Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск


Скачать 361.54 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к ГИА всех участников образовательных отношений

Мурманск,

2015г.

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Авторы составители:

Баланова Т.А. – заместитель директора по УВР, председатель ЦПМПК Мурманской области.

Ляш Л.И. – педагог-психолог ГОБОУ ЦПМСС.

«Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к ГИА всех участников образовательных отношений» - Мурманск, 2015г.

Методические рекомендации подготовлены с целью внедрение системы мероприятий, направленной на создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей выпускников в период сдачи ГИА.

Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных организаций, педагогам-психологам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Вступление

с.4

2

Система психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

с.8




  • Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

с.8




  • Консультативная работа психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

с.10




  • Коррекционно-развивающая работа психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

с.12




  • Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

с.12




  • Психопросвещение в системе психологического сопровождения обучающихся при подготовке к ГИА

с.13

3

Советы по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации

с.15




  • Советы выпускникам

с.15




  • Психологическая помощь родителям обучающихся в период подготовки к ГИА

с.18




  • Рекомендации педагогам по психологической подготовке выпускников к ГИА

с.19




  • Укрепление психической саморегуляции выпускников в процессе подготовки к экзаменам

с.21

4

Список информационных источников

с.29

Вступление.
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».

Оливер Холмс.
Подготовка к государственной итоговой аттестации является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ЕГЭ, ГВЭ .

Подготовка к ГИА , как правило, идет на протяжении последних лет обучения в школе. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, старшеклассники посещают куры, покупают различные пособия для подготовки. Родители нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели - сдачи ГИА и поступления в ВУЗ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность

Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.

Процедура прохождения ГИА - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

  • сомнение в полноте и прочности знаний;

  • сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

-психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:

  • стресс незнакомой ситуации;

  • стресс ответственности перед родителями и школой.

Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ГИА для детей:

  • познавательные - связанные с особенностями переработки информации в ходе ГИА и, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе!);

  • личностные - обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;

  • процессуальные - связанные с самой процедурой ГИА (ЕГЭ) и отсутствием четкой стратегии деятельности.

Одной из важнейших задач школы  на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психологического сопровождения ребенка в процессе обучения и воспитания является:

  • обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);

  • привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);

  • изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.

Задачи психологического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;

  • формирование адекватной самооценки;

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

  • профилактика неврозов.

Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:

  1. Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

  2. Консультирование (индивидуальное и групповое).

  3. Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

  4. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.

  5. Профилактика.

Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все функции и делает это систематически.

Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Кто же такой психолог?

Психолог – это тот  специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который  обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ГИА, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь.

Психологическую подготовку учащихся к сдачи ГИА нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдачи ГИА, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.

Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников.

Цель   психологической  службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.

Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая  направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.

Стратегии деятельности психолога при подготовке к ГИА:

  • ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;

  • технологически-ориентированная стратегия – освоение  некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Таким образом,  можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ГИА через систему  психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.
СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА
Системность работы педагогического коллектива совместно с педагогом-психологом по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ГИА, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ГИА можно считать итоги   плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

Психологическая диагностика  проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже  в начальной школе определяется группа детей, которые испытывают  трудности в обучении.  Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ГИА. Ранняя диагностика  таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ГИА и эффективно организовать их психологическое  сопровождение на протяжении всего обучения.

В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. Проводятся диагностика в начале года с целью выделения группы детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для развивающей работы, разработка системы работы и рекомендаций. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы. В своей работе мы используем следующий блок методик:


Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении (начальная школа)

Типичные трудности

Психодиагностический инструментарий

Недостаточный уровень развития произвольности и самоорганизации.

Методики «Графический диктант» Д.Б.Ельконина, «Образец и правило».

Несформированность учебной мотивации.

Методики «Беседа о школе» Нежновой Т.А., «Опросник школьной мотивации» Лускановой.

Высокий уровень тревожности

Методики «Детский тест тревожности», «Опросник школьной тревожности Филипса».

Низкий уровень самооценки, неуверенность в себе.

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн

Высокая утомляемость, низкая работоспособность. Низкая подвижность психических функций, медлительность.

Методики «Счёт с переключениием», «Скорость протекания мыслительного процесса», «Шифровка».

Трудности, связанные с недостаточным уровнем развития познавательной сферы.

Методики «Исследование вербально-логического мышления», изучение слуховой памяти «10 слов», исследование внимания «Текст с пропусками», «Корректурная проба», «Шифровка», диагностика зрительно-моторной координации «Гештальт-тест Бендер».
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации фгос»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных...
Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации по разработке, согласованию, хранению и...
Федерации и Требованиями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города Москвы...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconРегиональный социопсихологический центр самарский филиал мгпу
Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений
Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и учителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций,...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Гиа, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации для студентов образовательных организаций...
Русский язык и культура речи: методические рекомендации для студентов образовательных организаций медицинского профиля / Е. А. Авдюшева....

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к гиа всех участников образовательных отношений Мурманск iconМетодические рекомендации по организации обучения специалистов в...
Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск