Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества»


Скачать 132.52 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества»
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

« Согласовано»: «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

_____________/ Каримова Г.С./ ____________/Киргизова М.В../
« » 2013г. « »__________2013г.

Рабочая программа
элективного курса по обществознанию

«Единство и многообразие общества»

для 10 класса

на 2013-2014 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

гуманитарного цикла

Руководитель_________/Тарасова Л.В.

Протокол № 2 от 19.08.13.


Тарасова Людмила Валентиновна

учитель английского языка и

истории

первой квалификационной категории


2013 г.




Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Единство и многообразие общества» Артамоновой И.А. предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10-х классов к ЕГЭ.

Программа элективного курса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

  • Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по обществознанию. -

  • Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

  • - Приказа МО и Н РТ от 10 июля 2012 года №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

  • - Учебного плана МБОУ – Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (№ 155 о/д 24 августа 2013 года)

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • формирование умений и навыков  решения типовых тестовых заданий;

  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа курса рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10 классе Программа курса состоит  из трех разделов:

  • Особенности ЕГЭ по обществознанию.

  • Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основное содержание

10 класс – 35 часов.

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 10 ч.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию: 
– кодификатор  элементов содержания
– спецификация КИМов ЕГЭ  по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.

Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 25 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. 
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Требования к уровню подготовки

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Единый государственный экзамен 2010. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  2.  ЕГЭ-2010: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2009.

  3. ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.

  4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2009.

  5. ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2009.

  6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2009.

  7. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

  8. Единый государственный экзамен 2012. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2011.

  9.  ЕГЭ-2012: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2011.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

  • http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  • http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  • http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека.



Памятки для ученика.
Этапы работы над эссе.

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

  1. С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?

  2. Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

  1. имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

  2. ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);

  3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

  4. владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);

  5. сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

  1. Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

  1. Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?

  2. Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

  1. Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?






  1. Аргументированное эссе

  2. Цели аргументированного эссе:

  3. 1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону

  4. 2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

  5. Примерная структура эссе:

  6. Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

  7. Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор, определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

  8. Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.


Литература для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

1) Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ю.И Аверьянова и др., 10 класс.- М.: Просвещение, 2008

2) Обществознание / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ю.И Аверьянова и др., 10 класс.- М.: Просвещение, 2008
3) СалыгинЕ.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. 10 кл. Вентана-Граф, 2001-2006.

4) Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. 11 кл. Вентана-Граф, 2002-2006.

5) Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл. Дрофа, 2005-2006.

6) Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл. Дрофа, 2005-2006.

7) Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. Русское слово, 2001-2006.

8) Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. Русское слово, 2001-2006

Для подготовки к экзамену можно также порекомендовать использовать следующие издания:

1) Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Обществознание / сост.: Лискова Т.Е.. Рутковская Е.Л., Котова О.А.. М.: Интеллект-Центр, 2007.

2) ЕГЭ. Обществознание: Репетитор/ Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Брандт М.Ю. и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2005-2007.

3) ЕГЭ. Обществознание: Сборник заданий / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Т.Е. Лискова и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2005-2007.

4) ЕГЭ: Обществознание: Методика подготовки / Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2005-2007.

6) ЕГЭ. Обществознание. Тренировочные задания / Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Котова О.А. и др. М.: Просвещение, Эксмо, 2006-2007.

7) ЕГЭ. Обществознание: задания для подготовки / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт и др. М.: Просвещение, 2006.

8)Котова О. А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых реальных тестов. –М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.

9)Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под редакцией П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009

Похожие:

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconЭлективный курс 11 класс Пояснительная записка: программа элективного...
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по обществознанию студентов спо»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Экономический колледж»

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconРабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию»

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconРабочая программа элективного курса я и моя профессия
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconРабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) Авдюков...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconРабочая программа элективного курса «Деловые бумаги»
Мбоу «Каркалинская основная общеобразовательная школа им. Галии и Замитв Рахимовых»

Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества» iconРабочая программа элективного курса «Техническое черчение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск