Скачать 3.59 Mb.
|
О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ (информационно-аналитический обзор) Москва, 2015 год ОГЛАВЛЕНИЕ 143 ВВЕДЕНИЕ Информационно-аналитический обзор «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ» подготовлен Консультативным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ (далее – Совет) при участии Исполнительного комитета СНГ в соответствии с решением, принятым на 15-м заседании Совета, состоявшемся 3 октября 2014 года в г. Москве. В обзор включены материалы, представленные Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Украиной и Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, документ актуализирован и дополнен справочной и статистической информацией по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в государствах – участниках СНГ, имеющейся в распоряжении Совета и Исполнительного комитета СНГ. Как показано в обзоре, малые и средние предприятия являются одной из движущих сил экономической системы государств – участников СНГ. Они создают рабочие места, обеспечивая занятость населения, содействуют повышению уровня жизни и социальной стабильности общества. Развитие МСП имеет стратегическое значение в социально-экономическом развитии государств – участников СНГ и формировании среднего класса. В целях стимулирования предпринимательской активности в последние годы в государствах – участниках СНГ развернута серьезная работа по совершенствованию механизмов эффективной поддержки МСП на всех стадиях ведения бизнеса, в том числе по снижению административных барьеров, обеспечению доступа к финансированию, введению специальных налоговых режимов и созданию инфраструктуры поддержки. Уровень и характер развития МСП в государствах – участниках СНГ неоднороден в силу разных экономических и финансовых возможностей. Вместе с тем на основе представленных материалов можно выделить общий вектор поддержки предпринимательства, направленный на выравнивание условий для ведения предпринимательской деятельности и формирование единой предпринимательской среды. Учитывая исторические и географические связи государств – участников СНГ, немаловажно в перспективе формировать эффективные механизмы поддержки МСП не только на уровне государств, но и на уровне Содружества в целом. В этой связи основными задачами настоящего информационно-аналитического обзора выступают систематизация лучшей практики поддержки МСП на пространстве СНГ, определение возможных «точек соприкосновения» в государственной политике и выработка предложений по дальнейшему развитию направлений и механизмов дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в указанной сфере. I. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ 1.1. Оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства 1.1.1. Критерии отнесения субъектов хозяйствующей деятельности к субъектам МСП В результате осуществляемой Правительством Республики Армения целенаправленной и последовательной экономической политики за последние годы происходит динамический рост сферы МСП. С учетом приоритетных направлений развития экономики страны определены соответствующие направления поддержки субъектов МСП в Республике Армения, которые максимально отвечают целям и задачам эффективного долгосрочного социально-экономического развития, повышая инновационный потенциал и придавая гибкость экономике. Перед Правительством Республики Армения стоит задача формирования благоприятных условий для активизации и устойчивого развития МСП, усиления конкурентоспособности в условиях здоровой конкурентной среды, повышения экспортного потенциала местных субъектов МСП, расширения возможностей доступа на внешние рынки и т.д. Одним из ключевых факторов успешного развития МСП в стране является стимулирование его развития в регионах, особенно в дальних и приграничных районах, в целях выравнивания уровня экономического развития отдельных территорий внутри страны. Особое значение для развития сферы МСП имело принятие Закона Республики Армения от 5 декабря 2000 года «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон), которым были установлены критерии определения субъектов МСП и основные направления их государственной поддержки. Отношения в сфере МСП регулируются настоящим Законом, иными законами и правовыми актами Республики Армения. Начиная с 2011 года в соответствии с внесенными в Закон изменениями и дополнениями кроме численности работников установлены также новые дополнительные критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП: выручка от реализации за предыдущий год и/или балансовая стоимость активов (нетто-стоимость) компании за предыдущий год. Критерии субъектов МСП
Настоящий Закон не распространяется на кредитные, страховые и инвестиционные организации, ломбарды, на специализированных участников рынка ценных бумаг, игорные дома и субъекты, осуществляющие деятельность по организации игр с выигрышем, а также на дочерние и зависимые хозяйственные общества. Фонд «Национальный центр развития малого и среднего предпринимательства Армении», созданный в рамках Программы государственной поддержки МСП, стал основным звеном организации системы государственной поддержки МСП Армении. В целом деятельность центра направлена на решение различных актуальных вопросов при организации и ведении бизнеса, являясь при этом площадкой для установления эффективного диалога между государством и бизнесом. Со времени основания Национального центра развития МСП Армении во всех 10 регионах (марзах), а также отдаленных и приграничных районах Армении были созданы региональные отделения и представительства с целью обеспечения равного доступа субъектов МСП к получению государственной поддержки. Таким образом, в Республике Армения сформирована и развивается инфраструктура государственной поддержки сектора МСП, охватывающая увеличивающиеся объемы и географию услуг по обеспечению финансовой и технической поддержки субъектов МСП, совершенствуются механизмы и процедуры их предоставления, внедряются новые инновационные методы предоставления поддержки как действующим, так и начинающим субъектам МСП. Фонд «Национальный центр развития МСП Армении» активно участвует в разработке новой стратегии поддержки развития сектора МСП в Армении, разрабатывая новые идеи и предложения, основанные на проведенных исследованиях и опросах среди предпринимателей. Стратегия на 2015–2020 годы ориентирована на выявление новых задач и целей в условиях глобальной конкуренции, а также на решение проблем, связанных с формированием здоровой конкурентной среды и созданием благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности, необходимой для обеспечения дальнейшего стабильного роста экономики страны. Основной линией реализации Стратегии являются дальнейшее развитие сектора МСП посредством предоставления поддержки в направлении получения качественного бизнес-обучения, доступа к финансовым ресурсам, оптимизация и упрощение налоговой системы, таргетирование сектора МСП в различных проявлениях государственной политики, построение конструктивного диалога между государством и частным сектором, и т.д. Особое место отводится реализации Стратегии с применением новых механизмов, повышающих конкурентоспособность местных субъектов МСП, в частности, путем обнаружения конкурентных преимуществ с их последующим эффективным использованием на внутреннем и внешнем рынках. 1.1.2. Обзор основных статистических данных о развитии МСП По данным налогового регистра Министерства финансов Республики Армения, по состоянию на 1 января 2014 года количество бизнес субъектов (юридических и физических лиц) составило около 90 тыс. (при этом к 67 тыс. из них применяются упрощенные виды налогообложения: налог с оборота, фиксированные платежи, семейный бизнес и др.). 99 % всех активно действующих хозяйствующих субъектов в стране составляют МСП, число которых увеличилось на 19 % по сравнению с 2010 годом. Более 66 % субъектов МСП централизовано в г. Ереване, остальная часть действует в регионах республики. По количеству субъектов МСП в разрезе видов экономической деятельности согласно полученным данным около 47,9 % действуют в сфере оптовой и розничной торговли. Согласно установленным соответствующим законом критериям большинство этих субъектов МСП классифицируются как микропредприятия. Количество субъектов МСП, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, составило около 8,3 % всех субъектов МСП. 38,3 % субъектов МСП обрабатывающей промышленности заняты производством пищевых продуктов. Число занятых в субъектах МСП (с учетом неформальной занятости по данным выборочных обследований домашних хозяйств) составило 346 931 человек, тем самым превысив показатель 2010 года на 22 268 человек, или на 6,9 %. 1.2. Общесистемные меры поддержки 1.2.1. Налогообложение. Специальные налоговые режимы В результате внесения изменений и дополнений в Закон Республики Армения «О налоге с оборота» для 39,5 тыс. хозяйствующих субъектов был существенно снижен налог с оборота. С 1 октября 2014 года для плательщиков налога с оборота, занимающихся торговой деятельностью, налоговая ставка была понижена до 1 % взамен прежних 3,5 %. В то же время Законом предусмотрено, что осуществляющие торговлю плательщики налога с оборота должны в обязательном порядке документировать свои сделки по приобретаемым ими товарам. С 1 октября 2014 года внедрен льготный налоговый режим для семейного предпринимательства. Семейное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая членами одной семьи. В семейное предприятие могут вовлекаться только члены семьи, и привлечение других наемных работников запрещается. Субъектами семейного предпринимательства могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, годовые обороты которых не превышают 18 млн драмов. Субъекты семейного предпринимательства освобождаются от уплаты всех видов налогов. За исключением некоторых случаев, они освобождены также от обязательств налогового агента, и для них установлена упрощенная система отчетности. 1.2.2. Снижение административных барьеров С целью создания благоприятной бизнес-среды со стороны Правительства Республики Армения прилагается немало усилий, направленных на улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе предпринимаются меры по сокращению излишних административных барьеров, препятствующих стабильному развитию сектора МСП в стране. Согласно утвержденным положениям Программы Правительства Республики Армения на 2014 год приоритетным направлением является формирование новых нормативно-правовых отношений между государством и частным сектором, которые обеспечат партнерский диалог, основанный на принципах эффективного взаимодействия государства и бизнеса. Реализация указанных задач тесно коррелирует с целями и задачами, определенными Концепцией стратегического развития МСП в Республике Армения. За последние годы с целью либерализации деятельности хозяйствующих субъектов и стимулирования роста количества субъектов МСП был проведен комплекс институциональных реформ, направленных на оптимизацию регламентирования и сокращение административного давления. В частности, были проведены преобразования в системе регистрации и учета физических (индивидуальные предприниматели) и юридических лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью в Республике Армения. С апреля 2011 года функционирует центр регистрации предприятий по принципу «одного окна», внедрена также система электронной регистрации, применение которой значительно упростило процесс регистрации, а также сократилось время процедуры до 10–20 минут (www.e-register.am). Одновременно с другими услугами, предоставляемыми данной системой регистрации, обеспечивается проведение экспертизы фирменных названий и присваивается налоговый код. Наряду с этими мерами были также проведены реформы в области бухгалтерского учета и предоставления финансовых отчетов в налоговые органы. В результате была устранена необходимость предоставления около 13 видов отчетных документов. С целью упрощения процедуры предоставления отчетов, информации и других документов, предусмотренных соответствующим законодательством, была внедрена автоматизированная электронная система, что сформировало более упрощенную и прозрачную систему контроля финансовой деятельности участников сегмента МСП. Для содействия налогоплательщикам в надлежащем исполнении ими своих обязанностей в налоговых органах учреждена сеть модернизированных центров обслуживания налогоплательщиков, которые предоставляют посетителям информационную поддержку и весь спектр налоговых услуг, а также технические возможности для самообслуживания и помощь в пользовании электронными услугами. С целью максимизации доступности услуг для налогоплательщиков с 2013 года налоговыми органами Республики Армения совместно с национальным почтовым оператором запущен проект по учреждению при почтовых отделениях пунктов обслуживания налогоплательщиков, предоставляющих посетителям наиболее востребованные налоговые и таможенные услуги. В рамках осуществляемых реформ внесены изменения и дополнения в Закон «О проведении проверок в Республике Армения». Осуществляются система планирования проверок и обследований по степени риска, проведение проверок только в рамках вопросов проверочного листа и др. Был продлен также запрет инспекционных проверок для хозяйствующих субъектов с товарооборотом менее 70 млн драмов и реализованы ряд других мероприятий. Для участников внешнеэкономической деятельности были также проведены реформы, которые значительно облегчили осуществление внешнеторговой деятельности, получение разрешений на строительство, исполнение договоров, защиту инвесторов, регистрацию собственности и др. Кроме того, в целях содействия экспорту осуществляется компенсация расходов на получение необходимых сертификатов. 1.3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на стадии начала бизнеса 1.3.1. Грантовая поддержка начинающих предпринимателей В целях содействия созданию новых субъектов МСП и оказания поддержки начинающим предпринимателям (стартапы) на стадии их создания и становления во всех регионах (марзах) Республики Армения осуществляется Программа содействия начинающим предпринимателям, включающая такие компоненты, как бизнес-обучение, консультирование, предоставление необходимой информации. В целях расширения возможностей кредитования и совершенствования его условий в программу введен компонент предоставления финансовой поддержки начинающим предпринимателям, представившим наиболее реалистичные бизнес-планы, в виде предоставления кредита через партнерские коммерческие банки со 100%-ной гарантией. С 2012 года максимальная сумма предоставляемого кредита увеличилась с 3 до 5 млн драмов1, а срок кредитования увеличен с 3 до 5 лет с 10%-ной ставкой на кредит. Кроме того, с 2012 года начинающим предпринимателям предоставляется также льготный период возврата суммы кредита до 6 месяцев (в зависимости от вида деятельности). |
Услуга «Запись в первый класс» предоставляется в электронном виде через портал государственных услуг Московской области | Услуга «Запись в первый класс» предоставляется в электронном виде через портал государственных услуг Московской области | ||
Введение. Учебные цели | Введение Председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом | ||
Обеспечение условий по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований комплекса гто | Информационные материалы о мерах государственной поддержки сельского хозяйства и социального развития сельских территорий | ||
Особенности статистической оценки качества теста диагностики индивидуального прогресса учащихся общеобразовательной школы | Определение понятий «пол» и «гендер» и становление гендерной теории | ||
Кто может подать заявление на процедуру банкротства (инициировать банкротство в суде)? 5 | Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |