ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
ООО «УЧЕТНЫЕ ЦЕНТРЫ»
Аналитический материал
к семинару на тему:
« Типичные ошибки отражения операций в бухгалтерском учете, их анализ и рекомендации по исправлению»
Москва, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3
2. Основные требования к ведению и организации бухгалтерского учета 3
3. Классификация ошибок 6
4. Ошибки при отражении различных хозяйственных операций 9
4.1. Основные средства 9
4.2. Ошибки при оформлении первичной документации 11
4.3. Ошибки при оформлении трудовых отношений 18
4.4. Методология бухгалтерского учета 20
5. Способы исправления ошибок 28
6. Новое ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» 34
7. Влияние ошибок бухгалтерского учета на налоговую отчетность 34
1. Введение
Видимо, бухгалтера можно
уподобить пчеловоду, ибо от его
трудов – учетной информации –
извлекают пользу очень многие,
а трудится он один.
Э.С.Хендриксен М.Ф. Ван Бреда Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
2. Основные требования к ведению и организации бухгалтерского учета
Основные требования к ведению бухгалтерского учета состоят в следующем:
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Данные положения являются основополагающими для бухгалтерского учета и прямо отражены в Законе Российской Федерации от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Для выполнения вышеуказанных требований и задач не мало важно создать благоприятные условия для правильной организации ведения бухгалтерского учета.
Выполнить условия правильной организации бухгалтерского учета поможет ст. 6 Закона № 129-ФЗ, в которой закреплены следующие положения:
1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Теперь рассмотрим еще один важный аспект бухгалтерского учета – ст. 9 Закона № 129-ФЗ установлено, что основой учета является хозяйственная операция (факт хозяйственной деятельности). При этом каждая хозяйственная операция в момент ее совершения или сразу же после нее должна быть оформлена первичным документом.
Надо отметить, что в отношении первичных документов Закон также определяет четкие критерии.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Дополнительно, обращаем внимание на то, что с 01 января 2009 года при составлении учетной политики на 2009 года, в ней надо прописать и утвердить все формы первичных документов, которые будут применяться организацией (вне зависимости существуют ли на настоящий момент унифицированные формы для каких-либо операций или нет). В момент получения первичного документа бухгалтерская служба в организации должна провести полученный документ, как мы указывали ранее, путем составления двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
Сам План счетов разрабатывается и утверждается Министерством финансов РФ. На настоящий момент для коммерческих предприятий действует План счетов, утвержденный Министерством финансов РФ от 31 октября 2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкции по его применению».
Инструкция по применению Плана счетов разработана и применяется для того, чтобы установить единые подходы к отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что, применяя План счетов и соответственно Инструкцию по его применению в организациях ведется учет методом двойной записи.
В Инструкции по применению Плана счетов после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.
|