Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка»


Скачать 410.89 Kb.
НазваниеРабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка»
страница1/2
ТипРабочая программа
  1   2

Принято

на заседании Педагогического совета

МБДОУ г. Симферополя

МБДОУ № 102 «Рябинушка»

Протокол № 1

«29» августа  2016 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ г. Симферополя МБДОУ № 102 «Рябинушка»

М.Л. Максаева

____________

«29» августа 2016 г.



Рабочая программа

учителя - логопеда

(срок реализации 2 года)

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида № 102 «Рябинушка»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

Учитель – логопед

Мамутова Ф.Ш.


Симферополь, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, не резко выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Выход из этой ситуации большинству родителей таких детей видится в посещении ими дошкольного логопункта и в проведении с детьми коррекционно-развивающей работы. Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 №273-ФЗ,1 Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения разработанный с учетом программы Нищевой Н.В. «примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР» (Автор Н.В.Нищева) ,и программы «Истоки» автор Парамонова Л.Г.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедическом пункте с 1сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно - развивающей работы в логопункте с детьми логопатами в возрасте с 5 до 7лет.

Перспективно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с ОНР. Педагогическое воздействие в планирование направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является: устранение речевых нарушений, овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает реализацию годовых задач дошкольного учреждения по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях реализации в образовательных программах ДОУ в процессе перехода на ФГОС.

Главная задача рабочей программы заключается в выполнении общеобразовательных задач дошкольного учреждения с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с ОНР.

В рабочей программе предусмотрена работа по охране физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, что формирует оптимистическое отношение детей к окружающему, обеспечивает позитивное эмоционально –личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность-основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщенны играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, способствующей выравниванию речевого и психо-физического развития детей. Все педагоги, специалисты под руководством логопеда следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем логопедом.

В основу приоритетов логопункта положены следующие факторы:

  • учет государственной политики в области образования;

  • особенности контингента детей;

  • учет запросов родителей;

  • особенности региона Крыма (языковая).

Комплектование детей в логопункт осуществляется по результатам обследования и решения консилиума МПКДОУ о зачислении детей в логопункт.

Логопункт посещают дети в возрасте 6-7 лет с диагнозом: ФФН, ФФНР, ОНР-IIIур, и дети с ОВЗ по решению городской МПК. Приоритетом при зачислении пользуются дети выпускных групп.

Режим работы логопункта пятидневный с 8.00 до13.30 и один день с 8.00 до13.30 и с15.00 до17.30. Выходные дни суббота, воскресенье.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

  • центр речевого и креативного развития;

  • центр сенсорного развития;

  • центр моторного и конструктивного развития.

Данные о состоянии здоровья детей логопатов их индивидуальные особенности и знания о семьях детей определяют задачи в реализации образовательной программы-коррекции речевых и неречевых нарушении.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

В соответствии СанПиН продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Количество занятий в неделю:

  • подгрупповые-1 занятие;

  • индивидуально-подгрупповые-2 занятия;

  • индивидуальная работа-2-3 раза (по усмотрению логопеда, что не превышает рекомендованную СанПиН недельную нагрузку).

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся.

На прогулках летом учитель-логопед проводит индивидуальную работу.
ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Понедельник 8.00 -13.30

Вторник 8.00 -13.30

Среда 8.00 -13.30

Четверг 8.00 -1З.30. 15.00-17.30.

Пятница 8.00 -13.30
РСПИСАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА
1-е подгрупповое занятие 9.00-9.30

2-е подгрупповое занятие 9.35-10.05

Индивидуально-подгрупповые занятия 10.10-11.30

Индивидуальная работа 8.00-9.00 11.35-12.30

Расписание занятий утверждается заведующим.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

  • преодоление недостатков в речевом развитии;

  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

  • формирование навыков учебной деятельности;

  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.


Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р. 6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 27 занятий – 3 занятия в неделю.
II период – декабрь – февраль 12 недель, 36 занятий – 3 занятия в неделю.
III период – март – май 12 недель, 36 занятий – 3 занятия в неделю,
- звукопроизношение + связная речь.
Всего 99 занятий в год.
С 15 мая – повторение пройденного материала
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р. 7 года жизни разделено на 2 периода обучения
I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 39 занятий – 3 занятия в неделю.
II период – январь–май. 21 неделя 63 занятия – 3 занятия в неделю.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь
Всего 102занятий .
С 15 мая – повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5-7 человек, периодичность занятий – 3раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год
ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2-3 раза в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа реализуется на дошкольном логопедическом пункте при решении блоков образовательных и логопедических задач.

Обучение способствует постановке звуков речи, устранению нарушения речи, формированию звуковой культуры, коммуникативности и способствуют развитию познавательной активности. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



название

ФН, ФФН, ОНР-III-IV у детей

6-го года жизни

ФН, ФФН, ОНР-III-IV у детей

7-го года жизни

всего
занятий в год

подгруп-
повые занятия

индивиду-
альные
занятия

всего
занятий в год

подгруп-повые занятия

индивиду-
альные занятия

165

99

66

136

68

68



Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятии по формированию звукопроизношения, обучение связной речи, подготовка к обучению грамоте может меняться по необходимости и усмотрению логопеда.

Методическое обеспечение

Необходимым условием реализации программы является наличие в логопункте постановочных и массажных зондов, магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.

Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме с использованием различных методов и приёмов, новых технологий в коррекционном процессе.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и ОНР III-IV уровнем речевого развития

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

К IV уровню отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.

Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФН и ОНР III- IV (у. р. р.) строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФН и
ОНР III-IV (у. р. р.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно
в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания
в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;

  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

  • воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Организация занятий

Учебный год в логопункте охватывает период с сентября по июнь. Порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на логопедическую работу может меняться по усмотрению логопеда.. При изучении наиболее употребляемых в разговорной речи лексико-грамматических категорий все занятие посвящается одной теме.

Форма организации обучения -подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 5—7 человек.

В микрогруппах и на индивидуальных занятиях включаются дидактические игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя языка для детей с диагнозом ОНР.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10-15 минут.

Цикл занятий рассчитан 1 год с ФФН и на 2 года с ОНР.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие словарного запаса, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи, речевого общения. Параллельно с работой над речью идет работа над высшими психическими функциями (память, внимание, восприятие, речь, эмоциональная сфера), идет ознакомление с окружающей ребенка действительностью (например, расширение представлений о предметах ближайшего окружения, их назначении), а также ознакомление с художественной литературой. Занятия включают в себя и задания на развитие мелкой моторики рук (владение карандашом), и общей моторики, развитие которой проводится на физкультурных минутках.

Для обеспечения комплексного подхода важно отметить, что программа составлена так, чтобы предоставлять детям как можно больше самостоятельности при выполнении заданий. Педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно нужно обсуждать ответы и вовлекать в это обсуждение всех детей. При этом общая атмосфера занятий должна создавать положительный эмоциональный фон: раскованность, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Для усвоения детьми данного комплекса занятий необходимо создание адекватной мотивации. Наиболее удачной является мотивация, ориентирующая ребенка на сам процесс обучения. занятии решается несколько задач и используются различные виды упражнений.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе
и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных
на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт
с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости
от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала
на фронтальных занятиях в группе.

Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 6-го года жизни.

I период

Основное содержание работы


Развитие речи

Произношение

Фонематическое восприятие

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания.
Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей.
Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.
Постановка отсутствующих в речи звуков
(в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.
Воспитание правильной ритмико-интонационной
и мелодической окраски речи.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых
и неречевых звуков.
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно
произносимых звуков.
Знакомство с буквами, обозначающими звуки.
Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.
Преобразование слогов за счёт одного звука.
Различение односложных
и многосложных слов.
Выделение звука из ряда других звуков.
Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.
Выделение среднего звука в односложном слове (мак).
Усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют).
Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у.
Согласование притяжательных местоимений мой, моя,- моё
с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множес- твенного числа (гуляли, пели, катали, купили).
Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение этих предложений в короткий текст.
Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы.



II период

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.
Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.
Постановка отсутствующих звуков.
Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.);

  • по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т.д.);

  • в обратных слогах;

  • в слогах со стечением двух согласных;

  • в словах и фразах.



Определение наличия звука в слове.
Распределение картинок, названия, которых включает:

дифференцируемые звуки;

определённый заданный звук.

На том же материале:

определение места звука в слове;

выделение гласных звуков в положении после согласного в слове;

совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняеммости

анализ и синтез прямого слога;

выделение согласного звука в начале слова;

выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство
с понятием «твёрдый
мягкий звук и глухой – звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:

  • по твёрдости – мягкости ([п] – пь] [т] – [ть] и т. д.);

  • по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.);

  • в обратных слогах;

  • в слогах со стечением двух согласных;

  • в словах и фразах;

  • составление предложения с опредлённым словом

  • анализ двусловного предложения

анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

Закрепления в самостоятельной речи навыка:

согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

согласование порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: подбирать одно- коренные слова;

образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);

составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями;

составлять предложения по опорным словам;

составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками.
Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.Составление предложений по картине, по вопросам.
Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы).
Составление рассказа по серии сюжетных картин.

III период

Автоматизация поставленных звуков в речи.
Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] – [ш], [з] – [ж]; р] – [л];

  • в прямых и обратных слогах;

  • в слогах со стечениием трёх согласных;

  • в словах и фразах;

  • в коротких текстах и стихах;

  • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Закрепление правильного произношения звуков.
Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Совершенствование дикции.
Совершенствование интонационной выразительности речи.

Составление схемы слова
с выделением ударного

слога.
Выбор слова к соответствующей графической

схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове.
Определение количества
и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.

Закрепления навыка образования уменьшительной формы сущестительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка) Подбор однородных слов

(чай, чайник, чайная); при-ставочных глаголов (маши- на поехала к дому, отъехала от дома, объехала во- круг дома). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом).Образование существительных от глаголов и наоборот

(читать – читатель, учить – учитель, лётчик –летать, пловецплавать).Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами. Оформление речевых
высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • дифференцировать все изученные звуки;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.


Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 7-го года жизни.

I период

Звуковая сторона речи

Основное содержание работы

Развитие речи

Произношение

Фонематическое

восприятие

Постановка отсутствующих звуков.
Закрепление правильно произносимых звуков.
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.
Усвоение доступных римических моделей слов: та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов:
вата –`тата, вода – тата . Соотнесение слова с заданной ритмической моделью:

`вата – `тата,
вода – тата.
Различение звуков на слух:

  • по твёрдости – мягкости;

  • по глухости – звонкости;

  • по месту образования

Анализ и синтез звукослогового состава слов, усвоенной звукослоговой структуры.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.
Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот.
Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут.
Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»).
Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек.
Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук».
Составление графической схемы слова.
Называния порядка следования звуков в слове.
Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове.
Умение давать качественную характеристику звуку.
Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.

Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма),различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульеви т. д.)
Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множествен- ном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли).
Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…);
способом присоединения суффиксов (мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшитель- но-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико);
способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев).
Распрострастранение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам.
Объединение нескольких
предложений в небольшой рассказ.
Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа). Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности.

II период

Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков.
Усвоение слов сложного слогового состава (трату-ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения.
Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический). Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Различение на слух:
[ч] – [ть] – [сь] – [щ],
[ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация.
Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения.
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов.
Составление схемы слов из фишек и полосок.
Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска.
Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой».
Закрепеление слогообразующей роли гласных
(в каждом слоге один гласный звук).
Развитие умения находить в слове ударный гласный.
Развитие умения подбирать слова к данным схемам.
Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.)
Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь).
Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Деление слов на слоги.
Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов.
Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
Выкладывание из полосок схемы предложения.
Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, орты, крылья).
Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой.
Дети кормили белку.
У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики);согласование приллагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множествен ном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое…голубое блюдце; ые…голубые полотенца).
Согласование числительных с существительным и роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья.. ,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек).
Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл –буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал).
Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок)
Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал);
присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёх-колесный, первоклассник)
Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист)
Привлечение внимания
к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы)
Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.)
Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу.
Саша катался на трёхколёсном велосипеде.)
Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам)Закрепление навыков составления и распространения предложений.
Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..)
Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу).
Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома.
Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.
Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч)
Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если». (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь ), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил брат.
Роме понравился конструктор, который подарил брат.)
Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин.
Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки.

Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

  • чётко дифференцировать все изученные звуки;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;

  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР), — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопрзношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4—5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Все вышеперечисленные проблемы создают дополнительные трудности в организации и планировании работыучителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 4—5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку». Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» (Л. С. Выготский).

Таким образом, на сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в условиях логопедического пункта ДОУ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6—7 лет с различным уровнем речевого развития.  Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

Образовательная программа нашего детского сада;

  • «Примерная общеобразовательная программа «Истоки» под ред. Л. Г. Парамоновой;

  • «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н. В. Нищевой;

  • методическое пособие Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи;

  • психологические и возрастные особенности и возможности детей данных категорий.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с различным уровнем речевого развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconГодовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №15 г. Кировска»

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconУчрежденийě. Сокращенное наименование Бюджетного учреждения: на русском...
Чувашской Республики от 03 августа 2011 г. №362 «О создании муниципальных бюджетных учреждений образования Комсомольского района...

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconПоложение о первичной профсоюзной организации муниципального дошкольного...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №181

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconПлан работы муниципального автономного дошкольного образовательного...
Мадоу «Детский сад №268 общеразвивающего вида» Октябрьского района городского округа город Уфа рб

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconОтчёт о работе профсоюзной организации муниципального дошкольного...
Профсоюзная организация мдоу «Детский сад №4» общеразвивающего вида создана в 1970-х годах и в настоящее время насчитывает 27 человек,...

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconРабочая программа педагога-психолога выстроена с учетом общеобразовательной...
...

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Концепция построения программы «Создание модели доу общеразвивающего вида на основе социокультурного взаимодействия»

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconОбщим собранием коллектива мдоу «Детский сад №7»
Настоящее Положение разработано для работников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 общеразвивающего...

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconЗаконного представителя Ивановой Елены Ивановны
Заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №141»

Рабочая программа учителя логопеда (срок реализации 2 года) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №102 «Рябинушка» iconЗаконного представителя Ивановой Елены Ивановны
Заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №141»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск