Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
«Детство».
Составил:
педагог – психолог
Е.А. Мельникова
Вихоревка, 2013 г.
Цель:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа по преемственности социальных сфер с ДОУ. Нормативно правовое обеспечение деятельности педагога – психолога.
Международные акты в области охраны прав и законных интересов ребенка.
Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ.
Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.
Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».
Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.
Определение степени адаптации детей.
Инструментарий:
Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада - М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан.
«Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина. Лист адаптации
Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина
Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам (Приложение №2)
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Представление результатов на педагогических советах, совещаниях.
Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей. Инструментарий:
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.
«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.
«Диагностика развития понятийных форм мышления»/В.М.Астапов – М.: АРКТИ, 2000.
Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»
Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»
Заключение по результатам психологического обследования
Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей. Инструментарий:
Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.
“Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)
Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд
Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная диагностика) (Приложение №4)
Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости. Инструментарий:
«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.
Психодиагностическое обследование (Методика Л.А.Ясюковой)
Методика самооценки «Лесенка» (Дамбо)
Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)
Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер
Исследование особенностей познавательной деятельности.
Диагностика школьной мотивации.
Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.
Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Организация «Школы молодых матерей».
Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам
современной педагогической психологии.
Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.
Организация информационных стендов, выставок с консультациями, фотографиями, схемами и т.д.
Индивидуальное и групповое консультирование.
Психопрофилактическая работа.
Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с детьми проводится в форме игр, творческих упражнений, тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
Групповые психопрофилактические занятия:
Младшие группы:
адаптация детей;
осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;
доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.
Средние группы:
развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;
доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;
развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;
Старшие группы:
коммуникативные навыки;
творческие и познавательные способности;
эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);
способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Подготовительные группы:
готовность к школе (личностная и мотивационная);
коммуникативные способности и социальная адаптация детей;
способность к дифференциации эмоциональных состояний;
творческие способности и совершенствование познавательных процессов.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности. Психологическое просвещение
Педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.
Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.
В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков. Экспертная работа
1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.
2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
3. Участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.
4. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.
5. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).
6. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).
7. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования. Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ и ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
- активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;
- бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;
- отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;
адекватная самооценка;
сформированность Я – концепции личности;
оптимальное развитием его способностей.
Содержание коррекционной работы
Перечень программ, технологий, пособий.
Программы
технологии
пособия
|
|
| Специальные программы
| «От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003
|
|
|
|
| Основные методические пособия
|
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.
«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.
«Практический психолог в детском саду»/ А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова.-М.:,2011
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005
«Специальная психология»/под.ред.В.И.Лубовского.М.2005.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Психокоррекционная работа».М.2000.
Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007.
«Диагностика в детском саду».Ростов н/Д: «Феникс»,2004.
Дробинская А.О. «Ребёнок с задержкой психического развития».М.:Школьная пресса,2005.
Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000.
Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003.
Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».СПб.2008
Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005
«Психолог вдошкольномучреждении»/подред.Т.В.Лаврентьевой.М.
Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005
Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми»
Катаева Л.И. «работа психолога с застенчивыми детьми»М.2005
ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в младшей группе»М.2007
ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в средней группе» М.2004
Шарохина «К/Р занятия в старшей группе» М.2005
Катаев Л.И. «К/Р занятия в подготовительной группе» М.2005
ПгудкинаИ.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками»М.2007
ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005
ГалановА.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет»М.2006
Галанов А.С. «психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»М.2006
Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006
Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006
Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду»М.2010
Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004
|
| Дидактические материалы
Технический материал
| Картотека игр для гиперактивных детей.
Картотека игр на сплочение детского коллектива.
Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.
Картотека игр на развитие уверенности в себе.
Азбука развития эмоций ребёнка.
Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок
Настольные игры на развитие познавательных процессов.
Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией
Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.
|
| Технические средства
| Магнитофон
Компьютер
принтер
|
|
Форма учета деятельности педагога-психолога.
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.
3. Журнал консультаций психолога.
4. Журнал учета групповых форм работы.
5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.
6. Программа работы педагога - психолога с группой.
7. Коррекционная работа.
8. Программа коррекционно-развивающих занятий.
9. Требования к авторским программам.
10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога. Участие педагога-психолога в образовательном процессе
формы, приёмы коррекционной работы
Дети
|
Педагоги
| Родители
| -Наблюдение и анализ адаптационных возможностей
-проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста
-диагностика возрастных и индивид.особенностей по запросам родителей, воспитателей
-организация коррекционно-развивающей работы
-проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению
-проведение развивающих занятий
- организация интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»
| -Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды
-участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития»
-участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях
-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования
-разработка и участие в интегрированных занятиях
- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.
| - Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу. В стране добрых сказок», «Школа молодых матерей»
-участие в тематических встречах в Родительских гостиных
-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии
-консультирование
- изучение стиля семейного воспитания
-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.
|
Перечень коррекционных мероприятий:
обследование воспитанников;
изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;
заполнение речевых карт и карт обследования;
анкетирование родителей;
диагностика детей;
выбор образовательного маршрута;
подгрупповая и индивидуальная работа;
консультирование родителей, индивидуальные беседы;
консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;
заседание коррекционной службы ДОУ;
заседание ПМПк;
Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми. Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:
- наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития
- проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей
- включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности
- формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей, к ним относятся:
1. Адаптация ребёнка к ДОУ.
2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.
3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
5. Готовность ребёнка к школе.
Мониторинг динамики развития
Цель обследования
| Название, автор диагностики
| Сроки
| Итог обследования
| Ответственный
| .
|
|
|
|
|
|
|
| .
|
| Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития
| Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение
| октябрь
ноябрь
| Заполнение индивидуальных карт
| Педагог-психолог
| Обследование детей при переходе на новый возрастной этап
| Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.
А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Цветовой тест Люшера
Тест Тулуз-Пьерона.
| Сентябрь
Май
| Заполнение протоколов ПМПк
| Педагог-психолог
|
Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ
|
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.
|
Ноябрь
|
Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации
|
Педагог-психолог
|
Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников
| Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.
«Лесенка» В.Г.Щур.
| Февраль
| Мониторинг психологического здоровья
| Педагог-психолог
| Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп
|
Н.Е.Веракса
Диагностика готовности детей к школе-М.2007
|
Сентябрь
Октябрь
| Рекомендации. Составление планов коррекционной работы
| Педагог-психолог
| Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций
| Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.
А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Цветные матрицы Ровена.
Тест Тулуз-Пьерона.
| Май
| Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год
| Педагог-психолог
| Выявление универсальных учебной деятельности (УУД)
| Комплект диагностических методик направленных на диагностику УУД
| Апрель
| Заполнение карты дошкольника
| Педагог-психолог
| |