Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области


НазваниеМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГАУДПО ЛО «институт развития образования»
кафедра психологии и педагогики



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для педагогов-психологов

образовательных организаций Липецкой области

на 2015-2016 учебный год
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Авторы-составители:




Драганова О.А.,

Климова И.В.



Липецк - 2015

Содержание




Введение

  1. Основные направления деятельности педагога-психолога ОУ в условиях реализации ФГОС

  2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования РФ

  3. Формы документации

  4. Система оценки достижения личностных, метапредметных

и предметных результатов

  1. Диагностический инструментарий для выпускников ДО

  2. Роль педагога-психолога ОУ среднего профессионального образования (СПО) в реализации ФГОС

VI. Результативность деятельности психолога ОУ
Список литературы, интернет-ресурсов


Стр.
3
5
13

21
26

29
32

39
48



Введение
Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) в образовательных организациях ориентировано на формирование принципиально новой модели образования, обеспечивающей повышение его качества. Обновление содержания образования, разработка и внедрение новой нормативно-правовой базы деятельности образовательных организаций требуют формирования принципиально новых подходов к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

В соответствии со Стандартами педагог-психолог должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. При взаимодействии с педагогом психолог способен обеспечить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Педагог-психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования, в реализации современных образовательных стандартов. Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Исходя из этого, в рамках компетенции субъектов Российской Федерации, была переработана документация педагога-психолога образовательной организации согласно требованиям ФГОС. Члены Липецкого отделения ФПОР – педагоги-психологи ДОУ, ОУ, СПО, ВУЗов, коррекционных ОУ, центра ППМС, частных развивающих центров, ЛИРО разработали единый пакет документации, который был обсуждён на заседаниях Липецкого регионального отделения общественной организации «Федерация психологов образования России», городского методического объединения педагогов-психологов г. Липецка, психологического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина, кафедры психологии и педагогики Липецкого института развития образования.

Цель работы педагога-психолога образовательной организации – методическое обеспечение всех участников образовательного процесса в вопросах осуществления психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Новые задачи педагога-психолога образовательной организации:

  1. создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;

  2. обеспечение формирования и развития целевых ориентиров / универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;

  3. разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;

  4. разработка системы повышения психологической компетентности педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;

  5. взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траекторий образовательного учреждения;

  6. подготовка методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся;

  7. психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы.

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно-организованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения обучающихся.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С сентября 2017 года вступает в силу профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», пока запущен проект.

Согласно профессиональному стандарту, основная цель деятельности педагога-психолога - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 № 636, строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.

Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о Службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.

Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом его работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования представлены в п.3.2. раздела III ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования представлены в п.28 раздела III ФГОС НОО и психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования представлены в п.25 раздела III ФГОС ООО.

В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (п. 3.2. раздела III ФГОС ДО) подчеркивается, что для успешной реализации Программы (образовательная программа дошкольного образования) должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.28 раздела III ФГОС НОО) и основного общего образования (п.25 раздела III ФГОС ООО) должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС :

  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся,

  • выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;

  • обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

  • поддержка детских объединений, ученического самоуправления.

    • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

    • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Таким образом, основными направлениями работы, обозначенными в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися, родителями. Однако в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом специфики ФГОС.

  • Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В рамках деятельности по психологической профилактике в образовательной организации педагог-психолог:

- выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности обучающихся с учетом их особенностей;

- осуществляет психопрофилактическую работу с учетом особенностей обучающихся, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации;

- осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

- участвует в формировании здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни;

- разрабатывает рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

  • Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного и школьного возраста, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

Психологическая диагностика обучающихся предполагает, что педагог-психолог:

- проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

- проводит регулярные скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи;

- составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;

- определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумов;

- проводит изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности;

- с целью помощи в профориентации осуществляет комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и пр. особенностей старшеклассников.

  • Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.

Педагог-психолог консультирует:

- обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, взаимоотношений в коллективе и пр.;

- администрацию, педагогов и других работников образовательных организаций взаимоотношениям в трудовом коллективе и пр. профессиональным проблемам;

- педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношениям обучающихся, их развития, профессионального самоопределения и пр.

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися (воспитанниками), имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

В рамках коррекционно-развивающей работы с обучающимися педагог-психолог:

- разрабатывает и реализует образовательные программы, в том числе коррекционно-развивающие, для обучающихся, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;

- организует и осуществляет совместно педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию определенных недостатков в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации и адаптации;

- способствует созданию для одаренных детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями, с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам;

- способствует проектированию и созданию индивидуально-ориентированной образовательной среды, индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адекватных их возможностям.

  • Психологическое просвещение детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса предусматривает, что педагог-психолог:

- знакомит педагогов, родителей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии раннего и дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;

- просвещает педагогов, администрацию образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями благоприятного психического развития обучающихся в ходе консультирования, посредством психолого-педагогических рекомендаций, родительских собраний;

- ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по учету возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, его интересов и склонностей, особенностей поведения, миропонимания, в т. ч., одаренности;

- способствует формированию психологической культуры субъектов образовательного процесса, сохранению и укреплению их психологического здоровья;

- информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

  • Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации.

Осуществляя психологическое сопровождение экспертизы и проектирования в образовательных организациях педагог-психолог:

- участвует в организации психолого-педагогического сопровождения основных образовательных программ, проведении мониторинга и анализе эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;

- участвует в экспериментальной апробации новых образовательных технологий и программ, психологическом проектировании образовательной среды и разработке соответствующих разделов программ развития образовательной организации;

- способствует выбору педагогами образовательных технологий, адекватных условиям конкретной образовательной ситуации, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- оказывает психологическую поддержку педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Возможным вариантом является сопровождение образовательного процесса специалистами ППМС-центра на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит анализ планов учебной и воспитательной работы, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

Уровень специализированного учреждения. На данном уровне оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами, предполагающими наличие специалистов особой квалификации, комплексный (междисциплинарный) подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования и т.п.). Подобные возможности имеются в системе ППМС-центров, ПМПК-комиссий, образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (коррекционные учреждения).

Основным предметом деятельности педагога-психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:

  • общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;

  • содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;

  • планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих (для педагогов-психологов школ):

  • программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступенях начального и основного общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);

  • программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (в том числе программы духовно-нравственного развития; программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни);

  • программы коррекционной работы.

Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

Перед психологической службой стоят следующие задачи: определение целей, средств, рисков, ожидаемых результатов обучения по ФГОС, а также проблем и ресурсов участников учебного процесса; перспективное планирование совместных с другими участниками учебного процесса мероприятий по созданию условий для реализации ФГОС; консультирование, направленное на просвещение администрации, учителей и родителей, разъяснение психологических аспектов новых требований ФГОС и психологических особенностей детей разного возраста; мониторинг психологического развития обучающихся и индивидуальная помощь тем из них, кто испытывает трудности.

Психологическое сопровождение перехода на ФГОС позволяет:

  • применять более широко в педагогической практике различные инновационные подходы, методы;

  • более полно реализовывать личностный, профессиональный потенциал педагогов, повышать уровень мотивации и профессионального мастерства педагогов;

  • обеспечивать возможность развития обучающихся по индивидуальным траекториям исходя из их способностей и возможностей;

  • применять в обучении детей более эффективные методы и подходы, известные психологической науке.

Психологическое сопровождение осуществляется на основании ориентировочного плана работы психолога в течение всего учебного года и включает 4 этапа: подготовительный; адаптационный (диагностический); содержательный (коррекционный); итоговый (рефлексивный).

Работа на каждом этапе осуществляется в определенные сроки с определенным контингентом: администрацией, педагогами, родителями, обучающимися, коллегами психолога.

Таким образом, основным приоритетом работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных...
Баланова Т. А. – заместитель директора по увр, председатель цпмпк мурманской области

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных...
Методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций по Южному округу г. Оренбурга

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconРегиональный социопсихологический центр самарский филиал мгпу
Методические рекомендации предназначены для студентов психологических факультетов, педагогов-психологов образовательных учреждений...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений
Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций Липецкой области iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Указанные сведения представляются на бланках справок, формы которых утверждены Законом Липецкой области от 30. 12. 2005 n 259-оз...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск