Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/12
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра Местного Самоуправления
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему: «Пути совершенствования механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в субъекте Российской Федерации в сфере образования на примере Красноярского края»


Студент группы № 59МУ

Башев Антон Вячеславович
Научный руководитель:

Доктор экономических наук, профессор, Боговиз Алексей Валентинович

Научный консультант:

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института образования, Деркачев Павел Владимирович
Рецензент:

Доктор педагогических наук, профессор, Фрумин Исак Давидович


Москва, 2013

Глава 1: «Теоретические аспекты бюджетного финансирования в сфере образования» 8

Пункт 1.1: «Современные тенденции развития образования» 8

Пункт 1.2: «Теоретические аспекты межбюджетных отношений» 9

Пункт 1.3: «Нормативно-правовое регулирование межбюджетных отношений в сфере образования» 15

Пункт 1.4: «Способы передачи средств с регионального уровня на муниципальный» 17

Пункт 1.5: «Источники финансирования образования» 20

Глава 2. «Сравнительный анализ статистических данных о финансировании образования в Красноярском крае, штате Алабама и штате Мэриленд» 22

Пункт 2.1: «Сравнение систем образования Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки» 22

Пункт 2.2: «Анализ системы негосударственных образовательных учреждений в Соединенных Штатах Америки» 24

Пункт 2.3: «Анализ статистических данных по Красноярскому краю» 29

Пункт 2.4: «Анализ статистических данных по Соединенным Штатам Америки» 46

Глава 3. «Применение модели «образовательный округ», на основе изученного материала» 56

Заключение 64

Список использованной литературы: 67


Образование является одним из базовых социальных обязательств, взятым на себя государством. От эффективности функционирования системы образования в конечном счете зависит экономическое благосостояние и социальное благополучие населения страны.

С организационной и экономической точки зрения актуальная система образования представляет собой симбиоз административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода Российской Федерации (РФ). В процессе адаптации системы образования к происходящим социально-экономическим изменениям выявляется ряд управленческих проблем, в том числе и в сфере финансирования системы образования. В результате ярко проявилась существующая не только в системе образования проблема несоответствия полномочий региональных и муниципальных властей объему располагаемых ресурсов, возникающей в силу вертикальной несбалансированности бюджетной системы в сформировавшейся административно-территориальной структуре.

В результате, возвращаясь на микро-уровень, возникает ряд наиболее насущных проблем, прямо касающихся населения:

  • низкая оплата труда (для решения этой проблемы федеральным правительством была поставлена задача доведения заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике регионов)и старение преподавательского состава в школах;

  • слабая материально-техническая база учебных заведений, особенно в сельских школах и депрессивных регионах;

  • снижение количества учащихся в расчете на одного преподавателя, что приводит к росту необходимых затрат на образование в школах.1

Об актуальности описываемых проблем в какой-то степени свидетельствуют низкие позиции отечественной системы образования в различных международных рейтингах. Так в рейтинге стран по Индексу развития человеческого потенциала, наша страна находиться лишь на 55 месте (хотя по сравнению с 2009 годом был сделан большой прорыв (71 место), результаты по-прежнему не утешительные).2 В более специализированном рейтинге лучших систем образования, составленном BBC United Kingdom, Россия заняла 20 место3.

В рамках данной работы, мы ориентируемся на систему образования в Соединенных Штатах Америки (США), которая тоже не на самых ведущих ролях в данном рейтинге, однако учитывая размеры страны и текущие реалии, мы считаем изучение модели образования в США обоснованным, так как сопоставимы с РФ по размеру территории и внутренней неоднородности условий. Стоит отметить один интересный факт, который выяснили составители рейтинга: «деньги, выделяемые на образование, важны, но еще важнее культура, способствующая желанию и возможности учиться»4. То есть в рамках данной работы, мы не только постараемся понять, как повысить эффективность финансирования общего образования, но и постараемся дать ответ на вопрос, возможно ли в нашей стране повысить интерес к образованию.

Более того, существует также проблема неравномерного развития муниципальных образований, которая, по словам А.С. Маршаловой и А.С. Новоселова «представляет угрозу социальной стабильности и экономическому росту»5.

Всеобъемлющая роль системы образования, насущность проблем эффективного распределения финансовых ресурсов и низкая общественная и экспертная оценка эффективности системы образования обуславливает актуальность данного исследования.

В настоящий момент остается мало изученной возможность адаптации зарубежного опыта организации системы образования в отечественных реалиях, в том числе использования альтернативных источников финансирования образования. Таким образом существует проблема дефицита, нехватки информации для оценки возможности применения зарубежного опыта использования альтернативных источников финансирования системы образования.
Объект исследования: сфера общего образования в муниципальных образованиях Красноярского края.
Предмет исследования: механизмы и способы повышения эффективности финансирования в области образования в Красноярском крае.
Цель: оценить возможность и потенциальную эффективность применения альтернативных моделей функционирования и финансирования системы образования в Красноярском крае на основе зарубежного и российского опыта.
В особенности в данной работе уделяется внимание модели частных школ американского образца и модели вертикальной интеграции «образовательный округ».
Задачи:

  • Провести Структурно-функциональный анализ действующей системы управления образованием на региональном и муниципальном уровнях;

  • Обобщить и проанализировать данные, характеризующие специфические особенности финансирования образования в Красноярском крае;

  • Провести Структурно-функциональный анализ действующей системы управления образованием на уровне штата в США;

  • Провести сравнительный анализ систем управления образованием на региональном уровне в РФ и на уровне штатов в США;

  • Выделить специфические модели функционирования и финансирования системы образования в США и проанализировать возможность и потенциальную эффективность их применения на территории РФ.


Базовый методологический подход: структурно-функциональный анализ.

Методы:

  • Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление системой образования в РФ и США;

  • Структурный анализ бюджетов различных уровней в области образования в РФ и США;

  • Интервью с государственными служащими, занятых в управлении образования РФ;

  • Сравнительный анализ статистических данных, характеризующих финансирование и функционирование образования в РФ и США.


Базовая гипотеза исследования:

Актуальная модель функционирования и финансирования образования на региональном уровне, призванная снизить экономическую и социальную дифференциацию муниципалитетов может быть улучшена за счет внедрения системы частных школ и вертикально интегрированных «образовательных округов».
Научная новизна:

    1. Впервые обобщены подходы оценки эффективности моделей финансирования и функционирования образовательных учреждений на основании анализа научной литературы;

    2. Впервые проведена оценка эффективности действующей модели финансирования, направленную на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов Красноярского края на основании статистических данных;

    3. Разработана перспективная модель финансирования среднего общего образования, направленная на повышение материальной и финансовой базы образовательных учреждений.


Степень научной разработанности проблемы:

Работа построена на изучении законодательства – как международного, так и Российского. Многие важные в этой сфере положения прописаны в законах законе от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федеральном Законе №73 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также в законах Красноярского края. Были использованы различные правительственные документы, в том числе Конституция Российской Федерации, “Об общих принципах организации местного самоуправления”, и другие законодательные акты РФ. Источниками при подготовке работы также стали материалы российских и зарубежных ученых занимающихся проблемой межбюджетного финансирования в области образования, данные муниципальной и региональной статистики по Красноярскому краю и Соединенным Штатам Америки, работы Егоршина А.П., Маршаловой А.С., Новоселова А.С., Смирнягина Л.В., Бусыгиной И.М., Граберга А.Г., Грачевой Е.Ю., Соколовой Э.Д., Савицкой Е.В., Абанкиной И.В., Фридман М., Фридман Р., а также официальные доклады органов государственного и муниципального управления Красноярского края, материалы ряда общероссийских исследований, различные интернет ресурсы.

Существующие уровни образования, а именно, общее (дошкольное, среднее), средне-специальное и высшее образование находятся в сфере ответственности различных уровней власти. В рамках данной работы нас будут интересовать исключительно механизмы финансирования общего образования, ответственность за которое лежит на муниципальном уровне власти. Стоит отметить, что при сложившейся системе финансирования, необходимо изучать не просто местный уровень власти, а бюджетной взаимодействие регион – муниципалитет, потому, что именно регион выделяет муниципальным образованиям средства на финансирование образования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск