Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги»


Скачать 137.69 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Деловые бумаги»
ТипРабочая программа
filling-form.ru > бланк резюме > Рабочая программа
МБОУ «Каркалинская основная общеобразовательная школа им.Галии и Замитв Рахимовых »

МО «Лениногорский муниципальный район»РТ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ : Гилязев А.Г

Надыршина С.Ш «Каркалинская ООШ» Приказ №_156____ от 15 августа 2016

Муллахметова Д.А

Протокол № 1

от 15 августа 2016г. «15» августа 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Деловые бумаги»

по русскому языку для 9 класса

на 2016-2017 учебный год

Рабочую программу составила: С.Ш.Надыршина, учитель первой квалификационной категории, стаж 36 лет/

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соответствие курса «Деловые бумаги» целям и задачам предпрофильной подготовки.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…»

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счѐт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору обучающихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Целесообразность, актуальность и новизна курса.

Курс «Деловые бумаги» создан в целях предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся. Данный курс должен помочь обучающимся оценить свои возможности с точки зрения дальнейшей образовательной перспективы в области филологического (гуманитарного) профиля, способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, проверить себя и помочь уяснить смысл практического применения полученных знаний.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс «Деловые бумаги» актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов в школе проводится мало в связи с недостатком времени. Данный курс призван усилить внимание к проблеме делового общения и письма, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.

Цель и задачи курса

Цель: овладение обучающимися компетенциями делового общения и оформления деловых документов, способствующих эффективности повседневного социального взаимодействия и успешности в будущем карьерном росте.

Задачи: 1) в рамках коммуникативной компетенции овладеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в разных ситуациях общения, для чего:

 научить обучающихся общению в учебной, учебно-научной и деловой сферах деятельности;

 научить практическому применению официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности. 2) в рамках языковой (лингвистической) компетенции обогатить словарный запас и грамматический строй речи, овладеть способностью к анализу и оценке языковых явлений и фактов в сфере делового письма и общения, для чего:

 показать на примерах сущность делового общения и его виды, дать понимание сути делового письма;

 вывести обучающихся к осознанию содержательной роли различных компонентов и параметров делового письма;

 развить умение ориентироваться в структуре текста официально-делового стиля, отличать его от текстов других функциональных стилей;

 сформировать умение составлять собственные тексты официально-делового стиля, применяя знания и умения в практике правописания, лексических норм современного русского языка, оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. 3) в рамках культуроведческой компетенции осознать язык как форму выражения национальной культуры, речевого этикета и культуры делового общения, для чего:

 сформировать познавательный интерес обучающихся к изучению русского языка;

 выявить единицы языка, обеспечивающие формирование устной монологической речи и навыков делового письма.

Характеристика учебного материала, методы и формы обучения

Учебный материал курса «Деловые бумаги» направлен на поддержание изучения профильного предмета, русский язык, позволяет изучить, обобщить и систематизировать компетенции обучающихся при официально-деловом общении как в устной, так и в письменной формах. Планирование занятий по данному курсу воспитывает стремление обучающихся к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовать свои творческие возможности. Особое внимание уделяется развитию практических умений делового письма, оформлению деловых документов, которое ведѐт к раздумьям над окружающей действительностью, способствует социализации личности, стремлению занять достойное место в обществе. Программа представляет собой цикл занятий, определяющих специфику делового письма, его основные признаки, роль выразительных средств языка в создании деловых документов.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

 изучение различных видов делового общения;

 анализ справочного материала в официально-деловом стиле;

 ролевые и деловые игры;

 выполнение домашних заданий;

 пробное написание собственных вариантов деловых документов;

 повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка.

Основная модель построения занятий: лекции, практические занятия, индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания, работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих заданий различных видов.

Формы контроля и методы оценки компетенции обучающихся: промежуточные – самостоятельные работы; письменный и устный анализ деловых документов; практические работы; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; итоговые – контрольные работы; защита мини-проекта.

Ожидаемые результаты при изучении элективного курса:

1. Расширение границ коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций обучающихся.

2. Приобретение обучающимися навыков составления резюме и собеседования при устройстве на работу.

3. Знание обучающимися действующих норм и требований по оформлению деловой документации.

4. Повторение, систематизация и закрепление знаний алгоритма рецензии, эссе; алгоритма анализа текста и составления деловых документов; правил орфографии и пунктуации; синтаксиса простого и сложного предложений.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение.

1.1. Вводный урок. Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие компетенции хочу приобрести. Какие темы считаю наиболее важными для себя».

1.2. Функциональные стили современного русского языка. Стилистика. Языковые средства стилей. 1.3. Особенности официально-делового стиля.

Раздел 2. Развитие монологической речи.

2.1. Особенности делового общения.

Деловой и речевой этикет. Зрительный контакт между собеседниками. Составление диалогов этикетного характера.

2.2. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Формирование навыков устной монологической речи. Практическая отработка навыков при заполнении анкетных данных.

2.3. Ролевая игра. Устройство на работу. Устная автобиография.

2.4 Ролевая игра. Решение устроиться на работу (разговор с родителями). Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы, достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.

Раздел 3. Деловая переписка. 3.1. Современное деловое письмо. Некоторые виды писем. Содержание и информационная насыщенность писем. Виды писем и их назначение: письмо-просьба, письмо-жалоба, письмо-ответ, письмо-напоминание, письмо-приглашение, информационное письмо, письмо-предложение, письмо-подтверждение, письмо- гарантия, письмо-поздравление, сопроводительное письмо. 3.2. Правила оформления конверта и письма. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. 3.3. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений.

. Раздел 4. Оформление официально-деловых документов. 4.1. Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению документов. Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии. 4.2. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записки, прошение. Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов. 4.3. Составление биографии и автобиографии. Основные правила составления биографии и автобиографии

4.4. Составление и оформление резюме. Основные правила и требования к составлению резюме. Анализ образцов резюме. Составление собственного резюме.

4.5 Итоговый урок. Индивидуальный контроль по выбору обучающихся: а) контрольная работа; б
КТП по элективному курсу для 9 класса
(русский язык-1 час в неделю, 34 часа ,

из них 17 часов по теме: «Деловые бумаги»,

17 часов по теме: «Синтаксис»).



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Харак-ка деятельности учителя и уч-ся

Вид уч. деятельности

Виды контроля.

Измерители.

Планируемые результаты освоения материала

Дом.

зад.

Дата проведения

План

Факт

1

2

Стили речи.

Официально-деловой стиль.

1

1


УОНМ,
УЗИМ

Пособие Н.А.Андрамоновой «Русская речь»- для 9 класса-стр.38

Формы делового стиля.

Конспект лекции.

Выполнение упр.42-48

Воспроизведение содержания лекции

ФО

ИРД


Умение определять стиль и жанр речи.

Повторить

тему

3.09


10.09




3

Автобиография.

1

УОНМ

УЗИМ

Работа со словарем иностранных слов, раскрытие значения слова: автобиография.

Схема автобиографии-

стр. 43 «Р.речь».

Написать автобиографию.

Упр. 58 «Р.р»


Тексты

ФО

ИРД


Умение писать автобиографию.




17.09




4.

Характеристика.

1

УОНМ

Стр. 45 –примерный план характеристики.

Составление характеристики кого-либо из товарищей.

О служебной характеристике.

Тексты

ФО

ИРД


Умение писать характеристику.

Сочинение: «Мой лучший друг»

24.09




5.

Резюме

1

УОНМ

УЗИМ

Стр. 50 «Русская речь».

Словарная работа.

Требования к написанию резюме.

Схема-стр50, упр 74

Составление резюме

Тексты

ФО

ИРД


Умение писать резюме.

Составить резюме.

1.10




6

Доверенность

1

УОНМ

УЗИМ

Стр. 49 «Р.речь»

Словарная работа (доверенность, расписка, докладная записка).

Ознакомление с доверенностью.

Написать доверенность на получение книг в кабинете информатики.

Тексты

ФО

ИРД


Умение писать доверенность.

Доверен-ность на получение книг для шк. библиотеки из магазина.

8.10




7

8

Деловые (служебные ) письма.

Виды деловых писем.

Оформление записи на почтовом конверте.


Виды деловых писем.

Оформление записи на почтовом конверте.

1

1

УОНМ

УЗИМ


Виды делового письма:

письмо -извещение,

письмо –подтверждение,

письмо- просьба,

письмо- напоминание,

письмо- приглашение,

письмо- предложение.

письмо- сопровождение.

Инициативные письма.

Стр. 50 «Р.речь».

Работа с текстом упр. 75.

Что вы узнали о деловых письмах.

Виды писем. Выпол. упр. 76-78.

Фронтовые письма.

ИР

Умение писать деловые письма, употреблять обращения в письмах.

Умение определять жанр деловых писем.

Характеристика жанровых особенностей.

Упр.77

Стр. 51 Андрамонова.«Рус. речь»для 9 кл.

15.10




9

Заявление

1

УОНМ

УЗИМ

Стр. 48.Текст заявления.

Требования к оформлению заявления.

Заявление в приемную комиссию техникума.

Ситуация: вы решили поступить в музыкальную школу. Напишите заявление по образцу..(см. учебник «Рус. язык-7 класс»

Тексты

ФО

ИРД


Умение написания заявления.

Написать заявлениео приеме на работу продавцом.

22.10




10

Расписка

1

УОНМ


Требования к оформлению расписки.

Написать расписку.

ИР

Умение написания расписки.




29.10




11

Объяснительная записка

1

УОНМ

УЗИМ

Стр. 54. «Рус. речь» для 7 кл. под редакцией Ахбаровой Г.Х, Скиргайло Т.О.,

Выполн. упр. 73,74-77


ИР

Умение писать объяснитель-ную записку.

Написать объснит. записку кл .руководителю , объясните причину отсутствия на уроке.

12.11




12

Телеграмма

1

УОНМ


Словарная работа- стр. 42-«Р.речь»(телекс, телетайп, телефакс, телеграмма, телефонограмма),

Стилистические нормы телеграммы.

Выполнение заданий и упр. «Магариф №5, 2004 год», стр.31.

Тексты

ФО

ИРД


Умение писать телеграмму.

Написать содержание телеграммы.

19.11




13

Апелляция

1

УОНМ

Значение слова «апелляция»,

Образец написания апелляции.

Воспроизведение содер-жания лекции учи-теля.

Умение писать апелляцию




26.11




14

Докладная записка

1

УОНМ

Выполнение упр.438,439 на стр.204 учебника 7 кл..

Объяснение темы учителем.




Умение писать докладную записку.




3.12




15

Почтовый перевод

1

УОНМ

Работа со словарем С.Ожегова: знач-ие слова «перевод».

Требования к заполнению бланка почтового перевода.

Задания и упражнения:

Изучить записи на бланке. Кто их заполняет: адресат или отправитель.?







Представь-те, что вы собираетесь послать деньги другу, живущему в другом городе, на покупку книг. Какой перевод и как вы заполните?

10 .12




16

Экскурсия на почту, в отделение связи.

1

Урок- экскурсия.

Практическая работа.







Сочинение на тему:

«Впечат- ления от экскурсии на почту»

17.12




17

Итоговый урок. Защита мини- проекта.

1

УОНМ

Словарная работа, практическая работа










24.12






Литература для обучающихся

1. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1998.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. – Р-на-Д: Феникс, 2005.

3. Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. – М., 1993.

4. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

5. Голуб И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

6. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М., 2000

8. Ожегов С. И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. – М., 2001.

Литература для учителя

1. Быстрова Е. А., Львова С. И. и др. Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004.

2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. – Томск: ТГПУ, 2006..

3. Болотнова Н. С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе. – 2002, № 4.

4. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.

5. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003, № 2.

6. Екименко В. Ю., Николенко Т. В. Управление офисом. Делопроизводство. – Томск, 2005

7. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. – М.: Флинта: Наука, 1998.

8. Серова М. Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты.

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconТвои деловые бумаги
В жизни каждому взрослому человеку приходится решать много важных дел. А для этого нужно не только понимать деловые бумаги, но и...

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconПрограмма элективного учебного предмета «Деловые бумаги и их роль в жизни»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только...

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconРабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию»

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconУрок русского языка в 9 «Б» классе по теме: «Деловые документы. Автобиография. Заявление»
Деловые бумаги – это расписки, заявления, докладные протоколы, договоры, характеристики и т д

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Деловые документы (автобиография, заявление)
Оборудование: презентация «Деловые бумаги», раздаточный материал (образцы документов для редактирования, листы самооценки)

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconРабочая программа элективного курса я и моя профессия
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа элективного курса «Деловые бумаги» iconРабочая программа элективного курса «Техническое черчение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск