалификации. Работник широкого профиля, творческий, коммуникабельный, умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке, не останется без работы. Работники знают, что работодатели предъявляют высокие требования к наемным работникам на рынке труда. В современных условиях возрастают требования к уровню профессиональной подготовки, к качеству рабочей силы. Рынок труда активизирует мобильность, движение рабочей силы между предприятиями внутри отрасли, между отраслями и регионами.

Спрос на рынке труда зависит от положения дел на товарных рынках. Поэтому кадровый заказ формируется не только государством, но и предприятиями, отраслями. В условиях рынка различные отрасли и предприятия будут определять текущие и перспективные потребности в кадрах, а также содержание профессионального труда, его черты и особенности.

Спрос на рабочую силу определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.

Предложение рабочей силы характеризует численность и состав людей, способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы.

Рыночная система хозяйствования устраняет административный порядок обязательного распределения выпускников учебных заведений на определенные предприятия и учреждения. Работодатель самостоятельно и независимо подбирает себе специалистов, стараясь найти такого, который владеет несколькими профессиями. Поэтому часто профессионал высокого класса в какой-то период может оказаться без работы, т.к. нет спроса на рынке труда на его профессию.

Безработица- это ситуация в экономике, когда люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест.

Люди, включаемые в рабочую силу, могут быть отнесены или к занятым, или к безработным.

Занятые – это люди, имеющие место работы в общественном производстве.

Безработные – это люди, не имеющие работы, активно ее ищущие, но не нашедшие работу по какой-либо причине. По общему правилу решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления указанным органам паспорта, трудовой книжки, документов свидетельствующих о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Для ранее не работавших и впервые ищущих работу этот перечень ограничивается необходимостью предъявления паспорта и документа об образовании. Органы службы занятости при отсутствии возможности предоставить подходящую работу гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации признают его безработным с первого дня предъявления необходимых документов.

Российский рынок труда в условиях рыночной экономики значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос на третьих, появились безработные. Рынок труда стал действительно рынком. Он приобрел динамику и постоянную тенденцию к изменениям, а колебания спроса и предложения рабочей силы стали его неотъемлемой характеристикой. В поисках работы находятся граждане разных возрастных категорий. Среди безработных около 20% составляет молодежь. Средний возраст безработных – 34 года. Лица, не работающие более 6 месяцев, постепенно адаптируются к своему статусу безработного и теряют интерес к трудоустройству. На сегодняшний день, самые массовые профессии: парикмахер, портной; самая престижная – государственный чиновник; самая опасная – военный; существуют и редкие профессии — например, космонавт. Наиболее востребованы учителя, медицинские и социальные работники, бухгалтеры, юристы, менеджеры, специалисты в области вычислительной техники, маркетологи, логистики, биологи, химики, генетики. Рынку труда требуются квалифицированные строители, ремонтники, сантехники, печники, изготовители посуды, обувщики, работники сферы обслуживания, специалисты в области возрождения народных ремесел. В молодежной среде на первом месте по популярности стоят профессии менеджера и юриста. На втором месте — профессии: экономист, программист, радиотехник, врач, психолог, торговый работник, бармен. Самые непопулярные у молодежи, несмотря на их достаточную востребованность на рынке труда: педагог, строитель, токарь, милиционер. Если просмотреть различные информационные источники, в которых публикуются объявления о вакантных рабочих местах, то можно увидеть огромное количество предложений работы. Однако одни — предполагают низкий уровень оплаты труда, даже таким нужным специалистам, как учитель или врач. Другие - имеют туманные перспективы или вообще вызывают сомнения. Третьи - адресованы профессионалам высокого уровня квалификации. Наиболее высокооплачиваемая работа предлагается бухгалтерам и аудиторам. Менее оплачиваемая — менеджерам (по продажам, рекламе и т.д.). Причем потребность в работе менеджера любых масштабов — от агента по продажам, курирующего 2—3 магазина, до коммерческого представителя крупных, в том числе и иностранных, компаний — постоянно растет. Высок спрос (и соответственно зарплата) на всех специалистов, занимающихся продвижением товаров на российский рынок, особенно на тех, кто работает с таможней - логистиков. Хорошо оплачивается работа квалифицированных секретарей-референтов. Однако и требования работодателя к соискателям на это рабочее место достаточно жесткие: высшее образование, знание иностранного языка, возраст не старше 25—30 лет, хорошее знание компьютера (знание различных программ, электронной почты, Интернета и др.). В последнее время почти вдвое возросла потребность на программистов и инженеров-компьютерщиков. Сегодня каждой без исключения фирме, нужны компьютерное оснащение и современная оргтехника, которую необходимо разрабатывать, продавать, налаживать, обслуживать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии. И спрос на соответствующих специалистов будет продолжать расти. Такая же тенденция наблюдается и по отношению к специалистам в сфере телекоммуникаций — качественная связь, особенно с регионами, нужна большинству крупных предприятие, компаний и банков. Соответствующие работники требуются и фирмам — операторам сотовой связи. Со стороны новых компаний наметился особый вид спроса — на менеджеров, которые могут полностью оснастить фирму компьютерным оборудованием и программным обеспечением, наладить системы охраны и различные виды теле- и радиосвязи. Но для того чтобы получить соответствующую работу, необходим как минимум пятилетний опыт разработки программного обеспечения и совершенные профессиональные знания в области современных программно-аппаратных средств.

Итак, на рынке труда пользуются повышенным спросом:

- квалифицированные рабочие различных профессий и специальностей: слесарь-монтажник, машинист экскаватора, слесарь-сантехник, монтажник технологического оборудования, автослесарь, машинист холодильных установок, слесарь-инструментальщик, закройщик, швея, портной, кондитер, слесарь-ремонтник, парикмахер и др.;

- брокеры, секретари-референты, предприниматели, аудиторы, банковские работники, специалисты по маркетингу, социальные работники, преподаватели; специалисты по рекламе, маркетингу, менеджменту, в области упаковки и хранения продукции, в сфере агросервиса и экологии;

- организаторы фермерского хозяйства со знанием основ менеджмента и маркетинга, механизаторы широкого профиля, печники, профессионалы в области народных ремесел и промыслов и др.;

- специалисты, связанные с информационными технологиями, биотехнологиями, энергоснабжением, аудиторским контролем, управлением финансами и деятельностью в области налогообложения.

Как мы видим, рынку труда нужны работники различных профессий и специальностей. Но требования, предъявляемые к ним со стороны работодателей, во многом сходные: знание иностранного языка, умение пользоваться компьютером, наличие водительских прав. Практически все работодатели хотят иметь специалистов с высшим образованием. Но главное условие — опыт работы на аналогичной должности не менее трех лет.
Практическое занятие по теме 1.

  1. Из приведенных слов выберите те, которые обозначают новые специальности, возникшие в последние годы: ветеринарный врач, программист, учитель, дефектоскопист, лифтер, конвертерщик, менеджер, следователь-криминалист, брокер, контролер, секретарь-референт, металлург, киноактер, слесарь автоматики, водитель троллейбуса, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры, оператор швейного оборудования, оператор станков с программным управлением, облицовщик-плиточник, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, бульдозерист, механизатор животноводческих ферм, доярка, кулинар.

  2. Почему профессии стареют и отмирают?

  3. Какие вы знаете новые, недавно возникшие профессии?

  4. Закончите 12 предложений, приведенных ниже.

Рекомендуем не пропустить ни одного предложения. Помните: нет плохих или хороших ответов, так же как правильных или неправильных.

  1. Люди работают ради ...

  2. В любом профессиональном труде, самое важное ...

  3. Выбирая трудовую деятельность, люди чаще всего руководствуются ..,

  4. При выборе трудовой деятельности люди чаще всего не учитывают ...

  5. Мое будущее кажется мне ...

  6. Я выбрал (а) эту профессиональную деятельность потому, что ...

  7. Избранная трудовая деятельность требует от меня ...

  8. Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность будет способствовать...

  9. Думаю, что моя трудовая деятельность позволит мне ...

  10. Моя профессиональная деятельность даст мне возможность ...

  11. Избранная мною профессиональная деятельность обеспечивает ...

  12. Люди чаще всего выбирают профессиональную деятельность потому, что ...

  1. Сделайте анализ представленной информации «Перспективные профессии на рынке труда»:

- специальности, снизанные с необходимостью обеспечения специфических процессов и решения их задач: менеджмент, маркетинг, реклама, страхование, налоговые службы, социальные службы, информационные службы;

- новые формы профессиональной деятельности в рамках уже существующих профессий: бухгалтер-аудитор, бухгалтер-оператор ПЭВМ, социальный работник, инженер по сбыту ценных бумаг, специалист по сбыту ценных бумаг, оценщик недвижимости;

- новые виды деятельности, имеющие профессиональный статус, но не предъяв­ляющие жестких требований к уровню профессиональной подготовки: малый бизнес, посредничество и торговая деятельность, индивидуальная деятельность, народные и художественные промыслы, единоличное и мелкотоварное производство сельскохозяйственных продуктов и товаров народного потребления;

- Рейтинг востребованных профессий:


менеджеры по продажам и закупкам

программисты

Wеb-дизайнеры

специалисты по телекоммуникациям

банковские служащие

бухгалтеры

руководители отделов

управляющие

рекламисты

маркетологи

бренд-менеджеры

дизайнеры интерьера

архитекторы

специалисты по пиару

полиграфисты

журналисты

инженеры

ведущие специалисты

юристы

адвокаты

учителя

артисты

переводчики

преподаватели вузов

музыканты


Задания и вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные отрасли экономики, в которых наблюдается спад производства и сокращается потребность в рабочих кадрах.

  2. Какие категории работников слабо востребованы на рынке труда?

  3. Как вы объясните, почему работодатели известных и солидных фирм ориентируются на высококвалифицированных специалистов, а не на родственников (например, подбор персонала в фирменный магазин).

  4. Администрация предприятия проводит сокращение персонала. Как вы думаете, какие качества работника играют ключевую роль в вопросе сократить или оставить специалиста?

  5. Что такое безработица?

  6. Кто является безработным? Занятым?


  1   2   3   4

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconФакультет физической культуры и спорта
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconФизической культуры и спорта
...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconНаучно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта
...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconТесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент»
Богданов Ю. В. Менеджмент: справочное пособие: Учебное пособие. – Минеральные Воды.: Кавказская здравница, 2009. – с. 237

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconПриказ об утверждении Положения о порядке аттестации работников физической культуры и спорта
Приказов Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года №324 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconО проведении спортивных
Сургут», в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 – 2030 годы», утвер-жденной...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconРешение об инициализации проекта
Фцп «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2011 годы» и на выделение финансирования из средств областного...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconРоссийской Федерации Российский государственный университет физической...
Учебное пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения для изучения теоретических и практических основ математической...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconЛубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие
...

Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» iconСтратеги я развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск