Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования»


НазваниеАоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования»
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк резюме > Документы
  1   2   3   4   5
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

АОУ ВО ДПО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (СПЕЦИАЛИСТОВ) «ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОУСРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ


СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Методические рекомендации





ВОЛОГДА

2013
Составители:

О.Л. Андреева, руководитель регионального координационного центра содействия трудоустройству выпускников и непрерывного профессионального образования

Т.М. Скорюкова, методист руководитель регионального координационного центра содействия трудоустройству выпускников и непрерывного профессионального образования

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………4 1. Повышение эффективности трудоустройства выпускников образовательных учреждений СПО в условиях рыночной экономики

1.1. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников учреждений СПО……………………………………………………………………………….6

1.2. Оценка ситуации и собственных возможностей…………………………..9

1.3. Конструктивный и неконструктивный стили поведения при поиске 

работы………........................................................................................................13

2. Общие практические рекомендации для выпускников  СПО при трудоустройстве

2.1. Занятие № 1. Невербальное общение. Техники. Особенности невербального общения работодателем………………………………………..18

2.2. Занятие № 2. Нерефлексивное слушание. Техники …………………….25

2.2. Занятие № 3. «Собеседование с работодателем»………………………..35

2.3. Занятие № 4. «Правила составления резюме»…………………………..41

2.4. Занятие № 5. Ситуационно-ролевая игра «Интервью»………………...46

Заключение………………………………………………………………………50

Список литературы……………………………………………………………..52

Введение
Трудоустройство молодого специалиста и начало работы по специальности - важнейший этап его профессиональной жизни, а успешность трудоустройства - один из главных показателей качества образования.

В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску места работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше. Устройство на работу - непростой процесс. Далеко не каждый человек способен успешно пройти его, даже при наличии хорошего образования и опыта работы. Молодые же специалисты еще не имеют опыта работы по специальности, а иногда и опыта трудовой деятельности вообще.

Сегодня реализуют профессиональные возможности по своей профессии не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодых людей. Одна из них - несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников - с другой. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования. В данной ситуации возрастают роль и значение профессиональной ориентации и психологической поддержки в личностно профессиональном самоопределении молодых граждан, прежде всего учащихся общеобразовательных учреждений.

Молодежи свойственно отсутствие активной позиции на рынке труда, необъективная оценка собственных возможностей и завышенные требования к условиям труда и заработной плате, размытость личностных и профессиональных целей. Поэтому необходимо формировать у выпускников профессионального образования адекватные представления о рынке труда, необходимости получения навыков самостоятельных поисков работы.

Психологическое сопровождение среднего профессионального образования - это система социально-психологических и профессионально - реабилитационных технологий, способствующих наиболее эффективному становлению личности обучающегося, преодолению кризисов, повышению конкурентоспособности выпускников СПО на рынке труда, улучшение адаптации к условиям реализации собственного профессионального развития.

Цель данного пособия - психологическая помощь выпускникам СПО в трудоустройстве по окончании учебы и реализации знаний и навыков, приобретенных во время обучения в образовательном учреждении.

Повышение эффективности трудоустройства выпускников образовательных учреждений СПО в условиях рыночной экономики
1.1. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников учреждений СПО
Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи, однако выпускники системы начального и среднего профессионального образования оказывались в фокусе внимания социологов не часто.

Вместе с тем, анализ трудоустройства выпускников СПО в течение двух лет после окончания профессионального учебного заведения показывает, что выпускники за этот период сменили от одного до четырех мест работы.

Основной причиной смены работы являлось стремление больше зарабатывать. Изучение причин увольнения дал представление о характеристиках мест работы выпускников учреждений начального профессионального образования. Как правило, это низкооплачиваемые малоквалифицированные рабочие места с плохими условиями труда и неудовлетворяющим выпускников содержанием профессиональной деятельности. Также одной из причин выбора работы не по профессии, с удовлетворением запросов по заработной плане была указана причина, связанная с трудностями поиска работы, а также недостатком мест соответствующей квалификации. Тем не менее, среди причин несоответствия рабочего места полученной профессии преобладают собственные инициативы выпускников, а не ограничения со стороны работодателей.

В исследовании процессов трудовой мобильности особое внимание обращается на характеристику информационных сетей (каналов информации), анализ которых является ключевым моментом для понимания реального поведения выпускников на рынке труда.

С позиции работника как действующего агента на рынке труда поиск работы заключается в обращении к тем или иным источникам информации о вакансиях. Другими словами, использование информационных каналов является способом поиска работы. При исследовании рынка труда информационные сети традиционно разделяют на формальные и неформальные. Формальные каналы включают государственную службу занятости, частные агентства по найму и трудоустройству, объявления в средствах массовой информации. Помимо этих институциональных каналов активно функционируют неформальные механизмы распространения информации, которые включают личные связи и обращение непосредственно к работодателю (самостоятельный обход отделов кадров предприятий с целью поиска подходящего рабочего места). Наиболее распространенными информационными каналами о вакансиях, к которым обращаются выпускники в процессе поиска работы, являются личные связи, объявления в средствах массовой информации и обращение непосредственно к работодателю.

В плане поиска работы обращение к СМИ предполагает пассивные и активные варианты действий. С одной стороны, объявления являются для соискателя источником информации о вакансиях, с другой стороны, дают возможность самому предложить свои услуги. Наиболее распространенным вариантом среди выпускников профессиональных учебных заведений являлся «просмотр объявлений», который свидетельствовал о выборе пассивной стратегии. Незначительная часть респондентов демонстрируют активный вариант поведения: «сами давали объявление». Просмотр объявлений при поиске работы, как правило, совмещает с обращениями к другим каналам информации о вакансиях. Чаще всего это использование личных связей и обход предприятий.

Непосредственное обращение на предприятия при поиске работы подразумевает прямой контакт с работодателем при отсутствии каких-либо посредников. Использование данного канала достаточно распространено среди выпускников системы СПО. Можно отметить, что к самостоятельному поиску чаще прибегают те, кто не используют (не имеют?) обширных связей. Как правило, каналом самостоятельного трудоустройства пользуются категории потенциальных работников, которые не претендуют на престижные места с хорошей заработной платой. Практика обращения в службы занятости и в частные агентства найма в процессе поиска работы слабо распространена. Как правило, обращение в службу занятости рассматривается как крайняя мера в тех случаях, когда остальные каналы не срабатывают. Помощь учебного заведения заключается в предоставлении информации о возможных местах трудоустройства. Результаты качественной части исследования позволяют говорить о том, что практика помощи учебного заведения в трудоустройстве выпускников малоэффективна.

Анализ трудностей при поиске работы показывает, что почти каждый третий молодой рабочий считает, что удачно трудоустроиться ему мешал недостаток предложения мест работы и низкий уровень зарплаты. И почти четверть респондентов указали, что не обладают дополнительными знаниями и умениями, и это является препятствием для успешного трудоустройства.

Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального опыта, приводит, как правило, не к увеличению числа специалистов на предприятиях, а к пополнению состава безработных.

Анализ проведенных исследований показывает наличие следующих проблем при трудоустройстве, как и в вышеприведенном примере:

  1. Большинство опрашиваемых придерживались пассивной, выжидательной позиции в поиске работы, то есть в большей степени полагались на родственников, знакомых и службы занятости (то есть не владели полной информацией о каналах занятости).

  2. Основная помощь, которую хотели бы получить респонденты у психолога-консультанта:

  • это консультация по обучению навыкам эффективных переговоров с работодателями;

  • выбор наиболее подходящей работы с учетом желаний, возможностей и сложившихся жизненных обстоятельств;

  • преодоление негативного состояния, вызванного потерей работы и трудностями при поиске.

Проводимые исследования лишний раз доказывают проблематичность не только трудоустройства, но и самореализации молодежи на рынке труда.  
1.2. Оценка ситуации и собственных возможностей

В ходе поиска работы выпускник образовательного учреждения, анализируя ситуацию и собственные возможности, должен учесть следующие моменты:

  1. Определить свои профессиональные интересы и склонности («Что Я хочу?»).

  2. Оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности («Что Я могу?»).

  3. Узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу («Надо»).

Общая идея эффективных действий при приеме на работе прямо вытекает из основ рыночной экономики. Соискатель вакансии – это продавец своего товара, который предлагает свои умения, знания, квалификацию, опыт, молодость, энергию, желание работать и быть полезным покупателю.

Общая задача любого покупателя состоит в том, чтобы приобрести именно тот товар, который будет максимально удовлетворять его потребности. Работодатель, выступающий в роли покупателя на рынке труда, хочет того же. Он желает нанимать людей, которые могут выполнять именно ту работу, которая им поручена. Однако если молодой человек полагает, что на работу нанимают самого лучшего, опытного, знающего и умелого кандидата, то он недостаточно хорошо понимает, как работает рынок.

Представьте вполне реальную ситуацию. Стоят два продавца. У обоих одинаковый товар и цена одна, но у одного покупают, а другой стоит без дела. Почему? Вероятно, успешный продавец правильно выбрал время и место продажи, или удачно расположил свой товар, или хорошо его рекламирует. А может быть, продавец просто приятно выглядит, вызывает доверие и желание купить именно у него. Любая торговая компания прекрасно знает, насколько сильно успех торговли зависит от причин, не связанных с качеством самого товара.

Исходя из этого, целью наших действий является, максимально полно и выигрышно представить свои личные и рабочие качества и дать работодателю ту информацию, которая убедит его, что ваш «товар» лучше всего удовлетворит его потребности. Поэтому мы рассмотрим правила позитивного влияния на мнение работодателя и то, как правильно преподнести себя. Важно при этом обсудить главное - внутренние убеждения, установку, исходя из которой мы начинаем действовать в поиске работы.

К сожалению, часто бывает, что человек приступает к каким-то конкретным действиям, не имея позитивного настроя - такой установки, которая помогает эффективно и успешно действовать. Прежде всего, необходимо понять, что не бывает плохих и хороших установок.

Все наши убеждения-установки хороши, но не все из них полезны и эффективны в данной конкретной ситуации. Установка считается полезной и эффективной, если она позволяет достигать успеха в конкретных условиях. В противном случае, мы считаем ее неполезной.


Если есть вакансия, значит, я могу быть принятым на это место
НЕПОЛЕЗНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЛЕЗНЫЕ УСТАНОВКИ


МЕНЯ ВСЕ РАВНО НЕ ПРИМУТ (низкая самооценка)





Я




Я должен доказать, что наиболее подхожу на эту вакансию




МЕНЯ ВСЕ РАВНО ПРИМУТ! (высокая самооценка)




Меня возьмут, если продемонстрирую свои позитивные профессиональные и личные качества


Рис.1 Полезные и неполезные установки при трудоустройстве
Существует две неполезные установки, которые мешают достигать успеха в ситуации трудоустройства. Первое неполезное убеждение может быть выражено словами: «Меня все равно не примут» (рис.1).

Действительно, если человек убежден в том, что цель непостижима, то прикладывать усилия к ее достижению бессмысленно. Потому, имея такую установку, он даже не пытается всерьез проверить достижимость своей цели. Встречаясь с самым минимальным препятствием, он не пытается сообразить, как его обойти, а сразу говорит: «Ага! Я же знал, что меня не возьмут. Цель недостижима!» Можно сказать, что человек сам себя загоняет во внутреннюю ловушку. С одной стороны он вроде хочет достичь цели, с другой, хочет, чтобы его убеждения оказались правильными. Психологам известно, что в ситуации такого выбора человек всегда предпочитает подтвердить свое убеждение. Поэтому некоторые люди как будто специально делают все, чтобы их цель не была достигнута.

Другая неполезная установка выражается словами: «Меня все равно возьмут!» (рис.1). Это убеждение неполезно в данном случае потому, что мешает верно оценить объективную ситуацию. Если человек действует, исходя из такого убеждения, то он обычно не замечает реальных препятствий на своем пути. Достижение цели зачастую требует усилий, учета обстоятельств, сообразительности и быстрой реакции на изменения ситуации. Однако зачем все это, если «меня все равно возьмут». И после бывает крайне неприятно, болезненно и даже трагично услышать вежливые слова: «Извините, но Вы нам не подходите».

Установка, наиболее полезная и эффективная для достижения успеха в трудоустройстве, основана на объективном анализе ситуации и логике. Ход рассуждений может быть следующий: «Если работодатель объявил о наличии свободного рабочего места, значит, он объективно нуждается в работнике. Если бы в его распоряжении был работник, который подходит для этого места, то он и был бы принят. Следовательно, работодатель нуждается в работнике, но не знает, кого ему взять. Значит, я могу быть принятым на это место. Однако, работодатель, объявив о свободном рабочем месте, получает выбор из нескольких кандидатур. Следовательно, я должен доказать, что моя кандидатура наиболее подходит, что именно я могу наиболее эффективно выполнять ту работу, которую мне поручат» (рис.1).

Исходя из этого рассуждения, полезная и эффективная установка может быть сформулирована так: «Меня обязательно возьмут на работу, если я докажу работодателю свою полезность и нужность, продемонстрирую свои позитивные профессиональные и личные качества» (рис.1).

Именно это убеждение в наибольшей степени учитывает реальное положение вещей и потому, опираясь на него, можно с наибольшим успехом выполнять все последующие действия.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconКонкурс проводится при активном участии педагогических работников,...
Организаторами регионального этапа всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» (далее Конкурс) являются Департамент образования...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Повышения квалификации) специалистов Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconОбразовательная программа: «Профессиональная компетентность педагога...
Аоу рс рс (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского ii»

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconПовышения квалификации и переподготовки работников образования
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconТехническое задание на размещение заказа
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconФормирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в системе...
Гбоу дпо ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconДополнительного профессионального образования чукотского автономного...
«Теория и методика преподавания учебных дисциплин предметной области «Иностранный язык» в условиях введения фгос среднего общего...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconКоми республиканский институт развития образования утверждаю
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconНовые технологии в рамках фгос: портфолио ученика начальной школы
Самойленко е. В., методист отдела сопровождения инновационной деятельности гбоу дпо (повышения квалификации) специалистов Центр повышения...

Аоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования» iconЧоу дпо (ПК) с «Профессиональный бухгалтер») 410012, россия, г. Саратов, ул. Симбирская, д. 3/5
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск