Скачать 4.69 Mb.
|
Ю.В.БОГДАНОВ МЕНЕДЖМЕНТ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ бОГДАНОВ юРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЕДЖМЕНТ: СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ Минеральные Воды 2009 Богданов Ю.В. Менеджмент: справочное пособие: Учебное пособие. – Минеральные Воды.: Кавказская здравница, 2009. – с. 237 Учебное пособие содержит ключевые положения теории менеджмента, вопросы семинарских занятий, практические занятия, тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент», рекомендуемая литература для изучения дисциплины, Интернет ссылки для обучающихся менеджменту. Пособие в первую очередь предназначено преподавателям дисциплины «менеджмент» и студентам при изучении дисциплин цикла менеджмент по экономическим специальностям; также может использоваться в практической деятельности бизнесменов, лиц, ответственных за принятие комплексных решений в бизнесе, технике, научных исследованиях и других областях деятельности. Рецензенты: Ю.Р. Туманян, доктор экономических наук, профессор. И.Б. Самухин, кандидат экономических наук, доцент. Содержание
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие содержит основные положения теории и практики менеджмента. Справочное пособие по менеджменту представлено ключевыми положениями теории менеджмента. Для удобства изучения они сгруппированы в алфавитном порядке. Второй раздел пособия содержит примерные вопросы семинарских занятий и представлен обширным материалом (приведены практические занятия, тесты и деловые игры, позволяющие освоить практические стороны менеджмента). Раздел состоит из 11 тем: на практических занятиях преподаватель может выбрать тот или иной вид работы (семинар, практическое занятие, тест или деловую игру) или их комбинацию в зависимости от ситуации (состава учебной группы, степени их подготовки к занятию, активности, усталости и т.д.). Подробный глоссарий позволит быстро найти необходимый управленческий термин и его смысловое значение. Предлагаемый перечень рекомендуемой литературы поможет сформировать желающим изучить менеджмент индивидуальный список необходимых учебников и научно-популярной литературы. Интернет ссылки для обучающихся менеджменту позволят легко найти интересующий материал в процессе изучения менеджмента. В приложении рассмотрены деятельностные методы работы в группе, позволяющие преподавателю активизировать учебный процесс. Техника активно-деятельностного подхода обучения компетентности менеджера включает в себя восемь методов ("снежный ком", "жужжащие" группы, дискуссия, мозговой штурм, обсуждение видеосюжетов, ролевые и деловые игры, имитационные упражнения, учебные или деловые ситуации). 1. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ (КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА) Ведущие школы управления 1. Классические школы управления 1. 1 Школа научного управления (рационалистическая школа) - основные представители: Ф.Тейлор, Френк и Лилия Гилберты, Генри Грант. Главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда. Считали, что каждый технологический процесс, каждая операция подлежит научному изучению. Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно совершенствовать многие операции ручного труда, вследствие чего повышается эффективность производства. Основой школы является система мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф.Гильберт). Организация массового поточного производства, стандартизация и унификация технологических процессов, четкая система контроля и планирования (Г.Форд). Основные положения системы научного менеджмента Ф. У. Тейлора: 1)разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т. п.; 2) абсолютное следование разработанным стандартам; 3) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу; 4) оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата); 5) использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям; 6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления. 1.2. Административная школа - представители: А.Файоль, Дж.Муни, Л.Урвик имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Целью школы было создание универсальных методов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Принципы управления, сформулированные А.Файолем: 1.Разделение труда; 2.Полномочия и ответственность; 3.Дисциплина; 4.Единоначалие; 5.Единство направления; 6.Подчинённость личных интересов общим; 7.Вознаграждение персонала (справедливая зарплата); 8.Централизация (оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией); 9.Скалярная цепь (иерархическая цепь команд); 10.Порядок; 11.Справедливость (сочетание доброты и правосудия); 12.Стабильность рабочего места; 13.Инициатива; 14.Корпоративный дух (гармония персонала). 1.3. Бюрократические модели основаны на четком распределении задач, обязанностей и компетенций работников, специализации функций, строгом иерархическом построении служб, руководстве по четко установленным правилам (Макс Вебер). Вебер различал три основания законной власти:
Вебер считал, что вера в законность власти является центральным элементом почти всех административных систем. Свой анализ "законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат" он начинает с изложения пяти концепций, определяющих законность полномочий.
2. Школа человеческих отношений. Представители Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мейо. Полагали, что забота о рабочих со стороны руководства приводит к возрастанию уровня удовлетворенности, и это стимулирует эффективный труд, ведет к увеличению производительности. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:
3. Школа поведенческих наук. Представители Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг предложили использовать достижения психологии в управлении. Главный постулат - исследование мотивации человеческого поведения и повышение эффективности человеческих ресурсов на этой основе. Изучались такие проблемы, как лидерство и авторитет руководителя, характер и типы власти, проблемы межличностных отношений в коллективах. Они развили дальше исследование школы человеческих отношений по вопросам мотивации труда. 4. Количественная школа Представители: К.Арджирис. Основана на применении на использование математики, кибернетики, вычислительной техники для совершенствования менеджмента и количественных методов управления. Активно занимались моделированием управленческих систем, разрабатывали методы количественной оценки параметров управления, оптимизации управленческих решений. Модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте: распределение ресурсов, управление запасами, выбор стратегии развития, теория массового обслуживания. В школе сформировалась теория принятия решений, включающая:
Внешняя среда организации Основные характеристики внешней среды:
|
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»... | ||
«Стратегический менеджмент» предназначены для студентов по специальности 080501 «Менеджмент», составлены в полном соответствии с... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной... | Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д | ||
Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки) | При изучении дисциплины «Налоговый учет и отчетность» студенты опираются на знания, полученные ранее при освоении дисциплин «Бухгалтерский... | ||
Номинация «Тесты по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла» | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |