Том первый


НазваниеТом первый
страница1/36
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36






Шри Ауробиндо

ПИСЬМА О ЙОГЕ
в трех томах
ТОМ ПЕРВЫЙ

1998
ББК 87.3(5Ид) Sri Aurobindo

А-93

First revised and enlarged edition in this size

Reproduction from the Sri Aurobindo Birth Centenary Library

MAY 1971


© Sri Aurobindo Ashram Trust 1971

Published by Sri Aurobindo Ashram Pondicherry

Reproduced by offset at the All India Press, Pondicherry, India

PRINTED IN INDIA


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ



РАЗДЕЛЫ I - IX

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Супраментальная эволюция



Раздел первый. Супраментальная эволюция

Были времена, когда стремление к духовному достижению было интенсивнее и шире распространено, по крайней мере, в определенных цивилизациях, чем сейчас или чем даже на протяжении нескольких последних веков. Ибо ныне кривая, похоже, начинает новый виток поиска, стартующий от достигнутого в прошлом и идущий к более высокому будущему. Но всегда, даже в эпоху Вед или в Египте, духовное достижение или оккультное знание было доступно немногим, они не были распространены во всей человеческой массе. Человеческая масса эволюционизирует медленно, содержа в себе все стадии эволюции от материального и витального человека до человека ментального. Ничтожно малая часть ее прошла дальше этих пределов, открывая двери оккультного и духовного знания и подготавливая восхождение эволюции за ментального человека в духовное и супраментальное существо. Иногда это меньшинство оказывало огромное влияние, как это было в Индии времен Вед, в Египте или, согласно преданию, в Атлантиде, и определяло лик цивилизации расы, оставляя на нем глубокий отпечаток духовности или оккультизма; иногда это меньшинство обособлялось в своих тайных школах или орденах, не оказывая прямого влияния на цивилизацию, погруженную в материальное невежество или хаос и тьму, или в тяжеловесное внешне просвещение, отвергающее духовное знание.

Циклы эволюции всегда тяготели вверх, но это - циклы, а не восхождение по прямой линии. Поэтому процесс производит впечатление серии восхождений и нисхождений, однако все эссенциальное1, достигнутое в эволюции, сохранялось или же, будучи временно затемнено, вновь всплывало в новых формах, подходящих новым эпохам. Творение низошло по всем ступеням бытия от Суперразума [Supermind] до Материи, и на каждой ступени оно создало мир, царство, план или порядок, соответствующие этой ступени. В сотворении материального мира произошло погружение этого нисходящего Сознания во внешнее Несознание и всплытие его из этого Несознания ступень за ступенью, которое будет продолжаться до тех пор, пока оно не раскроет все свои высшие духовные и супраментальные пики и не проявит их силы здесь, в Материи. Однако даже в Несознании есть тайное Сознание, которое трудится, можно сказать, согласно вовлеченной и скрытой Интуиции, присущей ему. На каждой стадии развития Материи, на каждой стадии Жизни эта Интуиция берется за работу, соответствующую этой стадии, и действует из-за вуали, поддерживая и вынуждая появление непосредственно необходимого в работе созидательной Силы. В Материи есть Интуиция, которая простирается на всю деятельность материального мира - от электрона до солнца, планет и того, что они содержат. В Жизни есть Интуиция, которая аналогичным образом поддерживает и направляет игру и развитие Жизни в Материи, пока она не становится готовой для ментальной эволюции, чьим средством является человек. В человеке тоже творение следует тому же идущему вверх процессу - Интуиция внутри развивается пропорционально уровню его достижений в прогрессе. Даже точный интеллект ученого, склонный отрицать отдельное существование или превосходство Интуиции, все же, не мог бы реально продвигаться вперед, если бы за ним не стояла ментальная Интуиция, которая позволяет ему сделать шаг вперед или намекает на то, что должно быть сделано. Поэтому Интуиция присутствует в начале вещей, в их середине и в их завершении.

Но Интуиция обретает свою собственную форму, лишь когда кто-то идет за ментальные в духовные владения, ибо лишь там она полностью выходит из-за вуали и раскрывает свою истинную природу. Одновременно с ментальной эволюцией человека начался процесс другой эволюции, который подготавливает появление духовного и супраментального существа. Он протекал по двум направлениям, одно - открытие оккультных сил, тайно присутствующих в Природе, и скрытых планов и миров, которые Материя прячет от нас; другое - открытие души человека и духовного себя. Если предание об Атлантиде верно, там был прогресс, который привел к огромному оккультному знанию, но не смог пройти дальше. В Индии времен Вед мы имеем иную линию, линию духовного самораскрытия; оккультное знание присутствовало и здесь, но оно оставалось предметом подчиненным. Можно сказать, что здесь, в Индии, царство Интуиции пришло первым, интеллектуальный Разум развился лишь спустя какое-то время в более поздней философии и науке. Но в действительности, массы людей того времени, и это совершенно очевидно, жили всецело на материальном плане, поклоняясь Божествам материальной Природы в ожидании от них совершенно материальных вещей. Усилие ведических мистиков открывало им сокрытые вещи через внутреннее зрение, слух и переживание, доступное ограниченному числу провидцев и мудрецов, бдительно хранивших тайну от человеческой массы - мистик всегда настаивает на тайне. Этот расцвет Интуиции на духовном плане вполне можно отнести на счет быстрого выхода эссенциальных достижений, принесенных из предыдущего цикла. Если мы проанализируем духовную историю Индии, мы найдем, что вслед за достижением этих высот наступает нисхождение, стремящееся овладеть каждой более низкой ступенью уже развившегося сознания и присоединить ее к духовному на его вершине. За ведической эпохой последовала мощная вспышка интеллекта и философии, которые еще принимали духовную истину за свою основу и старались достичь ее заново, но уже не через прямую Интуицию или оккультный процесс, как это делали ведические провидцы, а посредством способности ума на рефлективное, спекулятивное, логическое мышление; одновременно были развиты процессы йоги, которые использовали мыслящий разум как средство достижения духовной реализации, одухотворяя, в то же самое время, и сам этот разум. Затем последовала эра развития философии и йогических процессов, которые все больше и больше использовали эмоциональное и эстетическое существо как средство духовной реализации и одухотворяли эмоциональный уровень в человеке через сердце и чувство. Это сопровождалось Тантрическими и другими процессами, которые использовали ментальную волю, витальную волю, волю чувств и делали их инструментами и объектом одухотворения. В Хатхайоге и в различных попытках обожествления тела тоже заметно направление усилия, старающегося достичь того же и по отношению к живой Материи; но здесь еще предстоит открыть истинный и надлежащий метод и силу Духа в теле. Поэтому можно сказать, что универсальное Сознание после своего нисхождения в Материю начало эволюцию по двум линиям: одна - это линия восхождения к открытию Себя и Духа, другая - это линия нисхождения через уже прошедшие эволюцию уровни разума, жизни и тела для принесения вниз на эти уровни духовного сознания ради осуществления таким образом некоего тайного намерения в творении материальной вселенной. Наша йога по самому своему принципу принимает, суммирует, делает этот процесс полным, устремляется к высшему из возможных, супраментальному, уровню и приносит его сознание и силу вниз, в разум, жизнь и тело.

Состояние нынешней цивилизации, материалистической, с направленным вовне интеллектом и усилием жизни, которое вы находите столь нездоровым, есть эпизод, но эпизод, вероятно, неизбежный. Ибо если одухотворение разума, жизни и тела, сознательное присутствие Духа даже в физическом сознании и материальном теле и есть то, что должно быть достигнуто, то эпоха, которая выдвигает Материю и физическую жизнь на передний план и посвящает себя усилию интеллекта, направленному на открытие истины материального существования, должна была, вероятно, прийти. С одной стороны, материализуя все вплоть до самого интеллекта, она создает большие трудности для духовного искателя, о которых вы говорили, но с другой стороны, она утверждает важность жизни в Материи, важность, которую духовность прошлого была склонна отрицать. Между прочим, она сделала одухотворение этой жизни необходимым для духовного поиска и тем самым помогла нисходящему движению эволюционизирующего духовного сознания в земной природе. Большего от этой эпохи требовать мы не можем; ибо результат, к которому она сознательно стремится, должен был бы, скорее, задушить и погасить духовный элемент в человечестве; лишь благодаря давлению противоположностей и вмешательству свыше последствия ее будут духовны.

***

Все фазы человеческой истории могут рассматриваться как развитие земного сознания, где каждая фаза имеет свое собственное место и значение; так и эта материалистическая интеллектуальная фаза должна была прийти, и она, без сомнения, имеет свое назначение и смысл. Нужно также принять во внимание и то, что в одном из своих результатов она была экспериментом, позволившим увидеть, как далеко и куда пройдет человеческое сознание с интеллектуальным и внешним контролем над Природой, имея лишь физические и интеллектуальные средства, без вмешательства какого-либо более высокого сознания и знания - или как она может помочь своим сопротивлением приближению духовного сознания, растущему вопреки всем превратностям, чтобы добиться контроля над Материей и повернуть ее к Божеству, как это пытались сделать Тантрики и Вайшнавы с эмоциональной и нижней витальной природой, не довольствуясь Ведантическим поворотом разума ко Всевышнему. Но вряд ли можно зайти еще дальше и предположить, что сам этот материализм является чем-то духовным или что это темное, смутное и бурное состояние современной Европы было совершенно необходимой подготовкой нисхождения Духа. Эта тьма и насилие, которые, похоже, тяготеют к тому, чтобы разрушить тот свет идеализма и желание гармонии, которые смогли установиться в разуме человечества, совершенно очевидно, вызваны нисхождением яростных и темных витальных Сил, стремящихся овладеть человеческим миром ради своих собственных, а не духовных намерений. Действительно, такое низвержение асурических сил из темных витальных миров было предсказано некоторыми оккультистами как первый результат давления Божественного нисхождения на их витальное царство, но это расценивалось как битва, а не как помощь Божественной Победе. Взбивание Материи попыткой человеческого интеллекта победить материальную Природу и использовать ее в своих интересах может разрушить что-то из пассивности и инерции, но это делается с материалистическими целями, в раджасическом духе, с отверганием духовности как своей ментальной основы. Такая попытка может закончиться и, похоже, действительно заканчивается, в хаосе и дезинтеграции, тогда как новая попытка созидания и реинтеграции, похоже, сочетает в себе темную неподатливость материальной Природы с возрождением варварской жестокости и неистовства полу животной витальной Природы. Что прикажете делать со всем этим духовным силам или какая им польза от этого взбивания энергий материальной вселенной? Путь Духа - это путь мира, света и гармонии; если битва неизбежна, то именно из-за присутствия таких сил, которые стремятся либо уничтожить духовный свет, либо помешать ему. В духовном изменении инерция должна смениться божественным миром и покоем, раджасическая беспокойная энергия - спокойным и могучим, чистым и освобожденным динамизмом, а разум должен стать податливым для работ более высокого Света знания. Каким образом деятельность Материализма может способствовать этой перемене?

Материализм вряд ли может быть духовным по своей основе, ибо его основной метод диаметрально противоположен духовному. Духовный подход - изнутри вовне, способ материализма - извне вовнутрь. Он делает внутреннее результатом внешнего, по сути, феноменом Материи, и он работает на это видение вещей. Он ищет пути «усовершенствовать» человечество внешними средствами, и одно из его главных усилий направлено на то, чтобы сконструировать такой совершенный социальный механизм, который научит и заставит людей быть тем, чем они должны быть. Утрата эго в Божестве - это духовный идеал; здесь вместо него предлагается принесение индивидуума в жертву милитаристскому и индустриальному Государству. Где во всем этом хоть капля духовности? Духовность может прийти лишь с раскрытием разума, витала и физического глубочайшей душе, более высокому Себе, Божеству, подчинением разума, витала и физического духовным силам, использованием их как инструментальных каналов внутреннего Света, более высокого Знания и Силы. Зачастую, «духовными» ошибочно называют совсем иные вещи, ментальные, эстетические, витальные, но в них отсутствует та суть, без которой слово утрачивает свое истинное значение.

***

Когда на витальный мир оказывается давление, вызванное готовящимся Нисхождением свыше, этот мир, обычно, низвергает что-то из себя в человеческий. Витальный мир очень велик, и по своим размерам он значительно превосходит человеческий. Но, обычно, он управляет через влияние, а не через нисхождение. Конечно, эта часть витального мира всегда стремится держать человечество под своей властью и препятствует верхнему Свету.

***

Витальное нисхождение не может воспрепятствовать супраментальному - еще меньше на это способны подчиненные нации, действуя своей материальной силой, поскольку супраментальное нисхождение есть, главным образом, духовный факт, который повлечет свои неизбежные внешние последствия. Что предыдущие витальные нисхождения сделали, так это извратили Свет, который пришел вниз, как это случилось в истории христианства, где они овладели учением и лишили его сколь-нибудь широкого осуществления. Но Суперразум по определению есть Свет, который не может быть разрушен, если он приходит в своем собственном праве и когда он приходит сам. Это лишь когда он отступает и позволяет низшим Силам сознания использовать ослабленную и уже отклоненную Истину, знание может быть захвачено витальными Силами и превращено в слугу их собственных намерений.

***

В целом, все что вы говорите, сводится лишь к тому, что это - мир медленной эволюции, в которой человек появился из зверя и еще не вышел из него, в которой свет вышел из тьмы, а более высокое сознание - из сперва мертвого, а затем борющегося и беспокоимого сознания. Появляется духовное сознание, и именно в этом духовном сознании можно встретить Божество. Религии, полные витального и ментального смешанного беспокойного и невежественного вещества, могут получать лишь проблески Божества; позитивистский рассудок, с его сомнениями, основанными на видении вещей, как они есть, и отказывающийся верить во что-то, что может быть или будет, и вовсе не способен ничего увидеть. Духовное - это новое сознание, которое должно эволюционизировать и которое эволюционизировало. Вполне естественно, что сначала - и в течении долгого времени - лишь немногие могут достичь полного света, тогда как огромное большинство, которое, в свою очередь, по сравнению со всей человеческой массой ничтожно мало, достигает его лишь частично. Но то, что было достигнуто немногими, на какой-то стадии эволюции может стать полнее и шире, что мы и пытаемся осуществить. Однако это более великое сознание света, мира и радости нельзя получить сомнением и скепсисом, которые только и способны, что отступать к существующему, говоря: «Это невозможно; того, чего не было в прошлом, не может быть и в будущем; то, что так несовершенно реализовано, не может быть реализовано в будущем лучше». Необходима вера, воля или, по крайней мере, упорная потребность и стремление - чувство, что одним только этим я не могу довольствоваться; стремление к нему, которое не исчезнет, пока это не сделано. Вот почему дух скептицизма и отрицания стоит на пути, ибо он препятствует созданию условий, в которых может развернуться духовное переживание.

***

Нисхождение суперразума - это долгий процесс или, по крайней мере, требующий длительной подготовки, и можно лишь сказать, что работа порой продолжается, энергично продвигаясь к завершению, порой ее задерживает то, что поднимается снизу и требует работы над ним, прежде чем будет возможен дальнейший прогресс. Процесс представляет из себя процесс духовной эволюции, сжатой в краткий период; тем не менее, она могла бы быть осуществлена (тем, что люди посчитали бы чудесным вмешательством), но только если бы человеческий разум был бы более податливым и менее привязанным к своему неведению, чем сейчас. Как нам представляется, сперва оно должно проявиться в немногих, а затем расширяться, но не похоже, что оно преодолеет землю мгновенно. Не стоит чересчур много говорить о том, что оно сделает и как оно сделает это, ибо все это суперразум установит сам, действуя из Божественной Истины в нем, и разуму не нужно стараться проложить для него рельсы, по которым он побежит. Естественно, освобождение от подсознательного неведения и от болезни, продолжительность жизни, устанавливаемая по желанию, и изменение функций тела должны быть среди финальных элементов супраментальной перемены; но детали этих вещей нужно оставить супраментальной Энергии, действующей в соответствии с Истиной своей собственной природы.

Нисхождение супраментала неизбежно по логике вещей, а потому произойдет непременно. Именно из-за непонимания того, чем является супраментал, непонимания значения появления сознания в мире несознательной Материи люди не могут понять неизбежность и этого. Мне кажется, что если бы во времена ничем не нарушаемого царствования неодушевленной Материи в начале Земли появился наблюдатель, он назвал бы любое обещание появления жизни в мире мертвой земли, камня и минерала абсурдом и химерой; позднее он совершил бы ту же ошибку, сочтя появление мысли и разума в животном мире абсурдом и химерой. То же происходит и сейчас с появлением суперразума в запинающемся менталитете этого мира человеческого сознания и его рассуждающего неведения.

***

Вполне возможно, что на отдельных уровнях, не на супраментальном, были периоды гармонии, впоследствии нарушенной, - но они могли быть лишь стадией или местом отдыха в дуге духовной эволюции, идущей из Несознания.

***

Здесь подразумевается Божество в своей эссенциальной манифестации, которое обнаруживает себя нам как Свет и Сознание, Сила, Любовь и Красота. Но в своей нынешней космической манифестации Всевышний, будучи Бесконечным и ничем не ограничиваемым, может проявить в Себе, в своем сознании, полном неисчислимых возможностей, что-то, что представляется противоположным ему, что-то, в чем возможны Тьма, Несознание, Инерция, Бессознательность, Дисгармония и Дезинтеграция. Именно это мы и видим в основе материального мира и говорим сегодня о нем как о Несознании - Несознательном Океане Ригведы, в котором Один был скрыт и поднимается в форме этой вселенной, или, как ее иногда называют, небытии, Асат. Неведение, которое является характерной чертой нашего разума и жизни, есть результат этого происхождения из Несознании. Более того, в эволюции из несознательного существования, естественно, возникают силы и существа, которые заинтересованы в поддержании всего, что отрицает Бога, в ошибке и несознании, в боли, страдании, тьме, смерти, слабости, болезни, дисгармонии, зле. Отсюда идет искажение манифестации здесь, его неспособность явить истинную суть Божества. Но, все же, в самой этой основе эволюции есть все, что божественно, вовлеченное и стремящееся выйти в эволюции: Свет, Сознание, Сила, Совершенство, Красота, Любовь. Ибо в самом Несознании и за всеми искажениями Неведения сокрыто и работает Божественное Сознание, которое должно появляться все больше и больше, отбрасывая в конце свои маски. Вот почему говорится, что мир призван выразить Божество.

Ваше заявление о супраментальной эволюции верно за исключением того высказывания, что в результате ее все человечество в целом станет супраментальным. Нисхождение, скорее, установит супраментальный принцип в эволюции, как с появлением мыслящего Разума и Человека в земной жизни был установлен ментальный принцип. На земле будет раса супраментальных существ, как ныне на ней есть раса ментальных существ. Сам же человек обретет большую возможность подъема к промежуточным планам, стоящим между разумом и суперразумом, делая их силы живой реальностью своей жизни, что приведет к великим переменам в человечестве на земле, хотя вряд ли будет означать исчезновение ментальной ступени из восходящей лестницы, поскольку продолжение существования ментальной расы будет необходимо, чтобы та служила ступенью между виталом и супраменталом в эволюционном движении Духа.

Такое нисхождение верхних существ, о котором вы говорите, может рассматриваться как часть процесса изменения. Но главной частью изменения будет появление супраментального существа и организация здесь супраментальной природы, как это было с появлением на последней стадии эволюции ментального существа и организацией ментальной природы. Сегодня я предпочитаю не говорить о нисхождении верхних существ, ибо мой опыт говорит, что это ведет к пустому и зачастую эгоистическому романтизму, который отвлекает внимание от реальной работы, работы по реализации2 Божества и трансформации природы.

***

То, что мы делаем, если и когда мы достигнем успеха, будет началом, не завершением. Это будет основанием нового сознания на земле - сознания с бесконечными возможностями манифестации. Вечный прогресс имеет место в манифестации, и вне нее прогресса нет.

Если бы спасение души от физической оболочки было целью, тогда не было бы нужды в супраментализации. Достаточно было бы духовной Мукти и Нирваны. Если цель состоит в том, чтобы подняться к надфизическим планам, то и тогда в супраментализации нет нужды. Можно было бы войти в какие-нибудь небеса посвящением себя Господу тех небес. Но это - не прогресс. Иные миры - это миры типические, каждый фиксирован в своем собственном виде, типе и законе. Эволюция имеет место на земле, и поэтому земля является надлежащим полем для прогресса. Существа других миров не прогрессируют от одного мира к другому. Они остаются фиксированными в своем собственном типе.

Чисто монистический Ведантин говорит, что все есть Брахман, что жизнь - это греза, нереальность, существует только Брахман. Кто-то обретает Нирвану или Мукти, а затем живет лишь до спадения тела, затем такой вещи как жизнь, больше не будет.

Они не верят в трансформацию, поскольку считают разум, жизнь и тело неведением, иллюзией, - единственной реальностью является не имеющий признаков безотносительный Сам, или Брахман. Жизнь есть вещь относительностей, в чистом Себе всякая вещь и все, что относительно, исчезает. Какая может быть польза от трансформации иллюзии и можно ли трансформировать иллюзию, которая никогда ничем иным быть не может, как бы ее ни трансформировали, кроме как иллюзией? Для них не существует такой вещи, как «Нирваническая жизнь».

Это лишь некоторые йоги ставят своей целью ту или иную трансформацию, кроме трансформации неведения в знание. Идея варьируется: иногда это - божественное знание или сила, или божественная чистота, или этическое совершенство, или божественная любовь.

Что должно быть преодолено, это сопротивление Неведения, которое не желает трансформации природы. Если удастся преодолеть его, старые духовные идеи не будут создавать преград.

Предполагается не супраментализация человечества в массе, а установление принципа супраментального сознания в земной эволюции. Если это сделано, все необходимое будет развито самой супраментальной Силой. Поэтому широкое распространение миссии не является чем-то важным. Важно осуществить это в небольшом числе; это - единственная трудность.

Если трансформация тела полная, это означает освобождение от подчинения смерти - но это не означает, что придется сохранять одно и то же тело все время. Когда будет нужна перемена, будет создаваться новое тело, но сейчас нельзя сказать, как это будет делаться. Нынешний метод заключается в физическом рождении - некоторые оккультисты полагают, что придет время, когда в этом не будет нужды, однако этот вопрос следует оставить на решение супраментальной эволюции.

На вопросы о суперразуме отвечать сейчас смысла нет. Суперразум не может быть описан в выражениях, понятных разуму, ибо выражения будут ментальными и разум будет понимать их ментально и упустит их истинный смысл. Поэтому это было бы пустой тратой времени и энергии, которая должна быть посвящена предварительной работе - психизации3 и одухотворению существа и природы, без чего супраментализация невозможна. Пусть вся динамичная природа, ведомая психическим, наполнится духовным светом, миром, чистотой, знанием, силой; пусть впоследствии она обретет переживание промежуточных духовных планов и будет знать их, чувствовать и действовать с пониманием их; затем можно будет говорить и о супраментальной трансформации.

***

Что из себя представляет совершенная техника йоги или, скорее, йоги, изменяющей мир или изменяющей Природу? Не той, что берет человека, затрагивая где-то в нем маленькую частичку, забрасывает крючок и вытягивает его лебедкой вверх в Нирвану или Парадиз. Техника йоги, изменяющей мир, должна быть такой же многообразной, гибкой, терпеливой, всеохватывающей, как и сам мир. Если она не имеет дела со всеми трудностями и возможностями и не работает заботливо над каждым необходимым элементом, имеет ли она хоть какой-нибудь шанс на успех? И может ли совершенная техника, которую может понять каждый, сделать это? Это отнюдь не похоже на написание маленькой поэмы в заданном размере с ограниченным числом модуляций. Уж если вы используете для сравнения поэму, это должна быть Махабхарата Махабхарат, вот что должно быть сделано. А что, в сравнении с ограниченным греческим совершенством, представляет из себя техника Махабхараты?

Далее, какая польза от vicАrabuddhi в этом случае? Если кто-то должен достигнуть нового сознания, которое превосходит рассуждающий интеллект, сможет ли он сделать это в тех чертах, которые должны оцениваться и пониматься рассуждающим интеллектом, контролирующим каждый шаг, диктующим, что следует делать, каковы масштабы достигнутого, как нужно идти, в чем ценность того или иного шага? Если кто-то поступает так, выйдет ли он с уровня рассуждающего интеллекта в то, что превосходит его? А если кто-то вышел, как могут другие судить о том, что он делает, пользуясь интеллектуальными мерками? Как можно судить о том, что находится за пределами обычного сознания, находясь в этом обычном сознании? Разве не единственно перерастанием себя можете вы чувствовать, переживать, судить о том, что превосходило вас? Какова ценность суждения без чувства и опыта?

То, что будет делать супраментал, разум не может ни предвидеть, ни установить. Разум - это неведение, ищущее Истину, тогда как супраментал по самому своему определению является Сознанием-Истиной, Истиной, владеющей собою и осуществляющей себя своей собственной силой. В супраментальном мире несовершенство и дисгармония обречены на исчезновение. Но наше намерение сейчас - это не превращение земли в супраментальный мир, а принесение вниз супраментала как силы и установленного среди остального сознания - пусть он работает там и осуществляет себя так, как это произошло, когда в Жизнь и Материю спустился Разум и работал там как Сила для своего осуществления. Этого будет достаточно, чтобы изменить мир и изменить Природу разрушением ее нынешних границ. Но что, как, в какой степени он сделает это, ничего сейчас сказать нельзя - когда Свет будет здесь, Свет сам будет делать свою работу - когда супраментальная Воля встанет на землю, эта Воля сама будет решать. Она установит совершенство, гармонию, творение-Истину; что до остального, что ж, пусть оно остается остальным - вот и все.

***

Все человечество не может быть изменено сразу. Что нужно сделать, это принести Верхнее Сознание вниз в земное сознание и установить его там как постоянную реализованную силу. Как в Материи были установлены и воплощены разум и жизнь, так установить и воплотить супраментальную Силу.

***

Невозможно изменить все в мановение ока - мы всегда говорили, что все человечество не изменится в момент Нисхождения. Но что можно сделать, это установить более высокий принцип в земном сознании так, что он останется и будет усиливаться и разворачиваться в земной жизни. Именно так должен работать новый принцип в эволюции.

***

Он [мир] и хочет, и не хочет того, чего он еще не получил. Все, что супраментал может дать, внутренний разум мира хотел бы иметь, однако его внешний разум, его витал и физическое не хотят платить за этот приз. Но, в конце концов, я стараюсь не изменить весь мир сразу, а лишь принести вниз что-то, чего в нем еще нет, новое сознание и силу.

***

Эта трансформация не может быть сделана индивидуально или лишь единично. Никакая индивидуальная трансформация, не занятая работой для земли (что означает больше, чем любая индивидуальная трансформация), не может быть ни возможной, ни полезной. Также нет и индивидуального человеческого существа, которое могло бы своей собственной силой осуществить трансформацию, нет и такой цели у йоги, создавать тут и там индивидуального сверхчеловека. Задачей йоги является принесение супраментального сознания вниз на землю, фиксация его там, создание новой расы с принципом супраментального сознания, управляющим внутренней и внешней индивидуальной и коллективной жизнью.

Эта сила, воспринимаемая индивидуумом за индивидуумом в соответствии с их подготовкой, установит супраментальное сознание в физическом мире и тем создаст ядро для своей собственной экспансии.

***

Сперва именно через отдельных индивидуумов оно [супраментальное сознание] станет частью земного сознания, а затем развернется из первых центров и будет все более овладевать глобальным сознанием, пока не станет установленной здесь силой.

***

Все это абсурд. Нисхождение супраментала означает лишь то, что Сила будет здесь, в земном сознании, живой реальностью, как мыслящий ментал и верхний ментал уже находятся здесь. Но животное не может воспользоваться присутствием мыслящей ментальной Силы, а неразвитый человек - присутствием верхней ментальной Силы - точно так же никто не сможет воспользоваться присутствием супраментальной Силы. Также я достаточно часто говорил, что сперва она будет для немногих, не для всей земли - будет лишь растущее ее влияние на земную жизнь.

***

О нем [нисхождении суперразума в земное сознание] не обязательно будет известно каждому. Кроме того, даже если бы нисхождение и происходило, человеку нужно было бы быть готовым, прежде чем он смог бы достичь финального изменения.

***

Не полностью, ибо это [трансформация Космического Разума, Жизни и Материи] - не наше дело. Это самих себя мы должны трансформировать и изменить земное сознание принесением супраментального принципа в эволюцию. Будучи здесь, он непременно окажет мощное влияние на всю земную жизнь - как это сделал разум через эволюцию людей, но гораздо более великое.

***

Такая сила, как супраментальная, не может спуститься, не произведя обширной перемены в земных условиях. Из этого не следует, что все будут супраментализованы, и этого не нужно - но сам разум окажется под влиянием, как жизнь оказалась под влиянием развивающегося разума земли.

***

Ничего перманентного не может быть сделано без реальной супраментальной Силы. Но в результате ее нисхождения интуиция будет становится в человеческой жизни все более и более развитой силой, и другие промежуточные силы, стоящие между разумом и суперразумом, тоже станут более обычными и разовьют организованную деятельность.

***

Откуда вы знаете, что она [наша йога] не окажет воздействия на обычных людей? Она неизбежно увеличит их возможности, и хотя все не смогут подняться к вершине, для земли это все равно будет означать великие перемены.

***

Напротив, они [простые люди] не смогут не чувствовать, что более великие Свет и Сила пришли на землю.

***

Божественное Сознание действует не из соображений обретения или утраты; это - человеческая платформа, необходимая для человеческого развития. Божеству, говорит Гита, нечего обретать, нет ничего, чего бы оно не имело, однако оно посылает вперед свою силу деятельности в манифестацию. Это земное сознание, а не супраментальный мир, выиграет в результате нисхождения супраментального принципа - это достаточная причина для его нисхождения. Супраментальные миры остаются, как были, и никоим образом не задеваются нисхождением.

***

«Раскрытие снизу»4 означает следующее: супраментальная сила, нисходя, пробуждает отклик снизу в земном сознании, так что супраментальная деятельность может быть сформирована в самой материальной. В земном сознании есть все, вовлеченное как потенциальная возможность, жизнь, разум, суперразум, - но лишь когда сила жизни низошла с плана жизни в материальный план, стала возможна активная и сознательная организованная жизнь; также лишь с нисхождением разума пробудился и мог быть организован латентный разум в Материи. Супраментальное нисхождение должно создать такого же рода раскрытие снизу, так, что супраментальное сознание сможет быть организовано в материальном.

***

Она [земля] содержит все потенциальные возможности, которые вышли в ее начале, а также многое, что еще не выражено.

***

Да. Земля является местом эволюции, где все силы встречаются и стараются проявиться и где из их работы должно быть что-то развито. На других планах (ментальном, витальном и т. д.) эволюции нет - каждый действует обособленно по своему собственному закону.

***

[Земное сознание:] Сознание одной только Земли. Существует самостоятельное глобальное сознание Земли (как есть оно и у других миров), которое эволюционизирует с эволюцией жизни на планете.

***

Да, все это является земным сознанием - минерал = материи, растение = витально-физическому творению, животное = витальному творению, человек = ментальному творению. В земное сознание, ограниченное так разумом, виталом и материей, должно прийти супраментальное творение. Безусловно, сперва оно не может быть во многих - но даже если на первых порах оно будет иметь место в немногих, это не означает, что оно не повлияет на других или не изменит баланс всей земной природы.

***

Нет причины, почему бы растительной, животной и человеческой жизни не эволюционизировать в Истине, а не в Неведении - раз на земном плане появится знание.

***

Он [суперразум], если он принесен вниз в материальное сознание, может прямо воздействовать на все - в нынешнем положении вещей он находится латентно позади и действует через различных посредников.

***

[Прямая супраментальная деятельность в настоящем в растениях:] Нет, так сказать нельзя. Это работает витальная сила, но в этой Силе-Жизни есть своего рода лежащая в ее основе Интуиция, которая имеется за всей деятельностью, и именно ее можно назвать отраженной или делегированной Силой, за спиной которой стоит латентный суперразум.

***

Если бы духовное и супраментальное было одним и тем же, как, по вашим словам, полагают мои читатели, тогда все святые, преданные, йогины и садхаки всех времен были бы супраментальными существами и все, что я написал о суперразуме, было бы ненужно, бесполезно и совершенно излишне. Любой, имеющий духовные переживания, был бы супраментальным существом; Ашрам был бы битком набит супраментальными существами, равно как и любой другой Ашрам в Индии. Духовные переживания могут утвердиться во внутреннем сознании и изменить его, трансформировать, если угодно; можно постичь Божество всюду, Себя во всех и всех в Себе, универсальную Шакти, делающую все вещи в мире; можно ощущать себя погруженным в Космического Себя или быть исполненным экстатической бхакти или Ананды. Но при этом в других частях природы могут и обычно продолжают думать, пользуясь интеллектом или, в лучшем случае, интуитивным разумом, используя ментальную волю, чувствуя радость и горе на витальной поверхности, подвергаясь физическим неприятностям и страдая от борьбы жизни в теле со смертью и болезнью. В таком случае перемена будет состоять лишь в том, что внутренний сам будет наблюдать все, не будучи потревоженным или сбитым с толку, с совершенно ровным отношением ко всему, принимая все как неизбежную часть Природы, неизбежную, по крайней мере, до ухода из Природы к Себе. Это - не трансформация, как я ее понимаю. С супраментальной переменой должны прийти совершенно иная сила знания, воля иного рода, эмоции и эстетика совсем иной светлой природы, иная конституция физического сознания.

***

Духовную реализацию можно иметь на любом плане контактом с Божеством (которое есть всюду) или восприятием Себя внутри, чистого и не задеваемого внешними движениями. Суперразум является чем-то трансцендентальным - динамичным Сознанием-Истиной, которого здесь еще нет, чем-то, что должно быть принесено свыше.

***

Только супраментал является всезнанием. Все под ним, от Надразума [Overmind] до Материи, есть Неведение - Неведение, растущее от уровня к уровню к полному знанию. Под суперразумом возможно знание, но не всезнание.

***

Я не сказал, что все, кроме супраментальной Истины, является ложью. Я сказал, что полной Истины ниже супраментала нет. В надразуме Истина суперразума, цельная и гармоничная, начинает разделяться на части, на множество истин, противостоящих друг другу и стремящихся к полному самоосуществлению, к созданию своего собственного мира или же к превалированию или к участию в мирах, созданных комбинацией различных отдельных Истин и сил-Истин. Ниже по шкале дробление становится все более выраженным, чтобы допустить позитивную ошибку, ложь и, в конце, несознание, подобное несознанию Материи. Этот мир вышел здесь из Несознания и развил Разум, который является инструментом Неведения, старающегося достичь Истину через ограничение, конфликт, путаницу и ошибку. Вернуться к надразуму, если кто-то может сделать это полностью, что нелегко для физических существ, значит встать на границах супраментальной Истины с надеждой войти в нее.

***

Здесь не может быть ментального правила или определения. Человек сперва должен жить в Божестве и достигнуть Истины - воля и сознание Истины организуют жизнь.

Это в недеятельном Брахмане бывают поглощенными, если ищут Лайю или Мокшу. Можно жить в Персональном Божестве, но не быть поглощенным в нем. Что до Всевышнего Божества, оно держит в себе мировое существование, и именно в сознании Всевышнего Божества оно движется, поэтому вхождением во Всевышнего поднимаются над подчинением Природе, но не выходят из всякого сознания мирового существования.

Общая Божественная Воля во вселенной - в прогрессирующей манифестации во вселенной. Но это - общая воля; она допускает уход отдельных душ, которые не готовы упорствовать в мире.

Это не бессмертие тела, а сознание бессмертия  
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Похожие:

Том первый iconСписок необходимых документов для оформления визы в США
Если Вы представляете новый паспорт, то необходимо представить предыдущий использованный паспорт (если его нет, то заявление от туриста...

Том первый iconВаш первый год в сетевом маркетинге
Более 200 конкретных рекомендаций позволят новичку, первый год работающему в сети

Том первый iconПамятка по организации приема в первые классы образовательных организаций...
Прием в первый класс образовательной организации является государственной услугой и регулируется нормативными правовыми документами...

Том первый iconПамятка по организации приема в первые классы образовательных организаций...
Прием в первый класс образовательной организации является государственной услугой и регулируется нормативными правовыми документами...

Том первый iconЗаконом Санкт-Петербурга от 17. 07. 2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
Прием в первый класс образовательной организации является государственной услугой и регулируется нормативными правовыми документами...

Том первый iconКраткая инструкция по работе с Taobao com
Главная особенность сайта «Купить в Китае? Легко!» заключается в том, что это первый русскоязычный сервис, позволяющий совершать...

Том первый iconМониторинг средств массовой информации за 8 14 июня 2010 г
Первый канал в телепроекте «Участок» продолжает обсуждение темы «ювенальная юстиция» (Первый канал, 15. 06. 2010) 4

Том первый iconПервый московский государственный медицинский
Фгбоу во первый мгму им. И. М. Сеченова Минздрава России на обучение по образовательным программам высшего образования программам...

Том первый iconМи и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление...
С целью проведения организованного приема граждан в первый класс мкоу сош №11 размещает на информационном стенде, на официальном...

Том первый iconИнструкция пользователя по получению услуги «Запись в первый класс»
Услуга «Запись в первый класс» предоставляется в электронном виде через региональный портал государственных и муниципальных услуг...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск