Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога


Скачать 324.26 Kb.
НазваниеОгаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Департамент образования Белгородской области

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»

Центр профессионального развития педагога

Вхождение в профессию учителя

Белгород

2015

Ананьева Людмила Васильевна

Легко ли быть молодым учителем в современной школе…

Профессию учителя считаю самой главной на свете. Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя и композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Д.С.Лихачев

Путь к профессии может быть разным: случайным или осознанным, трудным или легким, удачным или ошибочным. Для меня этот путь был единственным: сколько себя помню, я мечтала стать учителем. Поэтому после окончания школы проблемы выбора образовательного учреждения не возникло. Это был педагогический колледж. После его успешного окончания желание работать в школе только усилилось, но я решила сначала получить высшее образование. И вот я – учитель русского языка и литературы!

Вот и первый звонок, первый урок... Испытываешь чувства, которые сложно передать. Это страх, тревога и в то же время счастье, что наконец-то начинают сбываться мечты. Чувствуешь также и большую ответственность за эти маленькие искрящиеся глазки детворы, доверенной мне родителями.

Великий философ Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей [2, 248]. И вот я начала задумываться, каким должен быть настоящий учитель? Конечно же, профессионально владеть своими предметами, грамотно доносить материал до учеников. Но, работая в школе, поняла, что это важно, но для успеха одних знаний мало. Необходимо также уметь общаться с учениками, понимать их, завоевать доверие и обязательно любить детей. Таким учителем стараюсь быть и я. Именно таким учителем, который умеет видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, что отличает нас всех друг от друга, и понять, что ученик – это человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства и желания, каждый из них неповторим и талантлив. Своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот самое важное для учителя. Мне повезло, мне есть с кого брать пример, ведь в нашей школе работают талантливые педагоги.

В начале моей работы педагогический коллектив встретил меня настороженно, но уже после первого школьного месяца я поняла, что в этом коллективе найду помощь, опору и поддержку. И я не ошиблась! У меня есть наставник – Чурносова Ирина Викторовна. Буквально с первых минут общения, понимаю, что всегда могу обратиться за помощью к этому замечательному человеку. С ней мне все по плечу!

И вот незаметно пролетели уже 2,5 года моей работы. Я очень рада, что с первых дней своей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. Сколько волнений и тревог пришлось пережить: как встретят меня дети, понравлюсь ли я им, найду ли поддержку у родителей и учителей, смогу ли заслужить уважение коллег, правильный ли я сделала выбор? Да, я только делаю первые шаги. Уже сейчас эти первые шаги своей учительской профессии считаю удачными. Понимаю, что я нужна детям. Нужна каждый день, каждый час и даже каждую минуту. Приходишь в класс, а тебе сразу рассказывают новости, иногда даже забыв поздороваться, делятся своими успехами и неудачами. Нужна также родителям, которые надеются, что я помогу их детям добывать самостоятельно знания, дружить, жить в коллективе. В толпе находят тебя знакомые сияющие глаза, бегут навстречу, делятся своими впечатлениями. Разве это не счастье?

Каждый раз, прежде чем войти в класс, думаю, какие слова произнести в чуткой тишине класса, чтобы заставить ребят думать, действовать, достучаться до самого сердца. На всю жизнь запомнила мудрую мысль В.А. Сухомлинского: «Слово – наш единственный, самый тонкий, самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело пользоваться, врачуя сердца наших питомцев» [4, 178]. Поэтому, готовясь к урокам, мероприятиям, стараюсь продумать каждую мелочь, каждую фразу, понимаю, что это очень важно. Именно учитель русского языка и литературы должен привить любовь к прекрасному, научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), развить логическое мышление ребенка.

Очень люблю приходить в школу пораньше, когда в ней непривычно, удивительно тихо. Я знаю, что эта тишина ненадолго. Пройдет несколько минут, и всё оживет. Школа загудит, зашумит, зазвенит веселыми ребячьими голосами, затопочет, звонко полетит навстречу учителям разноголосое «здравствуйте». А пока у меня есть эти несколько минут, чтобы сосредоточиться, привести в порядок свои мысли и чувства, еще раз проверить готовность встретиться с детьми, продумать предстоящую работу так, чтобы пробудить у ребят высокий полет мысли, желание узнавать мир, передать им ощущение неповторимости дарованной им жизни, заразить любовью к своему предмету.

Каждый ученик – это целый мир, мир загадочный и неповторимый, и поэтому очень ценный. Главное для меня – уметь уважать право каждого ученика быть самим собой, быть непохожим на других, иметь свой характер, свои мысли.

Вспоминаю слова Германа Крупина: «Какое счастье быть полезным людям, Учить Его Величество - Народ!». Учитель – это не просто призвание, это – почетная миссия. И с этими ценными словами я согласна.

Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? И отвечаю: Да, у меня есть любимая работа. Работа? … Да нет же, школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. Да, я всего лишь третий год работаю в школе, а уже не представляю себя вне ее стен. За это время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, но и добрые, согревающие душу моменты.

Часто спрашивают: «Легко ли быть молодым учителем в современной школе?» Отвечаю: «Быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо быть счастливыми». Приходят на ум слова: «Несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика». А ведь это так. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» [2, 307]. Думаю, слова этого замечательного человека очень важны в моей профессии. Надо видеть в каждом человеке что-то хорошее, доброе, искреннее и обязательно нужно верить в своих учеников, и тогда все получится. Каждый из нас может подарить частичку своего тепла и любви другому.

Я не могу сказать, что все сразу получалось. Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из моих воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны. Признаюсь, бывает и эмоциональный сбой от переутомления. Но вот родители меня воспитали так, что не могу я отчаиваться и опускать руки. Я нахожу силы, набираюсь терпения и рвусь вперед. Ведь еще Антуан де Сент-Экзюпери призывал: «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери» [1,17]. И не случайно взяла в качестве эпиграфа слова Дмитрия Лихачева, ведь действительно, учитель – самая главная профессия. Именно от учителя зависит будущее отдельного ученика и человечества в целом. Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу.

Что значит школа для меня?

Я всем отвечу однозначно:

«Жизнь школьная – моя судьба…

Моя судьба…и не иначе».
Кирманова Севила Сулаймоновна

Мой первый год работы в школе

Мои первые шаги в профессии начались с изучения документации, без которой настоящий учитель не имеет права заходить в класс и говорить: «Здравствуйте, я ваша новая учительница…». Да, то количество информации, с которой нужно было ознакомиться, пугало, но, с другой стороны, вызывало интерес, ведь профессия обретала еще один смысл – вступление в новое сообщество со своими законами, нормами, правами, требованиями, ожиданиями. Ожидания были обоюдные: от меня ждали профессиональной работы, а я ждала нового путешествия своей жизни – путешествия под названием «Школа – первая путевка в жизнь».

Первые шаги в профессии были уверенными, ведь я давно среди своих родных и друзей прослыла «учителем», и не только потому, что люблю всегда аргументировать свои слова мнением авторитетных деятелей различных сфер жизни и культуры, но еще и потому, что с семи лет каждое лето я учила своих «отстающих» подружек. В дальнейшем дух учителя во мне воспитывал мой учитель немецкого языка, благодаря которому я выбрала специализацию «иностранный язык». За три года он дал мне то, с чем я живу и сегодня, и с чем я буду еще долго в профессии, – любовь к делу, которым ты начинаешь заниматься, ответственность за это дело, готовность жертвовать ради этого дела, понимание важности того, чем занимаешься. «Нравится делать то, что получается делать». Эти его слова навсегда остались в моей памяти. Но их смысл я поняла только тогда, когда начала проходить свою первую практику в школе. Не нужно заставлять учить свой предмет, надо учить так, чтоб у ребенка получалось хорошо учиться, и поэтому он сам полюбил твой предмет, просто потому, что ему нетрудно, что он ждет нового успеха, новой высоты, которую он точно возьмет и станет этим гордиться.

Я многое поняла и осознала, когда делала свои первые шаги в профессии. На рабочем столе моего нетбука появился документ с важными, необходимыми для моей работы, изречениями и мыслями различных мыслителей, ученых, педагогов. И я поняла, что во всех этих изречениях отражается смысл современного образования: я должна воспитывать. Так об умении воспитывать говорил Антон Семенович Макаренко: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины…». Это наш святой долг – дать обществу культурного, воспитанного, порядочного, трудолюбивого и любознательного гражданина. В школе мы, как художники, создаем оттенками и полутонами красивый портрет красивого душой ребенка. Это работа не для слабых, ведь иногда за несколько минут парой фраз ребенку нужно объяснить основополагающие моменты нашей жизни, причем объяснить так, чтоб он правильно понял и усвоил все это, то есть принял все сказанное. А главным, чему нужно теперь научить в школе, стало умение учиться. «Следует учиться и тому, как следует учиться», – В. Борисов. В первый год работы я смогла увидеть в хорошо знакомом ученике, который не отличался ни любовью, ни старанием к учебе, поэта, начинающего робкого поэта. Ребенок, который несколько лет собирал свои стихи, впустил меня в свой мир, и это стало началом нашей маленькой победы. Может, кому-то покажется, что второе место в областном конкурсе «Красный крест глазами детей» – не так уж и много, но для нас это была настоящая сладкая победа. И таких побед было несколько, отчего и я «порхала», и мои дети «порхали» вместе со мной.

В общем, мои первые шаги в профессии были иногда уверенными, а иногда и не очень, порой быстрыми и результативными, а порой и нет, временами трудными, а чаще счастливыми, а оттого и легкими. Мои первые шаги в профессии дали мне одну замечательную педагогическую формулу Василия Ключевского. А формула эта очень проста и потому гениальна: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Шелаева Ольга Павловна
Мой первый год работы в школе или путь к успеху
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель», – Л. Толстой.

Могу ли я точно так же сказать о себе? Как оцениваю себя в выбранной профессии? Я расскажу свою историю о том, как стала учителем.

Я решила стать учителем с раннего детства. Ещё в начальных классах с трепетом наблюдала за своей первой учительницей. Очень часто представляла себя на её месте. Мне хотелось быть похожей на нее: стоять у доски, постоянно что-то рассказывать, записывать.

Я рано научилась читать, и моей самой любимой игрой в детстве была игра в школу. В школе усаживала своих одноклассников за парты, раздавала им книги, а сама вставала с указкой у доски и «учила» их правильно читать. Однажды спросила у нашей учительницы, тяжело ли ей проводить уроки, сильно ли она устает, а Антонина Михайловна мне ответила, что не устает, а радуется тому, что нам интересно. Шло время, а я все чаще стала задумываться о словах, сказанных учительницей. И мне вдруг тоже захотелось испытать это чувство.

В нашей семье есть люди, которые посвятили свою жизнь профессии учителя. Моя старшая сестра преподает в школе русский язык и литературу, а двоюродный брат – учитель физической культуры. Мне нравилось после уроков приходить к сестре и смотреть, как она проверяет тетради, как подбирает материал к завтрашним занятиям. Я видела, сколько сил, внимания и времени требует её работа. Но меня это не пугало и не останавливало.

В старших классах, во время каникул, работала вожатой в школьном летнем лагере. Детей я очень любила, они отвечали мне тем же. Именно в это время я поняла, что хочу быть учителем начальных классов. Меня не могли оставить равнодушной широко открытые глаза, смотрящие на меня с жаждой получения новых знаний. Оканчивая школу, точно знала, куда буду поступать.

И вот я студентка первого курса Белгородского Национального исследовательского университета, факультета дошкольного, начального и специального образования. Теперь вспоминаю свой путь в эту, как я уже поняла, нелёгкую профессию. Пять лет отличного, добросовестного обучения в университете – это ступеньки познания, первые шаги, которые я прошла, чтобы стать учителем. Неоценимый вклад в моё образование внесли прекрасные педагоги нашего факультета, которые давали знания и заряжали своей энергией и оптимизмом. Время учебы быстро пролетело, в руках долгожданный красный диплом. Ура! Теперь я учитель. Передо мной открыта дорога во взрослую самостоятельную жизнь….

И вот удача: я узнала, что в моей родной Шелаевской школе требуется учитель начальных классов.

У меня было много мыслей о том, как приду в школу, какое мнение обо мне сложится у коллектива, ведь всего пять лет назад я была там самой простой ученицей. Но прошло совсем мало времени, и я поняла, что все мои волнения были абсолютно напрасными, что в этом коллективе непременно найду помощь, опору и поддержку…

По удивительному стечению обстоятельств моим наставником (тьютором) была назначена Антонина Михайловна, моя первая учительница, которая сыграла, наверное, решающую роль в выборе моей профессии.

Сегодня я горжусь, что стала учителем начальным классов, как Антонина Михайловна.

Мой педагогический путь только начался, но я верю, что он будет интересным и плодотворным.

Коновалов Максим Сергеевич
Легко ли быть молодым учителем в современной школе…
В жизни каждого человека есть моменты, которые он помнит на протяжении всей жизни. Молодая мама никогда не забудет трогательный момент появления первенца на свет, олимпийский чемпион вспоминает слезы счастья на пьедестале почета под гимн своей Родины, седоволосый старик бережно хранит в памяти грозные годы войны.

С теплотой в сердце мы вспоминаем свои беззаботные походы в детский сад, первую заслуженную пятерку, волевую победу, веселый юбилей, трепетное предложение руки и сердца, рождение детей. И это, наверное, минуты, с которыми память никогда не захочет расстаться. Одним из таких воспоминаний всегда будет первый школьный звонок…

Но все меняется, когда этот «первый звонок» звучит для тебя как для учителя, молодого учителя, впервые покинувшего стены университета и оказавшегося на пороге современной школы, задающего, в том числе и самому себе, вопрос: «А легко ли им быть?».

Уже не студент и еще не учитель, но полный энергии, сил и амбициозных планов. Только что я сидел за партой и слушал мудрую, поучительную речь профессора, заучивал ответы, готовясь к экзаменам, и находился в ожидании долгожданного звонка на перерыв, а теперь мне предстоит самому погрузиться в роль преподавателя.

Будучи ребенком, я часто мечтал о том, что когда вырасту, обязательно выберу профессию педагога. А мечты, как известно, обязательно должны сбываться! Напряжение первого сентябрьского дня довольно быстро сменилось чувством ответственности за детей.

Работа каждого учителя увлекательна и интересна. Я преподаватель физической культуры в сельской местности. Графовская школа, в которой я тружусь, очень спортивная, можно даже сказать, пропитана атмосферой соревновательного духа. Стенды с фотографиями лучших спортсменов, грамоты, медали и кубки – все это лишь малая часть ее физкультурной жизни.

Старшее поколение преподавателей на протяжении не одного десятка лет выстраивало свою работу таким образом, что физическая культура не просто общеобразовательный учебный предмет, а главная часть жизни многих учеников. Мне не приходится прививать любовь к спорту, она в них заложена с детства. И это большой плюс в моей работе, когда, занимаясь любимым делом, я вижу, как безудержно счастливы дети. Виды спорта, которыми они владеют, разнообразны. Ученики с легкостью зимой бегают на лыжах, а весной играют в лапту. Глядя на их старание, волю к победе, желание учиться, невольно вспоминается фраза: глаза боятся, а руки делают.

Многие молодые специалисты, на мой взгляд, проходят у своих учеников «проверку на стойкость», когда важно не сломаться, проявить силу характера, расположить учеников к себе, заслужить авторитет. Работа «физрука» такова, что вызовом, как правило, являются спортивные способности, которые мне с огромным удовольствием приходится демонстрировать в кругу школьников. Ведь ничто так не сближает, как совместное занятие чем-либо. И если во многих случаях молодость преподавателя – минус, то в работе учителя физической культуры – это огромный плюс. Пробежать стометровку, подтянуться, выполнить кувырок, забить гол, исполнить зрелищный нападающий удар – все это, безусловно, дается легко, когда ты юн.

Но какими бы долгими и прекрасными не были рассказы о самом процессе обучения, работа любого учителя, к сожалению, неразрывно связана с документами. Методическая работа, отчеты, заполнение журнала – весь этот трудоемкий процесс требует опыта, которого лишен каждый молодой специалист. Безусловно, можно в начале своей трудовой деятельности приобщиться к большинству коллег, назвав этот процесс «бумажной волокитой», и без особого энтузиазма отнестись к работе с документами. Но, руководствуясь крылатым выражением известного политического деятеля «не ошибается только тот, кто ничего не делает» (Т. Рузвельт), я и к этому направлению своей деятельности подхожу ответственно.

По моему мнению, в любой профессии есть свои трудности. Каждый человек сам решает, каким образом их преодолевать. Я часто, будучи студентом, слышал мнение о том, что вместо слова «проблема» нужно говорить «задача». У меня столько задач! Только сейчас я понимаю, какой смысл заложен в этой фразе. Важен не масштаб и глобальность сложностей, а отношение к ним. Я, к счастью, отношусь к той категории людей, у которой отсутствует боязнь сделать что-то не так. Показательные уроки, сложные педагогические ситуации и непонимание со стороны родителей я воспринимаю как возможность обретения опыта и неотъемлемую часть своей профессии.

Молодой учитель должен быть всесторонне развит, умен, трудолюбив. У него не должно быть времени на боязнь и неуверенность справиться, он с первого дня работы несет личную ответственность за детей и не имеет права на ошибку. Это своего рода моя личная формула успеха преподавателя. Можно изучать программы по работе с молодыми педагогами, заручиться помощью опытного наставника, но в любом случае необходимо, в первую очередь, надеяться только на себя, прилагая максимум усилий и работая с полной отдачей.

Я люблю свою работу и все, что с ней связано. Меня радует не только то, что сбылась мечта моего детства, но и тот факт, что у меня есть огромное желание, даже спустя десять, пятнадцать лет, работать учителем. Каждый день заходить в зал, в котором светло не только благодаря хорошей погоде, но и тому, что светятся переполненные спортивным азартом глаза детей, слышать гул и восторженные крики побед, наблюдать за первыми успехами учеников, которые под моим руководством учились играть в волейбол и баскетбол, выполнять прыжки с места и подтягиваться. А в конце рабочего дня, собирая мячи, разбирая гимнастические снаряды, наслаждаться тишиной самого большого школьного класса, забывая обо всем.

Возвращаясь к началу своего рассуждения, должен признать, что каждый день, переступая порог спортивного зала, понимаю, что теперь меня намного больше волнуют вопросы «а нравятся ли ученикам мои уроки?», «чему я могу их научить?», «чем заинтересовать?». А на вопрос «легко ли быть молодым учителем в современной школе?» я отвечаю:«Да!».

  1   2   3

Похожие:

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconРабочая программа по православной культуре для 10-11 класса Пояснительная записка
Белгородской области, огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» «О преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconОбразовательное учреждение дополнительного профессионального образования...
Гаоу дпо «Институт регионального развития Пензенской области» проводит межрегиональную научно-практическую конференцию учителей иностранных...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconАоу во дпо повышения квалификации (специалистов) «вологодский институт развития образования»
...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (гбу дпо «крирпо»)

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconДокументация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconДокументация о закупке
Заказчик: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconЕдиная информационная система, в которой размещена информация: www...
Заказчик: государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconДополнительного профессионального образования чукотского автономного...
«Теория и методика преподавания учебных дисциплин предметной области «Иностранный язык» в условиях введения фгос среднего общего...

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconОгбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования

Огаоу дпо «Белгородский институт развития образования» Центр профессионального развития педагога iconОгбоу дпо «Рязанский институт развития образования»
Рязанской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с фгос ООО

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск