Скачать 0.7 Mb.
|
Актуальность данной темы Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Нарушается одно из основных прав ребенка право па полноценное детство. Зачастую это происходит из-за незнания прав как взрослыми, так и самими детьми. Психическое развитие детей дошкольного возраста таково, что позволяет формировать у них представление о правах человека. Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм повеления и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми. Первый базовый этап- знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которою дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности, Второй этап - ознакомление- с собственными правами : на отдых, на образование, на любовь, на имя. Третий этап - рассказ о « Конвенции о правах ребенка», принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода их них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно- продуктивную). Рекомендуется проводить: *ролевые, театрализованные и дидактические игры; *игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, симпатии, коммуникативных навыков и умений. Организовывать:
Какие задачи ставятся перед педагогами? 1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. 2. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия. 3.Способствовать формированию чувств а собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувства ответственности.
Приоритетным направлением в работе с детьми старшего школьного возраста считается формирование чувства уверенности в себе, умение отстаивать собственное мнение, адекватно оценивать себя и свою деятельность, оценивать поступки других с позиции доброжелательности. Все это является основой гражданского образования и правовой культуры дошкольников . В практику мною была внедрена система специально организованных дидактических игр, цель которых: *помогать ребенку в накоплении социального опыта; *расширять область правовых знаний; * формировать чувство самооценки; *знакомить с изменениями и противоречиями окружающего мира; *обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле. Направление: Социально-личностное. Образовательная область: Социализация. Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию социально-правовых норм и правил поведения у детей старшего возраста. Задачи: - Создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально – правовыми нормами и правилами поведения; - воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста; - содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыков его проявления; - оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями. Самореализация. Участие в системе методической работы в ДОУ Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности. Открытое занятие по теме, самоанализ занятия. Проведение родительского собрания по теме «Охрана прав и достоинств ребенка» Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Форма самообразования: индивидуальная. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Практический выход: семинар-практикум. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; на родительском всеобуче Работа с детьми. Сентябрь 1 "Что такое право?". Познакомить детей с понятием “Право”. Воспитывать уважение к правам человека. Способствовать воспитанию правовой культуры. 2. "У каждого есть имя" Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст Октябрь 1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права 2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги. Ноябрь 1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия 2. "Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория. Декабрь 1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие. 2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора ,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость. Январь 1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.. 2. "Секреты вежливости". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др. Февраль 1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик, старушка, возраст, помощь, забота. 2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст, пожилой, старость, детство, помощь, добрые дела. Март 1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться. 2. "За свое постаю, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть) Апрель 1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа, помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых. 2. "Грамоте учиться - всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный. Май 1. "Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма. Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков План работы воспитателя
Работа с родителями. Сентябрь Акция «Уроки семьи и семейных ценностей» Октябрь Папка – передвижка «Права детей» Ноябрь Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка» Декабрь Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых Январь Консультация «Детская ложь - за и против» Февраль Памятка «Жестокое обращение с детьми» Март-Апрель Собрание «Умеем ли мы решать конфликты с детьми» Май Анкетирование родителей. Изучение литературы: 1. Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5 2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4 3. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005. 4. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6. 6. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. 7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007. 8. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 9. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007. 10. Журнал «Управление ДОУ».-2005.-№6 №3 Приложение:
Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка»
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка») Задачи: -формировать у родителей представления о правах ребенка; -развивать коммуникативные навыки и толерантность (способность принимать точку зрения собеседника) ; -воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; -развивать эмоциональную отзывчивость; Материал: видеоролики из жизни детей группы (право на отдых, право на образование, право на неприкосновенность жилища); книга, «Мои права и обязанности», изготовленная детьми группы; выставка рисунков «Моя семья»; педагогические ситуации, выставка документов по защите прав детей: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и др.; тест «Какой вы родитель? », тест «Я и мой ребенок»; памятка родителям «Права и обязанности родителей». Ход собрания: Здравствуйте, уважаемые родители! В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. Если ребенок сыт и здоров, получает необходимое лечение и любовь близких и ценит все это, он никогда не станет смеяться над ребенком-инвалидом или пожилым человеком. Зная, что такое жестокое обращение и то, что это недопустимо, малыш никогда сам не будет жесток к людям, животным и природе. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. Насколько вы осведомлены в области правовых знаний, мы с вами сейчас и увидим. С помощью сказок вспомним права человека. |
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения | Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного... | ||
Характеристика возрастных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста | Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» | ||
Содержание образовательной деятельности по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада | Настоящее Положение разработано в целях упорядочения приема и отчисления детей дошкольного возраста в доу; социальной поддержки семей,... | ||
Распределение детей дошкольного и школьного возраста с неинфекционными заболеваниями в лечебных палатах осуществляется по | Онр в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, постепенного перехода дошкольных учреждений на новую, перспективную... | ||
Принципы и подходы к формированию Программы характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста Характеристика особенностей... | Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |