Скачать 1.12 Mb.
|
Рабочая программа элективного курса "Я и моя профессия. В поисках своего призвания" 9 класс на 2016-2017 учебный год Составитель: Гурова Виктория Николаевна Педагог-психолог 2 квалификационная категория г. Нижневартовск, 2016г. Содержание
1. Пояснительная записка Реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. В системе образования заметно усилился процесс реорганизации — идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше — овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики. Выпускники общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры. Многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. Поэтому особое значение приобретает помощь учащимся в выборе профессии. В настоящее время рынок профессий и рынок образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование, около 60 %выпускников средних специальных заведений и 70 % выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями. Самая важная проблема юности, по определению И.С. Кона, - выбор профессии и социально-нравственное самоопределение. В сущности, это разные аспекты одного и того же процесса. По определению психологов, фокус мировоззренческих поисков юности - проблема смысла жизни. Задавая себе вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений своей деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности.Индивидуальность, - какая она? Кто я такой? Какой у меня характер? Как мне жить в ладу с самим собой и другими? Эти и другие проблемы, вечные проблемы человечества, особенно остро волнуют ребят в юношеском возрасте. Именно этот возраст можно назвать самым творческим в отношении самого себя и становлении своего самосознания. Именно в этом возрасте ребята начинают серьёзно задумываться о своем будущем, строить жизненные планы. Вместе с тем следует отметить, что жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выборе профессии. Но как найти свое призвание? Понятие "призвание" имело первоначально религиозный смысл: подразумевалось, что это бог призывает человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения. Сегодня призванием обычно называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто, считает И.С. Кон. Подросток стоит перед выбором сферы деятельности; но только практически, в ходе самой деятельности выяснится, подходит она ему или нет. Если я никогда не пробовал рисовать, откуда я узнаю, имеется ли у меня талант художника? А все формы деятельности испробовать невозможно. Самоопределение есть одновременно и самоограничение. Выбор специальности приковывает человека к определенной сфере деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности, но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто. Очень часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда ребята, сделавшие выбор относительно своей будущей профессии и успешно сдавшие вступительные экзамены в высшее или средне - специальное учебное учреждение, вдруг обнаруживают в первый же год обучения, что они совершили ошибку. Что та сфера деятельности, которую они выбрали для жизненного пути, о которой мечтали, совсем им не интересна. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Определение профессии включает в себя очень многое, но, прежде всего:
Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет. В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описания и классификации профессий:
Чем больше признаков учитывается при описании профессии, чем больше они относятся к психологическим, внутренним качествам человека, тем успешнее может быть выбор профессии на основе этого описания. Цель курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий через личностное развитие ученика, формирование у него способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности возможности с требованиями выбираемой профессии. Задачи:
В основу работы положены следующие принципы:
Программа курса помогает ребятам:
Результат занятий— «информация к размышлению» о себе, о своем профессиональном будущем, о взаимоотношениях с миром. Элективный курс построен с учетом информационной нагрузки школьника. Он не претендует на глубокий самоанализ. Цель его – содействовать в профессиональном самоопределении учащихся, дать подростку почувствоватьрадость самопознания, помочь ему осознать свою неповторимость, задуматься о своем будущем. Уучащихся активизируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, социализации в обществе. Существует много программ, элективных курсов по выбору профессии, профориентации как в литературе, так и в практике работы психологов. Отличительной чертой этого курса является как результат:
Составив «профессиональное портфолио» и защитив творческий проект, учащиеся смогут ответить на главные вопросы при выборе профессии: В соответствии с Концепцией модернизации образования школы переход на профильное обучение-это факт. Однако профильное обучение может способствовать профессиональному и личностному росту человека только в том случае, если выбор профиля сделан на основе качественной психологической диагностики его способностей, склонностей и т.д. Диагностика профессиональных интересов и склонностей, личности учащихся является не только сбором информации об учащихся, но и активизацией к профессиональному самоопределению. Предпочтение отдается стандартизированным процедурам, не занимающим много времени. А это либо тесты, состоящие из заданий, на которые испытуемый должен дать правильный ответ, либо опросник, где нет правильных и неправильных ответов. Цель стандартизированных психодиагностических методов (тестов)- получение информации, о качествах, существенно влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению. С этой целью определено тематическое планирование курса по блокам. 2.Требования к уровню подготовки обучающихся Как известно, старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения более или менее четких планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Но выбор — это всегда сложно. Как отмечает профессор психологии, академик РАО И. В. Дубровина, само слово «самоопределение» заключает в себе значение предела, то есть ограничения, и может пониматься как самоограничение. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности «пройти» другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора. Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе — вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Но, решая эту проблему, они приобретают ценный жизненный опыт и новые способности — способности выбирать и осуществлять свой выбор. Чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать мир профессий, знать, какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить самого себя: свои личностные особенности, особенности мышления, нервной системы, характера и т. п. На все эти вопросы учащиеся 9 классов могут ответить в результате изучения элективного курса "Я и моя профессия. В поисках своего призвания». 3. |
Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.... | Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | ||
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана... | Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии... | ||
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение | |||
Мбоу «Каркалинская основная общеобразовательная школа им. Галии и Замитв Рахимовых» | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа» | ||
«Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» | Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |