САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Кафедра русского языка
МАСЛОВА Елена Руслановна
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНТАКТНЫХ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
В РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ
Выпускная квалификационная работа
на соискание степени магистра лингвистики
Научный руководитель:
д. ф. н., проф. БОГДАНОВА-БЕГЛАРЯН Наталья Викторовна
Рецензент:
к. ф. н., доцент факультета антропологии НОУ ВПО
«Европейский университет в Санкт-Петербурге»
ФЕДОРОВА Капитолина Сергеевна
Санкт-Петербург
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 7
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1.Корпусный подход к анализу материала 7
1.2.Спонтанная речь как объект исследования 9
1.3.Лексикографическая фиксация единиц русской устной речи 12
1.4. Речь как объект изучения прагматики 15
1.5. Теория вежливости и анализ разговора 17
1.6. Прагматемы 21
ГЛАВА 2 28
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНТАКТНЫХ ГЛАГОЛОВ В РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ 28
2.1.Материал и методика исследования 28
2.2.Контактные глаголы русской речи как метакоммуникативные прагматемы 28
2.3. Знаешь/знаете 34
2.3.1. Знаешь/знаете как вербальный хезитатив 34
2.3.2. Знаешь/знаете как дискурсивный маркер 35
2.3.3. Знаешь/знаете как ксенопоказатель 36
2.3.4. Количественные характеристики 36
2.4.Понимаешь/понимаете 37
2.5.Видишь/видите 41
2.6.(По)смотри/(по)смотрите 44
2.7.(По)слушай/(по)слушайте 46
2.8. Представь, представляешь и др. 50
2.9 Контактный глагол как компонент указательно-риторической конструкции 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 65
ВВЕДЕНИЕ Живая, звучащая, речь занимает важное место в жизни людей, так как является самой распространенной формой функционирования языка. В то же время сама устная речь (УР) постоянно развивается и изменяется. В связи с этим весьма существенным является выявление не сразу заметных, но регулярно используемых носителями языка стратегий и механизмов, обеспечивающих реализацию в речи тех или иных языковых единиц.
Другим важным аспектом изучения устной речи является описание стратегий, регулирующих коммуникацию. При таком подходе фокус внимания исследователей смещается с того, что мы говорим, на то, зачем мы это говорим. В современных исследованиях звучащей речи отмечается необходимость учитывать коммуникативно-структурные характеристики дискурса, объектом исследования становятся правила, которые регулируют вступление в разговор, окончание разговора, удержание, захват и передачу инициативы, структурные и последовательные модели интеракции.
Изучение подобных стратегий возможно только на обширном корпусном материале, который позволяет увидеть закономерности употребления различных речевых конструкций в тех или иных функциях, а также получить надежные сведения о том, насколько живая разговорная речь отличается от литературной. В некоторой степени именно этим объясняется необходимость анализа существующего, но пока почти не описанного корпусного материала.
Таким образом, актуальность настоящей работы заключается в том, что данное исследование может стать существенным вкладом в создание грамматики русской речи.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и положения работы могут быть использованы в исследованиях, посвященных русской спонтанной речи и речевым автоматизмам.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов проведенного исследования в лексикографических описаниях, при составлении грамматики русской речи, а также в практике перевода и преподавания русского языка как иностранного.
Научная новизна исследования состоит в изучении механизмов порождения речи на примере функционирования конкретных глагольных форм и изменения их значений, а также в многоаспектном анализе в разной степени десемантизированных элементов дискурса, уточнении их функций.
Объектом исследования в работе является русская устная речь, организованная в Звуковой корпус, конкретным предметом исследования стали контактные глаголы знаешь/знаете, понимаешь/понимаете, видишь/видите и др. как примеры прагматем, весьма распространенных в русской устной речи.
Материалом для настоящего исследования послужили следующие группы речевых фрагментов из блока «Один речевой день» (ОРД) Звукового корпуса русского языка (полная выборка):
427 употреблений формы знаешь и 191 употребление формы знаете,
298 употреблений формы понимаешь и 63 употребления формы понимаете,
249 употреблений формы видишь и 80 употреблений формы видите,
342 употребления формы (по)слушай и 32 употребления формы (по)слушайте,
303 употребления формы (по)смотри и 120 употреблений формы (по)смотрите.
Цель работы – анализ употребления контактных глаголов знаешь/знаете, понимаешь/понимаете, видишь/видите и др. в современной разговорной речи.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
дать обзор литературы по корпусной лингвистике, спонтанной речи, прагмалингвистике и социолингвистике;
изучить исследования, посвященные прагматемам;
ознакомиться с описанием исследуемых глагольных форм в словарях и грамматиках русского языка;
из корпусов методом сплошной выборки извлечь контексты с исследуемыми единицами;
проанализировать и систематизировать выбранный материал;
классифицировать функции глагольных форм в исследуемом материале;
описать особенности функционирования глагольных форм с точки зрения социолингвистики;
сделать количественные подсчеты.
При анализе материала применялись следующие методы:
1) описательный;
2) сопоставительный;
3) метод сплошной выборки;
4) метод элементарных статистических подсчетов.
Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы:
1) введение;
2) теоретическая глава;
3) исследовательская глава;
4) заключение;
5) список принятых в работе сокращений;
6) списки использованных словарей и литературы.
Апробация работы: основные положения и результаты настоящего исследования были обсуждены в ряде докладов и сообщений на научных конференциях:
• XVIII и XIX Международные научные конференции студентов-филологов (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);
• XVI и XVII Международные научные конференции молодых филологов (Таллинн, Эстония, февраль 2015 г., февраль 2016 г.);
• Коллоквиум молодых языковедов (Прага, Чехия, сентябрь 2015 г.);
• XVII и XVIII конференции в Невском институте языка и культуры «Невские чтения» (Санкт-Петербург, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);
• XV и XVI международные студенческие конференции в Нарвском колледже Тартуского университета (Нарва, Эстония, апрель 2015 г., апрель 2016 г.);
• II Студенческая конференция Института лингвистики (СКИЛ) РГГУ (Москва, апрель 2016 г.).
Результаты работы отражены в следующих публикациях автора:
Все ли мы знаем о слове «знаете»? // Материалы XIV Международной научной конференции молодых филологов. – Таллинн: Институт славянских языков и культур Таллинского университета, 2014. – С. 240250;
К вопросу о контактных глаголах устной речи // XVIII Международная научная конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 6-11 апреля 2015 года. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. – С. 275-276;
Знаешь как это интересно! (О некоторых особенностях употребления формы знаешь в русской спонтанной речи) // Материалы III конференции молодых славистов. – Будапешт: Институт славянской и балтийской филологии, 2015. – С. 166170;
Знаешь и понимаешь как вербальные хезитативы: сходства и различия // Русская филология. 26. Сборник научных работ молодых филологов. – Тарту: Тартуский университет, 2015. – С. 275-279;
Metacommunicative Abilities of Constructions with Words «Знаешь», «Понимаешь», «Видишь» // Материалы XV международной студенческой конференции в Нарвском колледже Тартуского университета. – Нарва: Нарвский колледж Тартуского университета, 2015. – С. 49;
(…) Знаешь/знаете (…) // Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Часть 2. Теоретические и практические аспекты анализа. Том 2. Звуковой корпус как материал для новых лексикографических проектов / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2015. – С. 185-197;
«Слушай» and «Cмотри» as Contact Verbs in Russian Spoken Language // Материалы XVI международной студенческой конференции в Нарвском колледже Тартуского университета. – Нарва: Нарвский колледж Тартуского университета, 2016. – С. 27;
Употребление контактных глаголов и реализация стратегий позитивной и негативной вежливости // XIX Международная научная конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 18-22 апреля 2016 года. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2016 (в печати).
|