Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности


НазваниеВлияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности
страница1/29
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

Материалы межрегионального интернет-педсовета

15-27 января 2009 года

Издательство БИРО

Уфа 2009

УДК 371

ББК 74.204

С 23


Рекомендовано РИС БИРО.

Протокол № 5 от 30.04.09.


Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности: Материалы межрегионального интернет-педсовета. 15-27 января 2009 года / Под редакцией Ф.Т. Кузбекова, А.Б. Галанова. – Уфа: Башкирский институт развития образования, 2009. – 208 с.
Ответственный за выпуск:

Федяшин В.П., к.и.н., доцент кафедры СГД БИРО.

ISBN 978-5-7159-0075-3

© Авторы, 2009.

© БИРО, 2009.

РАЗДЕЛ I
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Социализация личности учащегося в свете гуманизации образования

Кузбеков Ф.Т., доктор филологических наук,
профессор, ректор Башкирского института развития образования


Сегодня, казалось бы, имеется большое количество научно-педагогической литературы (Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), в которой с разных позиций и в разных плоскостях рассматриваются проблемы социализации личности школьника.

Вместе с тем, как показывает практика и статистика официальных отчетов, общее образование сталкивается с трудностями социализации выпускников. При этом качество образования в отношении рассматриваемого вопроса не удовлетворяет ни самих учащихся, ни их родителей, ни государство.

В условиях модернизации образования роль теоретического и практического знания о социальном формировании личности возрастает.

Основная задача при этом – подготовка компетентного специалиста, востребованного на рынке труда, готового в различных ситуациях принять единственно верное решение. Смысл образования заключается в развитии у выпускников школ способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на личный опыт, который формируется под влиянием социального опыта.

В процессе социализации учащийся приобретает качества, ценности, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для адекватной жизни в обществе. Перечисленные качества, знания, представления, умения и навыки, ценностные ориентации представляют собой культурную компетентность личности.

И.А. Зимняя фиксирует: «Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме… Социальные (в узком смысле слова) компетентности, характеризующие взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми» [6].

Социальная компетентность рассматривается нами как составляющая ключевой компетенции, как личностное свойство, обеспечивающие взаимодействие человека с обществом на основе его отношения к себе, к другим людям, к социуму в целом, к деятельности.

Исходя из вышесказанного мы определяем социальную компетентность как систему качеств личности, знаний, опыта, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющую взаимоотношения индивида и социума, позволяющую ему быть ответственным за самостоятельно принятое решение.

Одним из способов социализации личности школьника, на наш взгляд, является гуманизация общего образования.

Нам близка позиция М.Н. Берулава. Под гуманизацией образования мы понимаем «такую организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающее формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями» [4].

Основная задача, которая стоит перед педагогом, работающим в рамках гуманистической парадигмы – это подготовка школьников умению жить, так как сама жизнь есть искусство самое важное и в то же время самое сложное для человека. Его объектом является не та или иная специализированная деятельность, а сама жизнедеятельность, т.е. процесс развертывания и осуществления всех потенций человека. (Там же.)

Особая роль при этом отводится гуманитарным предметам школьного образования. Без гуманитарных ценностей невозможно построить стабильное государство. Предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны. Именно на них у учащихся формируется, развивается и укрепляется человеческое начало. Формирование нравственного отношения к себе, к окружающему миру – важнейшая задача, которую в силу своего личного и профессионального опыта решают учителя литературы, истории, культуры.

Например, на уроках литературы должен главенствовать гуманистический подход – признание ценности, своеобразия, достоинства человеческой личности. А это требует тесного взаимодействия учителя и ученика с целью содействия ему в создании своей личности, определении собственного отношения к миру и людям, в подготовке к вступлению в жизнь. Государственной важности является и задача обучения родным языкам.

За 2008 год по башкирскому языку и литературе нами, т.е. институтом, было проведено 13 курсов повышения квалификации, где повысили свою квалификацию 587 учителей.

В прошлом году Башкирским институтом развития образования (БИРО) было организовано и проведено 18 курсов повышения квалификации для учителей русского языка и литературы, на которых обучалось 587 человек.

Поднимаемые вопросы были актуальны и на курсах повышения квалификации для учителей истории (19 курсов, 559 учителей).

Башкирский институт развития образования ведет планомерную работу в области изучения, распространения и охраны культуры Башкортостана. В частности, нами разработана программа школьного курса «Культура Башкортостана». Учеными института Галиным С.А., Галиной Г.С., Кузбековым Ф.Т., Кузбековой Р.А., Поповой Л.Н. подготовлена к изданию и выпущена в свет линия учебников «Культура Башкортостана» (7-10 классы). Указанными учебниками обеспечены все школы республики. Регионы компактного проживания башкир (Челябинская, Пермская, Курганская и др. области) также используют эти учебники в образовательном процессе. В 2008 году курсовую подготовку прошли 251 учитель предмета «Культура Башкортостана» на 12 курсах, организованных БИРО.

Важнейшей задачей народного творчества является сохранение богатства языка как средства культурного наследия народа. В мировой культуре отражена историческая роль башкирского народа, которую в целях воспитания духовности, нравственности и патриотизма необходимо представить новому поколению.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. В концепции дошкольного образования Республики Башкортостан (2002) отмечается: «Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают этнизацию личности, т.е. естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь народов Башкортостана, в культуру нации как составная общечеловеческой культуры». В этих условиях невозможно обеспечить усвоение нравственных ценностей, традиций, особенностей материальной, духовной культуры башкирского народа без программно-методического обеспечения данной проблемы. Кафедрой дошкольного и предшкольного образования разработан комплект под названием «Моя судьба - Башкортостан», который реализуется в целостном педагогическом процессе в дошкольных учреждениях Республики Башкортостан. Это парциальные программы «Земля отцов» (Р.Х. Гасанова), «Я - башкортостанец» (Р.Л. Агишева), «Образ Салавата Юлаева - дошкольникам» (Ф.Г. Азнабаева) и др., содержание которых направлено на приобщение дошкольников к истокам национальной культуры башкирского народа. Эта программа «Оскон» (Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова), реализующая Закон РБ «О языках народов РБ», обучение дошкольников башкирскому языку как государственному.

Сохранение традиционной культуры и языка народа является фундаментальной основой их социальной и культурной самобытности. Философия, этические нормы, общечеловеческие ценности, передаваемые через языки, традиции всегда являлись и являются основой духовной жизни. С другой стороны, сохранение и защита духовных ценностей служат устойчивому развитию культуры многонациональной Российской Федерации в целом.

Таким образом, важнейшим ориентиром педагогической деятельности при решении задач социализации личности может служить гуманизация образования. При этом центральное место и роль необходимо отвести школьным предметам гуманитарного цикла, используя весь потенциал содержания самих предметов.

Литература.

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

3. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002. (англ. 1984).

4. М.Н. Берулава. Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 2 (195).

5. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Возможности информационно-коммуникационных технологий
в социализации школьников


Галанов А.Б., к.п.н., проректор по научной работе БИРО,
доцент кафедры физики, математики и информатики


Сегодня Россия переживает большие перемены, которые затронули все сферы государства и общества. Образование при этом не может оставаться в стороне. Возрастающие требования к качеству образования на всех уровнях требуют включения всех известных потенциальных возможностей образования. Остановимся на некоторых возможностях информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образования. Само понятие «качество образования» многогранно и воспринимается педагогической общественностью неоднозначно. Выделим лишь некоторые составляющие качества обучения в рамках данной статьи.

Любое образование должно готовить учащихся к жизни. Для этого необходима социализация личности учащегося.

Под социализацией личности будем понимать процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация предполагает активное отношение самого человека к освоению культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. (Современный словарь по педагогике, с. 727). Как видим «социализация личности» - многогранный процесс. Ограничимся (из-за интереса автора) некоторыми аспектами влияния информационно- коммуникационных технологий на социализацию личности учащегося.

Информационно-коммуникационные технологии, которые уже несомненно вошли в систему образования и как средство обучения и как предмет изучения активно оказывают определенное влияние не только на качество обучения, но и его психологическое состояние и мировоззрение.

В ходе обучения средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ученики приобретают новые знания не только в области информатики и ИКТ, но и новые представления о картине мира. Приобретая опыт владения компьютерными технологиями, учащиеся в дальнейшем будут применять его не только в учебной деятельности, но и других сферах деятельности. Таким образом, предмет «Информатика и ИКТ» сегодня стал надпредметной областью школьного образования.

Применяя ИКТ в учебном процессе, учителю необходимо обратить внимание на следующие вопросы, касающиеся больше воздействия технологий на психологию школьников:

  • Как компенсировать снижение эмоциональности при общении средствами компьютерных телекоммуникаций, используя дидактические возможности интерактивных средств обучения?

  • Механизмы нейтрализации интернет-зависимости?

  • Как избегать использования компьютерного сленга?

  • Способы преодоления замкнутости школьников?

  • Как избежать ухода в виртуальный мир от реальной действительности?

Позитивными примерами использования интернет-технологий в учебном процессе, дающих возможность коммуникативных преобразований личности, служат: телеконференция на профильных элективных курсах, консультации на дистанционных уроках, тематические чат-занятия и форумы. Используя названные формы работы, мы формируем навыки сетевого общения, знакомим учащихся с сетевым этикетом, формируем умения четко и лаконично излагать свои мысли. Здесь важно отметить, что при работе в режиме on-line учащиеся видят необходимость умения быстро и правильно принимать решения, давать исчерпывающие ответы по существу проблемы и т.д. Учебная деятельность, организованная в режиме on-line, стимулирует развитие личности учащегося, самостоятельности суждений, мобильности, умения высказывать собственную позицию. Немаловажным является и приобщение к эпистолярному творчеству. В последнее время в связи с массовым использованием телефонной связи, письменное общение теряет свое положение. Электронная почта, форумы, чаты способствуют возрождению эпистолярного жанра. Учащимся создаются условия для возникновения и развития мотивации овладения письменной речью. При этом важно не столько грамотно писать, сколько правильно уметь сформулировать свой вопрос, ответ, вывод или заключение. Компьютерные телекоммуникации приобщают учащихся к деловой и личной переписке, формируют этикет виртуального общения, позволяющий передавать в сообщениях настроение, чувства.

Информационно-коммуникационные технологии, в том числе и дистанционные технологии в учебном процессе, повышают активность школьников, усиливают роль самостоятельности. Все это позволяет реализовать индивидуализацию обучения, используя образовательный потенциал интернет-ресурсов.

Развитие компьютерных телекоммуникационных технологий дает новые возможности и перспективы для обучения с помощью дистанционных технологий. Актуальной задачей системы образования является организация обучения в течение всей жизни, т.е. непрерывного образования. Для решения этой задачи ключевое место отводится информатизации образования, дистанционным технологиям. Обучение без отрыва от производства, не покидая своего места проживания в удобное время и в удобном темпе – условия, которые делают дистанционное обучение привлекательным и экономически выгодным. Но самое важное то, что дистанционные технологии обладают собственными дидактическими функциями, позволяющие решать те проблемы образования, которые традиционным способом не решаются, или традиционный подход оказывается малоэффективным. На сегодня к таким проблемам можно отнести кадровое обеспечение профильного обучения, например, организацию элективных курсов с учетом запросов старшеклассников, использование метода проектов в учебной деятельности, сетевые методические объединения учителей, методические копилки и т.п. При этом информатизация выступает не только как процесс освоения информационно-коммуникационных технологий, но и как условие формирования системы непрерывного образования.
О проблемах преподавания предмета «История Башкортостана»
в школах республики


Бикмеев М.А., доктор ист. наук,
зав. кафедрой СГД БИРО,


Предмет История Башкортостана входит в состав национального регионального компонента и без него не возможно сформировать у учащихся целостное восприятие мира, воспитывать у них чувство гордости за родную землю. Учащиеся, не знающие историю своего родного края, не будут знать и историю России, так как этот предмет предназначен для изучения составной части Истории России. А История России – это часть мировой истории. Следовательно, человек, не знающий историю своего родного края, не будет знать историю своей страны и историю мира в целом.

26 декабря 2006 года Ученый совет Башкирского института развития образования (БИРО) рассмотрел актуальные проблемы преподавания предмета История Башкортостана в школах республики. В ходе конкретного и предметного разговора выяснилось, что в последнее время идет устойчивая тенденция к сокращению количества отведенных часов на преподавание данного предмета. По Базовому учебному плану (БУП) 1999 года (Приказ Мин.обр. РБ от 27.05.1999 № 449) в некоторых школах на предмет отводится 1 час в неделю, а большинство школ республики перешли на БУП 2004 года (Приказ Мин. обр. РБ от 01.06.2004 № 759), согласно которому на предмет выделено всего 0,5 часа в неделю. На Ученом совете было подчеркнуто, что во всем мире уделяется достаточное внимание изучению истории родного края. Например, в школах США изучается Всеобщая история, история США и История штата, где проживают учащиеся. В ФРГ школьники традиционно изучают Всеобщую историю, Историю ФРГ и Историю земли, где они живут. Мы изучили и опыт наших соседей. На наш взгляд, в Республике Татарстан в этой области накоплен положительный опыт. Там предмет история Татарстана изучается с 6 по 11 класс, синхронно с историей России. На предмет в каждом классе отводится 10 часов учебного времени. А у нас история Башкортостана изучается только в 8 и 9 классах по 17 часов в год. Итого получается, в Республике Башкортостан на преподавание истории родного края отводится всего 34 часа, а в Республике Татарстан на такой же предмет выделяется 60 часов учебного времени. Здесь очевидна существенная разница. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Ученый совет и ректорат БИРО считают необходимым установить 1 час учебного времени на преподавание предмета История Башкортостана в 8 и 9 классах во всех школах.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркнуто: «Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, не зависимо от материального достатка их семей, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья». Будет ли доступ у молодых людей республики к полноценному образованию, когда они не будут изучать историю своей малой родины?

В чем же состоит проблема, и с чем связаны наши тревоги? По имеющимся сведениям в стандартах нового поколения будут только две ступени: федеральный и школьный компоненты. На наш взгляд, это может привести к серьезной деформации в сознании людей, снизит роль и значение школьного исторического образования, возможно, нарушится сама логика преподавания этого предмета.

Принято утверждать о том, что в образовательной системе все взаимосвязано. Это действительно так. Например, сокращение количества часов на преподавание предмета История Башкортостана привело к практическому исчезновению учителя, преподающего этот предмет. Самостоятельного учителя Истории Башкортостана сегодня нет вообще. Это дает основание считать, что исчез носитель знаний и ценностей об историческом прошлом края. В этой области уже нет энтузиастов, творчески работающих людей, так как нет специалистов. В большинстве случаев этот предмет ведут историки и обществоведы и преподаватели Культуры Башкортостана, а иногда учителя, чей профиль не связан с гуманитарными дисциплинами. По нашему мнению, необходимо сохранить оставшихся компетентных специалистов в области преподавания истории родного края.

Сохранение предмета История Башкортостана, увеличение учебного времени на его преподавание до 1 часа в неделю в 8 и 9 классах, совершенствование учебно-методической литературы в этой области, улучшение качества курсов повышения квалификации учителей являются в настоящее время социально-значимыми задачами для всех образовательных структур.
Педагогические условия патриотического воспитания младших
школьников средствами вокально-хорового репертуара


Астафьева Л.Н., учитель музыки
высшей категории СОШ № 8, г. Ишимбай


В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. А окружающая действительность связана с радикальными переменами, одной из которых является активизация патриотического воспитания в России.

Обстоятельство, которое определило наше исследование по теме «Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами вокально-хорового репертуара» мы нашли в том, что в жизни нашего общества происходят большие изменения, связанные с мировоззрением, культурой и образованием, а образование, а именно школа – это социальный институт, который готовит к жизни. Развитие человека в школе как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя и развитие уверенности в себе и принятия в себя; развитие позитивного отношения к миру и принятию других; развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и борьбе и стремлении к миру в художественных образцах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышления людей, воздействовать на их взгляды, отношения к окружающему, воспитывать мировоззрение. Искусство в школе главным образом проявляется на уроках музыки.

Целью данной работы явилось выявление педагогических и музыкальных основ определения условий патриотического воспитания младших школьников средствами вокально-хорового репертуара и повышение качества обучения по данному виду деятельности на уроке музыки.

В рамках данной проведенной работы была выявлена связь, при которой патриотическое воспитание вносит свой вклад в повышение уровня образования и культуры учащихся, а именно эстетической культуры. Частью эстетической культуры и эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.

В то же время возрастает роль искусства в патриотическом воспитании младших школьников. Оно проявляется на уроках музыки, как урока искусства. Хоровое пение – это тоже искусство, которое помогает воспитанию в детях высоких чувств, как патриотизм, гражданственность, коллективизм, делает и еще одно большое дело: содействует взаимопониманию людей всего мира, стремлению к дружбе.

Что поют современные дети в школе? Что они любят петь? О чем поют дети? В свете рассматриваемой темы эти вопросы чрезвычайно важны. Репертуар! Вот что определяет направление, так сказать, генеральную линию идейно-художественной, воспитательной работы хорового исполнительства на уроках музыки.

Музыкальный материал для вокально-хорового репертуара должен подбираться с точки зрения его воспитательной и художественной ценности, а так же должен отвечать художественно-педагогическим требованиям, а именно: быть высокоидейным, способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств; быть эмоционально насыщенным; быть простым по форме и доступным по содержанию.

В ходе проведенной работы были определены педагогические условия, при создании которых средствами вокально-хорового репертуара будет формироваться патриотическое сознание.

Работая над повышением уровня образованности, качеством образования по данному виду деятельности на уроке музыки был подобран репертуар, и малоэффективным представляется такое обучение, которое основывается на каком-либо одном методе. Поэтому в процессе нашей работы, наряду с общедидактическими, мы использовали методы, сложившиеся в вокальной педагогике, которые отражают специфику певческой деятельности: Метод мысленного пения; Метод пластического интонировании; Игра «Деление мелодии на предложения»; Сопровождение пения учителя на инструментах; Сопровождение пения учителя движениями рук; Метод разучивание песни, аккомпанемент которой не дублирует мелодию; Метод инсценировки; Метод вокально-творческих про; Использование метода межпредметных связей в освоении вокально-хорового репертуара; Метод освоения песенного фольклора с учетом метода осмысления музыкально-поэтического текста народной песни.

Были разработаны критерии сформированности патриотического сознания. К каждому критерию были определены уровни: высокий, средний, низкий.

Показатели уровней патриотической направленности личности
младших школьников

Уровни

Мотивационный

Поведенческий

Интеллектуальный

Высокий

1. Преобладание в мотивационной структуре личности патриотических устремлений.

2. Гармоничное сочетание общественных и личных интересов.

1. Широкая практическая подготовленность к патриотическому поведению.
2. Сознательное стремление использовать свои возможности на благо людей.

1. Основные положения патриотизма осознаются как общественно-значимые и личностно необходимые.

Средний

1. Наличие в мотивационной структуре личности в большей степени патриотических мотивов.

2. Разумное сочетание духовных и материальных потребностей.

1. Проявление патриотической направленности имеет непроизвольный характер.

1. Положения патриотической направленности понимаются как общественно значимые и личностно необходимые.

Низкий

1. Наличие в мотивационной структуре патриотических направлений (недостаточно сильных и прочных).

2. Слабость общественно значимых интересов.

1. Проявление патриотизма носит произвольный характер, реализация патриотической направленности требует самоконтроля, педагогической помощи.

1. Положения и понятия патриотизма воспринимаются как простое информационное знание.


После проведенной работы была сделана оценка уровня сформированности патриотического сознания, которая выявила положительную динамику в формировании патриотического сознания младших школьников.
Динамика патриотической направленности личности младших школьников
в экспериментальном и контрольном классах

Уровни патриотической
направленности

Контрольный класс

Экспериментальный класс




До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента



Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

1. Высокий уровень

2

13

3

20

3

20

5

33

2. Средний уровень

12

80

11

73

11

73

10

67

3. Низкий уровень

1

7

1

7

1

7

0

0


Динамика проявилась в следующем:

- учащиеся стали более четко оперировать критериями ценностей патриотизма, проявляют большее стремление к размышлению и рассуждению на героико-патриотическую тему, что ранее не вызывало достаточного отклика;

- появился больший интерес и тяга к исполнению репертуара патриотического характера в силу того, что вокально-хоровые навыки позволяют исполнять и чувственно передать дух, содержание песни. В ходе работы с учащимися мы заметили повышение интереса к фольклору, к классической музыке, к музыке современных композиторов не только своей страны, отчизны, но зарубежных стран;

- на основе изученного музыкального материала патриотическое сознание, выраженное в любви к Родине, стало проявляться более многогранно и целостно. Работа, основанная на принципах развивающего обучения, на материале вокально- хоровой работы, на методах и формах введения фольклора, на методах вокально-хоровой работы в условиях двуязычия способствовало обогащению музыкального опыта, развило и укрепило вокально-хоровые навыки.

Результаты отражены в таблице.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Похожие:

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconПрограмма учебной практики
Цель учебной практики обобщение и систематизация знаний и навыков работы студентов по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического...

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности icon«Организация работы. Предметы гуманитарного цикла в структуре общего...
...

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconРабочая программа дисциплины включает в себя цели и задачи дисциплины...
Нпо, существенно влияющей на формирование личности и качество профессиональной подготовки выпускника, уровень его мобильности, конкурентоспособности...

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconСпециальность: 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла профессиональной подготовки

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconК 2010-2011 учебному году новое поколение образовательных стандартов...
Ернизации отечественного образования требуют подготовки личности, способной ориентироваться в этом целостном мире, обладающей готовностью...

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине огсэ 03. Английский язык...
Составитель: Леуцкая Н. А., преподаватели гбоу спо со «еэтк» под руководством заместителя директора по учебной работе

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине огсэ 03. Английский язык...
Составитель: Бадртдинова Л. М., преподаватели гбоу спо со «еэтк» под руководством заместителя директора по учебной работе

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconДиректор Гуманитарного колледжа М. Г. Гришунькина утверждено ученым советом рггу протокол
Гуманитарного колледжа (в том числе с изменением формы обучения), а также отчисления и восстановления студентов Гуманитарного колледжа...

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconГуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть). Компетенции обучающегося
Место дисциплины в структуре оп. Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (базовая...

Влияние школьных предметов гуманитарного цикла на социализацию личности iconО. Н. Пупышева з адания школьных
П88 Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. М.: Вако, 2010. 144 с. (Мастерская учителя)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск