Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»


НазваниеМетодическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»
страница1/6
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Методическая разработка практического занятия

для обучающихся

по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»

Индекс дисциплины Б.1.Б44

По направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)

Форма обучения: очная

Курс 6

Семестр XI
Факультет лечебный
Кафедра анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии
Подготовил преподаватель:

Яцинюк Б.Б., к.м.н., доцент, зав.кафедрой анестезиологии-реаниматологии, скорой медицинской помощи и клинической токсикологии

Обсуждена на заседании ЦМК

«____» _______________20__ г.

Протокол № ________________

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»

по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)

для обучающихся
1 занятие
Тема: Критические состояния: определение понятия, этиология, патогенез, принципы синдромального подхода в реаниматологии и интенсивной терапии. Боль. Болевой синдром. Обезболивание. Понятие об анестезии. Виды.
Продолжительность: 4 часа
Цель: Отработать принципы синдромального подхода в критических состояниях. Освоить основные методы обезболивания.
Вопросы, выносимые на обсуждение:

  1. Этиология и патогенез критических состояний. Актуальность проблемы.

  2. Определение понятия критическое состояние и особенности патогенеза критических состояний.

  3. Дать понятие об основных неспецифических синдромах в медицине критических состояний.

  4. Определение понятия интенсивная терапия, методы интенсивной терапии.

  5. Боль. Определение. Рецепторы и проводящие пути боли.

  6. Классификация боли. Клиническая фармакология аналгетиков.

  7. Обезболивание. Понятие об анестезии. Виды.

  8. Местная анестезия.

  9. Обезболивание в амбулаторных условиях.

  10. Лечение хронического болевого синдрома.


План занятия:

Разбор этиологии и патогенеза критических состояний, обсуждение актуальности проблемы.

Определение и характеристика основных неспецифических синдромов в медицине критических состояний.

Определение, классификация, рецепторы и проводящие пути боли.

Характеристика различных видов анестезии, особенности проведения и показаний.

Обсуждение основных медикаментов, используемых при различных видах обезболивания, в том числе при лечении хронического болевого синдрома.
Учебные задания и задания для самоконтроля:

Вопрос 1. Что такое анестезиология?

Ответ: Анестезиология — это наука, медицинская дисциплина, которая изучает методы защиты организма от операционной травмы.

Вопрос 2. Какова задача анестезиологического вмешательства?

Ответ: Любая операция в организме вызывает местные и общие изменения, поэтому основной задачей анестезиологии являются предупреждение и лечение вредных последствий хирургического вмешательства: устранение боли, нейровегетативной реакции, нарушения дыхания, кровообращения, обмена веществ и других негативных психологических реакций.

Вопрос 3. Что такое наркоз или общее обезболивание?

Ответ: Наркоз — это такое состояние, которое характеризуется временным выключением сознания, болевой чувствительности, рефлексов и расслаблением скелетных мышц, вызванных под воздействием наркотических веществ на центральную нервную систему и мышечных релаксантов.

Вопрос 4. Что вы подразумеваете под компонентами общей анестезии?

Ответ: Под компонентами анестезии понимают мероприятия, которые обеспечивают или предупреждают общие патофизиологические реакции организма в ответ на воздействия операционной травмы.

Вопрос 5. Из каких компонентов состоит современное общее обезболивание?

Ответ: Компонентами современного обезболивания являются:

  • амнезия (оцепенение) — выключение сознания;

  • аналгезия — выключение болевой чувствительности;

  • нейровегетативная блокада — выключение глубокой чувствительности и предупреждение нежелательных реакций вегетативной нервной системы;

  • миоплегия (миорелаксация) — мышечное расслабление или обездвижение;

  • поддержание адекватного дыхания;

  • поддержание адекватного кровообращения;

  • регуляция обменных процессов в организме.

Вопрос 6. Как покомпанентно достигается общее обезболивание?

Ответ:

  1. Амнезия достигается применением ингаляционных или внутривенных анестетиков (наркотических веществ).

  2. Аналгезия (обезболивание) достигается применением специальных фармакологических препаратов-анальгетиков, которые оказывают общее или местное действие.

  3. Нейровегетативная блокада — частично развивается при наркозе, для ее углубления применяют препараты нейролептаналгезии, холинолитики и симпатолики.

  4. Миоплегия — частично вызывается воздействием наркотических веществ и достигается применением специальных препаратов — миорелаксантов на фоне искусственной вентиляции легких.

  5. Поддержание адекватного дыхания обеспечивается вспомогательной ИВЛ или ИВЛ, повышением содержания кислорода во вдыхаемой смеси.

  6. Поддержание адекватного кровообращения осуществляется использованием анестетиков, анальгетиков, релаксантов, восполнением операционной кровопотери, лечением нарушений сердечнососудистой системы во время общей анестезии.

  7. Регуляция обменных процессов осуществляется компонентами общего обезболивания и применением специальных дополнительных методик общей анестезии: управляемой гипотонии, гипотермии, искусственного кровообращения.

Вопрос 7. Из каких этапов состоит анестезиологическое пособие или проведение общего обезболивания?

Ответ: Анестезиологическое пособие включает предоперационную подготовку, проведение анестезии во время операции и выведение больного из наркоза.

Вопрос 8. Из каких этапов состоит предоперационная подготовка?

Ответ: Подготовка к анестезии начинается со знакомства с больным, его осмотра, если необходимо, то назначаются дополнительные обследования и лекарственная терапия при плановых операциях, в отличие от экстренных операций, где время ограничено. Далее, назначается премедикация, проводится гигиеническая подготовка, подготовка наркозно-дыхательной аппаратуры, инструментов и приспособлений.

Вопрос 9. Что необходимо выяснить при знакомстве с больным?

Ответ: Из анестезиологического анамнеза важно знать о предшествующих заболеваниях, операциях и их осложнениях, о переносимости лекарственных препаратов, аллергиях, о сопутствующих заболеваниях сердечно-сосудистой системы, о сопутствующих заболеваниях дыхательной системы, о заболеваниях почек и печени, о вредных привычках — курении и алкоголизма, наркомании, о беременности и менструациях в день предполагаемой операции, об осложнениях при переливаниях крови в прошлом, о патологических кровотечениях (носовых, после удаления зубов, после порезов и т.д.), о перенесенных травмах.

Вопрос 10. Что собой представляет осмотр и обследование больного перед анестезией?

Ответ: Осмотр больного перед анестезией дает оценку жизненно важных функций организма и выявляет профессиональные особенности, имеющие важное значение в выборе методов анестезии. Необходимо оценить телосложение больного, знать его рост, массу тела, температуру; обратить внимание на строение шеи, лица (верхней и нижней челюсти, языка, зубов), отметить качающиеся зубы и протезы, осмотреть глаза больного — форму и размеры зрачков, реакцию их на свет; отметить изменения в сердечно-сосудистой системе, провести ЭКГ и совместно с другими специалистами назначить предоперационную подготовку, провести исследование внешнего дыхания при нарушении в бронхо-легочной системе; выбрать рациональную инфузионно-трансфузионную терапию в этапе предоперационной подготовки.

Вопрос 11. Что такое реанимация?

Ответ: Это комплекс лечебных мероприятий, направленных на оживление организма при клинической смерти. Сердечно -легочная реанимация разделена на 3 стадии:

  1. - элементарное поддержание жизни,

  2. - дальнейшее поддержание жизни,

  3. -длительное поддержание жизни.

Стадия 1 - элементарное поддержание жизни - заключается в соблюдении правила Сафара или правила трех букв АБС.

Стадия 2 - дальнейшее поддержание жизни - заключается в восстановлении самостоятельного кровообращения, не прекращая наружного массажа сердца и ИВЛ. а когда появится возможность произвести интубацию трахеи. Стадия вторая включает в себя 4 этап алгоритма реанимации - Д:

  • требуется быстрая диагностика формы остановки сердца (электрокардиографический контроль);

  • применение медикаментозных средств и инфузионной терапии;

  • использование электрической фибрилляции желудочков.

Стадия 3 - длительное поддержание жизни - заключается в постреанимационной интенсивной терапии. Эта стадия включает в себя определение причины смерти, а также восстановление нормального человеческого мышления путем использования современных мероприятий по восстановлению функции мозга и длительную интенсивную терапию, направленную на коррекцию недостаточной функции других органов (мероприятия по уменьшению тяжести постаноксичсской энцефалопатии, контроль за ЦВД, АД, диурезом, температурой тела и запись ЭКГ).

Вопрос 12. Классифицируйте неспецифические синдромы в медицине критических состояний.

Классификация неспецифических синдромов в медицине критических состояний.

I. Синдромы эндогенной интоксикации.

  1. Синдром системного ответа при воспалении (синдромы морфологических изменений крови, иммуно-биохимические синдромы като-
    болизм белка, уровень комплексообразования, гуморальный иммуный
    ответ).

  2. Синдром интоксикации при ОПН (синдромы нарушения фильтрации,
    синдромы нарушения реабсорбции, синдромы нарушения уродина-
    мики).

  3. Синдромы интоксикации при острой печеночной недостаточности
    (синдром холестаза, гепатодепрессивный синдром, синдром цитолиза,
    мезенхимально-воспалительньш синдром, синдром шунтирования пе
    чени).

  4. Синдромы интоксикации при острой кишечной недостаточности (нарушения моторной функции кишечника).

II. Гипоксические синдромы

  1. Синдром артериально-гипоксической гипоксии (синдромы экзогенной гипоксии, синдромы респираторной гипоксии, синдромы гипоксии венозного примешивания).

  2. Синдромы гемической гипоксии (синдромы анемической гипоксии, синдромы гемоглобинтоксической гипоксии, синдромы дезоксигемоглобиновой гипоксии).

  3. Синдромы гемодинамической гипоксии (синдромы гипоксии малого сердечного выброса, синдромы гипоксии повышенного сосудистого сопротивления).

  4. Синдромы гипоксии периферического шунтирования (синдромы капиллярно-клеточной гипоксии, синдромы гипоксии артериального сброса, синдромы оксигемоглобиновой гипоксии).

III. Синдромы нарушения гемодинамики.

  1. Сердечная недостаточность.

  2. Сосудистая недостаточность.

  3. Синдромы волемических нарушений.

IV. Синдромы нарушения водно-электролитного гомеостаза.

  1. Синдромы дегидратации.

  2. Синдромы гипергидратации.

  3. Синдромы нарушений ионного состава.

  4. Синдромы нарушения осмолярности.

V. Синдромы нарушения кислотно-основного состояния.

  1. Ацидоз.

  2. Алкалоз.

VI. Болевые синдромы.

  1. Острая боль.

  2. Хроническая боль.

  3. Нейропатическая боль.

  4. Психогенная боль.

  5. Терминальная онкологическая боль.

VII. Синдромы внутричерепной гипертензии.

  1. Головная боль.

  2. Рвота.

  3. Нарушение сознания.

  4. Эпилепсия.

  5. Нарушение витальных функций.

VIII. Синдромы нарушения сознания.

  1. Апатия.

  2. Некритичность.

  3. Дезориентация.

  4. Заторможенность.

  5. Сопор.

  6. Кома.

IX. Синдромы нейроэндокринных нарушений,

  1. Синдром гипергликемии.

  2. Синдром гипогликемии.

В основу современной «синдромологии» положено представление о неспецифичности синдрома как клинического явления, то есть представления о том, что один и тот же комплекс патологических проявлений может быть следствием различных по этиологии состояний - травмы, кровопотери, септического состояния, острой сердечной недостаточности и др.
Темы рефератов и презентаций и презентаций:

1.Критические состояния в реаниматологии.

2.История развития службы Анестезиологии-реаниматологии в России.

3. Этапы умирания организма.

4.Боль. Болевой синдром.

5. Обезболивание. Понятие об анестезии.
Разработка плана интенсивной терапии при неотложных состояниях:

  1. Общая схема интенсивной терапии критических состояний по синдромам неотложных состояний.


Разработка плана интенсивной терапии при неотложных состояниях


  1. Общая схема интенсивной терапии критических состояний по синдромам неотложных состояний.


Основная литература:

  1. Анестезиология и реаниматология [Электронный ресурс] : учебник / Под ред. О.А. Долиной - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410332.html


Дополнительная литература:

  1. Сумин С.А. Анестезиология и реаниматология в 2-х т., т.1,т.2,.Учебник. Издательство МИА, –2010 г. Т.1. – 928с., Т.2. – 872с.

  2. Радушкевич В.Л., Барташевич Б.И. Реанимация и интенсивная терапия для практикующего врача. Издательство МИА ,–2011 г. –576 с.

  3. Стандартная трахеостомия и современные модифицированные методы. Стенозы трахеи. Яцинюк Б.Б., Волкова Н.А., Реутов А.А.,МаторинВ.А., ЛукьяновА.В. / Учебное пособие – Ханты-Мансийск, 2012 г.-65с.

  4. Проводниковая (регионарная) анестезия Яцинюк Б.Б. Волкова Н.А. Учебное пособие- Ханты-Мансийск 2016.- 67с.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы, периодические издания:

  1. Программное обеспечение к имитатору пациента ALS Simulator для расширенной СЛР – 1 с монитором и ноутбуком и видеокамерой.

  2. Программное обеспечение к профессиональному имитатору пациента SimMan Манекен.

  3. Программное обеспечение к манекену-тренажеру Neonatal Resuscitation Baby.

  4. www.rusanesth.ru

  5. www. medlit.ru

  6. Журнал анестезиология и реаниматология.

  7. Журнал общая реаниматология.

  8. Журнал скорая медицинская помощь.

  9. Вестник анестезиологии и реаниматологии.

  10. Вестник интенсивной терапии.

  11. Токсикологический вестник.

  12. Патологическая физиология и экспериментальная терапия.

  13. Кардиология.

  14. Врач.

  15. Вестник российской академии наук.

  16. Российский медицинский журнал.

  17. Клиническая лабораторная диагностика.

  18. Виртуальные технологии в медицине.

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия»

по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) для обучающихся

2,3 занятие
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодические рекомендации (для студента) для внеаудиторной самостоятельной...
«Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление...
Методическая разработка практического занятия по пм05 «Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации» для...

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка практического занятия по дисциплине «сестринское...
Приложение к пособию. Информация по лечению и профилактике грибковых заболеваний

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информационные...
Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного...

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка практического занятия
Тема Осуществление сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка открытого практического занятия тема: «работа...

Методическая разработка практического занятия для обучающихся по дисциплине «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия» iconМетодическая разработка практического занятия для студентов. Учебная дисциплина: «Фармакология»
Ок организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск