Программа дополнительного образования Направление: познавательное


НазваниеПрограмма дополнительного образования Направление: познавательное
страница1/12
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=183f9632b96c87323398df75b656bc72&n=33&h=215&w=292

«Детский сад № 250»

http://vseznajka.net/wp-content/uploads/2015/08/sova.jpg

Программа дополнительного образования

Направление: познавательное

Новокузнецкий городской округ, 2015

c:\users\www\pictures\img559.jpg

Содержание

  1. .Пояснительная записка.

  2. Актуальность.

2.1.Цель программы.

2.2.Задачи программы.

2.3.Законодательно-нормативное обеспечение программы.

2.4.Формы и методы работы.

2.5.Ожидаемый результат.

  1. Учебно-тематическое планирование

3.1. Комплексно-тематическое планирование.

  1. Информационно-методическое обеспечение

4.1.Материалы и оборудование.

5.Список литературы.

I .Пояснительная записка.

Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, видеть себя в природе не потребителем, а другом и защитником ее.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей для того, чтобы научить детей любить и понимать природу. С этой целью была разработана программа, которая помогает мне в экологическом образовании детей. Данная программа строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития детей и включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно – практических методов и приемов, разнообразных комплексов пальчиковой гимнастики. Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течении недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала. Особенность программы является выделение на занятиях специального времени, направленного на реализацию задач регионального компонента. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, ознакомление с художественной литературой. Педагогическая диагностика проводится на основе «Мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения»- сентябрь – вводная, январь – промежуточная (для детей с низким уровнем развития), май – итоговая.

II. Актуальность.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

(китайская народная мудрость)

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Согласно требованиям ФГОС, выпускник ДОУ должен обладать такими качествами, как активность, любознательность. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, действовать самостоятельно, экспериментировать. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, следовать согласно образцу, слушать инструкции взрослого. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно адаптироваться, а занимаясь по программе дополнительного образования, он знакомится с тем, что в школе может его напугать. Речь идёт о прямой преемственности между дошкольным и начальным образованием.

В процессе экспериментирования и исследовательской деятельности усваивается всё крепко и надолго, если ребёнок всё слышит, видит и делает сам.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, даёт возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель программы: формировать у детей познавательные способности и экологическое сознание через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

  • Развитие осознания понимания ценности природы;

  • Формирование представлений о том, что человек-часть природы;

  • Обучение основам элементарной экологической безопасности;

  • Обучение пониманию того, что в природе всё взаимосвязано;

  • Воспитание у детей уважительного отношения ко всем животным и растениям;

  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155

  • Устав ДОУ

  • Программа развития ДОУ

Приказ о внедрении дополнительных программ образования в ДОУ.

Формы и методы работы:

  1. Наглядные методы: наблюдения;

  • показа сказок (педагогом)

  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, фотографий и иллюстраций;;

  • проведение дидактических игр;

  • Просмотр презентаций и видео фильмов;

2. Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;

  • беседы с элементами диалога,

  • обобщающие рассказы воспитателя.

3. Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

  • загадывание загадок;

4. Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности детей;

  • оформление гербария растений, плодов

  • экспериментирование с различными материалами;

  • коллективные и индивидуальные аппликации, конструирование.

При построении системы работы учитывались основные направления.:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.

  • Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголок природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; создана экологическая тропа;

  • Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов: энциклопедии, книги, серии сюжетных картин;

создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы: микроскоп и инструменты для проведения опытов, материалы и реактивы для опытов и т.д.

  • Мультимедийные презентации, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, СД и видеодиски.


Ожидаемый результат:

  • Сформированы знания и умения понимания ценности природы;

  • Ребёнок осознаёт себя частью природы;

  • Сформировано уважительное отношение ко всем животным и растениям;

  • Ребёнок понимает, что в природе всё взаимосвязано;

  • Сформированы основы элементарной экологической безопасности;

  • Сформированы первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту.

К концу освоения программы у детей должны быть сформированы следующие интегративные качества:

  • Любознательный, активный (проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

  • Эмоционально отзывчивый (эмоционально откликается на переживание, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние героев сказок, рассказов экологического содержания).

  • Овладевший средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками (делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять,

  • Может проявить инициативу в оказании помощи героям сказок экологического содержания;

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе (проявляет личное отношение к соблюдению моральных норм;

  • Способный решать интеллектуальные личностные задачи адекватные возрасту (умеет играть в простейшие настольно - печатные игры, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;

  • Имеющий первичные представления о себе, мире и природе (может рассказать о своем городе).

III. Содержание изучаемого курса

Срок реализации 1 год.

Программа рассчитана на воспитанников 5-7 лет

Всего занятий: 62

Приемы и методы работы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- поисковые,

- самостоятельной работы,

- игровые,

- творческие.

Режим занятий: 2 раза в неделю.

Длительность занятия – 30 минут.

Формы работы: групповая.

Комплексно-тематическое планирование.

Месяц

Количество занятий

Название занятия

Цели и задачи работы

Сентябрь. «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ, КУЗБАСС!»


8

  1. Вводная беседа о «Хочу всё знать».

Рассказать детям про кружок, провести экскурсию в кабинет-лабораторию.

2.Беседа «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес родимый Кузбасс!»

Закрепить знания о родной области, чем славится Кузбасс во всей России.

3.История моего города. Символика Новокузнецка, Кузбасса.


Закрепить название родного города, домашнего адреса, познакомить с гербом Новокузнецка и Кемеровской области.

4.Рассматривание фото, значков и магнитов «Достопримечательности Новокузнецка».

Рассказать о достопримечательностях Новокузнецка, побуждать детей к рассказам из личного опыта.

5.Животные, обитающие в Кузбассе.

Познакомить с фауной Кузбасса.

6.Растительный мир Кузбасса.

Формировать интерес к флоре Кузбасса.

7.Работа с картой

« Полезные ископаемые Кузбасса».


Познакомить с картой Кемеровской области, с природными ископаемыми, залегающими в недрах Земли Кузнецкой.

8.Итоговая работа. Коллаж «мир, в котором я живу».

Совершенствовать навыки коллективной аппликации.

Октябрь. «ВОЗДУХ»


8

1. Чтение энциклопедий по теме

Познакомить с понятием «воздух».

2. Чтение Н. Носова «Путешествие Незнайки на воздушном шаре».

Познакомить со сказкой Н. Носова «Путешествие на воздушном шаре».

3. Изготовление воздушного шара из бросового материала.

Закрепить навыки конструирования из бросового материала.

4. Что такое ветер?

Познакомить детей с причинами возникновения ветра в природе.

5. Опыты. Физические свойства воздуха.

Учить проводить простые опыты для обнаружения воздуха и его физическими свойствами.

6. Опыты. Звуки и горение.

Познакомить на примере экспериментов как возникают звуки в природе и что такое «горение».

7. Практическая работа: изготовление самолёта и корабля (оригами).

Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».

8. Итоговая работа. Коллаж «мир, в котором я живу».

Упражнять детей в безопасной работе с ножницами, аккуратному вырезанию деталей по контуру и их наклеиванию на основу.

Ноябрь. «ВОДА»

8

1. Загадки, стихи, потешки о воде.

Учить отгадывать и придумывать загадки, слушать внимательно стихотворения и потешки о воде.

2. Заучивание загадки о воде, используя мнемосхему.

Учить разучивать стихотворение о воде, используя мнемосхему.

3. Опыты. Физические свойства воды.

Учить проводить элементарные опыты с водой для ознакомления с её физическими свойствами.

4. Просмотр мультфильма «Беги, ручеёк!»

Побуждать к активному обсуждению сюжета по просмотренному мультфильму, делать определённые выводы.

5. Опыт «тонет-не тонет». Изготовление кувшинки.

Учить конструировать из бумаги кувшинку для последующего опыта: тонет-не тонет и раскрытие лепестков.

6. Просмотр мультфильма о загрязнении водоёма «Шапокляк».

Привлекать детей к внимательному просмотру мультфильма с последующим обсуждением «Как загрязняется вода?»

7. Опыт «очистка воды». Изготовление фильтра.

Учить изготавливать фильтр для очистки воды из картона и ваты.

8. Итоговая индивидуальная работа «Рисуем водой».

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования белым восковым карандашом и акварелью.

Декабрь. «СНЕГ И ЛЁД»

8

1. История возникновения снеговика, заучивание стихотворения «Снеговик».

Познакомить с различными версиями происхождения снеговика, заучить стихотворение, используя мнемосхему.

2. Опыты. Физические свойства снега.

Познакомить детей с физическими свойствами снега, проводя простые опыты с ним.

3. Просмотр мультфильма «В яранге горит огонь».

Познакомить детей с существованием земель, где всегда лежит снег и холодно.

4. Изготовление снежинки из шляпы Незнайки.

Упражнять детей в изготовлении снежинки из готовой круглой формы.

5. Просмотр мультфильма «Ледяная леди».

Познакомить со свойствами льда, используя просмотр мультфильма.

6. Чтение энциклопедий: айсберги, ледники, снежные бури, лавины.

Познакомить детей с ледяными и снежными явлениями и стихиями в природе.

7. Практическая работа: изготовление цветных льдинок.

Закрепить свойство воды окрашиваться с помощью гуашевых красок и замораживания в формочках.

8. Целевая прогулка к ёлке: развешивание цветных льдинок.

Вызвать интерес у детей к необычным украшениям для новогодней ёлки.

Январь. «МАТЕРИАЛЫ И ИХ СВОЙСТВА »

6

1. «Магнитные чудеса».

Познакомить детей с магнитом и его свойствами.

2. «Волшебная резина».

Закрепить знания детей о резине, её свойствах и предметах, которые изготавливаются из неё.

3. «Как бумага в лесу росла».

Познакомить детей с процессом производства бумаги из древесины, закрепить названия пород деревьев.

4. «Опыты со стеклом».

Учить детей делать выводы о стекле, на основе проведённых опытов.

5. «Глина, песок».

Формировать представления о песке и глине, их сходстве и различии.

6. «Коллекционеры бумаги».

Познакомить с разновидностями бумаги.

Февраль. «ЖИВОТНЫЙ МИР».

8

1. Древний мир. Динозавры.

Познакомить детей с историей Земли до возникновения людей, просмотрев презентацию «Динозавры. Земля до начала времён».

2. Птицы.

Познакомить детей с интересными фактами про птиц.

3. Насекомые.

Формировать представления детей о насекомых: отличительные особенности, питание, развитие.

4. Рептилии, земноводные.

Познакомить детей с разновидностями рептилий и земноводных.

5. Просмотр презентации «Животные юга и севера».

Формировать представления детей о животных юга и севера.

6. Путешествие по дну моря.

Познакомить детей с морскими обитателями, закрепить знания о необходимости сохранения чистой воды.

7. На бабушкином дворе и в гостях у старичка - Лесовичка

Закрепить знания детей о домашних и диких животных, познакомить с Красной книгой.

8. Просмотр мультфильма У. Диснея «Бэмби».

Формировать представления о взаимосвязи всего живого в природе.

Март. «ЧЕЛОВЕК. ОТКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

8

1. Эволюция человека.

Познакомить детей с помощью презентации с историей возникновения человека.

2. Из чего состоит человек.

Познакомить детей со скелетом человека, его внутренними органами и системами жизнеобеспечения.

3. Наши помощники-органы чувств.

Показать детям на примере простых опытов значение органов чувств для человека.

4. Просмотр мультфильма «Сестрички-привычки».

Закрепить знания детей о привычках людей: вредных и полезных.

5. Население и жилище.

Познакомить детей с различными народностями и их жилищами.

6. Астрономия или открытие звёздного купола.

Познакомить детей с одним из открытий человечества - космосе.

7. Просмотр презентаций об открытиях человека.

Познакомить детей с помощью презентаций с самыми яркими открытиями человечества.

8. Чтение энциклопедии «Всё обо всём».

Прочитать с детьми интересующие их темы о человеке.

Апрель. «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР».

8

1. Чтение энциклопедий «Мир растений - что это».

Познакомить детей с растительным миром, его значением для всего живого.

2. Практическая работа. Посадка рассады для цветочной клумбы.

Побуждать детей к посеву семян бархатцев для цветочной клумбы.

3. Удивительное путешествие семян.

Познакомить детей с семенами разных растений и о том, как путешествуют семена в природе.

4. Растение-друг, растение-враг.

Познакомить детей с полезными и ядовитыми растениями для людей и животных.

5. Мир деревьев.

Закрепить знания детей о роли деревьев для всего живого на Земле.

6. Изготовление памяток: «Внимание! Ядовитые растения и грибы».

Побуждать детей к изготовлению памяток о ядовитых растениях и грибах.

7. Вечно шуметь лесам!

Закрепить знания детей о лесе как сообществе мхов, лишайников, деревьев, кустарников и трав, развивать желание сохранять и приумножать богатства природы.

8. Презентация на тему: «Необычные растения мира».

Познакомить детей с необычными растениями мира.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconПрограмма дополнительного образования «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconКарта результативности профессиональной деятельности педагогического...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconКарта результативности профессиональной деятельности педагогического...
Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работников...

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconПрограмма дополнительного образования
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconПрограмма дополнительного образования детей (далее программа) «Бумажная фантазия»
«Бумажная фантазия» предназначена для организации образовательно воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования...

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconОбразовательная программа (ОП) дополнительного профессионального...
Общая характеристика образовательной программы дополнительного профессионального образования

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconОбразовательная программа (ОП) дополнительного профессионального...
Общая характеристика образовательной программы дополнительного профессионального образования

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Слушание...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» с. Святославка

Программа дополнительного образования Направление: познавательное iconОбразовательная программа муниципального автономного образовательного...
Детская школа искусств является однопрофильным учреждением дополнительного образования детей, реализующая образовательные программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск