Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу


НазваниеУчебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу
страница1/7
ТипУчебно-методическое пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

Казанский (Приволжский) федеральный университет


Экономический факультет

Кафедра менеджмента

Организационное поведение

учебно-методическое пособие














Казань - 2010



Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии

экономического факультета КФУ
Автор-составитель

кандидат экономических наук, доцент Д.М.Сафина

Рецензент

доктор экономических наук, профессор Е.М.Разумовская
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д.М.Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет; 2010.- 78 с.
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент». Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются вопросы к семинарским занятиям, практикующие упражнения, ситуации для анализа, деловые игры, кейсы, тесты, темы для исследовательских работ и рекомендуемая литература. Учебно-методическое пособие призвано обеспечить более глубокое усвоение и закрепление материала курса.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре менеджмента экономического факультета КФУ.
© Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2010.

Содержание:


Введение 4

Тема 1. Введение в «Организационное поведение». 6

Тема 2. Личность. Учение о темпераменте. Типологии личностей. 6

Тема 3. Личность. Восприятие. Теории научения. 10

Тема 4. Управленческий потенциал руководителя и его составляющие. 12

Тема 5. Теории мотивация: модели, приемы и проблемы. 15

Тема 6. Управление конфликтами. Проблема притеснения в трудовом коллективе: моббинг и харассмент как организационные явление. 20

Тема 7. Команды и их создание. 30

Тема 8. Власть, лидерство и руководство. 36

Тема 9. Стресс и его влияние на эффективность деятельности организации. 44

Тема 10. Основы эффективного тайм-менеджмента. 49

Тема 11. Организационное поведение в различных культурных средах. 52

Тема 12. Международные аспекты организационного поведения. 56

Перечень тем для исследовательских работ. 67

Контрольный тест по курсу «Организационное поведение» 69

Рекомендуемая литература. 79


Согласно китайской поговорке, счастье,

это когда у тебя есть кого любить,

что делать и о чём мечтать.


Введение

Персоналу, как важнейшему фактору, обеспечивающему конкурентоспособность организации, уделяется все больше и больше внимания. Многие управленческие дисциплины в той или иной степени затрагивают тему персонала. В этом ряду дисциплин особо выделяется «Организационное поведение».

Курс «Организационное поведение» посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. Он включает рассмотрение базовых теоретических моделей и практических следствий организационного поведения для менеджмента. Организационное поведение - наука о поведении отдельных работников и групп работников, взаимодействии их между собой и с другими элементами организации и внешней среды, о лучших способах менеджерского воздействия на это поведение в целях повышения эффективности деятельности организации.

Комплекс проблем, которые изучаются организационным поведением, носят, прежде всего, прикладной характер. Организационное поведение призвано помочь менеджерам научится понимать поведение других людей, предсказывать его и управлять им. Эта синтетическая дисциплина возникла на стыке очень многих наук, таких как антропология, философия, социология, психология, менеджмент. Организационное поведение учит поиску наиболее эффективных моделей поведения, но в то же время не дает готовых ответов.

Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на раз­личных уровнях анализа инструментов. Например, она позволяет менеджерам анали­зировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов. Кроме того, знания об организационном поведении чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп как формальных, так и не­формальных, в ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп.

Первая задача организационного поведения - систематизированное описание поведения людей в различ­ных возникающих в процессе труда ситуациях. Вторая цель научной дисципли­ны состоит в объяснении причин поступков индивидов в определенных условиях. Современного менеджера не должно устраивать положение, когда он, имея возможность обсуждать поведение своих сотрудников, не понимает причин, лежащих в основе их поступков. Предсказание поведения работника в будущем — еще одна цель организационного поведения. Менеджер несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий, а значит, возможности воздействия на пове­дение работников и деятельность команд, имеют для него жизненно важное значение. В идеале менеджер не должен зависеть от человеческого фактора, он должен уметь разрабатывать предупредительные меры.

Конечная цель изучения организационного поведения — овладение навыками управления поведением лю­дей в процессе труда и их совершенствование.

Цель данного практикума – способствовать обучению студентов навыкам анализа и прогноза поведения людей в организациях. Будущий менеджер должен четко представлять себе механизмы эффективного управления поведением людей в процессе труда, уметь анализировать и объяснять причины поступков людей, разрешать конфликтные ситуации в организации, владеть приемами построения эффективных команд, владеть приемами оптимальной организации своего рабочего времени и времени подчиненных, знать, как построить адекватную системы мотивации и какой стиль лидерства лучше использовать в той или иной ситуации. Таким образом, изучение организационного поведения позволит студентами экономических специальностей реализовать высокие требования, предъявляемые к управленческим кадрам.

Курс «Организационное поведение» является обязательной дисциплиной по специальности «Менеджмент». Его рекомендуется изучать после ознакомления с такими дисциплинами как «Менеджмент», «Теория управления», «Теория организации», «Управление персоналом», «Психология управления». Знания по организационному поведению являются необходимыми для образования менеджера и решения прикладных проблем, связанных с управлением персоналом.

Тема 1. Введение в «Организационное поведение».

  1. Предмет курса «Организационное поведение». Исторические корни организационного поведения. Организационное поведение как синтетическая дисциплина.

  2. Функции и роли менеджера. Мастерство управления. Поведение в организации и показатели ее работы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему следует изучать организационное поведение?

  2. Какие ученые внесли свой вклад в становление организационного поведения как самостоятельной дисциплины?

  3. Почему организационное поведение является синтетической наукой? На стыке каких дисциплин возникло организационное поведение?

  4. Какие управленческие роли выполняет менеджер по классификации Г.Минцберга? Какие роли на ваш взгляд должен выполнять современный менеджер?

  5. Почему организационное поведение требует холистического подхода к исследованию?

  6. Какие факторы влияют на формирование поведения личности в организации?

  7. По каким показателям можно судить о «здоровье» организации?

Тема 2. Личность. Учение о темпераменте. Типологии личностей.

  1. Личность и психологические установки. Понятие личности. Структура личности по Фрейду. Три эго-состояния личности по Э. Берну. Фазы формирования личности.

  2. Понятие темперамента. Различные подходы к проблеме: учение Павлова, конституциональные теории. Характеристики темпераментов. Связки темпераментов.

  3. Типология личности Майерс-Бриггс (MBTI).

  4. Строение тела и характер личности. Типология Э.Кречмера и У.Шелдона.

  5. Три основные стратегии межличностного поведения или типология К. Хорни (уступчивый тип, обособленный тип, враждебный тип).

  6. Социальные типы характеров или типология Э. Фромма

  7. Терминальные и инструментальные ценности и их влияние на поведение. Методика М.Рокича.

  8. Ценности жизни как основа различий и сходства между людьми или типология Г. Олпорта

  9. Стиль жизни как основа типологии характеров или типология А.Адлера

  10. Практическая типология или типология Хейманса — Ле Сена

  11. Кто манипулирует жизнью или манипулятивные типы по Э. Шострому

  12. Понятие фрустрации. Способы выхода из состояния фрустрации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы этапы формирования человеческой личности? Назовите их возможные последствия.

  2. Как формируется поведение человека?

  3. Назовите известные вам типологии личностей, их назначение. В чем их отличительные особенности?

  4. Какие профессии являются более подходящими для каждого из четырех типов темпераментов?

  5. Между людьми с какими типами темпераментов, скорее всего, возможны конфликты; нормальная работа; кратковременное взаимодействие?

  6. Как ценностные ориентации влияют на поведение человека?

  7. Как характер зависит от строения тела? (по типологиям У.Шелдона и Э. Кречмера).

  8. Как определить характер и тип личности по внешним проявления - жестам, мимике, осанке, позе и походке?

  9. Как можно использовать опросник Майерс-Бриггс на практике?

  10. Какое влияние оказывают три эго-состояния личности по Э. Берну на поведение человека?

  11. Что такое фрустрация? Какие способы выхода из состояния фрустрации вы знаете.

Ситуация для анализа

Приведены типологические характеристики нескольких людей, которые работают одном коллективе.

Игорь Семенович – руководитель отдела сбыта, 34 года. Этот человек очень общителен, быстро сходится с людьми. Любит говорить, быть в центре внимания. Он быстро привыкает к новым требо­ваниям, легко переключается с задачи на задачу. Когда он беседует с кем-то, то часто улыбается. У него богатая, живая, подвижная мимика. Он любит говорить комплименты. Эмпат, хорошо разбирается в эмоциях окружающих. В коллективе он всегда склонен идти на компромиссы ради хороших отношений. Многим нравится с ним общаться. По мнению коллег, Игорь Семенович очень обаятелен.

Когда шеф дал новое задание по освоению новых рынков сбыта, глаза Игоря Семеновича сразу загорелись, он был чрезвычайно возбужден и взволнован. Начал работать очень энергично, мог подолгу задерживаться на работе, при этом всех вдохновлял своим энтузиазмом. Однако через несколько месяцев стало очевидно, что дело не пошло, рынок оказался мало перспективным. Игорь Семенович не скрывал своего огорчения, но переживал не долго. По словам шефа, этот проект надо было «добить», но наш герой потерял к нему всякий интерес. «Нужно жить здесь и сейчас, реально смотреть на вещи. Если не получилось в одном направлении надо искать другое», - считает Игорь. Шеф не стал настаивать. Он знает, что Игорь Семенович натура творческая не любит, когда его к чему-либо принуждают. Однако никто кроме Игоря так не рискует и не работает не жалея сил.

Светлана Тимофеевна — финансист, 48 лет. Она очень увлечена своей работой, аккуратна. Светлана Тимофеевна готова дотошно проверять каждую цифру, она очень ответственна и никогда не делает ошибок в расчетах. Когда ее просят выступить на годовом собрании, очень волнуется, тщательно готовит доклад, но он все равно не имеет успеха. Говорит она медленно, невыразительно, так, что слушатели начинают засыпать, поэтому Светлана Тимофеевна предпочитает готовить свои отчеты только в письменном виде.

Коллеги считают ее странной. Она не любит, как большинство женщин сплетничать и ходить по магазинам во время обеденного перерыва, предпочитает быстро пообедать и продолжить работу. Светлана редко проявляет свои эмоции, порой кажется, что она безучастна к окружающему. Лишь однажды она вышла из себя, когда директор попросил ее подумать о переводе в другой отдел. Светлана Тимофеевна долго не могла принять решения. Директор устал ждать, а когда он вызвал ее к себе, то понял, насколько она не хочет ничего менять. Светлана очень обрадовалась, что от нее, наконец, отстали и что можно снова спокойно заниматься привычной работой. Но она еще долго оставалась под впечатлением пережитого, и каждый раз испытывала тревогу при воспоминании об этом случае.

Петр Сергеевич – начальник отдела снабжения, 40 лет. Он крайне активен и подвижен. Готов в любую минуту сорваться в командировку в любом направлении. Когда он общается, то не замечает порой, что переходит на крик, при этом он активно жестикулирует и совершенно не слушает других людей, часто перебивает собеседника. Большой любитель поспорить. Может обидеть человека и даже не заметить этого. Поэтому многие его сторонятся, некоторые считают его интриганом.

Петр Сергеевич вспыльчив, порой даже агрессивен. Из-за торопливости и невнимательности в работе делает много ошибок. Хотя он умен и все ловит на лету.

Настроение его постоянно меняется, то он рад и благодушен, то зол и всех ненавидит. Его работоспособность также связана с изменчивым настроением. Практичен и многое любит делать своими руками.

Петр Сергеевич очень самоуверен. Полон энергии, любит браться за новые дела, но быстро теряет к ним интерес и снова ищет что-нибудь новое, а если не находит, то срывается на окружающих. Может начинать много дел, не доводя их до конца, предпочитает не связывать себя обязательствами, часто отпускает все «на волю случая».

В его кабинете царит хаос, стол завален бумагами, он часто теряет нужные документы. Очень злится, когда руководство требует от него письменных отчетов, всегда поручает их написание своим подчиненным.

Обожает, когда его хвалят публично. Критику не переносит, затаивает злобу и при случае мстит. Не долго остается под впечатлением пережитого, постоянно разряжает свои эмоции и любит это делать на окружающих.

Марина Валерьевна - секретарь, 27 лет. Походка ее нее не уверенная, она как бы парит в воздухе и готова уступить дорогу. Она очень мечтательна и впечатли­тельна, часто размышляет о будущем. При этом она проявляет живой интерес ко всему новому, даже если это не обещает практического результата. Самое главное для нее в жизни - любовь.

Она очень чувствительна и обидчива. Однажды Марина очень сильно огорчилась и даже расплакалась, когда шеф обвинил ее в том, что она потеряла важный документ. На самом деле она передала его шефу, но тот забыл, что убрал его себе в стол. После этого она долго не могла прийти в себя. Она стала думать о себе плохо, перестала верить в себя, обвиняла сама себя в безответственности. Хотя на самом деле Марина дисциплинированна, любит точность и пунктуальность, стремится все «разложить по полочкам». При этом она покорно подчиняется всем правилам внутреннего распо­рядка, никогда их не нарушает.

Вопросы

1. Определите тип личности каждого персонажа по нескольким типологиям. Опишите их психологический портрет.

2. Каковы основные потребности этих людей?

3. Как они удовлетворяют свои потребности? Часто ли каждый из них испытывает состояние фрустрации и как он выходит из него?

4. Опишите ваш метод управления каждым из них.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие для выполнения самостоятельной работы...
Печатается по решению редакционно-издательского совета фгбоу впо «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре организации здравоохранения...
Утверждено и рекомендовано к печати на заседании учебно-методической комиссии Новокузнецкого гиува. Протокол №8 от 10. 12. 2015

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие филиал казанского (Приволжского) федерального...
Кулинарный практикум: учебно-методическое пособие / А. Л. Файзрахманова, И. М. Файзрахманов. – Елабуга: Изд-во филиала кфу в г. Елабуга,...

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
А-64 Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Маркетинг. Рабочая тетрадь.– Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 97 с

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие Казань 2014 Печатается по решению Редакционно-издательского...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие Кемерово 2015 г. Согласовано: кроо «памск»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов стоматологического факультета, гигиенистов стоматологических со средним медицинским...

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...

Учебно-методическое пособие Казань 2010 Печатается по рекомендации Учебно-методической комиссии экономического факультета кфу iconУчебно-методическое пособие печатается по решению Методического совета...
Метрология, стандартизация и сертификация Учебно – методическое пособие для студентов специальности 230201. 65 «Информационные системы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск