Детство-пресс


НазваниеДетство-пресс
страница1/4
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4




Т. Б. Полянская

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

ДЕТСТВО-ПРЕСС

2009



ББК 74.102

П 54

Полянская Т. Б.

П 54 Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.

ISBN 978-5-89814-493-7

В пособии предлагаются подробные конспекты занятий и мнемотехнические схемы, которые помогут в обучении детей рассказыванию. Пособие предназначено для педагогов, логопедов, дефектологов. Книга также поможет родителям в домашних занятиях с детьми.

ББК 74.102

© Полянская Т. Б.,

2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая1.

Занятие состоит из нескольких этапов2.

  1. этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

  2. этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: домик — , волк — , медведь — .

1 Работа с мнемотаблицами и схемами-моделями является хорошим методическим сопровождением раздела по развитию речи программы «Детство», по которой я работаю.

2 По методике Т. В. Большевой.


4

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу так: , действие «бил-бил» можно показать стрелками, а слезы — маленькими точками.

Через сказку я знакомлю детей с сезонными явлениями природы. С этой целью использую обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна». Ознакомление с характерными особенностями времен года идет через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами я ввожу цветовые буквенные обозначения времен года: осень — желтая или оранжевая, буква «О»; зима — синяя или голубая, буква «3»; весна — зеленая, буква «В». При этом знакомлю детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлений, например: дождь — , снег — , солнце — , дерево — . Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица — ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква «3» символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия «сезон как время года».

В данном пособии я предлагаю конспекты занятий по развитию речи с элементами мнемотехники. Они помогут педагогам научить


5

детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Причем дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду (занятия «Рукавичка», «Осень»). «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир (занятие «Увидел скворца — знай: весна у крыльца»).

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей):

  • подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

  • обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

  • подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

  • выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия я помогаю детям вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?» В занятия я включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Большевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» JL Е. Белоусовой), способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Белоусовой я стала использовать со старшей группы. Она учить фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и


6

их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

  • расширился круг знаний об окружающем мире;

  • активизировался словарный запас;

  • дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.




КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ И СХЕМ-МОДЕЛЕЙ

Рассказывание сказки «Рукавичка» (2 младшая группа)

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;

  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;

  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;

  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

  • умение соотносить знаковые символы с образами. Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения. Наглядный материал: мнемотаблицы к сказкам «Рукавичка», «Волк», «Заяц»; игрушка-собачка, бумажные силуэты рукавичек (по количеству детей), магнитофонные записи (лай собаки; Свиридов «Тройка»; Зубков «Лирическая»).

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Рукавичка»;

  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблице «Рукавичка»;

  • показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр);

7


8

  • показ сказки «Рукавичка» по коллажу;

  • работа с тактильными дощечками;

  • пение песен про животных;

  • чтение стихов про животных и о зиме;

  • наблюдения в природе;

  • дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Звучит магнитофонная запись — музыка Свиридова «Тройка».

Педагог. Ребятки, я вам прочитаю стихотворение, а вы узнаете, о каком времени года в нем говорится.

Вот зима, кругом бело, Много снегу намело. Утром Ваня санки взял, По дорожке побежал.

Дети. В этом стихотворении говорится о зиме. Педагог. А как вы догадались? Дети. Потому что кругом бело, намело снегу... Педагог. Правильно, это время года — зима. Но что я слышу: как будто кто-то лает?

Звучит магнитофонная запись — лай собаки, появляется иг- рушка-собака Филя.

Педагог. Здравствуй, Филя, очень рады тебя видеть у нас в гостях! Давайте его погладим, Филю мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Дальше педагог говорит за Филю.

Филя. Здравствуйте, ребятки! На улице холодно, зима — у меня замерзли лапки. Можно у вас погреться? Дети. Можно!

Педагог. Филя, а пока ты греешься, ребятки тебе расскажут зимнюю сказку, которая называется «Рукавичка». Филя, садись рядом со мной. Дети садятся на стульчики.


9

Педагог. Давайте вспомним, кто живет в домике-рукавичке?

Дети. В домике живут мышка, кабан, зайчик...

Педагог. А кто расскажет про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».

Филя. Молодец, Андрюша, зайчик живет в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто еще живет в домике-рукавичке?

Дети. В рукавичке живет волк.

Филя. Иди, Наташа, расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк».

Педагог. Ребятки, как вы думаете: волк, лиса, заяц, мышка, кабан — это дикие или домашние животные?

Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.

Педагог. Правильно, дикие животные живут в лесу. Ребята, а какими словами можно начать сказку?

Дети. Жили-были, однажды, это было зимой.

Педагог. А закончить?

Дети. Вот и сказка вся, кто слушал — молодец; или: вам сказка, а мне крынка масла.

Звучит музыка Зубкова «Лирическая».

Педагог. А сейчас слушай, Филя, нашу зимнюю сказку.

Филя. Геля, иди расскажи сказку «Рукавичка».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».

Филя. Молодец, Геля, правильно рассказала сказку, ничего не забыла. Только мне холодно, я еще не согрелся.

Педагог. Давай, Филя, поиграем.

Филя располагается в своем домике (например, на стуле). Дети вместе с педагогом идут к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: что же будет?


10

Дети подходят к псу, который позволяет себя погладить и приласкать. Неожиданно пес лает — дети убегают от него, а он догоняет их.

Филя. Вот я и согрелся, стало мне жарко! Садитесь на стульчики, ребятки, и расскажите сказку еще раз. Это сказка про меня, это я нашел деду рукавичку.

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».

Филя. Да, жалко зверей, остались они без домика-рукавички.

Педагог. И мне жалко зверей, Филя. Давайте, ребята, подарим собачке и его друзьям-зверям наши красивые рукавички. Тогда у каждого будет свой домик-рукавичка.

Дети выбирают «рукавички», разложенные на столе, и дарят собачке Филе.

Филя. Спасибо, ребятки, какие красивые рукавички! Побегу в лес быстрее и отдам их зверям. До свидания!

Педагог и дети. До свидания, Филя!




11

Рассказ по мнемотаблице «Рукавичка»

Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.



Волк

Волк живет в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детенышей выкармливает молочком. Он хищник, у него острые зубы.


12



Заяц

Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

Составление рассказа «О зиме» (2 младшая группа)

Обучающие задачи:

✓ учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;


13

  • развивать словарный запас — подбирать слова, обозначающие действие (глаголы);

  • закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

  • формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить;

  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал, мнемотаблица «Зима», игрушка-котенок, снежинка, вырезанная из белой бумаги. Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;

  • рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима»;

  • пение песен про кошечку и про зиму;

  • чтение стихов, потешек, рассказов, сказок про кошечку, про зиму;

  • дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто что ест», «Кто в домике живет».

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Педагог. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте — про кого она?

Усатенькая, мохнатенькая, На лапках цап-царапки, Молоко пьет,

«Мяу-мяу» поет.

Дети. Это загадка про кошку.


14

Педагог вносит в группу мягкую игрушку-котенка.

Педагог. К нам пришел в гости котенок, его зовут Пушок.

Сегодня я расскажу (или прочитаю) вам историю, которая приключилась с маленьким котенком. Проснулся как-то утром Пушок, глаза открыл, потянулся. В комнате было тепло и уютно. Как всегда, полакал из блюдечка молока. Поиграл с фантиком, привязанным на веревку. И решил пойти погулять на улицу. Таня открыла ему дверь, но только котенок сделал несколько шагов вперед, как его лапки провалились во что-то мягкое, холодное и белое. Испугался Пушок. Такого он еще никогда не видел. Скорее отбежал он от дверей и спрятался под кровать.

Ребята, чего же так испугался котенок? Что он в первый раз увидел на улице?

Дети. Он увидел снег.

Педагог. Чтобы Пушок не боялся снега, давайте все вместе расскажем ему про него. Какой бывает снег?

Дети. Снег бывает белый, холодный, пушистый...

Педагог. А из чего состоит снег?

Дети. Снег состоит из снежинок.

Педагог. Посмотри, Пушок, это снежинка.

Педагог показывает вырезанную из бумаги снежинку. Дальше воспитатель будет говорить и за Пушка.

Педагог. Ребята, расскажите Пушку, какая снежинка?

Дети. Снежинка легкая, воздушная, резная, ажурная, белая, красивая.

Педагог. А что снежинки умеют делать?

Дети. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.

Педагог. А когда много снега падает с неба, как это называется?

Дети. Это называется снегопад.

Педагог. Сколько снега намело — не пройти! Давайте с вами представим, что мы в валенках идем по глубокому снегу. (Дети имитируют движения.) Возьмите с собой Пушка, мы покажем ему, что ничего страшного в сугробах нет.

Дети играют в «Идем по глубокому снегу»: идут с трудом, лепят снежки, бросают снежки друг в друга, едут на лыжах.


15

Педагог. Молодцы, все дошли. А теперь отряхните снег с пальто, валенок, шапки. С Пушка стряхнем тоже. Не бойся, Пушок, снега. Если снежинки прилипнут к твоей шубке, то в комнате они растают. И снег бывает только зимой. Ребятки, кто хочет рассказать Пушку о зиме, какая она? В этом нам поможет наша помощница — таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Зима».

Пушок. Спасибо, ребятки, я не боюсь снега и зимы. Буду каждый день ходить гулять на улицу. Расскажите еще раз про зиму, я хочу запомнить и рассказать своим друзьям, какая хорошая зима.

Рассказывание по мнемотаблице «Зима».

Пушок. Спасибо.

Педагог. Ребята, наш Пушок такой маленький, ему надо к снегу привыкнуть, давайте возьмем его сегодня с собой на прогулку.



Рассказ по мнемотаблице «Зима»

Зимой часто идет снег. Дети любят из снега лепить снеговиков и кататься на лыжах.


16

Составление рассказа «Осень» (средняя группа)

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

  • развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу;

  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

  • формировать умение соотносить знаковые символы с образом.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить;

  • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк» (см. стр. ООО), «Осень»; игрушка-заяц и шапочка-маска волка для него, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча, магнитофонные записи (плач зайки; П. И. Чайковский «Октябрь»),

Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;

  • рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Осень», «Волк», «Заяц»;

  • показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу;

  • работа с тактильными дощечками;

  • пение песен про животных;

  • чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных;

  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет», «Кто что ест».


17

Ход занятия

Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Педагог. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?

Дети. Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тревожная.

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Звучит магнитофонная запись — плач зайки.

Но что я слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайчик с морковкой. Дальше педагог будет говорить и за зайчика Степашку.

Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Ребятки гладят зайку рукой.

Педагог. А почему ты плачешь?

Степашка. Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

Педагог. Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково?

Дети. Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.

Степашка. Спасибо, ребятки, какие вы добрые!

Педагог. Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».

Степашка. Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи (плачет).

Педагог. А сейчас узнаешь — ребятки тебе расскажут все про волка. В этом нам опять поможет помощница-таблица. Кто хочет рассказать про волка?

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».
  1   2   3   4

Похожие:

Детство-пресс iconРабочая программа 1-й младшей группы №1 муниципального казённого...
Вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»: /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева...

Детство-пресс iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №48 (699), 13 декабря 2010 г
Пресс-конференция, посвященная открытию новой паромной линии «Санкт-Петербург – Стокгольм» (иа «Росбалт» ул. Рубинштейна, 30/А, пресс-центр)....

Детство-пресс iconКосмические новости выпуск №1104, 11-15 октября 2013 г
Пресс-секретарь экс-руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина Анна Ведищева написала заявление об уходе из ведомства по собственному...

Детство-пресс iconКонтрольная работа по курсу «русский язык в профессионалной сфере»....
Задание Прочитайте следующие пресс-релизы и исправьте ошибки в оформлении и содержании, найдите орфографические, пунктуационные и...

Детство-пресс iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №44 (645), 16 ноября 2009 г
Пресс-конференция, посвященная проведению в Санкт-Петербурге «Недели паркура» и международного фестиваля паркура (пресс-центр итар-тасс...

Детство-пресс iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №44 (645), 16 ноября 2009 г
Пресс-конференция, посвященная проведению в Санкт-Петербурге «Недели паркура» и международного фестиваля паркура (пресс-центр итар-тасс...

Детство-пресс iconСоюза женщин России Конференция «Советы женщин и Советы отцов за...
«Советы женщин и Советы отцов за крепкую семью, ответственное родительство, защищенное детство»

Детство-пресс iconХроника Московской Хельсинкской группы ежемесячный информационный бюллетень №1 (181) январь 2010
Станислав Маркелов и Анастасия Бабурова были убиты 19 января 2009 г в Москве у дома №1 по ул. Пречистенка, когда возвращались с пресс-конференции,...

Детство-пресс iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №20 (771) от 4 июня 2012 г
Пресс-конференция, посвященная выпуску ежегодного аналитического обзора «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение...

Детство-пресс iconРабочая программа по литературному чтению для 2 «А»класса учителя...
Ооо издательство «Вита-пресс» 2012г авторской программы Е. И. Матвеевой «Литературное чтение» //Сборник программ для начальной общеобразовательной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск