МБОУ «Каркалинская основная общеобразовательная школа им.Галии и Замитв Рахимовых »
МО «Лениногорский муниципальный район»РТ «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ : Гилязев А.Г
Надыршина С.Ш «Каркалинская ООШ» Приказ №_156____ от 15 августа 2016
Муллахметова Д.А
Протокол № 1
от 15 августа 2016г. «15» августа 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Деловые бумаги»
по русскому языку для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу составила: С.Ш.Надыршина, учитель первой квалификационной категории, стаж 36 лет/
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Соответствие курса «Деловые бумаги» целям и задачам предпрофильной подготовки.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счѐт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Целесообразность, актуальность и новизна курса.
Курс «Деловые бумаги» создан в целях предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся. Данный курс должен помочь обучающимся оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.
В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Деловые бумаги» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов в школе проводится мало в связи с недостатком времени. Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.
Цель и задачи курса
Цель: овладение обучающимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.
Задачи: 1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:
научить обучающихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;
научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности. 2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:
показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;
вывести обучающихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;
развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;
сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. 3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:
сформировать познавательный интерес обучающихся к изучению русского языка;
выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.
Характеристика учебного материала, методы и формы обучения
Учебный материал курса «Деловые бумаги» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русский язык, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенции обучающихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах. Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведѐт к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе. Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
изучение различных видов делового общения;
анализ справочного материала в официально-деловом стиле;
ролевые и деловые игры;
выполнение домашних заданий;
пробное написание собственных вариантов деловых документов;
повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.
Основная модель построения занятий: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.
Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся: промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; итоговые – контрольные работы; защита мини-проекта.
Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:
1. Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.
2. Приобретение обучающимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.
3. Знание обучающимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.
4. Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение.
1.1. Вводный урок. Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие компетенции хочу приобрести. Какие темы считаю наиболее важными для себя».
1.2. Функциональные стили современного русского языка. Стилистика. Языковые средства стилей. 1.3. Особенности официально-делового стиля.
Раздел 2. Развитие монологической речи.
2.1. Особенности делового общения.
Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера.
2.2. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Формирование навыков устной монологической речи. Практическая отработка навыков при заполнении анкетных данных.
2.3. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.
2.4 Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.
Раздел 3. Деловая переписка. 3.1. Современное деловое письмо. Некоторые виды писем. Содержание и информационная насыщенность писем. Виды писем и их назначение: письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-приглашение, информационное письмо, письмо-предложение, письмо-подтверждение, письмо- гарантия, письмо-поздравление, сопроводительное письмо. 3.2. Правила оформления конверта и письма. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. 3.3. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.
. Раздел 4. Оформление официально-деловых документов. 4.1. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов. Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии. 4.2. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записки, прошение. Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов. 4.3. Составление биографии и автобиографии. Основные правила составления биографии и автобиографии
4.4. Составление и оформление резюме. Основные правила и требования к составлению резюме. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме.
4.5 Итоговый урок. Индивидуальный контроль по выбору обучающихся: а) контрольная работа; б КТП по элективному курсу для 9 класса (русский язык-1 час в неделю, 34 часа ,
из них 17 часов по теме: «Деловые бумаги»,
17 часов по теме: «Синтаксис»).
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Харак-ка деятельности учителя и уч-ся
Вид уч. деятельности
| Виды контроля.
Измерители.
| Планируемые результаты освоения материала
| Дом.
зад.
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
2
| Стили речи.
Официально-деловой стиль.
| 1
1
| УОНМ, УЗИМ
| Пособие Н.А.Андрамоновой «Русская речь»- для 9 класса-стр.38
Формы делового стиля.
Конспект лекции.
Выполнение упр.42-48
| Воспроизведение содержания лекции
ФО
ИРД
| Умение определять стиль и жанр речи.
| Повторить
тему
| 3.09
10.09
|
| 3
| Автобиография.
| 1
| УОНМ
УЗИМ
| Работа со словарем иностранных слов, раскрытие значения слова: автобиография.
Схема автобиографии-
стр. 43 «Р.речь».
Написать автобиографию.
Упр. 58 «Р.р»
| Тексты
ФО
ИРД
| Умение писать автобиографию.
|
| 17.09
|
| 4.
| Характеристика.
| 1
| УОНМ
| Стр. 45 –примерный план характеристики.
Составление характеристики кого-либо из товарищей.
О служебной характеристике.
| Тексты
ФО
ИРД
| Умение писать характеристику.
| Сочинение: «Мой лучший друг»
| 24.09
|
| 5.
| Резюме
| 1
| УОНМ
УЗИМ
| Стр. 50 «Русская речь».
Словарная работа.
Требования к написанию резюме.
Схема-стр50, упр 74
Составление резюме
| Тексты
ФО
ИРД
| Умение писать резюме.
| Составить резюме.
| 1.10
|
| 6
| Доверенность
| 1
| УОНМ
УЗИМ
| Стр. 49 «Р.речь»
Словарная работа (доверенность, расписка, докладная записка).
Ознакомление с доверенностью.
Написать доверенность на получение книг в кабинете информатики.
| Тексты
ФО
ИРД
| Умение писать доверенность.
| Доверен-ность на получение книг для шк. библиотеки из магазина.
| 8.10
|
| 7
8
| Деловые (служебные ) письма.
Виды деловых писем.
Оформление записи на почтовом конверте.
Виды деловых писем.
Оформление записи на почтовом конверте.
| 1
1
| УОНМ
УЗИМ
|
Виды делового письма:
письмо -извещение,
письмо –подтверждение,
письмо- просьба,
письмо- напоминание,
письмо- приглашение,
письмо- предложение.
письмо- сопровождение.
Инициативные письма.
Стр. 50 «Р.речь».
Работа с текстом упр. 75.
Что вы узнали о деловых письмах.
Виды писем. Выпол. упр. 76-78.
Фронтовые письма.
| ИР
| Умение писать деловые письма, употреблять обращения в письмах.
Умение определять жанр деловых писем.
Характеристика жанровых особенностей.
| Упр.77
Стр. 51 Андрамонова.«Рус. речь»для 9 кл.
| 15.10
|
| 9
| Заявление
| 1
| УОНМ
УЗИМ
| Стр. 48.Текст заявления.
Требования к оформлению заявления.
Заявление в приемную комиссию техникума.
Ситуация: вы решили поступить в музыкальную школу. Напишите заявление по образцу..(см. учебник «Рус. язык-7 класс»
| Тексты
ФО
ИРД
| Умение написания заявления.
| Написать заявлениео приеме на работу продавцом.
| 22.10
|
| 10
| Расписка
| 1
| УОНМ
| Требования к оформлению расписки.
Написать расписку.
| ИР
| Умение написания расписки.
|
| 29.10
|
| 11
| Объяснительная записка
| 1
| УОНМ
УЗИМ
| Стр. 54. «Рус. речь» для 7 кл. под редакцией Ахбаровой Г.Х, Скиргайло Т.О.,
Выполн. упр. 73,74-77
| ИР
| Умение писать объяснитель-ную записку.
| Написать объснит. записку кл .руководителю , объясните причину отсутствия на уроке.
| 12.11
|
| 12
| Телеграмма
| 1
| УОНМ
| Словарная работа- стр. 42-«Р.речь»(телекс, телетайп, телефакс, телеграмма, телефонограмма),
Стилистические нормы телеграммы.
Выполнение заданий и упр. «Магариф №5, 2004 год», стр.31.
| Тексты
ФО
ИРД
| Умение писать телеграмму.
| Написать содержание телеграммы.
| 19.11
|
| 13
| Апелляция
| 1
| УОНМ
| Значение слова «апелляция»,
Образец написания апелляции.
| Воспроизведение содер-жания лекции учи-теля.
| Умение писать апелляцию
|
| 26.11
|
| 14
| Докладная записка
| 1
| УОНМ
| Выполнение упр.438,439 на стр.204 учебника 7 кл..
Объяснение темы учителем.
|
| Умение писать докладную записку.
|
| 3.12
|
| 15
| Почтовый перевод
| 1
| УОНМ
| Работа со словарем С.Ожегова: знач-ие слова «перевод».
Требования к заполнению бланка почтового перевода.
Задания и упражнения:
Изучить записи на бланке. Кто их заполняет: адресат или отправитель.?
|
|
| Представь-те, что вы собираетесь послать деньги другу, живущему в другом городе, на покупку книг. Какой перевод и как вы заполните?
| 10 .12
|
| 16
| Экскурсия на почту, в отделение связи.
| 1
| Урок- экскурсия.
| Практическая работа.
|
|
| Сочинение на тему:
«Впечат- ления от экскурсии на почту»
| 17.12
|
| 17
| Итоговый урок. Защита мини- проекта.
| 1
| УОНМ
| Словарная работа, практическая работа
|
|
|
| 24.12
|
|
Литература для обучающихся
1. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1998.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. – Р-на-Д: Феникс, 2005.
3. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.
4. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.
5. Голуб И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.
6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2000
8. Ожегов С. И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. – М., 2001.
Литература для учителя
1. Быстрова Е. А., Львова С. И. и др. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004.
2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. – Томск: ТГПУ, 2006..
3. Болотнова Н. С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2002, № 4.
4. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.
5. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003, № 2.
6. Екименко В. Ю., Николенко Т. В. Управление офисом. Делопроизводство. – Томск, 2005
7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. – М.: Флинта: Наука, 1998.
8. Серова М. Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. |