Годовой отчёт для учреждений здравоохранения - 2012
1. Организация работы учреждений здравоохранения
Основными документами, необходимыми для осуществления деятельности медицинских учреждений, являются устав и лицензия. Кроме них, учреждение разрабатывает внутренние локальные акты: коллективный договор, положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка организации, инструкции по охране труда, порядок хранения и использования персональных данных сотрудников организации и др. В данном разделе книги обратим внимание только на те документы, без которых деятельность медицинского учреждения невозможна, - устав и лицензию.
1.1. Устав медицинского учреждения
В соответствии со ст. 52 ГК РФ каждое юридическое лицо действует на основании учредительных документов, которыми могут быть устав, либо учредительный договор, либо учредительный договор и устав одновременно.
Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. Уставы учреждений разрабатываются на основе типовых положений, утверждаются их учредителями и подлежат государственной регистрации.
Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 устав федерального государственного медицинского учреждения должен содержать следующие разделы:
1) общие положения, устанавливающие наименование учреждения с указанием в наименовании его типа, информацию о месте нахождения учреждения, наименование учредителя и собственника имущества, наименования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника федерального учреждения;
2) предмет и цели деятельности учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся основными), которые федеральное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
3) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, положения об ответственности руководителя учреждения;
4) раздел об имуществе и о финансовом обеспечении учреждения, содержащий порядок распоряжения имуществом, переданным учредителем;
5) сведения о филиалах и представительствах учреждения;
6) иные разделы - в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Аналогичные требования содержатся в нормативных актах субъектов РФ в отношении государственных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности. Например, схожие положения имеются в Постановлении Правительства Нижегородской области от 29.11.2010 N 843 относительно государственных учреждений Нижегородской области и в Постановлении Правительства Московской области от 09.12.2010 N 1091/57 в отношении учреждений Московской области.
Обратите внимание: нужно составить устав так, чтобы в нем нашли отражение все требования нормативных актов, касающиеся деятельности медицинского учреждения.
1.2. Лицензия на медицинскую деятельность
Согласно п. 11 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ медицинские учреждения осуществляют деятельность в соответствии с лицензией, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. При этом медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (оказание услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи.
На основании норм Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) Правительство РФ разработало и утвердило Постановлением от 16.04.2012 N 291 Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного цента "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляют (п. 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности): ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Лицензирование медицинской деятельности │
└───────────────┬─────────────────────────────────────────┬───────────────────┘
▼ ▼
┌───────────────┴─────────────────┐ ┌─────────────────────┴───────────────────┐
│ Росздравнадзор │ │ Уполномоченные органы исполнительной │
│ │ │ власти субъектов РФ │
└───────────────┬─────────────────┘ └─────────────────────┬───────────────────┘
▼ ▼
┌───────────────┴─────────────────┐ ┌─────────────────────┴───────────────────┐
│- медицинские и иные организации,│ │- медицинские и иные организации,│
│подведомственные федеральным│ │подведомственные органам исполнительной│
│органам исполнительной власти,│ │власти субъектов РФ и находящиеся с 1│
│государственным академиям наук; │ │января 2011 года по 31 декабря 2012 года│
│- медицинские и другие │ │включительно в муниципальной│
│организации, подведомственные│ │собственности, медицинские и другие│
│органам исполнительной власти│ │организации муниципальной и частной│
│субъектов РФ, за исключением│ │систем здравоохранения, за исключением│
│медицинских организаций,│ │медицинских и иных организаций,│
│находящихся с 1 января 2011 года│ │осуществляющих деятельность по оказанию│
│по 31 декабря 2012 года│ │высокотехнологичной медицинской помощи; │
│включительно в муниципальной│ │- медицинские и иные организации, за│
│собственности; │ │исключением подведомственных федеральным│
│- медицинские и иные организации,│ │органам исполнительной власти,│
│осуществляющие деятельность по│ │государственным академиям наук, а также│
│оказанию высокотехнологичной│ │медицинских и иных организаций,│
│медицинской помощи │ │осуществляющих деятельность по оказанию│
└─────────────────────────────────┘ │высокотехнологичной медицинской помощи, -│
│с 1 января 2013 года; │
│- индивидуальные предприниматели │
└─────────────────────────────────────────┘ В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании лицензия на осуществление лицензируемого вида деятельности действует бессрочно. Лицензии, выданные до дня вступления в силу Закона о лицензировании (3 ноября 2011 года), также действуют бессрочно.
Обратите внимание: в случаях, предусмотренных ст. 18 Закона о лицензировании, выданная ранее лицензия подлежит переоформлению. К таким случаям относятся: реорганизация юридического лица в форме преобразования; изменение его наименования, адреса места нахождения; изменение адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности; изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Как указал Росздравнадзор в Письме от 26.01.2011 N 04И-1-1000/11, действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению (переоформленные лицензии будут впоследствии действовать бессрочно).
Для справки: полный перечень видов работ (услуг), подлежащих лицензированию, приведен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Отметим, что в него включены новые виды работ (услуг) по медицинской деятельности, к которым отнесены, в частности: проведение профилактических прививок, медицинские осмотры (предсменные, послесменные), медицинский массаж, медицинская реабилитация и др.
Переоформление лицензии (лицензий) осуществляется лицензирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии (лицензий) и прилагаемых документов. ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Пути переоформления лицензии │
└──────────┬───────────────────────┬─────────────────────┬────────────────┬───────┘
▼ ▼ ▼ ▼
┌──────────┴───────────┐┌──────────┴────────────┐┌───────┴─────────┐┌─────┴───────┐
│Внесение изменений в ││Одновременное внесение││Одновременное ││Одновременное│
│лицензию с указанием ││изменений в приложение││оформление до-││оформление │
│решения лицензирующего││(приложения) к лицензии││полнительных ││новой лицен-│
│органа о переоформле-││(с указанием новых ││приложений к ли-││зии и прило-│
│нии лицензии (если не ││видов работ (услуг) или││цензии (с указа-││жений к ли-│
│требуется внесения ││нового объекта (места)││нием новых объ-││цензии │
│изменений в приложения││осуществления деятель-││ектов) и внесения││ │
│к лицензии) ││ности) и в лицензию ││изменений в ли-││ │
│ ││ ││цензию ││ │
└──────────────────────┘└───────────────────────┘└─────────────────┘└─────────────┘ К сведению: согласно пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, уплачивается государственная пошлина. На момент сдачи книги в печать пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности составляет 2 600 руб. Расходы, связанные с уплатой госпошлины, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации отражаются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие медицинскую деятельность, должны выполнять лицензионные требования, которые приведены в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности:
а) соблюдать порядок оказания медицинской помощи;
б) соблюдать порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдать порядок предоставления платных медицинских услуг;
г) повышать квалификацию специалистов, выполняющих (оказывающих) заявленные работы (услуги), не реже одного раза в пять лет.
Обратите внимание: осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет наступление ответственности, определенной законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и пп. "а", "б" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которое имело последствия, установленные п. 11 ст. 19 Закона о лицензировании.
|