Скачать 447.56 Kb.
|
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир», 3 класс Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение, 2004) и авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива»руководитель линии УМК Л. Ф. Климанова), является модифицированной. В ходе изучения курса используется учебно – методический комплект «Перспектива»:
А. А.Плешаков –М.: Просвещение, 2010 5. Книга для учащихся начальных классов: Зеленые страницы. А. А. Плешаков- М.: Просвещение, 2009 6. Книга для учащихся начальных классов.Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.А. А. Плешаков- М.: Просвещение, 2009 В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В соответствии с базисным учебным планом на курс по предмету «окружающий мир» отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Основное содержание курса обучения «Окружающий мир» В содержание входят следующие разделы:
Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личныйтранспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие.Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Экскурсии:
Практические работы:
Проекты:
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения предмета «окружающий мир» к концу 3 класса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Применяемые виды деятельности: высказываниемотивированногосуждения по теме, нахождение необходимыхсведенийв словаре, справочнике, путеводителе, характеристика способов изучения окружающего мира, презентация научно-популярной книги, сравнение, классификация объектов окружающего мира, установление взаимосвязей, соотнесение отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполнение таблиц, составление цепей питания и их моделирование, постановка вопросов по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформление дневника путешествия, анализ иллюстраций, пословиц, поговорок разных народов, отражающих отношение к природным богатствам, моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных, участие в посильных общественных делах и праздниках, оценивание своих успехов при выполнении практических работ,наблюдение, выполнение проектов, творческих работ. Формы, используемые для организации учебной деятельности на уроке:индивидуальные, групповые, парные, проектные. Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в процессе выполнениям промежуточного, текущего, итогового контроля в виде: работы в тетрадях на печатной основе, проектов, творческих заданий, самостоятельных и тестовых работ. Оценивание производится по пятибалльной шкале. Учебно - методическое обеспечение: 1.Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений российской федерации реализующих программ общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта. М., Дрофа, 2007 г. 2.Примерная рабочая программа для начальной школы комплект «Перспектива» (руководитель линии УМК Л. Ф. Климанова), М: «Просвещение», 2008 год. 3. Примерная рабочая программа «Окружающий мир» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, М: «Просвещение», 2008 год. Список литературы для учащихся: 1.«Окружающий мир», Учебник для 3 класса в 2 ч., А. А. Плешаков,Новицкая М. Ю. – М.: Просвещение, 2010 2. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь в 2 ч., А. А. Плешаков, Новицкая М. Ю. - М.:Просвещение,2010 3. «От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов», Плешаков А.А. - М: Просвещение 2010г. 4. «Великан на поляне»,Плешаков А.А.- М: Просвещение 2009г. 5.«Зеленые страницы», Плешаков А.А.- М: Просвещение 2009г. Методическая литература для учителя: 1.Методическое пособие к учебнику « Окружающий мир» А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2010 г. 2.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008 3.Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. уроки по окружающему миру 3 класс: пособие для учителя, Просвещение, 2009 4.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2007 Дидактический материал:
Технические средства:
|
«Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. М.: Баласс, 2011. Рабочая программа учебного... | Фгос начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 10. 2009 №373 | ||
«Окружающий мир» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | «Согласовано» «Утверждено» | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и... | Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно | ||
Рабочая программа разработана на основе требований фгос ноо, примерной программы по окружающему миру,на основе авторской программы... | Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального... | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос начального общего образования и обеспечена умк для 1–4 классов (авторы: О.... | Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |