Разработка электронных учебных курсов с использованием системы дистанционного обучения Moodle
Методическое пособие для преподавателей
2015 год
Содержание 1
Занятие 1. Введение. Создание и настройка учебного курса. 4
1.1. Пользователи в Moodle 5
1.2 Профиль пользователя – личная карточка 6
1.3 Блоги в Moodle 6
1.4 Основы и общее описание интерфейса Moodle 6
1.4.1 Внешний вид курса и навигация 6
1.4.2 Требования к структуре и содержанию курса 8
1.4.3 Блоки 10
1.4.4 Создание курса 10
1.4.5 Режим редактирования курса 13
1.4.6 Запись пользователей на курс 14
1.4.7 Шкалы оценок и журнал оценок 16
1.4.8 Работа с журналом оценок. 17
1.4.9 Журнал регистрации деятельности обучающихся (логи) 18
1.4.10 Блоки курса 19
Календарь 20
Аннотация курса 22
1.4.11 Обмен сообщениями 24
Задания для самостоятельной работы. 25
Занятие 2. Работа с ресурсами учебного курса 26
2.1 Понятие ресурса 26
2.2 Добавление и редактирование ресурса 27
2.3 Пояснение 27
2.4 Ссылка на файл 29
2.5 Ссылка на Web – страницу 31
2.6 Добавление Web – страницы 31
2.7 Использование Web – страниц для интеграции с внешними ресурсами интернета 32
2.7.1 Сервисы Google 32
2.7.2 Вставка видео из внешних источников 34
Задания для самостоятельной работы: 36
Занятие 3. Элементы курса. 38
3.1 Классификация и назначение интерактивных элементов курса 38
3.2 Добавление активных элементов 40
3.3 Задание 41
3.4 Опрос 44
3.5 База данных 46
Задания для самостоятельной работы: 48
Занятие 4. Тесты в Moodle 49
4.1 Структура теста в moodle 49
4.2 Создание оболочки для будущего теста 49
4.3 Создание банка вопросов 54
4.3.1 Вопросы типа «Множественный выбор» 58
4.3.2 Вопрос типа «Верно/Неверно» 60
4.3.3 Вопрос типа «Короткий ответ» 61
4.3.4 Вопрос типа «На соответствие» 63
4.3.5 Вопрос типа «Числовой» 64
4.3.6 Вычисляемый вопрос 66
4.4 Управление тестом 69
4.5 Результаты тестирования 70
4.6 Оценивание вручную 71
4.7 Анализ вопросов теста 73
Задания для самостоятельной работы: 76
Список использованных источников 77
Введение
Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.
Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучающихся. По результатам выполнения студентами заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский.
Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др.
Преподаватель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.
Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.
Таким образом, LMS Moodle дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, дифференциация сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.
Безусловно, Moodle можно результативно использовать и в более традиционных и простых ситуациях: проведение тестирования, создание гипертекстовых материалов и т.п. Однако полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
многовариантность представления информации;
интерактивность обучения;
многократное повторение изучаемого материала;
структурирование контента и его модульность;
создание постоянно активной справочной системы;
самоконтроль учебных действий;
выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;
конфиденциальность обучения;
соответствие принципам успешного обучения.
Успешность процесса обучения пропорциональна соблюдению основных его
принципов, таких как:
научность обучения;
последовательность и систематичность обучения;
доступность обучения;
наглядность обучения;
сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности;
прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков;
индивидуализация обучения.
|