Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность


НазваниеБухгалтерский учет, налогообложение и отчетность
страница1/9
ТипОтчет
filling-form.ru > Договоры > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Утверждаю:

Декан факультета

сервиса и рекламы

___________В.К. Карнаухова

«_____» ____________2009 г.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ

Часть 1

(курс лекций)
Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм», «Прикладная информатика», «Домоведение»


СОСТАВИТЕЛИ

Старший преподаватель кафедры предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы Суранова О.А.

Преподаватель кафедры предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы Волохов А.О.



ИРКУТСК 2009

Содержание


  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

    1.1. Понятие бухгалтерского учета

    1.2. Задачи бухгалтерского учета

    1.3. Регулирование бухгалтерского учета в РФ

    1.4. Организация бухгалтерского учета на предприятии

    1.5. Реформирование бухгалтерского учета в России

1.1. Понятие бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет определяется как:

упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Ф
Регулирование
едеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г.
Бухгалтерский учет служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими решения. Первоначально производится сбор информации о ходе хозяйственных процессов в результате наблюдения за ними. Далее бухгалтерский учет измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования, обрабатывает полученные сведения, сохраняя до нужного момента, и перерабатывает их таким образом, чтобы они стали полезной информацией, раскрывающей количественные и качественные стороны хозяйственного процесса. А в результате передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений. Иначе говоря, данные о хозяйственной деятельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения, – выходом из нее.

В хозяйственном учете для определения количественных характеристик имущества организации, ее обязательств и хозяйственных операций используются три вида измерений: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральными измерителями характеризуются учитываемые объекты в натуральном выражении. В зависимости от физических свойств объектов это могут быть килограммы, метры, штуки, литры и др. В натуральных измерителях отражается состояние, движение и использование имущества: основных средств, материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, товаров и т. д. При этом, натуральные измерители применяются лишь для характеристики однородных объектов.

Трудовые измерители есть разновидность натуральных – используются для исчисления количества затрат рабочего времени, выраженного в определенных единицах (в рабочих дня, часах, минутах). Они применяются для подсчета заработной платы персонала организации, контроля за выполнением норм выработки сдельщиками, для исчисления производительности труда.

Денежный измеритель используется для отражения в хозяйственном учете таких показателей как денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, капитал и резервы, объем созданной и реализованной готовой продукции, ее себестоимость и др.

Бухгалтерский учет на современном этапе – это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющий как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности предприятия.

Информацией бухгалтерского учета пользуется широкий круг потребителей, которых можно условно разбить на три группы: внешние потребители с прямыми интересами, касающимися деятельности организации и ее финансового положения; внутренние потребители; внешние потребители с косвенными интересами.

Исходя из условного деления систему бухгалтерского учета можно разбить на три подсистемы: финансовый, управленческий, налоговый учет.

Финансовый учет обеспечивает информацией внешних потребителей, таких, как инвесторы, кредиторы, займодавцы, акционеры. Указанные лица, как физические, так и юридические, в силу своих функций прямо заинтересованы в полной и достоверной информации о деятельности организации, ее текущем хозяйственно-финансовом положении, результатах работы за отчетный год. Финансовый учет нормативно регулируется, информация представляется потребителям в унифицированном виде согласно формам бухгалтерской отчетности, утвержденным Министерством финансов РФ. Информация финансового учета носит открытый и ретроспективный характер и представляется в сопоставимых числовых показателях в денежном измерении.

Управленческий учет обеспечивает информацией внешних потребителей: руководителей, учредителей, участников, собственников имущества, акционеров – сотрудников организации. Информация управленческого учета о формировании затрат и финансовых результатов указанному кругу потребителей необходима для обоснования, выработки и принятия управленческих решений. В связи с этим управленческий учет нормативно не регулирован, информация может быть представлена в произвольной форме в виде справок, расчета, прогноза. Информация для управленческих звеньев всех уровней, как правило, закрытая и имеет перспективную направленность. При этом она может быть представлена не только в денежных, но и натуральных измерителях.

Налоговый учет предоставляет информацию особому кругу потребителей, а именно: контролирующим органам, в частности, налоговым инспекциям. Налоговый учет является системой обобщения информацией для определения налоговой базы по налогам и осуществляется для формирования информации о порядке учета в целях налогообложения. Информация представляется потребителям в виде деклараций и справок, составляемых по унифицированным формам.

Информация в налоговом учете может быть как ретроспективной, так и перспективной в части авансовых платежей, и обычно закрыта.

Охарактеризовать подсистемы по следующим показателям: регламентирование со стороны государства (порядок ведения, формы отчетности), пользователи информации, публичность, отражение по времени, конфиденциальность.

Какая из подсистем учета, по Вашему мнению, является приоритетной для руководства организации. А если все равнозначны, то почему?

Бухгалтерская информация не только востребована широким кругом потребителей, но и нужна на разных стадиях процесса управления организацией: при планировании, прогнозировании, оперативном контроле, финансовом анализе и т.д. Именно поэтому к бухгалтерской информации предъявляются строгие требования.

1.2. Задачи бухгалтерского учета

В соответствии с действующим законодательством все предприятия, учреждения и организации, включая предприятия с участием иностранных инвесторов и предприятия, принадлежащие иностранным инвесторам, независимо от вида деятельности и организационно-правовых форм, расположенные на территории РФ, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с общими правилами, принятыми в стране и нести ответственность за соблюдение порядка ведения учета и отчетности.

В соответствии с Федеральным законом РФ каждое предприятие:

  1. самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета в зависимости от вида деятельности, структуры управления и конкретных условий хозяйствования;

  2. само определяет методы бухгалтерского учета, технологию обработки информации при соблюдении общих методологических принципов, установленных положением о ведении учета и отчетности в РФ;

  3. само разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, контроля и отчетности;

  4. может выделять на отдельный баланс свои вспомогательные производства и обслуживающие хозяйства, филиалы, представительства, отделения и другие подразделения, входящие в его состав, как зарегистрированные в виде юридических лиц с расчетным счетом, так и не зарегистрированные.

Задачи бухгалтерского учета:

  1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия. Она необходима внутренним пользователям (для оперативного управления) и предоставляется внешним пользователям, в том числе, инвесторам, поставщикам, покупателям, кредиторам, налоговым и финансовым учреждениям и иным заинтересованным юридическим и физическим лицам.

  2. Обеспечение контроля над наличием и движением имущества, использованием материальных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами.

  3. Своевременное предупреждение негативных моментов хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов. Поиск путей достижения положительного финансового результата на ранних стадиях (управленческого учета) учета.

1.3. Регулирование бухгалтерского учета в РФ

Организацию и регулирование российской системы бухгалтерского учета следует рассматривать в комплексе мер:

  1. постоянное совершенствование правовой системы РФ и нормативных актов, обеспечивающих функционирование бухгалтерского учета;

  2. совершенствование бухгалтерской службы как исполнителя функции бухгалтерского учета, через систему подготовки кадров бухгалтеров;

  3. постоянное совершенствование учетной политики через систему обязательных приложений.

Основной целью законодательства РФ о бухгалтерском учете, выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ.

В настоящее время в России сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями правительства, указами президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Документами этого уровня являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методическое руководство бухгалтерским учетом возложено на правительство РФ. Федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета Центральному банку, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ. При этом нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые этими органами, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухучету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/2001), «Учет основных средств» (ПБУ 6/2001), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/2001), «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «Расходы организации» (ПБУ 10/99), «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), «Учет государственной помощи» (13/2000), «Учет нематериальных активов» (14/2000), «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (15/2001), Информация по прекращаемой деятельности» (16/2002), «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (17/2002), «Учет расчетов по налогу на прибыль» (18/2002), «Учет финансовых вложений» (19/2002).

Особое значение имеет Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, в частности определяются такие аспекты, как: порядок организации бухгалтерского учета на предприятии, принятие учетной политики организации, основные правила ведения бухгалтерского учета, основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности, хранение документов бухгалтерского учета, иные.

П
Регулирование
оложение по ведению бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в РФ: общие положения. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н

Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Указания по утверждению в бухгалтерском учете операций, Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций на предприятии.

1.4. Организация бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Первый шаг, который должен совершить руководитель (еще лучше – собственник) в момент создания организации, ­­– это определение формы организации бухгалтерского учета на предприятии, как одну из следующих:

  1. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

  2. ввести в штат должность бухгалтера;

  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

  4. вести бухгалтерский учет лично.

Организация предполагает заниматься предоставлением посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. Численность сотрудников составляет пять человек (микро-предприятие). На основании приказа руководитель организации возлагает обязанности по ведению бухгалтерского учета на себя.

Выполнить Письменную работу 1. Охарактеризовать одну из форм организации бухгалтерского учета (на выбор – аутсорсинг, бухгалтерская служба): достоинства и недостатки. Сделать вывод об удобстве применения на примере конкретной организации города Иркутска.

Федеральный закон о бухгалтерском учете обязывает разрабатывать Учетную политику организации, как выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, а также формы, техники ведения, организации бухгалтерского учета, исходя из установленных требований и допущений бухгалтерского учета, особенностей вида (видов) деятельности организации. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» определяет данный термин следующим образом:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconДеловые игры в подготовке бакалавров профиля «налоги и налогообложение»...
При изучении дисциплины «Налоговый учет и отчетность» студенты опираются на знания, полученные ранее при освоении дисциплин «Бухгалтерский...

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconУчебное пособие «Налоги и налогообложение» Специальность 080114 (38....
Оп 07) «Налоги и налогообложение» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconБухгалтерского учета, анализа и аудита
«Теория бухгалтерского учет», «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерский (управленческий) учет», «Бухгалтерская (финансовая)...

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconПлан обучения по программе «Бухгалтерский учет и налогообложение...
В программе "Бухгалтерский учет и налогообложение для начинающих с использованием программы 1С: Бухгалтерия " не только изучение...

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconОтчетность Тема «Отчетность некоммерческих организаций»
Понятие и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами по служебным командировкам 5

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconОтчетность в фсс до 20 числа
Организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconОтчетность в фсс до 20 числа
Организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconМетодические указания по выполнению практических работ дисциплина:...
Методические указания для студентов предназначены с целью оказания помощи при выполнении практических работ по дисциплине «Налоги...

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconРабочая программа учебной дисциплины налоги и налогообложение уровень...
Гос-2 спо по специальности 080110. 51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Бухгалтерский учет, налогообложение и отчетность iconПриглашаем главных бухгалтеров, финансовых менеджеров, специалистов...
«Налогообложение» и «Бухгалтерский учет» в рамках подготовки специалистов по специальности «Налоговый консультант». Автор многочисленных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск