Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство»


Скачать 181.54 Kb.
НазваниеПроект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство»
ТипЗакон
filling-form.ru > Бланки > Закон
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

«Детство».

Составил:

педагог – психолог

Е.А. Мельникова

Вихоревка, 2013 г.

Цель:

 - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

   

Задачи:

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника; сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников ДОУ; коррекция психических и поведенческих функций детей; информационно-просветительская работа с родителями и педагогами; работа по преемственности социальных сфер с ДОУ.
Нормативно правовое обеспечение деятельности педагога – психолога.

  • Международные акты в области  охраны прав и законных интересов ребенка.

  • Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ.

  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06. 1999 г.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).

  • Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999.

  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27.09.1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».

  • Постановление правительства РФ № 612 от 26.06.1995 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

  • Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

  • Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».



Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста.

  • Определение степени адаптации детей.

Инструментарий:

  1. Шкала для определения эмоционального профиля дошкольников при адаптации в условиях детского сада -  М.И. Студеникин, Ю.А. Макаренко А.И. Баркан.

  2. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение», 1986г. К.Л.Печёра, Л.Г.Голубева, Г.В. Пантюхина. Лист адаптации

  3. Проведение диагностики – определение уровня нервно – психического развития детей. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.» М., «Просвещение»,1986г. К.Л.Печёра, Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина

  4. Диагностика нервно-психического развития - К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина карта развития ребёнка по эпикризным срокам (Приложение №2)

  5. Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

  6. Представление результатов на  педагогических советах, совещаниях.

  7. Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

  8. Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.


Психолого – педагогическое обследование уровня умственного развития детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

    1. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

    2. «Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003.

    3. «Диагностика развития понятийных форм мышления»/В.М.Астапов – М.: АРКТИ, 2000.

    4. Протокол обследование ребёнка «Тест детской тревожности»  

    5. Протокол обследования ребёнка к Методике «Цветовая социометрия»

    6. Заключение по результатам психологического обследования

    7. Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.

    8. Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

    9. Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.

    10. Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.


Психолого – педагогическое обследование личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:

    1. Методика “Рисунок семьи” Хоментаускас Г.Т.

    2. “Тест тревожности” Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

    3.  Методика “Страхи в домиках” модификация Панфиловой М.А. (углубленная диагностика)

    4. Опросник “Критерии определения тревожности у ребенка” П. Бейкер, М. Алворд

    5. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

    6. Методика “Эмоционально-цветовой аналогии” А. Лутошкин (углубленная   диагностика) (Приложение №4)

    7. Изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

    8. Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

    9. Проведение коррекционно-развивающих занятий.

    10. Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.


Психолого – педагогическое обследование школьной зрелости.

  • Проведение диагностики.

Инструментарий:  

    1. «Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.

    2. Психодиагностическое обследование (Методика Л.А.Ясюковой)

    3. Методика самооценки «Лесенка» (Дамбо)

    4. Определение эмоционального уровня самооценки (А.В. Захарова)

    5. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина)

    6. Зрительно-моторный гештальт тест Л. Бендер

    7. Исследование особенностей познавательной деятельности.

    8. Диагностика школьной мотивации.

    9. Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

    10. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий.

    11. Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.


Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

  • Организация «Школы молодых матерей».

  • Организация постоянно действующего семинара для педагогов по вопросам

современной педагогической психологии.

  • Ведение Интернет-блога, Интернет-странички для родителей по вопросам воспитания.

  • Организация информационных стендов, выставок с консультациями, фотографиями, схемами и т.д.

  • Индивидуальное и групповое консультирование.


                                        Психопрофилактическая работа.

 Направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.

Работа с детьми проводится в форме игр, творческих упражнений, тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшие группы:

  • адаптация детей;

  • осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средние группы:

  • развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

  • доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

  • развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

Старшие группы:

  • коммуникативные навыки;

  • творческие и познавательные способности;

  • эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

  • способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительные группы:

  • готовность к школе (личностная и мотивационная);

  • коммуникативные способности и социальная адаптация детей;

  • способность к дифференциации эмоциональных состояний;

  • творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.

Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Психологическое просвещение

Педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников.

 Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития.

 В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков. 
Экспертная работа 

1. Исследовать характер влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка.

2. Участвовать в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

3. Участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.

4. Исследовать эффективность усвоения образовательной программы детьми. Сделать анализ в соответствии с психологическими характеристиками ребенка, дать рекомендации по оптимизации педагогического процесса.

5. Участвовать в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста).

6. Следить за соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция бытовых процессов (организация сна, питания, оптимизация двигательной деятельности, тренировка терморегуляционной системы организма).

7. Участвовать совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности детей и формированием у них навыков.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности ребёнка и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГТ и ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

- активное участие детей в жизни ДОУ, инициативность, творчество;

- бесконфликтное взаимодействие со сверстниками;

- отсутствие конфликтов с педагогами.

Психологическая эффективность:

  • субъективное ощущение у детей комфорта и уверенности в ДОУ;

  • адекватная самооценка;

  • сформированность Я – концепции личности;

  • оптимальное развитием его способностей.


                                     Содержание коррекционной работы

Перечень программ, технологий, пособий.

Программы

технологии

пособия







Специальные программы

«От рождения до школы».Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

«Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога»/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003













Основные методические пособия


«Психолого-педагогическая диагностика развития детей»/под ред.Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

«Диагностика готовности ребёнка к школе»/Под ред.Н.Е.Вераксы.-М.:, 2007.

«Практический психолог в детском саду»/ А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова.-М.:,2011

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005

«Специальная психология»/под.ред.В.И.Лубовского.М.2005.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. «Психокоррекционная работа».М.2000.

Ильина М.Н. «Подготовка к школе».Питер,2007.

«Диагностика в детском саду».Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

Дробинская А.О. «Ребёнок с задержкой психического развития».М.:Школьная пресса,2005.

Панфилова М.А. «Игротерапия общения».М.2000.

Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».М.:ТЦ Сфера,2003.

Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем».СПб.2008

Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е «Тропинка к своему Я»М.2005

«Психолог вдошкольномучреждении»/подред.Т.В.Лаврентьевой.М.

Образцова Т.Н. «Психологические игры для детей»М.2005

Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми»

Катаева Л.И. «работа психолога с застенчивыми детьми»М.2005

ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в младшей группе»М.2007

ШарохинаВ.Л. «К/Р занятия в средней группе» М.2004

Шарохина «К/Р занятия в старшей группе» М.2005

Катаев Л.И. «К/Р занятия в подготовительной группе» М.2005

ПгудкинаИ.С. «Работа психолога с проблемными дошкольниками»М.2007

ИльинаМ.В. «Развитие вербального воображения»М.2005

ГалановА.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет»М.2006

Галанов А.С. «психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»М.2006

Широкова Г.А. «Справочник дошкольного психолога»М.2006

Широкова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д: «Феникс»,2006

Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду»М.2010

Белова Е.С. «Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать»М.2004




 Дидактические материалы

Технический материал

Картотека игр для гиперактивных детей.

Картотека игр на сплочение детского коллектива.

Картотека игр – приветствий для хорошего настроения.

Картотека игр на развитие уверенности в себе.

Азбука развития эмоций ребёнка.

Методические рекомендации с приложением подборки загадок, логических задач и сюжетных картинок

Настольные игры на развитие познавательных процессов.

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.




Технические средства

Магнитофон

Компьютер

принтер





Форма учета деятельности педагога-психолога.

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых форм работы.

5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих занятий.

9. Требования к авторским программам.

10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.
Участие педагога-психолога в образовательном процессе

формы, приёмы коррекционной работы

Дети


Педагоги

Родители

-Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

-проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

-диагностика возрастных и индивид.особенностей по запросам родителей, воспитателей

-организация коррекционно-развивающей работы

-проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

-проведение развивающих занятий

- организация интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»

-Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

-участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития»

-участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях

-оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

-разработка и участие в интегрированных занятиях

- оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

- Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу. В стране добрых сказок», «Школа молодых матерей»

-участие в тематических встречах в Родительских гостиных

-оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

-консультирование

- изучение стиля семейного воспитания

-организация совместных детско-родительских занятий, праздников.


Перечень коррекционных мероприятий:

  • обследование воспитанников;

  • изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;

  • заполнение речевых карт и карт обследования;

  • анкетирование родителей;

  • диагностика детей;

  • выбор образовательного маршрута;

  • подгрупповая и индивидуальная работа;

  • консультирование родителей, индивидуальные беседы;

  • консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов, неделя педагогического мастерства;

  • заседание коррекционной службы ДОУ;

  • заседание ПМПк;

   Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад  прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой  ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.
Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

-    наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития

-    проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей

-   включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

-   формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

  В диагностическо-коррекционной работе выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей, к ним относятся:

1.  Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Мониторинг динамики развития

Цель обследования

Название, автор диагностики

Сроки

Итог обследования

Ответственный

.






















.




Изучение личности ребёнка с целью определения его психического развития

Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение

октябрь

ноябрь

Заполнение индивидуальных карт

Педагог-психолог

Обследование детей при переходе на новый возрастной этап


Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветовой тест Люшера

Тест Тулуз-Пьерона.

Сентябрь

Май

Заполнение протоколов ПМПк

Педагог-психолог



Определение уровня адаптивностираннего и младшего возраста к условиям ДОУ



Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДУ. – М.: Книголюб, 2003.


Ноябрь



Протокол наблюдений. Заполнение справки. Рекомендации


Педагог-психолог


Диагностика тревожности и изучение самооценки и уровня притязаний воспитанников

Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен – М., 2002.

«Лесенка» В.Г.Щур.

Февраль

Мониторинг психологического здоровья

Педагог-психолог

Изучение компонентов учебной деятельности подготовительных групп


Н.Е.Веракса

Диагностика готовности детей к школе-М.2007


Сентябрь

Октябрь



Рекомендации. Составление планов коррекционной работы

Педагог-психолог

Выявление динамики развития воспитанников определённых психических функций

Астапов В.М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М.: АРКТИ, 2000.

А.С. Галанов Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Цветные матрицы Ровена.

Тест Тулуз-Пьерона.

Май

Учёт в перспективном планировании на следующий учебный год

Педагог-психолог

Выявление универсальных учебной деятельности (УУД)

Комплект диагностических методик направленных на диагностику УУД

Апрель

Заполнение карты дошкольника

Педагог-психолог


Похожие:

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconРабочая программа коррекционно развивающей работы с детьми
Цель, задачи по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconРабочая программа Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными...
Коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (зпр) 6-7 года жизни

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconРабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального...
Нищевой Н. В. «примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы с детьми онр» (Автор Н. В. Нищева),и программы...

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconТема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» воспитателя мбдоу
Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представление о правах человека. Эта работа...

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconПояснительная записка Цель реализация содержания образовательной...
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей подготовительной...
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного...

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconПояснительная записка. Адаптированная программа коррекционно-развивающей...
Планируемые результаты и показатели результативности и эффективности коррекционной работы

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconДетство-пресс
Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Проект коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Детство» iconРабочая программа 1-й младшей группы №1 муниципального казённого...
Вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»: /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск