Учебно – методическое планирование Класс - 4
Учитель: Абдуллина А.Т.
Количество часов: 68, в неделю – 2часа
Планирование составлено на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – М.: Просвещение, 2010
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение»2011.(Стандарты второго поколения)
Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкого «Просвещение» 2012 г. / Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Учебник: 1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2013
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2013
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе:
- Федерального государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06. 10. 2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011 (стандарты второго поколения) начального общего образования.
- Учебный план образовательного учреждения на 2013 /2014 учебный год.
- Локальный акт образовательного учреждения. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения общего образования и примерной программы по математике и на основе программы, разработанной А.А. Плешаковым, М.Ю. Новицкой
Содержание программы полностью соответствует действующему Государственному образовательному стандарту общего образования и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива», направленной на реализацию культурно-исторического принципа в обучении. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира. Учебно – тематический план Учебник «Окружающий мир» для 4 класса включает следующие разделы: Мы- граждане единого Отечества 12 ч
Общество-это мы
| 1ч
| Российский народ
| 1ч
| Конституция России
| 1ч
| Права ребенка
| 1ч
| Государственное устройство России
| 1ч
| Российский союз равных
| 1ч
| Государственная граница России
| 1ч
| Путешествие за границу России
| 1ч
| Сокровища России и их хранители
| 1ч
| Творческий союз
| 1ч
| Альбом путешествий. Гербы , флаги и столицы субъектов России
| 1ч
| Контрольная работа
| 1ч
|
По родным просторам 20 ч
Карта – наш экскурсовод
| 1ч
| По равнинам и горам
| 1ч
| В поисках подземных кладовых
| 1ч
| Наши реки
| 1ч
| Озера – краса земли
| 1ч
| По морским просторам
| 1ч
| С севера на юг
| 1ч
| В ледяной пустыне
| 1ч
| В холодной тундре
| 1ч
| Среди лесов
| 1ч
| В широкой степи
| 1ч
| В жаркой пустыне
| 1ч
| У теплого моря
| 1ч
| Мы- дети родной земли
| 1ч
| В содружестве с природой
| 1ч
| Как сберечь природу России
| 1ч
| По страницам Красной книги
| 1ч
| По заповедникам и национальным паркам
| 1ч
| Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки
| 1ч
| Контрольная работа
| 1ч
| Путешествие по реке времени 27 ч
В путь по реке времени
| 1ч
| Путешествуем с археологами
| 1ч
| По страницам летописи
| 1ч
| Истоки древней Руси
| 1ч
| Мудрый выбор
| 1ч
| Наследница Киевской Руси
| 1ч
| Москва- преемница Владимира
| 1ч
| Начало Московского царства
| 1ч
| Подвижники Руси и землепроходцы
| 1ч
| На пути к единству
| 1ч
| Начало Российской империи
| 1ч
| «Жизнь- Отечеству, честь- никому »
| 1ч
| Отечественная война 1812
| 2ч
| Великий путь
| 1ч
| Золотой век театра и музыки
| 1ч
| Рассвет изобразительного искусства
| 1ч
| В поисках справедливости
| 1ч
| Век бед и побед
| 2ч
| «Вставай страна огромная»
| 1ч
| Трудовой фронт России
| 1ч
| «Нет в России семьи такой »
| 1ч
| После великой войны
| 1ч
| Достижения 1950- 1970х годов
| 1ч
| Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны
| 1ч
| Контрольная работа
| 1ч
|
Мы строим будущее России 8 ч
Современная Россия
| 1ч
| Хороша честь , когда есть, что есть
| 1ч
| Умная сила России
| 1ч
| Светлая душа России
| 1ч
| Начни с себя
| 1ч
| Контрольная работа
| 1ч
| Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию.
| 1ч
| Отправимся на экскурсию.
| 1ч
| Повторение пройденных материалов
| 1ч
| |