ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Центр развития инновационной инфраструктуры
ПАСПОРТ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ Методические рекомендации
Ярославль, 2014 г.
Разработчики:
Патокина Елизавета Александровна, методист ЦРИИ ГОАУ ЯО ИРО,
Алферова Анна Борисовна, методист ЦРИИ ГОАУ ЯО ИРО.
Содержание
Введение Инновационная деятельность (ИД) ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования, и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями1.
Главная предпосылка инновационной деятельности состоит в том, что все существующее стареет. Побудительным мотивом развития инноваций в системе образования является стремление снизить издержки и повысить качество образовательного процесса. Любая инновационная деятельность требует тщательного анализа всех необходимых факторов, а так же ясного понимания преследуемых целей, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация. Методика паспорта ИД направлена на повышение инновационной активности субъектов инновационной деятельности, а так же на содействие развитию инновационной инфраструктуры муниципальной и региональной систем образования (МСО и РСО).
Задачи паспорта ИД Рассмотрение достижений МСО за предыдущий отчетный период.
Рассмотрение приоритетных направлений развития МСО и сопоставление их с приоритетными направлениями развития РСО на текущий период, а так же выявление показателей их достижения на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Важно сравнивать приоритеты развития муниципальной и региональной систем образования. Поскольку муниципальные системы образования являются частью РСО, следует учитывать приоритетные направления их развития при определении таковых на региональном уровне.
Рассмотрение проектов и программ развития общего образования с целью мониторинга инновационной деятельности на разных ступенях общего образования.
Рассмотрение проектов и программ развития внешкольного образования с целью мониторинга ИД в данном сегменте.
Рассмотрение кадрового потенциала РСО с целью изучения скрытых возможностей, а так же потребностей РСО. Основной организационный принцип для инновационной деятельности заключается в создании команды из лучших специалистов, а так же – выстраивании между ними эффективного взаимодействия.
Рассмотрение взаимодействия образовательных учреждений в реализации инновационных проектов и программ разных уровней ИД. Как отмечено выше, создание эффективного взаимодействия в рамках муниципальных и региональной систем образования является основным организационным принципом инновационной деятельности.
Рассмотрение постоянно действующих событий РСО на разных уровнях ИД, а так же мероприятий, проводимых в рамках этих событий для определения тематик будущих инновационных площадок.
Мониторинг деятельности площадок инновационной деятельности на разных уровнях.
Паспорт инновационной деятельности является новым шагом в анализе инновационной активности региона. Ранее в качестве основы для анализа инновационной активности использовалась информация об опыте участия образовательных учреждений (ОУ) в инновационной деятельности, предоставляемая самими ОУ. Апробация данной схемы анализа показала несовершенство методики. Некоторые образовательные учреждения в силу каких-либо причин не предоставили информацию об опыте участия в ИД, и было не ясно: либо эти ОУ вообще не имеют опыта участия в инновационных проектах / программах, либо, в силу обстоятельств, они просто не смогли прислать информацию.
Таким образом, паспорт инновационной деятельности, заполняемый муниципальной методической службой, позволит более объективно и точно оценить инновационную активность образовательных учреждений. Данный показатель входит в число ключевых в оценке развития инновационной инфраструктуры муниципальных и региональной систем образования.
|