Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика»


Скачать 486.1 Kb.
НазваниеПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика»
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Программа
  1   2   3   4   5
Приложение 4

к программе ординатуры

по специальности 31.08.05

«Клиническая лабораторная диагностика»





МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

31.08.05 «КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА» (ОРДИНАТУРА)

Архангельск, 2017


1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Цель:

Государственная итоговая аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучаю­щимися программы ординатуры по специальности 31.08.05 «Клиническая лабораторная диагностика» требованиям федерального государственного образовательного стандарта выс­шего образования (далее ФГОС ВО) по специальности 31.08.05 «Клиническая лабораторная диагностика»

Задачи:

-выявить уровень знаний по общим вопросам клинической лабораторной диагностики;

-выявить уровень знаний по частным вопросам клинической лабораторной диагностики;

-выявить умение анализировать и правильно интерпретировать полученные данные, правильно поставить и обосновать лабораторный диагноз;

- выявить уровень практических умений и навыков.
2.ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Государственная итоговая аттестация по программе ординатуры по специальности 31.08.05 «Клиническая лабораторная диагностика» проводится в форме государственного экзамена.

Государственный экзамен состоит из трёх этапов:

1. Тестовый контроль

2. Оценка практических навыков и умений

3. Устное собеседование по ситуационным задачам
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРДИНАТОРАМ НА ЭКЗАМЕНЕ:

  1. имеет представление о предмете, об основных возможностях лабораторного исследования на современном этапе;

  2. понимает цели и задачи современной клинической лабораторной диагностики;

  3. способен оценить клиническую значимость результатов лабораторных исследований, поставить лабораторный диагноз;

  4. умеет определить необходимость дополнительного обследования больного, предложить программу дополнительного обследования;

  5. владеет основами контроля качества аналитического этапа выполняемых исследований;

  6. знает требования по охране труда и санитарно-противоэпидемического режима;

  7. подтверждает основные положения теории практическими примерами;

  8. осведомлен о современных достижениях в лабораторной диагностике;

  9. владеет лабораторными методами экспресс-исследований;

  10. владеет алгоритмом лабораторного обследования в соответствии со стандартами;

  11. знает алгоритм назначения специализированных методов диагностики;

  12. владеет алгоритмом проведения лабораторных обследований при неотложных ситуациях;

  13. имеет собственные оценочные суждения;

  14. руководствуется этическими и деонтологическими принципами в общении с

коллегами, медицинским персоналом
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Тестовый контроль осуществляется в форме компьютерного тестирования. Обучающемуся необходимо в каждом задании выбрать один вариант ответа из предложенных.

Задания тестового контроля разработаны профессорско-преподавательским составом кафедры клинической биохимии, микробиологии и лабораторной диагностики. В каждом варианте 100 вопросов.

Пример варианта тестового контроля и критерии оценивания представлены в Приложении 4.1.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

Практическая часть экзамена позволяет установить степень готовности ординатора к диагностической, профилактической и др. видам деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
Оценка практических навыков осуществляется членами экзаменационной комиссии по результатам сдачи навыков и умений оценки результатов лабораторных исследований, алгоритма проведения лабораторного обследования пациента и постановке лабораторного диагноза.
Перечень и критерии оценивания практических навыков представлены в Приложении 4.1
УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

Устное собеседование – этап государственного экзамена, в ходе которого обучающийся решает ситуационную задачу, и оценивается его способность к принятию оптимальных вариантов решения в сложившейся ситуации.

Устное собеседование позволяет оценить уровень сформированности универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Пример ситуационной задачи и критерии оценивания представлены в Приложении 4.1.
3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Рекомендуемая литература для подготовки к государственному экзамену

ОСНОВНАЯ:

  1. Клиническая лабораторная диагностика [Текст]: в 2 т. : нац. рук. / Ассоц. мед. о-ств по качеству, Науч.-практ. о-во специалистов лаборатор. медицины. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013

  2. Медицинская лабораторная диагностика : программы и алгоритмы [Электронный ресурс]: руководство для врачей / под ред. А. И. Карпищенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 696 с. : ил. - Режим доступа: http://www.rosmedlib.ru/.

  3. Медицинская лабораторная диагностика : программы и алгоритмы [Текст] : рук. для врачей / под ред. А. И. Карпищенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 692 с.

  4. Камышников, Владимир Семенович. Техника лабораторных работ в медицинской практике [Текст] / В. С. Камышников. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : МЕДпресс-информ, 2013. - 342, [1] с. : ил.

  5. Камышников, Владимир Семенович. Карманный справочник врача по лабораторной диагностике [Текст] / В. С. Камышников. - 6-е изд. - Москва : МЕДпресс-информ, 2013. - 399, [1] с.

Дополнительная литература

  1. Назаренко Г.И. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований [Текст] / Г.И. Назаренко, А.А. Кишкун. - 2-е изд., стер. - Москва : Медицина, 2006. - 540, [1] с. - (Современные медицинские технологии).

  2. Муравская Н.П. На пути к отечественной референтной системе лабораторной медицины /Н.П.Муравская , В.В.Меньшиков // Клиническая лабораторная диагностика .- 2014.- №10.- с.49-51.

  3. Изделия медицинские для диагностики in vitro. Измерение величин в пробах биологического происхождения. Требования к описанию референтных методик выполнения измерений // Клиническая лабораторная диагностика .- 2014.- №10.- с.52-58.

  4. Ковалевская С. Н. Процедура флеботомии для клинических лабораторных исследований - перспективы совершенствования преаналитического этапа лабораторного процесса/ С.Н. Ковалевская, Л.А.Хоровская , Н.Г.Петрова // Клиническая лабораторная диагностика .- 2014.- №8.- с. 61.

  1. Федорова М.М.Сертификация и аккредитация клинико-диагностической лаборатории/ М.М.Федорова , Н.Н.Абрашкина ,В.В. Долгов// Клиническая лабораторная диагностика .- 2014.- №6.- с. 62.

  2. Луговская С.А. Гематологический атлас [Текст] / С. А. Луговская, М. Е. Почтарь ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Рос.мед.акад.последиплом. образования. - 3-е изд., доп. - Тверь ; Москва : Триада , 2011. - 368 с. : цв.ил.

  3. Наглядная гематология [Текст] : пер.с англ. / под ред. В. И. Ершова. - 2-е изд. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 115 с. : ил.

  4. Сисла, Бетти. Руководство по лабораторной гематологии [Текст] / Б. Сисла ; пер. с англ. под общ. ред. А. И. Воробьева. - Москва : Практ. медицина, 2011. - 351 с. : цв. ил.

  5. Льюис С. М. Практическая и лабораторная гематология [Текст] [Текст]/ С. М. Льюис, Б. Бэйн, И. Бэйтс; пер. с англ. под ред. проф. А. Г. Румянцева. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -670 с., [24] л. цв. ил.: ил

  6. Миронова И.И. Общеклинические исследования: моча, кал, ликвор, мокрота [Текст] / И. И. Миронова, Л. А. Романова, В. В. Долгов ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, Рос.мед.акад.последиплом. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - Тверь ; Москва : Триада , 2009. - 301 с. : цв.ил. –

  7. Донецкая, Э. Г.- А.
    Клиническая микробиология [Текст] : Рук. для специалистов клинич. лаборатор. диагностики / Э. Г.- А. Донецкая. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 474 с. - (Библиотека врача-специалиста. Лабораторная диагностика).

  8. Атлас грибковых заболеваний [Текст] : [пер. с англ.] / [Б. Д. Александер [и др.]. ; под ред.: К. А. Кауфман, Дж. Л. Манделла ; пер. под ред. Ю. В. Сергеев. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 233,[1] с. : ил., цв.ил.

  9. Хаитов Р. М. Иммунология [Текст] : атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с. : цв. ил.


Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену:

Подготовка к государственному экзамену должна осуществляться по следующим вопросам, выносимым на государственную итоговую аттестацию:

  1. Структура лабораторной службы. Основные законодательные, нормативные, методические документы.

  2. Принципы и формы централизации клинических лабораторных исследований.

  3. Организация рабочих мест и техника безопасности в КДЛ.

  4. Организация контроля качества лабораторных исследований.

  5. Контрольный центр и референтные лаборатории, их функции.

  6. Источники ошибок при лабораторных исследованиях. Их классификация. Способы преодоления.

  7. Основные формы контроля качества (внутрилабораторный, межлабораторный, международный).

  8. Методы контроля качества (контроль воспроизводимости, контроль правильности, статистические расчеты, построение контрольных карт).

  9. Контрольные материалы в лабораторной диагностике. Требования, предъявляемые к ним.

  10. Автоматизация исследований в клинической лабораторной диагностике. Основные типы автоматических анализаторов. Принципы их работы.

  11. Правила взятия биологического материала для биохимических исследований.

  12. Правила транспортировки, хранения и стабилизации материала. Консервация.

  13. Иммуноферментный анализ (ИФА). Основные принципы, наборы и аппаратура.

  14. Получение материала для микробиологического исследования: кровь, моча, мокрота, кал.

  15. Понятие о стандартизации, ее задачи и цели, акты стандартизации, распространяющиеся на КДЛ.

  16. Основные права и обязанности работников КДЛ. Правовое регулирование труда сотрудников.

  17. Вопросы статистической информации и учета. Планирование работы, отчетность и анализ деятельности КДЛ.

  18. Основные показатели деятельности.

  19. Основные понятия и величины СИ в биохимических и морфологических исследованиях. Правила пересчета показателей в единицы СИ.

  20. Организационные основы работы лаборатории экспресс-диагностики.

  21. Антигены, определяющие групповую принадлежность крови. Определение групповой и резусной принадлежности крови человека.

  22. Патология обмена липидов. Гипо- и гиперхолестеринемии. Гипертриглицеридемия. Нарушения промежуточного обмена липидов.

  23. Методы определения липидов (общих, триглицеридов, холестерина и др.)

  24. Нарушения липидного обмена при атеросклерозе. Алгоритм лабораторной диагностики.

  25. Белки плазмы крови. Общая характеристика основных белков плазмы. Методы исследования белков (общего белка, белковых фракций).

  26. Гипо-, гиперпротеинемия, диспротеинемия, парапротеинемия. Клинико-диагностическое значение определения белков плазмы

  27. Сахарный диабет. Алгоритм лабораторного обследования больного с сахарным диабетом на разных стадиях заболевания.

  28. Коагулограмма. Особенности при гипо- и гиперкоагуляции. Клинико-диагностическое значение.

  29. Анемии. Классификация. Продукция и утилизация эритроцитов. Особенности гемограмм при различных видах анемий.

  30. Классификация и алгоритм диагностики гипохромных анемий.

  31. Классификация и алгоритм диагностики мегалобластных анемий.

  32. Острые лейкозы. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика различных форм. Лабораторная диагностика. Мониторинг за эффективностью терапии

  33. Лабораторная диагностика синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания и динамика показателей в процессе его развития и лечения.

  34. Общие принципы и методы определения ферментов (АЛТ, АСТ, ЛДГ, амилазы, щелочной фосфатазы, гамма-ГТ)

  35. Методы определения гормонов щитовидной железы.

  36. Общие принципы цитологических исследований. Правила сбора и обработки материала

  37. Методы исследования физических свойств мокроты, ее морфологическая и бактериоскопическая характеристика.

  38. Активность антител разных классов. Динамика образования антител, первичный и вторичный иммунные ответы.

  39. Перинатальная диагностика. Значение лабораторных показателей в скрининги патологии первого и второго триместра.

  40. Исследование спинномозговой жидкости.

  41. Лабораторные методы исследования желудочно-кишечного тракта.

  42. Лабораторные исследования при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

  43. Лабораторные методы оценки функции печени.

  44. Копрограмма. Ее изменения при различных копрологических синдромах.

  45. Микроскопическое исследование осадка мочи, подсчет эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в камере.

  46. Исследование химического состава мочи (белок, глюкоза, кетоновые тела, билирубин, кровь)

  47. Микроскопическое исследование вагинального отделяемого для определения степени чистоты, воспалительного процесса, бактериального, вирусного и других поражений

  48. Лабораторная диагностика гельминтозов. Классификация методов.

  49. Копроскопические методы (простые, обогащения, качественные и количественные). Специальные методы исследования.

  50. Малярия. Виды малярийных паразитов человека. Цикл развития возбудителя малярии в организме человека и его особенности в зависимости от вида паразита. Лабораторная диагностика малярии. Морфология возбудителей малярии человека в тонких мазках и толстых каплях.

В процессе подготовки к экзамену следует опираться на рекомендованную литературу, последние федеральные клинические рекомендации.

Перед государственным экзаменом проводится консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена.

В ходе государственного экзамена обучающийся должен продемонстрировать уровень сформированности универсальных и профессиональных компетенций для самостоятельного решения профессиональных задач различной степени сложности.
Приложение 4.1.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными и профессиональными компетенциями:

универсальные компетенции:

- готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

- готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные,

этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

- готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников специальности...
Программа итоговой государственной аттестации утверждена на заседании кафедры Экономики и социально-гуманитарных дисциплин

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 31....
Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 10 «Судебно-медицинская экспертиза»

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconРабочая программа Государственной (итоговой) аттестации
Рабочая программа государственной (итоговой) аттестации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconРабочая программа учебной практики пм. 03 Проведение лабораторных...
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма итоговой государственной аттестации по специальности 080115...
Программа итоговой государственной аттестации по специальности 080115 «таможенное дело»

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 38....
Программа государственной итоговой аттестации по специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
России 10. 03. 2000 г. (регистрационный №134 мед/СП) и типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников...

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма государственной итоговой аттестации выпускников кгб поу...
Фгос по специальности Сестринское дело, Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам...

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31. 08. 05 «клиническая лабораторная диагностика» iconПрограмма государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Фонд оценочных средств государственной итоговой аттестации (защита выпускных квалификационных работ)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск