Оглавление 143 введение


НазваниеОглавление 143 введение
страница1/27
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27



О состоянии малого и среднего
предпринимательства
в государствах – участниках СНГ

(информационно-аналитический обзор)

Москва, 2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ



143

ВВЕДЕНИЕ

Информационно-аналитический обзор «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ» подготовлен Консультативным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ (далее – Совет) при участии Исполнительного комитета СНГ в соответствии с решением, принятым на 15-м заседании Совета, состоявшемся 3 октября 2014 года в г. Москве.

В обзор включены материалы, представленные Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Украиной и Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, документ актуализирован и дополнен справочной и статистической информацией по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в государствах – участниках СНГ, имеющейся в распоряжении Совета
и Исполнительного комитета СНГ.

Как показано в обзоре, малые и средние предприятия являются одной из движущих сил экономической системы государств – участников СНГ. Они создают рабочие места, обеспечивая занятость населения, содействуют повышению уровня жизни и социальной стабильности общества. Развитие МСП имеет стратегическое значение в социально-экономическом развитии государств – участников СНГ и формировании среднего класса.

В целях стимулирования предпринимательской активности в последние годы в государствах – участниках СНГ развернута серьезная работа по совершенствованию механизмов эффективной поддержки МСП на всех стадиях ведения бизнеса, в том числе по снижению административных барьеров, обеспечению доступа к финансированию, введению специальных налоговых режимов и созданию инфраструктуры поддержки.

Уровень и характер развития МСП в государствах – участниках СНГ неоднороден в силу разных экономических и финансовых возможностей. Вместе с тем на основе представленных материалов можно выделить общий вектор поддержки предпринимательства, направленный на выравнивание условий для ведения предпринимательской деятельности и формирование единой предпринимательской среды.

Учитывая исторические и географические связи государств – участников СНГ, немаловажно в перспективе формировать эффективные механизмы поддержки МСП не только на уровне государств, но и на уровне Содружества в целом.

В этой связи основными задачами настоящего информационно-аналитического обзора выступают систематизация лучшей практики поддержки МСП на пространстве СНГ, определение возможных «точек соприкосновения» в государственной политике и выработка предложений по дальнейшему развитию направлений и механизмов дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в указанной сфере.

I. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

1.1. Оценка уровня развития малого и среднего
предпринимательства


1.1.1. Критерии отнесения субъектов хозяйствующей деятельности
к субъектам МСП


В результате осуществляемой Правительством Республики Армения целенаправленной и последовательной экономической политики за последние годы происходит динамический рост сферы МСП. С учетом приоритетных направлений развития экономики страны определены соответствующие направления поддержки субъектов МСП в Республике Армения, которые максимально отвечают целям и задачам эффективного долгосрочного социально-экономического развития, повышая инновационный потенциал и придавая гибкость экономике.

Перед Правительством Республики Армения стоит задача формирования благоприятных условий для активизации и устойчивого развития МСП, усиления конкурентоспособности в условиях здоровой конкурентной среды, повышения экспортного потенциала местных субъектов МСП, расширения возможностей доступа на внешние рынки и т.д.

Одним из ключевых факторов успешного развития МСП в стране является стимулирование его развития в регионах, особенно в дальних и приграничных районах, в целях выравнивания уровня экономического развития отдельных территорий внутри страны.

Особое значение для развития сферы МСП имело принятие Закона Республики Армения от 5 декабря 2000 года «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон), которым были установлены критерии определения субъектов МСП и основные направления их государственной поддержки. Отношения в сфере МСП регулируются настоящим Законом, иными законами и правовыми актами Республики Армения. Начиная с 2011 года в соответствии с внесенными в Закон изменениями и дополнениями кроме численности работников установлены также новые дополнительные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП: выручка от реализации за предыдущий год и/или балансовая стоимость активов (нетто-стоимость) компании за предыдущий год.

Критерии субъектов МСП

Субъекты МСП

Численность
работников

Выручка от реализации
за предыдущий год и/или

Балансовая стоимость активов
(нетто-стоимость)
за предыдущий год

Микропредприятия

До 10

Не превышает
100 млн драмов
(245,7 тыс. долларов США)

Не превышает
100 млн драмов
(245,7 тыс. долларов США)

Малые
предприятия

До 50

Не превышает
500 млн драмов
(1 228,5 тыс. долларов США)

Не превышает
500 млн драмов
(1 228,5 тыс. долларов США)

Средние
предприятия

До 250

Не превышает
1 500 млн драмов
(3 685,5 тыс. долларов США)

Не превышает
1 000 млн драмов
(2 457 тыс. долларов США)


Настоящий Закон не распространяется на кредитные, страховые и инвестиционные организации, ломбарды, на специализированных участников рынка ценных бумаг, игорные дома и субъекты, осуществляющие деятельность по организации игр с выигрышем, а также на дочерние и зависимые хозяйственные общества.

Фонд «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства Армении», созданный в рамках Программы государственной поддержки МСП, стал основным звеном организации системы государственной поддержки МСП Армении. В целом деятельность центра направлена на решение различных актуальных вопросов при организации и ведении бизнеса, являясь при этом площадкой для установления эффективного диалога между государством и бизнесом. Со времени основания Национального центра развития МСП Армении во всех 10 регионах (марзах), а также отдаленных и приграничных районах Армении были созданы региональные отделения и представительства с целью обеспечения равного доступа субъектов МСП к получению государственной поддержки.

Таким образом, в Республике Армения сформирована и развивается инфраструктура государственной поддержки сектора МСП, охватывающая увеличивающиеся объемы и географию услуг по обеспечению финансовой и технической поддержки субъектов МСП, совершенствуются механизмы и процедуры их предоставления, внедряются новые инновационные методы предоставления поддержки как действующим, так и начинающим субъектам МСП.

Фонд «Национальный центр развития МСП Армении» активно участвует в разработке новой стратегии поддержки развития сектора МСП в Армении, разрабатывая новые идеи и предложения, основанные на проведенных исследованиях и опросах среди предпринимателей. Стратегия на 2015–2020 годы ориентирована на выявление новых задач и целей в условиях глобальной конкуренции, а также на решение проблем, связанных с формированием здоровой конкурентной среды и созданием благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности, необходимой для обеспечения дальнейшего стабильного роста экономики страны. Основной линией реализации Стратегии являются дальнейшее развитие сектора МСП посредством предоставления поддержки в направлении получения качественного бизнес-обучения, доступа к финансовым ресурсам, оптимизация и упрощение налоговой системы, таргетирование сектора МСП в различных проявлениях государственной политики, построение конструктивного диалога между государством и частным сектором, и т.д. Особое место отводится реализации Стратегии с применением новых механизмов, повышающих конкурентоспособность местных субъектов МСП, в частности, путем обнаружения конкурентных преимуществ с их последующим эффективным использованием на внутреннем и внешнем рынках.

1.1.2. Обзор основных статистических данных о развитии МСП

По данным налогового регистра Министерства финансов Республики Армения, по состоянию на 1 января 2014 года количество бизнес субъектов (юридических и физических лиц) составило около 90 тыс. (при этом к 67 тыс. из них применяются упрощенные виды налогообложения: налог с оборота, фиксированные платежи, семейный бизнес и др.). 99 % всех активно действующих хозяйствующих субъектов в стране составляют МСП, число которых увеличилось на 19 % по сравнению с 2010 годом. Более 66 % субъектов МСП централизовано в г. Ереване, остальная часть действует в регионах республики.

По количеству субъектов МСП в разрезе видов экономической деятельности согласно полученным данным около 47,9 % действуют в сфере оптовой и розничной торговли. Согласно установленным соответствующим законом критериям большинство этих субъектов МСП классифицируются как микропредприятия.

Количество субъектов МСП, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, составило около 8,3 % всех субъектов МСП. 38,3 % субъектов МСП обрабатывающей промышленности заняты производством пищевых продуктов.

Число занятых в субъектах МСП (с учетом неформальной занятости по данным выборочных обследований домашних хозяйств) составило 346 931 человек, тем самым превысив показатель 2010 года на 22 268 человек, или на 6,9 %.
1.2. Общесистемные меры поддержки

1.2.1. Налогообложение. Специальные налоговые режимы

В результате внесения изменений и дополнений в Закон Республики Армения «О налоге с оборота» для 39,5 тыс. хозяйствующих субъектов был существенно снижен налог с оборота. С 1 октября 2014 года для плательщиков налога с оборота, занимающихся торговой деятельностью, налоговая ставка была понижена до 1 % взамен прежних 3,5 %. В то же время Законом предусмотрено, что осуществляющие торговлю плательщики налога с оборота должны в обязательном порядке документировать свои сделки по приобретаемым ими товарам.

С 1 октября 2014 года внедрен льготный налоговый режим для семейного предпринимательства. Семейное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая членами одной семьи. В семейное предприятие могут вовлекаться только члены семьи, и привлечение других наемных работников запрещается. Субъектами семейного предпринимательства могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, годовые обороты которых не превышают 18 млн драмов. Субъекты семейного предпринимательства освобождаются от уплаты всех видов налогов. За исключением некоторых случаев, они освобождены также от обязательств налогового агента, и для них установлена упрощенная система отчетности.

1.2.2. Снижение административных барьеров

С целью создания благоприятной бизнес-среды со стороны Правительства Республики Армения прилагается немало усилий, направленных на улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе предпринимаются меры по сокращению излишних административных барьеров, препятствующих стабильному развитию сектора МСП в стране. Согласно утвержденным положениям Программы Правительства Республики Армения на 2014 год приоритетным направлением является формирование новых нормативно-правовых отношений между государством и частным сектором, которые обеспечат партнерский диалог, основанный на принципах эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Реализация указанных задач тесно коррелирует с целями и задачами, определенными Концепцией стратегического развития МСП в Республике Армения.

За последние годы с целью либерализации деятельности хозяйствующих субъектов и стимулирования роста количества субъектов МСП был проведен комплекс институциональных реформ, направленных на оптимизацию регламентирования и сокращение административного давления. В частности, были проведены преобразования в системе регистрации и учета физических (индивидуальные предприниматели) и юридических лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью в Республике Армения. С апреля 2011 года функционирует центр регистрации предприятий по принципу «одного окна», внедрена также система электронной регистрации, применение которой значительно упростило процесс регистрации, а также сократилось время процедуры до 10–20 минут (www.e-register.am). Одновременно с другими услугами, предоставляемыми данной системой регистрации, обеспечивается проведение экспертизы фирменных названий и присваивается налоговый код.

Наряду с этими мерами были также проведены реформы в области бухгалтерского учета и предоставления финансовых отчетов в налоговые органы. В результате была устранена необходимость предоставления около 13 видов отчетных документов. С целью упрощения процедуры предоставления отчетов, информации и других документов, предусмотренных соответствующим законодательством, была внедрена автоматизированная электронная система, что сформировало более упрощенную и прозрачную систему контроля финансовой деятельности участников сегмента МСП.

Для содействия налогоплательщикам в надлежащем исполнении ими своих обязанностей в налоговых органах учреждена сеть модернизированных центров обслуживания налогоплательщиков, которые предоставляют посетителям информационную поддержку и весь спектр налоговых услуг, а также технические возможности для самообслуживания и помощь в пользовании электронными услугами. С целью максимизации доступности услуг для налогоплательщиков с 2013 года налоговыми органами Республики Армения совместно с национальным почтовым оператором запущен проект по учреждению при почтовых отделениях пунктов обслуживания налогоплательщиков, предоставляющих посетителям наиболее востребованные налоговые и таможенные услуги.

В рамках осуществляемых реформ внесены изменения и дополнения в Закон «О проведении проверок в Республике Армения». Осуществляются система планирования проверок и обследований по степени риска, проведение проверок только в рамках вопросов проверочного листа и др. Был продлен также запрет инспекционных проверок для хозяйствующих субъектов с товарооборотом менее 70 млн драмов и реализованы ряд других мероприятий.

Для участников внешнеэкономической деятельности были также проведены реформы, которые значительно облегчили осуществление внешнеторговой деятельности, получение разрешений на строительство, исполнение договоров, защиту инвесторов, регистрацию собственности и др. Кроме того, в целях содействия экспорту осуществляется компенсация расходов на получение необходимых сертификатов.

1.3. Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства на стадии начала бизнеса


1.3.1. Грантовая поддержка начинающих предпринимателей

В целях содействия созданию новых субъектов МСП и оказания поддержки начинающим предпринимателям (стартапы) на стадии их создания и становления во всех регионах (марзах) Республики Армения осуществляется Программа содействия начинающим предпринимателям, включающая такие компоненты, как бизнес-обучение, консультирование, предоставление необходимой информации.

В целях расширения возможностей кредитования и совершенствования его условий в программу введен компонент предоставления финансовой поддержки начинающим предпринимателям, представившим наиболее реалистичные бизнес-планы, в виде предоставления кредита через партнерские коммерческие банки со 100%-ной гарантией. С 2012 года максимальная сумма предоставляемого кредита увеличилась с 3 до 5 млн драмов1, а срок кредитования увеличен с 3 до 5 лет с 10%-ной ставкой на кредит. Кроме того, с 2012 года начинающим предпринимателям предоставляется также льготный период возврата суммы кредита до 6 месяцев (в зависимости от вида деятельности).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Оглавление 143 введение iconИнструкция пользователя Москва 2016 Оглавление Оглавление 2 1 введение...
Услуга «Запись в первый класс» предоставляется в электронном виде через портал государственных услуг Московской области

Оглавление 143 введение iconИнструкция пользователя Москва 2016 Оглавление Оглавление 2 1 введение...
Услуга «Запись в первый класс» предоставляется в электронном виде через портал государственных услуг Московской области

Оглавление 143 введение iconСоциология учебное пособие новосибирск 2006 оглавление
Введение. Учебные цели

Оглавление 143 введение iconОглавление
Введение Председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом

Оглавление 143 введение iconОглавление введение
Обеспечение условий по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований комплекса гто

Оглавление 143 введение iconОглавление введение 3
Информационные материалы о мерах государственной поддержки сельского хозяйства и социального развития сельских территорий

Оглавление 143 введение iconОглавление введение
Особенности статистической оценки качества теста диагностики индивидуального прогресса учащихся общеобразовательной школы

Оглавление 143 введение iconОбразец оглавления курсовой работы оглавление введение
Определение понятий «пол» и «гендер» и становление гендерной теории

Оглавление 143 введение iconОглавление введение 2 общие положения банкротсва физических лиц 3
Кто может подать заявление на процедуру банкротства (инициировать банкротство в суде)? 5

Оглавление 143 введение iconОглавление введение зачем мы создаем доктрину
Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск