Рабочая программа элективного курса я и моя профессия


НазваниеРабочая программа элективного курса я и моя профессия
страница1/13
ТипРабочая программа
filling-form.ru > бланк резюме > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Рабочая программа

элективного курса

"Я и моя профессия.

В поисках своего призвания"

9 класс

на 2016-2017 учебный год



Составитель:

Гурова Виктория Николаевна

Педагог-психолог

2 квалификационная категория

г. Нижневартовск, 2016г.

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся

  3. Тематическое планирование

  4. Содержание предмета

  5. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Пояснительная записка

Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии.

В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 %выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями.

Самая важная проблема юности, по определению И.С. Кона, - выбор профессии и социально-нравственное самоопределение. В сущности, это разные аспекты одного и того же процесса.

По определению психологов, фокус мировоззренческих поисков юности - проблема смысла жизни. Задавая себе вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений своей деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.Индивидуальность, - какая она? Кто я такой? Какой у меня характер? Как мне жить в ладу с самим собой и другими? Эти и другие проблемы, вечные проблемы человечества, особенно остро волнуют ребят в юношеском возрасте. Именно этот возраст можно назвать самым творческим в отношении самого себя и становлении своего самосознания. Именно в этом возрасте ребята начинают серьёзно задумываться о своем будущем, строить жизненные планы. Вместе с тем следует отметить, что жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выборе профессии.

Но как найти свое призвание? Понятие "призвание" имело первоначально религиозный смысл: подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения. Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто, считает И.С. Кон. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности; но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит она ему или нет. Если я никогда не пробовал рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А все формы деятельности испробовать невозможно. Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Выбор специальности приковывает человека к определенной сфере деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности, но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто. Очень часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда ребята, сделавшие выбор относительно своей будущей профессии и успешно сдавшие вступительные экзамены в высшее или средне - специальное учебное учреждение, вдруг обнаруживают в первый же год обучения, что они совершили ошибку. Что та сфера деятельности, которую они выбрали для жизненного пути, о которой мечтали, совсем им не интересна.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но, прежде всего:

  • кем быть;

  • к какой социальной группе принадлежать;

  • какой стиль жизни выбрать;

  • какие цели определить для себя в будущем.

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:

  • необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

  • узнать и принять требования избираемой профессии;

  • осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет.

В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описания и классификации профессий:

  • по предмету труда, по профессиональным областям;

  • по требованиям, предъявляемым к работнику;

  • по степени самостоятельности в труде;

  • по напряженности труда ит.п.

Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания.

Цель курса:

актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий через личностное развитие ученика, формирование у него способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности возможности с требованиями выбираемой профессии.

Задачи:

  • активизация постановки и принятия проблемы самоопределения.

  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;

  • активизация самопознания

  • развитие умений выделять профессионально-важные качества профессии и соотносить их с собственными качествами

  • развитие представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства и становления карьеры

  • определение профиля обучения в соответствии со способностями, склонностями и желанием.

В основу работы положены следующие принципы:

  1. целостности материала;

  2. учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;

  3. соответствия методам познания;

  4. принцип информированности;

  5. принцип комплексности;

  • Первый принцип целостности материала понимается как единство когнитивного, эмоционального и регулятивного компонентов, т.е. органическая взаимосвязь информации, предлагаемой учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией.

  • Второй принцип учета индивидуально-типологических особенностей в обучении реализуется в том, что принимаются во внимание следующие характеристики юношеского возраста:

  • преимущественная ориентация на процесс общения;

  • переживания, связанные с "чувством взрослости", и несформированность (в большинстве случаев) механизмов социального контроля в поведении, социальная ригидность, обусловленная негативизмом и агрессивным поведением в данном возрасте;

  • интенсивное развитие абстрактного мышления, изменение его способов, его социализация;

  • активное формирование самосознания и рефлексии;

  • переживания связанные с самопринятием и формированием образа "Я".

  • Третий принцип - изложение материала в соответствии с методами познания. На занятии придается основное значение анализу ситуации "здесь и теперь". Обобщение - естественная часть рефлексии, следующей за выполнением упражнений, процедурами диагностики.

  • Четвертый принцип осуществляется как информированность учащихся о возможностях профессионального выбора, а так же выбора направления , той области, в которой он хочет в дальнейшем специализироваться.

  • Пятый принципреализуется в комплексной работе психолога, родителя, педагога - предметника в ознакомлении с результатами о выбранном профессиональном направлении и определении профиля обучения.

Программа курса помогает ребятам:

  • узнать личностные индивидуально-психологические особенности;

  • определить свои интересы и склонности;

  • соотнести их с конкретными профессиями;

  • понять некоторые закономерности развития человеческих отношений;

  • выбрать путь продолжения образования и приобретения профессии;

  • как найти работу и трудоустроиться.

Результат занятий— «информация к размышлению» о себе, о своем профессиональном будущем, о взаимоотношениях с миром.

Элективный курс построен с учетом информационной нагрузки школьника. Он не претендует на глубокий самоанализ. Цель его – содействовать в профессиональном самоопределении учащихся, дать подростку почувствоватьрадость самопознания, помочь ему осознать свою неповторимость, задуматься о своем будущем. Уучащихся активизируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, социализации в обществе.

Существует много программ, элективных курсов по выбору профессии, профориентации как в литературе, так и в практике работы психологов. Отличительной чертой этого курса является как результат:

  • «профессиональное портфолио ученика», результат собственных исследований себя, которое включает в себя анализ диагностических исследований себя в плане профессиональной направленности, а именно:

  • Мои профессиональные интересы

  • Мои увлечения

  • Мои профессиональные склонности

  • Мой темперамент

  • Мой характер

  • Моя сила воли

  • Мышление

  • Память. Внимание

  • Мои эмоции

  • Моя самооценка

  • Мои притязания

  • Мои профессиональные предпочтения

  • Профессиональный тип личности

  • Профессиональный выбор. «Матрица выбора профессии».

  • Моя профессиональная готовность

  • Формула моей профессии

  • Резюме

  • Профиль обучения

  • Получение образования и профессионально важные качества.

  • творческие проекты учащихся как итог профессионального самоопределения в рамках изучения выбранной профессии,а именно защита проекта «Моя будущая профессия», включающий следующие разделы:

  • что это за профессия,

  • направления профессии,

  • история профессии,

  • уникальность и особенность профессии,

  • перспективы и заработная плата,

  • содержание детальности,

  • профессионально-важные качества,

  • медицинские противопоказания,

  • профессиональные интересы и склонности;

  • сотрудничество в подготовке и защите проектов, а именно:

  • индивидуальные консультации при подготовке проектов,

  • защита проектов,

  • расширение кругозора учащихся в профессиональном выборе,

  • выпуск памяток «Я и моя профессия. В поисках своего призвания».

Составив «профессиональное портфолио» и защитив творческий проект, учащиеся смогут ответить на главные вопросы при выборе профессии:

В соответствии с Концепцией модернизации образования школы переход на профильное обучение-это факт. Однако профильное обучение может способствовать профессиональному и личностному росту человека только в том случае, если выбор профиля сделан на основе качественной психологической диагностики его способностей, склонностей и т.д.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей, личности учащихся является не только сбором информации об учащихся, но и активизацией к профессиональному самоопределению. Предпочтение отдается стандартизированным процедурам, не занимающим много времени. А это либо тесты, состоящие из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ, либо опросник, где нет правильных и неправильных ответов.

Цель стандартизированных психодиагностических методов (тестов)- получение информации, о качествах, существенно влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению.

С этой целью определено тематическое планирование курса по блокам.

2.Требования к уровню подготовки обучающихся

Как известно, старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения более или менее четких планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Но выбор — это всегда сложно. Как отмечает профессор психологии, академик РАО И. В. Дубровина, само слово «самоопределение» заключает в себе значение предела, то есть ограничения, и может пониматься как самоограничение. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности «пройти» другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора.

Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе — вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Но, решая эту проблему, они приобретают ценный жизненный опыт и новые способности — способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать мир профессий, знать, какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить самого себя: свои личностные особенности, особенности мышления, нервной системы, характера и т. п.

На все эти вопросы учащиеся 9 классов могут ответить в результате изучения элективного курса "Я и моя профессия. В поисках своего призвания».

3.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconАвторская программа элективного курса по профориентации “Моя профессия” (9 класс)
Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем....

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана...

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconПояснительная записка рабочая программа элективного курса по русскому...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии...

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconРабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию»

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconРабочая программа учебного курса предпрофильной подготовки «Я и профессия»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconРабочая программа элективного курса «Деловые бумаги»
Мбоу «Каркалинская основная общеобразовательная школа им. Галии и Замитв Рахимовых»

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconРабочая программа элективного курса «Техническое черчение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconРабочая программа элективного курса по обществознанию «Единство и многообразие общества»
«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Рабочая программа элективного курса я и моя профессия iconПрограмма специального курса «Готовимся к егэ по русскому языку»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск