«Охрана труда»


Название«Охрана труда»
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ставропольская краевая организация







Серия:
«Охрана труда»




РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ)


прямая соединительная линия 2

Ставрополь 2015 год

Уважаемые коллеги!

С началом 2014 года произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» введена новая процедура в области охраны труда - «специальная оценка условий труда», которая заменила собой распространенную и отработанную на практике процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Организация и финансирование специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязанностью работодателя (ст.212 ТК РФ). Но осуществляется СОУТ работодателем совместно с привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, имеющей право проводить СОУТ.

Большая роль в проведении СОУТ отводится первичным профсоюзным организациям как полноправным представителям работников. Именно профсоюзные активисты должны проводить разъяснительную работу в коллективах о важности процедуры СОУТ, ее возможных последствиях в виде снижения либо отмены гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях и необходимости активного участия работников в проведении СОУТ на их рабочих местах.

Представители выборного профсоюзного органа образовательной организации обязательно включаются в состав комиссии по проведению СОУТ и с этой позиции могут оказать существенное влияние на принимаемые комиссией решения в защиту трудовых прав работников.

Высокий уровень ответственности при проведении СОУТ подчеркивает необходимость для профсоюзных организаций и работодателей подробно изучить процедуру СОУТ и организовать подготовку сотрудников для участия в её проведении.

Предлагаем Вам для руководства и применения в практической деятельности сборник рекомендаций по проведению специальной оценки условий труда в образовательной организации. Сборник представляет собой пошаговую инструкцию основных этапов проведения СОУТ, подробный алгоритм действий по разрешению тех проблем, с которыми сталкиваются работодатели и председатели первичных профсоюзных организаций при проведении специальной оценки условий труда.

Надеюсь, что подготовленные рекомендации помогут сформировать четкое представление о том, как проводится специальная оценка условий труда, на что обратить особое внимание и как избежать ошибок при подготовке и непосредственно в процессе ее проведения. Данный сборник будет полезен как профсоюзному активу, так и руководителям образовательных организаций.



Председатель краевой

организации Профсоюза Л.Н. Манаева

СОДЕРЖАНИЕ


п/п

Наименование

Стр.



Основные сведения о специальной оценке условий труда

4



ШАГ № 1. Издание приказа о проведении СОУТ, утверждении комиссии и графика проведения специальной оценки условий труда



7



ШАГ № 2. Разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест



9



ШАГ № 3. Выбор и привлечение к СОУТ специализированной организации


12



ШАГ № 4. Разработка и утверждение графика проведения СОУТ

15



ШАГ № 5. Проведение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах


16



ШАГ № 6. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда


19



ШАГ № 7. Проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов


21



ШАГ № 8. Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда и составление отчета



24



ШАГ № 9. Изучение отчета о проведении специальной оценки условий труда, подписание его членами комиссии и утверждение


26



ШАГ № 10. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда


28



ШАГ № 11. Размещение на официальном сайте организации сводных данных о результатах СОУТ, мероприятиях по улучшению условий труда и передача данных



29



Приложение №1. Обращение работодателя в первичную профсоюзную организацию


31



Приложение №2. Постановление профсоюзного комитета

32



Приложение №3. Приказ о проведении СОУТ, утверждении комиссии и графика проведения специальной оценки условий труда



33



Приложение №4. План мероприятий по подготовке и проведению специальной оценки условий труда.


40



Приложение №5. Образец заявки на проведение СОУТ

42



Приложение №6. Перечень обязательных документов, материалов и информации, представляемых заказчиком исполнителю в рамках оказания услуг по проведению СОУТ



43



Приложение №7. Перечень законодательных и нормативно-правовых актов, применяемых при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)



45

Основные сведения о специальной оценке условий труда
С 1 января 2014 года, как известно, вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон), а Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесены изменения в законодательные акты по охране труда РФ.

Специальная оценка условий труда (далее - спецоценка или СОУТ) заменяет прежние процедуры - аттестацию рабочих мест по условиям труда и государственную экспертизу условий труда. Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, к учету фактического воздействия на организм работника данных факторов производственной среды и трудового процесса.

Результаты СУОТ учитываются при:

а) предоставлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на вредных и опасных работах;

б) уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ,

в) иных процедурах в сфере охраны труда, таких как организация и проведение медицинских осмотров, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и т.д.

Если результаты спецоценки свидетельствуют, что условия труда не наносят существенного вреда здоровью работника, то гарантии и компенсации в виде повышенной оплаты труда, дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, права на досрочную пенсию ему не предоставляются.

Или наоборот. Если на рабочих местах по результатам СОУТ установлены вредные производственные факторы, то работодатель обязан предоставить работникам, занятым во вредных условиях труда, соответствующие компенсации и при этом выплачивать дополнительные страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, либо привести состояние рабочих мест в соответствие с государственными требованиями охраны труда. Таким образом, закон направлен на экономическое стимулирование работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Спецоценка, как и аттестация рабочих мест, проводится не реже одного раза в 5 лет. Поэтому результаты аттестации, проведенной в образовательной организации до 1 января 2014 года, действительны в течение пятилетнего срока, а работникам, занятым во вредных условиях труда в этих организациях, сохраняются гарантии и компенсации при условии, что им за этот период не улучшены условия труда. И только после завершения срока аттестации проводится специальная оценка условий труда.

Если по каким либо причинам не была проведена аттестация рабочих мест, необходимо проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом 426-ФЗ, который, в свою очередь, определяет права и обязанности работодателя, работника и организации, осуществляющей данную процедуру, а также этапы проведения спецоценки.

Законом предусмотрена внеплановая СОУТ, которая проводится до истечения 5 - летнего срока в следующих случаях (ст. 17 ч. 1):

- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями в ходе надзорных мероприятий;

- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления указанных случаев.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. СОУТ проводится работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора, в соответствии с Методикой ее проведения, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливается класс условий труда: оптимальный, допустимый, вредный, опасный.

От установленного класса условий труда зависит компенсация работнику, а также размер страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации со стороны работодателя. Чем хуже условия труда, тем выше дополнительный тариф страхового взноса. При установлении по результатам СОУТ оптимального или допустимого класса, тариф равен нулю.

Работник имеет право присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте, а в случае необходимости обжаловать результаты проведения СОУТ. Кроме того, он обязан ознакомиться с результатами проведенной спецоценки в письменной форме.

Предлагаемый алгоритм действий по проведению специальной оценки условий труда поможет председателям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным по охране труда осуществлять общественный контроль за ходом подготовки и проведения специальной оценки условий труда на всех этапах её проведения, соблюдением требований нормативных документов, принятых административных решений, направленных на защиту законных прав и интересов работников, а работодателям - выполнить требования законодательства быстро, точно и с минимальными потерями.

В представленной пошаговой инструкции даны ссылки на Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Изложенный порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) содержит 11 последовательных шагов:

Шаг 1 издание приказа о проведении СОУТ, утверждении комиссии и графика проведения специальной оценки условий труда.

Шаг 2 – разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

Шаг 3 – выбор и привлечение к СОУТ специализированной организации.

Шаг 4 – разработка и утверждение графика проведения СОУТ.

Шаг 5 – проведение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах.

Шаг 6 – декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Шаг 7 – проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.

Шаг 8 - отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда и составление отчета.

Шаг 9 – изучение отчета о проведении специальной оценки условий труда, подписание его членами комиссии и утверждение.

Шаг 10 – ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда.

Шаг 11 – размещение на официальном сайте организации сводных данных о результатах СОУТ, мероприятиях по улучшению условий труда и передача данных.

По каждому этапу (шагу) изложены рекомендованные действия работодателя, комиссии и профсоюзной организации, приводятся комментарии специалистов.

В качестве приложений представлены образцы документов, разрабатываемых в ходе подготовки и проведения специальной оценки условий труда работодателем, комиссией или профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

«Охрана труда» iconПояснительная записка Практикум является руководством для проведения...
Пособие для обучающихся по специальностям: «Охрана труда», «Электробезопасность», Правила безопасности при эксплуатации электроустановок»,...

«Охрана труда» iconПрактикум по дисциплине «Охрана труда» Разработала: преподаватель
Настоящее учебное пособие написано с целью оказания помощи студентам в приобретении практических навыков и умений при изучении дисциплины...

«Охрана труда» iconКомплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине охрана труда
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...

«Охрана труда» iconКомплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине охрана труда
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...

«Охрана труда» iconПриказ о проведении специальной оценки условий труда и формировании
Форма разработана для Путеводителя по кадровым вопросам. "Охрана труда. Специальная оценка условий труда"

«Охрана труда» iconБюллетень по охране труда является периодическим изданием группы компаний «Охрана труда»
Ью формирования культуры охраны труда и решения проблем управления профессиональными рисками на региональном и федеральном уровне,...

«Охрана труда» iconБюллетень по охране труда является периодическим изданием группы компаний «Охрана труда»
Ью формирования культуры охраны труда и решения проблем управления профессиональными рисками на региональном и федеральном уровне,...

«Охрана труда» iconПодборки
Охрана труда. Спецоценка рабочих мест по условиям труда. Кадровое делопроизводство

«Охрана труда» iconПодборки
Охрана труда. Спецоценка рабочих мест по условиям труда. Кадровое делопроизводство

«Охрана труда» iconПутеводитель по кадровым вопросам охрана труда. Организация охраны труда
Обязанность по созданию работодателем службы охраны труда установлена ст. 217 Тк РФ. Согласно ч. 1 ст. 217 Тк РФ эта служба создается...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск