Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7





Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Учебно-методический центр»

Методические рекомендации

для педагогов-психологов

образовательных учреждений

Наро-Фоминского муниципального района

по работе с детьми с признаками одаренности


Составитель

педагог-психолог Варламова Н.А.

2014 год
Содержание





Введение

3

1

Особенности развития одаренных детей

4

2

Классификация одаренных детей и ее виды

6

3

Психологические свойства одаренности (как общей способности)

7

4

Проблемы одаренных детей

8

5

Выявление интеллектуально одаренных детей. Проблема диагностики.

9

6

Психологическое сопровождение детей с признаками одаренности.

17

7

Диагностические этапы одаренности

20

8

Психолого-педагогическая диагностика одаренности

21

9

Диагностика детской одаренности педагогами и родителями

24

10

Форма отчетности

79

11

Список литературы

80


Введение
Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными детьми.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Именно проблемы психологической диагностики одаренности в настоящее время являются остродискуссионными. Эта дискуссионность обусловлена главным образом тем, что до сих пор нет единой научной теории одаренности, основанной на надежных и достоверных научных и практических результатах, которые могли бы подтвердить или опровергнуть множество разноречивых теорий и положений, существующих в современной психологии. С другой стороны, объяснение и обобщение даже уже имеющихся фактов сильно затруднено отсутствием общих теоретических оснований изучения и развития детской одарённости. Каждый исследователь или практик, работающий с одарёнными детьми, вынужден определять свою позицию среди множества разных и часто противоречивых точек зрения, имеющихся по каждому вопросу в этой области современной психологии. К важнейшим из таких вопросов относятся следующие: что такое детская одарённость (каковы её признаки), надо ли её определять, а если надо, то зачем (с какой целью) и как (какими методами) это делать?

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Мы предлагаем далее называть таких детей, дети с признаками одаренности, в нашем случае это будет справедливо. Чтобы не путаться с понятиями, более точно оформить отчет по количеству одаренных детей в школах, детей, которые являются победителями олимпиад, конкурсов, и тех, которые преуспевают в учебе и т.п., объединим их в группу детей с признаками одаренности. Такая формулировка, всего лишь для удобства в работе педагога-психолога школы.

В связи с тем, что во многих школах района прошло сокращение ставок педагогов-психологов, а в некоторых школах количество обучающихся превышает его ставку, мы предлагаем, два варианта работы педагога-психолога с детьми с признаками одаренности в школе.

Первый вариант работы (обязательный) с целью создания банка данных детей с признаками одаренности по результатам диагностики. Что входит в банк данных: количество детей с признаками одаренности и их направленность с обязательной формой отчета для социально-психологической службы МАОУ «Учебно-методического центра».

Второй вариант работы педагога-психолога более расширенный, для школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и т.п.

Особенности развития одаренных детей

Познавательное развитие.

  1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

  2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

  3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

  4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

  5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

  6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

  1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

  2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

  3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

  4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

  5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

  6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

  7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

  8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

  1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

  2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

Классификация одаренных детей

1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).

Академически и интеллектуально одаренные дети

Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академическую одаренность).

Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны.

Социально-лидерски одаренные дети

Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководителя, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Художественно-эстетически одаренные дети

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе мы отнесли детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Спортивно и физически одаренные дети

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).

Современные трактовки одаренности позволили нам выделить следующие сферы проявления одаренности, которые мы предлагаем использовать для отчетности:

1. Познание. Интеллектуальная сфера. Сфера академических достижений (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная).

2. Сфера художественно-творческой деятельности, креативность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная).

3. Двигательная, спортивная сфера (общефизическая, отдельный вид спорта).

4. Общение и лидерство, коммуникативная сфера (организационно-лидерская, ораторская).

К сожалению, любой урок имеет определенные рамки, а, следовательно, далеко не каждый обучающийся может проявить и раскрыть за это время свои способности. Именно поэтому огромную роль в выявлении и развитии одаренности имеет внеурочная деятельность.

Психологические свойства одаренности (как общей способности)

О. - проявляется в деятельности.

О. - существует в деятельности.

О. - имеет сензитивные периоды проявления и развития.

О. - связана с компонентами личности (эмоции и чувства, мотивация, характер, самооценка, зрелость личности).

О. - (ее виды) могут развиваться плавно и «скачкообразно», гетерохронно относительно других свойств личности и зрелости психических процессов.

О. - может проявляться как компенсация одних способностей другими.

О.- может проявляться как гиперкомпенсация (гиперкомпенсация (А.Адлер) проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты)).

Проблемы одаренных детей


Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

  4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Выявление интеллектуально одаренных детей. Проблема диагностики.
Мысль о необходимости выявления одаренных детей с целью последующего интенсивного их обучения впервые была высказана Конфуцием. В последующем эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора использовались различные испытания на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и прозу.

Древнегреческий философ Платон также считал, что наиболее способных детей следует отбирать и обучать их тому, что полезно для государства.

Таким образом, идея «отобрать и обучить» имеет довольно давнюю историю.

В современном обществе потребность в использовании потенциала творческих личностей и ее удовлетворение через систему отбора широко поддерживается сторонниками ранней специализации обучения в соответствии со способностями детей к разным видам деятельности. Сторонники такой точки зрения обосновывают целесообразность отбора одаренных детей и их специального обучения главным образом пользой для государства, оставляя в стороне интересы самой личности.

Как отмечает Е.И. Щебланова, данная точка зрения широко распространена среди руководителей образовательных учреждений, где ведется углубленное изучение предметов. «Как правило, - пишет Е.И. Щебланова, - в таких учреждениях сначала определяется количество, содержание и уровень сложности учебных предметов и лишь затем ставится задача - отобрать одаренных детей. При этом отбор понимается как практическая или даже чисто техническая процедура».

Широко распространена и противоположная точка зрения: выявлять одаренных детей не надо, поскольку гением можно сделать каждого. По этому поводу существенно замечание А.М.Матюшкина: «Возникла мода на создание уникальных авторских концепций развития одаренности без должного осмысления опыта, накопленного более чем столетнюю историю этой проблемы. Это привело к стремлению родителей и образовательных учреждений воспитывать всех детей непременно «вундеркиндами», не предполагая тех трудностей, с которыми связан этот путь традиционно оптимистического формирования (в смысле придания нужной формы) личности, и не принимая во внимание индивидуальные возможности и интересы детей».

Следует заметить, что против отбора выступают и те, кто считает, что предоставление особых условий обучения одаренным детям нарушает права большинства ради малочисленной элиты. Представители такой точки зрения считают, что неизбежные в результате отбора ошибки будут вредны как для одаренных, так и для тех, кто, не будучи одаренным, оказался в их числе. При этом забывается, что одаренный ребенок требует создания особых условий для своего обучения и развития, а не одинакового для всех усредненного образования.

В связи с вышесказанным напрашивается вывод о том, что вопрос отбора одаренных детей лишь на первый взгляд имеет чисто прикладной характер. На самом же деле этот вопрос не может быть решен без ясного и исчерпывающего понимания, что именно отличает одаренного ребенка от других его сверстников.

Определение одаренности неоднозначно. По словам В.Д. Шадрикова, трудности в этом вопросе в значительной степени порождены бытовым пониманием термина «одаренность». Широкое использование этого термина создает иллюзию его одинакового понимания, но эта иллюзия сразу же исчезает, когда решается любой вопрос, связанный с обучением одаренных детей.

Сложность и многогранность феномена одаренности затрудняет выработку критерия ее определения. В большинстве случаев критериями отбора одаренности обучающихся принято считать:

- коэффициент умственного развития (IQ > 120);

- развитое творческое (оригинальное) мышление;

- высокая академическая успеваемость;

- высокий уровень развития общих (обучаемость, гибкость мышления, продуктивность внимания, объем памяти) и специальных способностей (к музыке, иностранным языкам, рисованию, математике, поэзии и т.п.);

- коммуникабельность и стремление к лидерству;

- повышенная мотивация (интересы - осознанные потребности) и настойчивость при достижении намеченных целей и др.

Большинство исследователей в определение одаренности детей включают не только успехи, уже реально демонстрируемые, но и возможности ребенка к будущим достижениям.

На основе многолетних наблюдений за развитием детей с незаурядными умственными способностями Н.С. Лейтес показал, что в своеобразии умственного развития одаренного ребенка всегда неразрывно присутствуют два плана: на время возникающие общие возрастные особенности и собственно индивидуальные предпосылки одаренности. По его мнению, понятие «одаренные дети» следует относить к умственным преимуществам лишь на данном возрастном этапе и не воспринимать как точное указание на будущие успехи. Автор считает, что необходимо перенести акцент с отбора детей, обещающих будущие достижения, на выявление тех, чьи повышенные умственные возможности и восприимчивость к учению уже на данном этапе возрастного развития требуют для своей реализации особых условий воспитания и обучения.

В поиске наиболее общих закономерностей и в попытке статистически доказать достоверность своих выводов ученые стремятся включать в исследование многочисленные группы детей и проводить сравнение характеристик с разными видами и уровнями одаренности, разного возраста, пола и образования, в разных условиях. До 90% таких исследований выполнено методом «поперечных срезов» на выборках одного или нескольких возрастов. Полученные в них факты представлены в обширном списке публикаций, описывающих наиболее важные, с точки зрения авторов, особенности одаренных детей. Однако такие исследования базируются на разных теоретических концепциях, критериях и методах определения одаренности, поэтому перенос полученных выводов в другие обстоятельства сталкивается с серьезными трудностями.

Лонгитюдные исследования, охватывающие большие группы испытуемых более плодотворны. Они позволяют оценить одаренность детей на основе той или иной концепции, проследить их развитие, регистрируя разнообразие факторов этого развития в момент времени, когда они проявляются, и зафиксировать те или иные достижения на более поздних этапах (Г. Трост, В. Терман, К.А. Келлер). В то же время результаты таких исследований не позволяют сделать однозначный вывод и получать статистически достоверные данные, т.к. они опираются на большое количество методов, требуют значительного времени, сил и средств. Тем не менее, лонгитюдные исследования позволили сделать два основных вывода: во-первых, они доказали, что нет такого критерия одаренности, который можно признать единственным; во-вторых, невозможно выделить какой-либо один критерий для выявления одаренности.

Кроме того, результаты таких исследований показали, что мнения родителей, учителей, тесты умственных способностей и измерения некоторых личностных характеристик (мотивация, интерес, самооценка) все же могут предсказывать успехи школьников в учебе, но применять их необходимо в комплексе (Д.Б. Богоявленская, Ю.З. Гильбух, В.Н. Дружинин, С.А. Леднева, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, Дж. Рензулли, А.И. Савенков, Д. Сиск, М.А. Холодная и др.).

В течение последних десятилетий были проведены исследования, позволившие существенно пересмотреть подходы к определению детской одаренности. Признание существования не только актуальной, но и потенциальной одаренности значительно расширило категорию детей, считающихся одаренными и нуждающихся в том, чтобы их высокие познавательные возможности учитывались при организации обучения. Это заставляет пересмотреть традиционные взгляды на одаренных детей как на редкое явление в массовой школе, и признать многообразие индивидуальных различий обучающихся. В этой связи возникает необходимость разработки основных принципов и методов идентификации детской одаренности.

По словам М.А. Холодной, решение вопроса о методах выявления одаренных детей зависит от того, каким является наше представление о природе одаренности. Поэтому, по мнению автора, прежде всего, необходимо определить теоретическую основу, на которой должна строиться диагностическая работа с детьми, идентифицируемых в качестве «одаренных».

Исследования в области детской одаренности позволяют выделить некоторые специфические аспекты этого психического явления (М.А. Холодная):

- детская одаренность выступает как проявление закономерностей возрастного развития (Н. С. Лейтес);

- явление «угасания» детской одаренности происходит под влиянием образования, освоения ребенком норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.п.;

- наличие своеобразной динамики формирования детской одаренности в виде явления диссинхронии (рассогласованности) психического развития;

- детская одаренность - это системное качество (но не сумма отдельных способностей);

- детская одаренность зависит от культурного и социального контекста;

- своеобразие признаков одаренного ребенка зависит от конкретного вида одаренности.

Согласно Рабочей концепции одаренности, признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Соответственно можно говорить об инструментальных признаках (характеризуют способы деятельности ребенка) и мотивационных (характеризуют его отношение к действительности и собственной деятельности). Среди инструментальных признаков в различных источниках указываются: выход за пределы заданного, рефлексивный характер действий, обобщенность внутреннего плана деятельности и др. Инструментальные признаки тесно связаны с мотивационными: ярко выраженная избирательность интересов, высокий уровень познавательной потребности и инициативы, предпочтение всему новому и необычному, склонность к самостоятельному порождению цели собственной деятельности и т.д. Своеобразие этих и других признаков требует соответствующих методов диагностики одаренности, опирающихся на принципы выявления одаренных детей (А.В. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич):

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

- длительность диагностического процесса;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

- использование тренинговых процедур, в рамках которых возможна организация развивающих влияний, позволяющих снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов - специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики.

К сожалению, в образовательной практике нередко в исследовании одаренности ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. При этом игнорируется тот факт, что применение этих тестов имеет ряд ограничений: большинство из них созданы не для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, а для иных целей (умственной отсталости, прогноза академической успеваемости, профориентации, профотбора и т.п.); многие тесты измеряют конкретную интеллектуальную способность (сформированность конкретных умственных операций); психометрические тесты плохо прогнозируют уровень достижений именно одаренных детей. Отсюда следуют два вывода:

- психометрические тесты необходимо применять после процедуры идентификации ребенка как одаренного (не для и не до принятия решения) в целях организации необходимой ему психолого-педагогической помощи;

- психометрические тесты полезны для отслеживания динамики проявлений одаренности конкретных детей.

Таким образом, психометрические тесты - лишь один из множества других источник информации в процессе идентификации одаренного ребенка.

Как уже отмечалось, отечественными учеными признается комплексный подход к выявлению одаренных детей, суть которого состоит в использовании разнообразия методов:

- варианты метода наблюдения за детьми;

- специальные психодиагностические тренинги;

- экспертное оценивание поведения детей;

- проведение «пробных занятий по специальным программам;

- оценивание продуктов творческой деятельности;

- организация интеллектуальных мероприятий (предметных олимпиад, конференций, соревнований, конкурсов, смотров, фестивалей и т.п.);

- поведение психодиагностического исследования с использованием вариативных методик и др.

Однако исследователи предупреждают, что и комплексный подход к выявлению одаренности детей не избавляет полностью от ошибок.

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития (В.И. Панов).

Решение такой задачи связано не только с психологическим тестированием, имеющим длительную историю развития, но и с проведением диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом. Ведь в конечном итоге именно на него ложится основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно он в большей степени несет ответственность за ее результаты (Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская).

Для наиболее качественного и эффективного осуществления педагогами процесса диагностики одаренности школьников им необходимы специально разработанные методики. На наш взгляд, такие методики, прежде всего, должны быть направлены на выявление уровней развития познавательной и личностной сфер ребенка. При этом необходимо чтобы они опирались на принцип минимальной достаточности.

Так, если речь идет об уровне развития определенных черт личности, то вопросник целесообразно включать такие показатели, как: самооценка (реальная оценка своих личностных качеств и способностей), эгоцентризм (направленность на себя), демонстративность (желание всегда быть в центре внимания), эмоциональность (восприимчивость, «чувствительность» к явлениям окружающего мира), произвольность поведения (умение подчинять свои желания требованиям необходимости), способность к оценке (критичность мышления).

Степень выраженности перечисленных характеристик у каждого ребенка может определяться по следующей уровневой шкале:

- низкий уровень - если данная черта не проявляется совсем;

- уровень ниже среднего - если данная черта проявляется, но достаточно редко;

- средний уровень - если данная черта в равной степени как проявляется, так и не проявляется;

- уровень выше среднего - если данная черта проявляется часто, но не всегда;

- высокий уровень - если данная черта проявляется всегда.

С педагогической точки зрения особый интерес представляют характеристики интеллектуальных способностей детей. Они попадают в поле зрения учителя на каждом уроке, однако весь спектр таких способностей невозможно назвать. В этой связи психологи выделяют основные из них - память, внимание, восприятие, воображение, мышление, степень выраженности которых у каждого ребенка индивидуален.

Для педагогических наблюдений важны контуры проявления этих способностей, которые также могут оцениваться по критериям: низкий уровень, уровень ниже среднего; средний уровень; уровень выше среднего; высокий уровень.

Перечислим основные контуры проявления интеллектуальных способностей, которые могут наблюдаться педагогом в целях выявления одаренных детей.

Память: способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (вербальную, зрительную, двигательную).

Внимание: способность ребенка быстро концентрироваться, «настраиваться» на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь.

Способность к анализу и синтезу: способность ребенка быстро «раскладывать» предложенную информацию на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей создавать целое (делать вывод).

Продуктивность мышления: способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество решений.

Перфекционизм (старательность): стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.

Гибкость мышления: способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни.

Оригинальность мышления: способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть «необычное» в обычном, действовать не как все.

В дополнение к сказанному можно назвать и другие качества в сфере интеллектуального развития ребенка, которые могут проявляться в процессе обучения в школе: способность находить альтернативы; способность предвидеть, прогнозировать последствия; стремиться всегда, проверять новую идею; способность увлекаться, уходить «с головой» в интересующее занятие; способность не только предлагать, но и разрабатывать идеи; склонность к логическим рассуждениям; способность оперировать абстрактными понятиями; способность улавливать связи между причиной и следствием; постоянное желание задавать много вопросов и др.

Мы намеренно не останавливаемся на характеристике специальных способностей, поскольку они специфичны и в общеобразовательной практике также проявляются по-особому (например, литературная одаренность, техническая одаренность). Однако заметим, что еще в 1962 г. Б.Г. Ананьев отмечал как негативный факт тенденцию сведения проблемы изучения одаренности к выявлению специальных способностей. Он считал, что при этом практически игнорируется явление общей одаренности. В психофизиологическом плане при изучении природных предпосылок одаренности - свойств нервной системы и типов взаимодействия сигнальных систем - эта тенденция успешно преодолевается, а вот в психологическом и тем более педагогическом аспектах вопрос о соотношении специальных и общих способностей или об общих и специальных критериях развития остается открытым. Хотя всеми признается, что выдающиеся достижения в любой области возможны лишь на основе высокого уровня общего психического развития. Однако, как справедливо отмечает И.А. Курбатова, диагностика специальной одаренности ведется, как правило, без учета общих способностей ребенка.

В заключение отметим, что проблема диагностики является одной из самых дискуссионных как в психологии, так и в педагогике. В настоящее время совершенно очевидна необходимость научных исследований в двух направлениях, которые могут иметь практическое значение:

- улучшение инструментария выявления и измерения одаренности;

- совершенствование и спецификация педагогических методов в изучении детской одаренности.
Психологическое сопровождение детей с признаками одаренности

Второй вариант работы педагога-психолога более расширенный, для школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и т.п.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе, гимназии, лицее может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Цель психологического сопровождения: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, оказание психолого-педагогической поддержки процесса социализации одаренных детей, создание условий для развития потенциала каждого обучающегося.

Задачи:

  1. Совместно с другими специалистами учреждения образования определение критериев одаренных детей, выявление школьников требующих особого маршрута сопровождения;

  2. Содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

  3. Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

  4. Содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;

  5. Содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным обучающимся в решении их проблем.

К методам выявления одаренных детей относятся:

наблюдение;

общение с родителями;

работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

В начальной школе по итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети". Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т. е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги и т. д.). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка.

Пакет методик подбирается с учетом индивидуальности ребенка. Возможно использование тестов на выявление творческих способностей (например, тест Торренса), методики диагностики умственных способностей Векслера (IQ = 130). Правомерным будет использование шкалы Рензулли—Хартмана для оценки психологической характеристики одаренных обучающихся (интеллектуальные умения, мотивация, креативность).

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т. п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хаана и Г. Каффа.

В последнее время сложился алгоритм выявления интеллектуальной и академической одаренности в школе, согласно которому результаты, демонстрируемые учащимися, должны удовлетворять высоким показателям по любым шести из восьми критериев:

1) оценка по групповому тесту — 95% и более;

2) оценка по групповому тесту способностей — 127 и больше;

3) оценка по индивидуальному тесту интеллекта — 125 и более;

4) данные опросника учителя;

5) данные опросника родителя;

6) данные самооценки ученика;

7) успеваемость и другие биографические материалы;

8) оценка творческих работ.

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог, должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных обучающихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы.

В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний обучающихся.

В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconРегиональный социопсихологический центр самарский филиал мгпу
Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных...
Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по охране труда в оздоровительных учреждениях
Методические рекомендации предназначены для руководителей образовательных учреждений, оздоровительных учреждений, профсоюзных работников,...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск