ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Пермский филиал
Факультет бизнес-информатики
Кафедра информационных технологий в бизнесе
УДК 004.031.4
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ Выпускная квалификационная работа бакалавраРаботу выполнил студент
группы БИ-10-1
4 курса факультета бизнес-информатики
Байрамова Елена Афсаровна
Научный руководитель:
доцент кафедры
информационных технологий в бизнесе,
к.ф-м.н., доцент
Плаксин Михаил Александрович
“____”
20__ г
Пермь 2014
Оглавление Список терминов и сокращений
ИС – информационная система.
БП – бизнес-процесс.
СУБД – система управления базами данных.
ПО – программное обеспечение.
ARIS – Architecture of Integrated Information Systems.
IDEF – Integrated Computer-Aided Manufacturing.
MVC – Model-view-controller.
UML – Unified Modeling Language.
РИО – редакционно-издательский отдел.
ПК – первичный ключ.
АС – администратор системы.
КА – контентный администратор.
Пт – публицист.
ОП – обычный пользователь.
Введение
Современный рынок труда предъявляет высокий спрос на специалистов, владеющих передовыми знаниями сразу в нескольких областях. Такими специалистами, как в области информационных технологий, так и в сфере менеджмента, являются выпускники факультета бизнес-информатики. Открытие кафедры информационных технологий, а затем и факультета бизнес-информатики, позволило НИУ ВШЭ – Пермь занять лидирующие позиции в сфере подготовки бизнесинформатиков в Пермском крае. В то же время возрастающий спрос стал основанием для создания подобных направлений и в других вузах Перми, что впоследствии привело к обострению конкуренции между ИТспециальностями.
Существование факультета немыслимо без ежегодного набора новых студентов, от качества которого зависит будущее функционирование факультета и академическая деятельность. В условиях ужесточения межвузовской конкуренции за абитуриента ориентация на потребителя становится ключевым принципом организации образовательной деятельности [1]. В рамках подобного подхода одним из главных условий является создание налаженной системы взаимодействия, которая может стать одним из факторов конкурентного преимущества и обеспечить развитие университета, формируя долгосрочные и лояльные отношения с потребителями.
Хотя подобное взаимодействие является одной из основ деятельности университета, прослеживается недостаточность разработанных механизмов для привлечения абитуриентов и интеграции университета и общества. Среди основных проблем можно выделить такие, как:
отсутствие единой базы данных лиц для взаимодействия;
малое количество информационных материалов о факультете бизнесинформатики НИУ ВШЭ – Пермь и недостаточные возможности интерактивного взаимодействия с представителями факультета, что ведет к недостаточной осведомленности абитуриентов;
отсутствие механизмов получения обратной связи.
Помимо аспектов взаимодействия факультета с абитуриентами, в рамках данной работы рассмотрены вопросы интеграции университета и общества с целью получения дополнительных возможностей привлечения абитуриентов.
Объектом исследования данной работы является процесс взаимодействия факультета с абитуриентами и обществом в целом, ориентированный на привлечение абитуриентов; предметом – информационная система взаимодействия факультета и общества.
Цель работы заключается в проектировании и разработке информационной системы для автоматизации процесса взаимодействия факультета бизнесинформатики НИУ ВШЭ – Пермь с абитуриентами и их окружением.
Для достижения поставленной цели необходимо:
изучить существующие подходы, формы и инструменты взаимодействия с потребителями образовательных услуг;
определить преимущества и обосновать необходимость интеграции университета и общества с целью привлечения потенциальных абитуриентов;
идентифицировать потенциальных потребителей образовательных услуг и заинтересованных лиц для взаимодействия;
предложить проекты по организации взаимодействия с абитуриентами и заинтересованными лицами;
описать модель существующего взаимодействия с абитуриентами НИУ ВШЭ – Пермь с целью определения путей повышения эффективности функционирования;
определить функциональные требования к системе;
составить техническое задание на разработку системы;
провести обзор и определить инструментальное средство для создания информационной системы;
спроектировать схему базы данных;
разработать информационную систему;
оценить экономическую эффективность реализации предложенных решений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются вопросы интеграции университета и общества, используемые инструменты и механизмы; определяется специфика рынка образовательных услуг Российской Федерации. Проводится анализ существующих решений, направленных на привлечение абитуриентов и взаимодействие с их окружением. Кроме того, глава содержит проектные решения для привлечения абитуриентов.
Во второй главе приведена описательная модель текущего взаимодействия с абитуриентами. На основе анализа узких мест определяются требования к модели «как должно быть». Происходит выбор программного обеспечения и формализация требований. Конец главы содержит информацию о разработке системы.
В рамках третьей главы определяются показатели эффективности предлагаемой информационной системы и приводится экономическое обоснование необходимости внедрения.
Рисунок B.1.Предпроектное исследование
Первая глава работы дает представление о проведенном предпроектном исследовании. Глава содержит определения основных понятий, связанных с созданием и разработкой информационных систем, и обзор литературы, посвященной механизмам интеграции университета и общества. В рамках главы определены целевые группы для взаимодействия, предложены несколько проектов. Также приведен аналитический обзор информационных систем, организующих взаимодействие университета, абитуриента и общества.