Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи


НазваниеФункционирование контактных глагольных форм в русской устной речи
страница1/17
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра русского языка

МАСЛОВА Елена Руслановна

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНТАКТНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

В РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

Выпускная квалификационная работа

на соискание степени магистра лингвистики

Научный руководитель:

д. ф. н., проф. БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН Наталья Викторовна

Рецензент:

к. ф. н., доцент факультета антропологии НОУ ВПО

«Европейский университет в Санкт-Петербурге»

ФЕДОРОВА Капитолина Сергеевна


Санкт-Петербург

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 7

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 7

1.1.Корпусный подход к анализу материала 7

1.2.Спонтанная речь как объект исследования 9

1.3.Лексикографическая фиксация единиц русской устной речи 12

1.4. Речь как объект изучения прагматики 15

1.5. Теория вежливости и анализ разговора 17

1.6. Прагматемы 21

ГЛАВА 2 28

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТАКТНЫХ ГЛАГОЛОВ В РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ 28

2.1.Материал и методика исследования 28

2.2.Контактные глаголы русской речи как метакоммуникативные прагматемы 28

2.3. Знаешь/знаете 34

2.3.1. Знаешь/знаете как вербальный хезитатив 34

2.3.2. Знаешь/знаете как дискурсивный маркер 35

2.3.3. Знаешь/знаете как ксенопоказатель 36

2.3.4. Количественные характеристики 36

2.4.Понимаешь/понимаете 37

2.5.Видишь/видите 41

2.6.(По)смотри/(по)смотрите 44

2.7.(По)слушай/(по)слушайте 46

2.8. Представь, представляешь и др. 50

2.9 Контактный глагол как компонент указательно-риторической конструкции 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65




ВВЕДЕНИЕ


Живая, звучащая, речь занимает важное место в жизни людей, так как является самой распространенной формой функционирования языка. В то же время сама устная речь (УР) постоянно развивается и изменяется. В связи с этим весьма существенным является выявление не сразу заметных, но регулярно используемых носителями языка стратегий и механизмов, обеспечивающих реализацию в речи тех или иных языковых единиц.

Другим важным аспектом изучения устной речи является описание стратегий, регулирующих коммуникацию. При таком подходе фокус внимания исследователей смещается с того, что мы говорим, на то, зачем мы это говорим. В современных исследованиях звучащей речи отмечается необходимость учитывать коммуникативно-структурные характеристики дискурса, объектом исследования становятся правила, которые регулируют вступление в разговор, окончание разговора, удержание, захват и передачу инициативы, структурные и последовательные модели интеракции.

Изучение подобных стратегий возможно только на обширном корпусном материале, который позволяет увидеть закономерности употребления различных речевых конструкций в тех или иных функциях, а также получить надежные сведения о том, насколько живая разговорная речь отличается от литературной. В некоторой степени именно этим объясняется необходимость анализа существующего, но пока почти не описанного корпусного материала.

Таким образом, актуальность настоящей работы заключается в том, что данное исследование может стать существенным вкладом в создание грамматики русской речи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и положения работы могут быть использованы в исследованиях, посвященных русской спонтанной речи и речевым автоматизмам.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов проведенного исследования в лексикографических описаниях, при составлении грамматики русской речи, а также в практике перевода и преподавания русского языка как иностранного.

Научная новизна исследования состоит в изучении механизмов порождения речи на примере функционирования конкретных глагольных форм и изменения их значений, а также в многоаспектном анализе в разной степени десемантизированных элементов дискурса, уточнении их функций.

Объектом исследования в работе является русская устная речь, организованная в Звуковой корпус, конкретным предметом исследования стали контактные глаголы знаешь/знаете, понимаешь/понимаете, видишь/видите и др. как примеры прагматем, весьма распространенных в русской устной речи.

Материалом для настоящего исследования послужили следующие группы речевых фрагментов из блока «Один речевой день» (ОРД) Звукового корпуса русского языка (полная выборка):

  • 427 употреблений формы знаешь и 191 употребление формы знаете,

  • 298 употреблений формы понимаешь и 63 употребления формы понимаете,

  • 249 употреблений формы видишь и 80 употреблений формы видите,

  • 342 употребления формы (по)слушай и 32 употребления формы (по)слушайте,

  • 303 употребления формы (по)смотри и 120 употреблений формы (по)смотрите.

Цель работы – анализ употребления контактных глаголов знаешь/знаете, понимаешь/понимаете, видишь/видите и др. в современной разговорной речи.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  1. дать обзор литературы по корпусной лингвистике, спонтанной речи, прагмалингвистике и социолингвистике;

  2. изучить исследования, посвященные прагматемам;

  3. ознакомиться с описанием исследуемых глагольных форм в словарях и грамматиках русского языка;

  4. из корпусов методом сплошной выборки извлечь контексты с исследуемыми единицами;

  5. проанализировать и систематизировать выбранный материал;

  6. классифицировать функции глагольных форм в исследуемом материале;

  7. описать особенности функционирования глагольных форм с точки зрения социолингвистики;

  8. сделать количественные подсчеты.

При анализе материала применялись следующие методы:

1) описательный;

2) сопоставительный;

3) метод сплошной выборки;

4) метод элементарных статистических подсчетов.

Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы:

1) введение;

2) теоретическая глава;

3) исследовательская глава;

4) заключение;

5) список принятых в работе сокращений;

6) списки использованных словарей и литературы.

Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных конференциях:

• XVIII и XIX Международные научные конференции студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);

• XVI и XVII Международные научные конференции молодых филологов (Таллинн, Эстония, февраль 2015 г., февраль 2016 г.);

• Коллоквиум молодых языковедов (Прага, Чехия, сентябрь 2015 г.);

• XVII и XVIII конференции в Невском институте языка и культуры «Невские чтения» (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);

• XV и XVI международные студенческие конференции в Нарвском колледже Тартуского университета (Нарва, Эстония, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);

• II Студенческая конференция Института лингвистики (СКИЛ) РГГУ (Москва, апрель 2016 г.).

Результаты работы отражены в следующих публикациях автора:

  1. Все ли мы знаем о слове «знаете»? // Материалы XIV Международной научной конференции молодых филологов. – Таллинн: Институт славянских языков и культур Таллинского университета, 2014. – С. 240250;

  2. К вопросу о контактных глаголах устной речи // XVIII Международная научная конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 6-11 апреля 2015 года. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. – С. 275-276;

  3. Знаешь как это интересно! (О некоторых особенностях употребления формы знаешь в русской спонтанной речи) // Материалы III конференции молодых славистов. – Будапешт: Институт славянской и балтийской филологии, 2015. – С. 166170;

  4. Знаешь и понимаешь как вербальные хезитативы: сходства и различия // Русская филология. 26. Сборник научных работ молодых филологов. – Тарту: Тартуский университет, 2015. – С. 275-279;

  5. Metacommunicative Abilities of Constructions with Words «Знаешь», «Понимаешь», «Видишь» // Материалы XV международной студенческой конференции в Нарвском колледже Тартуского университета. – Нарва: Нарвский колледж Тартуского университета, 2015. – С. 49;

  6. (…) Знаешь/знаете (…) // Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа. Том 2. Звуковой корпус как материал для новых лексикографических проектов / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2015. – С. 185-197;

  7. «Слушай» and «Cмотри» as Contact Verbs in Russian Spoken Language // Материалы XVI международной студенческой конференции в Нарвском колледже Тартуского университета. – Нарва: Нарвский колледж Тартуского университета, 2016. – С. 27;

  8. Употребление контактных глаголов и реализация стратегий позитивной и негативной вежливости // XIX Международная научная конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 18-22 апреля 2016 года. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2016 (в печати).



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconРабочая программа Элективного курса «Культура речи»
Введенская Л. А. "Русский язык и культура речи", И. Б. Голуб «Русский язык и культура речи» Л. Г. Смирнова «Культура русской речи»,...

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи icon«Типы компьютеров и их разнообразие»
Совершенствовать навыки практического владения английским языком по данной теме в устной речи и восприятии речи на слух

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconКонспект открытого урока письмо и развитие речи и сбо тема урока....
Развивать коммуникативные ууд на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconЦели освоения дисциплины: обучение устной речи на основе развития...
Развить у обучающихся умение правильно строить предложения различной структуры как на письме, так и устно

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconМетодические указания по аудиторному и внеаудиторному чтению и переводу,...
Методические указания по аудиторному и внеаудиторному чтению и переводу, развитию навыков устной и письменной речи для студентов...

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconО едином орфографическом режиме
Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconПоложение о едином орфографическом режиме
Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconТема урока Кол-во ча-сов
Развитие навыков аудирования и устной речи по теме «Каникулы – время путешествий»

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи iconО соблюдении единого орфографического режима
Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Функционирование контактных глагольных форм в русской устной речи icon• конкурс понимания устной речи (Listening)
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск