Скачать 0.49 Mb.
|
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» Струкова М.Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» Актуальность: В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии действий в интересах детей Вологодской области (2012-2017 гг.)» определены следующие:
Правовые аспекты психологического сопровождения: В профессиональной деятельности педагог-психолог, социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:
Документы, регламентирующие деятельность специалистов в ОУ на региональном уровне (утверждены Приказом Департамента образования Вологодской области № 665 от 03.04.2007 г.):
Научно-методическое обеспечение: рекомендации по профилактике дезадаптации подготовлены на основе следующих публикаций:
Методические рекомендации для педагогов-психологов по профилактике дезадаптации детей и подростков В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению. Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям. Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребёнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьёй, сверстниками. Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений. [4] В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов: - первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап); - отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап); - далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап). В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностно-значимых для него отношений (5 этап). Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение». Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностно-значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. [4] Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации:
У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента. Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения. Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:
Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Дезадаптация в подростковом возрасте более тесно связана с личностными проблемами учащихся, в частности с эмоционально-аффективными переживаниями, проистекающими из осознания себя в новой роли. Дезадаптация в старших классах чаще всего связана с формированием профильных классов. В каждом случае учащийся сталкивается с новой социальной ситуацией, с новым образовательным пространством. Определим основные факторы развития учебной и социальной дезадаптации на основных этапах обучения и социализации: Психофизиологические и когнитивные:
Социальные:
учебных требований
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:
Работа строится в двух направлениях:
Профилактика дезадаптации – работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного учащегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у учащихся – выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Информация о проблеме дезадаптации, запрос может поступить от педагогов, родителей ребенка. Рассмотрим основные этапы работы по профилактике дезадаптации обучающихся:
Психологическая диагностика выявляет особенности поведенческой и личностных сфер обучающихся:
Проведение диагностики ребенка осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы с детьми: - с детьми младшего школьного возраста диагностика может проводиться не более 30-40 минут, с детьми подросткового возраста - возможно проведение диагностики в 2 этапа продолжительностью не более 45 мин. каждый. Результаты психодиагностики позволяют:
В целом, работа педагога-психолога строится как процесс сопровождения индивидуальных случаев дезадаптации обучающихся. Наиболее распространенными являются основные причины дезадаптации:
Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны:
Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение. Рекомендуемый диагностический инструментарий
|
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро» | Составитель: Селенина Е. В., ст научный сотрудник лаборатории профилактики социально-психологических проблем безнадзорности и сиротства... | ||
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения | Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических... | ||
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу... | Учебник предназначен для тех, кто получает профессиональное образование различного уровня в области педагогики, психологии, социальной... | ||
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос» | Программа предназначена для педагогов школ различного типа, социальных педагогов, психологов, администрации школ и специалистов других... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений... | Цель: организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |