«Диагностика одаренности»


Название«Диагностика одаренности»
страница1/12
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №143

с углубленным изучением отдельных предметов»

Ново-Савиновского района г.Казани

Методические материалы

«Диагностика одаренности»




Введение

Трудно представить работу практического психолога без использования психодиагностических процедур. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка, и отдельные свойства личности. На основании психодиагностики строится прогноз, ведется коррекционно-развивающая работа.

Проводя диагностику, любой специалист должен понимать, для чего он это делает, как он это будет использовать. Иначе зачем?

В условиях образовательного учреждения воспитывающим моментом, а значит и вносящим коррективы, является практически всё: и внешняя среда (обогащенная или бедная), и урок (не только по содержанию, но и по эмоционально-психологической составляющей «учитель-ученик»), и общий тонус коллектива (ученического и учительского). В течение одного дня ребенок общается непосредственно или опосредованно как минимум с 7 педагогами-профессионалами. И этот ресурс должен быть использован.

В практике нашего образовательного учреждения сложилась традиция проведения ежегодных малых педагогических советов по каждой параллели классов. На таком педсовете присутствуют все педагоги, работающие с этим классом, администрация и психолог. Идет обсуждение не только учебных вопросов и проблем каждого ученика, но и в целом его жизни в школе. Это дает возможность психологу информировать присутствующих о статусе учеников в коллективе, психологическом климате в классе, а также о некоторых личностных особенностях детей (учебная мотивация, тревожность, агрессивность, темперамент, характер), что позволяет выработать совместные стратегии в отношении отдельных учеников или хотя бы учитывать полученные данные при непосредственном контакте с детьми. Классный наставник, опираясь на полученную информацию, может спланировать работу как с отдельными учащимися, так и с коллективом, сделав в ней нужные в данный момент акценты. Также он может вместе с психологом отследить динамику через год (если потребуется – раньше).

Таким образом, психодиагностический блок в работе школьного психолога представлен достаточно большим по объему.

Одаренные дети, дети с признаками одаренности – это, прежде всего, дети. В педагогической поддержке и психологическом сопровождении они нуждаются не меньше, чем обычные. Поэтому в предлагаемый комплект диагностических методик вошли и характерологические тесты, а не только тесты интеллекта.

В большинстве случаев мы ограничились кратким описанием методик, подчеркнув их возможности и, по вполне понятным причинам, не дав ключей. Но в каждом случае указан источник (а иногда несколько), где можно получить эту информацию.

Надеемся, что предложенная информация, будет полезной и востребованной в системе образовательных учреждений.

Комплект диагностических материалов

для выявления интеллектуальной одаренности.
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

В научном мире за последние десятилетия разрабатывались несколько концепций одаренности как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Как отмечается в Рабочей концепции одаренности (авторский коллектив Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б. и др.), детский возраст – это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, то есть одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Как указывают авторы Концепции, одной из причин отсутствия того или иного вида одаренности может выступать недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка (в силу условий жизни). Идея доступности большого диапазона предметных областей деятельности в этом случае является прогрессивной.

В зависимости от разных критериев выделяются следующие виды одаренности:

  • по широте проявления – общие и специальные;

  • по типу предпочитаемой деятельности – интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, психомоторная (спортивная), социальная (лидерская) и так далее;

  • по степени сформированности – актуальная и потенциальная;

  • по возрастным особенностям – ранняя и поздняя;

  • по форме проявления – явная и скрытая.

Различают также одаренность с гармоничным типом развития и с дисгармоничным типом развития.

Признаками детской одаренности являются:

  • высокий уровень развития способностей;

  • высокая степень обучаемости;

  • творческие проявления (креативность);

  • мотивация.

Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка.

Из существующих подходов к процессу выявления одаренных детей мы остановились на тестологическо-диагностическом обследовании.

Условия проведения психологической диагностики учащихся

с признаками одаренности
1 этап. Выявление детей с признаками одаренности

На этом этапе первичным источником информации служат родители, сверстники, учителя, другие специалисты образовательных учреждений, которые могут наблюдать деятельность детей и выделить среди них тех, кто отличается познавательной активностью, любознательностью, желанием выйти за пределы предложенного задания (ситуации) и/или решение его (её) необычным путем. Основной метод на этом этапе – наблюдение.

Характеристику учащегося дают также педагоги-предметники, родители и классный руководитель. Они оценивают детей по следующим опросникам:

– Савенков А.И. Методика оценки общей одаренности;

– анкета Дж.Рензулли в адаптации Л.В.Поповой;

– Савенков А.И. Методика «Карта одаренности».
Уровень сформированности свойств личности,

характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка

(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»).
Инструкция для родителя / педагога.

Внимательно изучите и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:


5

оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении

4

свойство заметно выражено, но проявляется не постоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко

3

оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг другу

2

более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому

1

чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

0

сведений для оценки данного качества нет (не имеет)


Любознательность – познавательная потребность.

Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более у него выражено стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать новые вопросы, в неугасающей исследовательской активности (желание исследовать строение предметов, растений, поведения людей, животных и др.).


Сверхчувствительность к проблемам.

Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решения задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении и стремлении строить сложные синтаксические конструкции, в характерном придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность – способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) – способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, не6смотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.




Качество

Отметка

1

Любознательность




2

Сверхчувствительность к проблемам




3

Способность к прогнозированию




4

Словарный запас




5

Способность к оценке




6

Изобретательность




7

Способность рассуждать и мыслить логически




8

Настойчивость




9

Перфекционизм






Шкалы

для рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей.

Дж.Рензулли и соавторы (1977г.) в адаптации Л.В.Поповой
Инструкция: эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

  1. Если вы никогда не наблюдаете этой характеристики.

  2. Если вы наблюдаете эту характеристику время от времени.

  3. Если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.

  4. Если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.


Шкала I. Познавательные характеристики ученика.

1. Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглость и сложность.

1 2 3 4

2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста).

1 2 3 4

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

1 2 3 4

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.

1 2 3 4

5. Чуткий и сметливый наблюдатель обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4

Сложите полученные числа, получите общий показатель __________
Шкала П. Мотивационные характеристики

1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

1 2 3 4

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий

1 2 3 4

3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью.

1 2 3 4

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя.

1 2 3 4

5. Имеет склонности организовывать людей, предметы, ситуацию.

1 2 3 4

Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке _ _ _ _

Умножьте на соответствующий коэффициент 1 2 3 4

Сложите полученные числа, получите общий показатель __________
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

«Диагностика одаренности» iconИнструкция: Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой...
Материалы лекций по психологии. Нижегородцева Л. А. Стажировка по программе «Развитие интеллектуальной одаренности обучающихся средствами...

«Диагностика одаренности» iconАнкета «Как распознать одаренность» Как распознать одарённость Методика...
В сборнике собрана информация об основных методиках, используемых при выявлении одарённых и талантливых детей

«Диагностика одаренности» iconМетодические указания для студентов по самостоятельной аудиторной...
Тема: «Лучевая диагностика желудочно – кишечного тракта» на основании рабочей программы дисциплины «Общая хирургия, лучевая диагностика»,...

«Диагностика одаренности» iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 31....
«Клиническая лабораторная диагностика» требованиям федерального государственного образовательного стандарта выс­шего образования...

«Диагностика одаренности» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...

«Диагностика одаренности» icon«Психологическая диагностика в школе» сборник тестов Часть 2
Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе» представляет собой сборник тестов и методик, используемых...

«Диагностика одаренности» iconПсихологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении
Автор-составитель Фомин А. П. Психологическая диагностика школьника: выявление причин проблем в обучении и поведении. Методические...

«Диагностика одаренности» iconАнкета «Ребенок: способный или одаренный». (П. 16)
Методики выявления типов одаренности у детей среднего и старшего школьного возраста и применение методик на базе роэп лицей 533

«Диагностика одаренности» iconРабочая программа учебной практики пм. 03 Проведение лабораторных...
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...

«Диагностика одаренности» iconI. Оценка пожарного риска, обеспеченного в мбу до «црдо»
Настоящая декларация составлена в отношении Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития детской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск