Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент»


НазваниеТесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент»
страница1/27
ТипТесты
filling-form.ru > Туризм > Тесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Ю.В.БОГДАНОВ

МЕНЕДЖМЕНТ:

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

бОГДАНОВ юРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ


МЕНЕДЖМЕНТ:

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ


Минеральные Воды

2009

Богданов Ю.В. Менеджмент: справочное пособие: Учебное пособие. – Минеральные Воды.: Кавказская здравница, 2009. – с. 237
Учебное пособие содержит ключевые положения теории менеджмента, вопросы семинарских занятий, практические занятия, тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент», рекомендуемая литература для изучения дисциплины, Интернет ссылки для обучающихся менеджменту. Пособие в первую очередь предназначено преподавателям дисциплины «менеджмент» и студентам при изучении дисциплин цикла менеджмент по экономическим специальностям; также может использоваться в практической деятельности бизнесменов, лиц, ответственных за принятие комплексных решений в бизнесе, технике, научных исследованиях и других областях деятельности.

Рецензенты: Ю.Р. Туманян, доктор экономических наук, профессор.

И.Б. Самухин, кандидат экономических наук, доцент.

Содержание


Введение

6

1. Справочное пособие по менеджменту (ключевые положения

теории менеджмента)

6

Ведущие школы управления

Внешняя среда организации

Внутренняя среда организации

Делегирование в менеджменте

Динамика групп

Законы организации

Законы управления

Иерархия

Инновации как объект менеджмента

Информационное обеспечение и требования к оформлению управленческих решений

Информационные системы управления

Категории и принципы менеджмента

Квалификационная модель менеджера

Коммуникация как функция менеджмента

Конфликты в организации

Менеджер


Менеджмент и внешнее окружение организации

Методы моделирования и оптимизации решений

Методы управления социальной организацией

Мотивация деятельности в менеджменте
Научные подходы в менеджменте

ограничения личной эффективности менеджера

Оперативное управление развитием производства

Организационная культура

Организационное поведение

Организация как функция управления

Отличие менеджера от лидера

Планирование как функция менеджмента

Принципы системы антикризисного управления

Проектирование работ и нормирование труда

Реинжиниринг бизнеса

Риск-менеджмент

Ситуационный подход в лидерстве

Скалярный принцип строения организаций

Сложные организации

Современные концепции управления

Социальная организация

Социальная ответственность бизнеса

Стиль руководства

Стратегические изменения в организации

Стратегический анализ

Стресс в организации

SWOT-анализ

Сущность и виды управленческих решений

Сущность и содержание менеджмента

Сущность стратегического управления

Управление инновационным процессом

Управление качеством

Учет и контроль как функция менеджера

Формы власти и влияния

Целеполагание в менеджменте

Элементы эффективной организации

Этапы выработки рационального решения

Этапы процесса формирования стратегий

Эффективность менеджмента организации

7

9

10

11

12

13

14

15

16
17

19

20

23

25

26

28

29

31

32

34

36

37

39

40

41

43

45

45

46

47

48

50

52

54

55

57

57

59

59

61

63

65

66

67

68

69

71

72

75

76

77

77

78

79

80

2. Вопросы семинарских занятий, практические занятия, тесты и

деловые игры


81

Тема 1. Основные понятия и содержание менеджмента. Этика и

менеджмент



81

Тема 2. Коммуникации в организации


86

Тема 3. Принятие управленческих решений


97

Тема 4. Принятие управленческих решений в условиях риска


104

Тема 5. Общие функции менеджмента


114

Тема 6. Социально-психологические функции менеджмента

120

Тема 7. Динамика групп

142

Тема 8. Руководство и лидерство

149

Тема 9. Управление стрессами, конфликтами и изменениями в организации


166

Тема 10. Эффективность менеджмента


188

Тема 11. Инновационный менеджмент. Креативность в менеджменте


191

Глосарий


212

Рекомендуемая литература для изучения дисциплины «менеджмент»


225

Интернет ссылки для обучающихся менеджменту

229

Приложения

Приложение А. Деятельностные методы работы в группе

Приложение Б. Возможные проблемы организации

238

238

257



ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие содержит основные положения теории и практики менеджмента.

Справочное пособие по менеджменту представлено ключевыми положениями теории менеджмента. Для удобства изучения они сгруппированы в алфавитном порядке.

Второй раздел пособия содержит примерные вопросы семинарских занятий и представлен обширным материалом (приведены практические занятия, тесты и деловые игры, позволяющие освоить практические стороны менеджмента). Раздел состоит из 11 тем: на практических занятиях преподаватель может выбрать тот или иной вид работы (семинар, практическое занятие, тест или деловую игру) или их комбинацию в зависимости от ситуации (состава учебной группы, степени их подготовки к занятию, активности, усталости и т.д.).

Подробный глоссарий позволит быстро найти необходимый управленческий термин и его смысловое значение.

Предлагаемый перечень рекомендуемой литературы поможет сформировать желающим изучить менеджмент индивидуальный список необходимых учебников и научно-популярной литературы.

Интернет ссылки для обучающихся менеджменту позволят легко найти интересующий материал в процессе изучения менеджмента.

В приложении рассмотрены деятельностные методы работы в группе, позволяющие преподавателю активизировать учебный процесс. Техника активно-деятельностного подхода обучения компетентности менеджера включает в себя восемь методов ("снежный ком", "жужжащие" группы, дискуссия, мозговой штурм, обсуждение видеосюжетов, ролевые и деловые игры, имитационные упражнения, учебные или деловые ситуации).

1. СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ

(КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА)
Ведущие школы управления
1. Классические школы управления

1. 1 Школа научного управления (рационалистическая школа) - основные представители: Ф.Тейлор, Френк и Лилия Гилберты, Генри Грант. Главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда. Считали, что каждый технологический процесс, каждая операция подлежит научному изучению. Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно совершенствовать многие операции ручного труда, вследствие чего повышается эффективность производства. Основой школы является система мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф.Гильберт). Организация массового поточного производства, стандартизация и унификация технологических процессов, четкая система контроля и планирования (Г.Форд).

Основные положения системы научного менеджмента Ф. У. Тейлора: 1)разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т. п.; 2) абсолютное следование разработанным стандартам; 3) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу; 4) оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата); 5) использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям; 6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

1.2. Административная школа - представители: А.Файоль, Дж.Муни, Л.Урвик имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Целью школы было создание универсальных методов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.

Принципы управления, сформулированные А.Файолем: 1.Разделение труда; 2.Полномочия и ответственность; 3.Дисциплина; 4.Единоначалие; 5.Единство направления; 6.Подчинённость личных интересов общим; 7.Вознаграждение персонала (справедливая зарплата); 8.Централизация (оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией); 9.Скалярная цепь (иерархическая цепь команд); 10.Порядок; 11.Справедливость (сочетание доброты и правосудия); 12.Стабильность рабочего места; 13.Инициатива; 14.Корпоративный дух (гармония персонала).

1.3. Бюрократические модели основаны на четком распределении задач, обязанностей и компетенций работников, специализации функций, строгом иерархическом построении служб, руководстве по четко установленным правилам (Макс Вебер). Вебер различал три основания законной власти:

  1. Рациональные основания – в основе лежит вера в "законность" моделей или нормативных правил и в права тех, кто пришел к власти в их системе отдавать приказы (законная власть).

  2. Традиционалистские основания – в основе лежит вера в незыблемость традиции и законность статуса власть предержащих (традиционная власть).

  3. Харизматические основания – в основе лежит почтительное отношение к необычайной праведности, героизму или образцовым качествам определенной личности, а также к нормативным решениям, исходящим от этой личности (харизматическая власть).

Вебер считал, что вера в законность власти является центральным элементом почти всех административных систем. Свой анализ "законной власти, имеющей бюрократический административный аппарат" он начинает с изложения пяти концепций, определяющих законность полномочий.

  1. Может быть установлен свод законов, требующий от участников организации послушания.

  2. Закон – это система абстрактных правил, имеющих конкретные приложения; в рамках именно такого закона администрация отстаивает интересы организации.

  3. Человек, осуществляющий властные функции, также подчиняется этому безличному порядку.

  4. Член организации должен подчиняться ее законам только как член организации, т. е. как должность, а не личность.

  5. Подчинение определяется не личностью, осуществляющей властные полномочия, а безличным порядком, обусловившим, помимо прочего, и занятие этой личностью данного поста.


2. Школа человеческих отношений.

Представители Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мейо. Полагали, что забота о рабочих со стороны руководства приводит к возрастанию уровня удовлетворенности, и это стимулирует эффективный труд, ведет к увеличению производительности. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:

  • участие рабочих в прибылях монополий,

  • приобретение рабочими акций,

  • групповое страхование,

  • посещение предпринимателями рабочих на дому,

  • вручение праздничных подарков,

  • совместные консультации рабочих и администрации,

  • некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.


3. Школа поведенческих наук.

Представители Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Герцберг предложили использовать достижения психологии в управлении. Главный постулат - исследование мотивации человеческого поведения и повышение эффективности человеческих ресурсов на этой основе. Изучались такие проблемы, как лидерство и авторитет руководителя, характер и типы власти, проблемы межличностных отношений в коллективах. Они развили дальше исследование школы человеческих отношений по вопросам мотивации труда.

4. Количественная школа

Представители: К.Арджирис. Основана на применении на использование математики, кибернетики, вычислительной техники для совершенствования менеджмента и количественных методов управления. Активно занимались моделированием управленческих систем, разрабатывали методы количественной оценки параметров управления, оптимизации управленческих решений.

Модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте: распределение ресурсов, управление запасами, выбор стратегии развития, теория массового обслуживания. В школе сформировалась теория принятия решений, включающая:

  • методы математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации;

  • алгоритмы выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и пр.;

  • использование количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений.


Внешняя среда организации
Основные характеристики внешней среды:

  1. Взаимозависимость факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

  2. Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

  3. Подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.

  4. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией достоверности этой информации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Деловые переговоры» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»...

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Деловые переговоры» для направления 38. 03. 02 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 03. 02 «Менеджмент»...

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»
«Стратегический менеджмент» предназначены для студентов по специальности 080501 «Менеджмент», составлены в полном соответ­ствии с...

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconУрок русского языка в 9 «Б» классе по теме: «Деловые документы. Автобиография. Заявление»
Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Деловые документы (автобиография, заявление)
Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки)

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconДеловые игры в подготовке бакалавров профиля «налоги и налогообложение»...
При изучении дисциплины «Налоговый учет и отчетность» студенты опираются на знания, полученные ранее при освоении дисциплин «Бухгалтерский...

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconТесты по междисциплинарному курсу
Номинация «Тесты по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла»

Тесты и деловые игры, глосарий по дисциплине «менеджмент» iconТесты по дисциплине «финансы и кредит»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск