Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 250»
Программа дополнительного образования
Направление: познавательное
Новокузнецкий городской округ, 2015
Содержание
.Пояснительная записка.
Актуальность.
2.1.Цель программы.
2.2.Задачи программы.
2.3.Законодательно-нормативное обеспечение программы.
2.4.Формы и методы работы.
2.5.Ожидаемый результат.
Учебно-тематическое планирование
3.1. Комплексно-тематическое планирование.
Информационно-методическое обеспечение
4.1.Материалы и оборудование.
5.Список литературы.
I .Пояснительная записка.
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу, видеть себя в природе не потребителем, а другом и защитником ее.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей для того, чтобы научить детей любить и понимать природу. С этой целью была разработана программа, которая помогает мне в экологическом образовании детей. Данная программа строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития детей и включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно – практических методов и приемов, разнообразных комплексов пальчиковой гимнастики. Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течении недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала. Особенность программы является выделение на занятиях специального времени, направленного на реализацию задач регионального компонента. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, ознакомление с художественной литературой. Педагогическая диагностика проводится на основе «Мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения»- сентябрь – вводная, январь – промежуточная (для детей с низким уровнем развития), май – итоговая.
II. Актуальность.
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
(китайская народная мудрость)
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Согласно требованиям ФГОС, выпускник ДОУ должен обладать такими качествами, как активность, любознательность. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, действовать самостоятельно, экспериментировать. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, следовать согласно образцу, слушать инструкции взрослого. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
С первого класса ребёнок погружается в поисково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно адаптироваться, а занимаясь по программе дополнительного образования, он знакомится с тем, что в школе может его напугать. Речь идёт о прямой преемственности между дошкольным и начальным образованием.
В процессе экспериментирования и исследовательской деятельности усваивается всё крепко и надолго, если ребёнок всё слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, даёт возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Цель программы: формировать у детей познавательные способности и экологическое сознание через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
Развитие осознания понимания ценности природы;
Формирование представлений о том, что человек-часть природы;
Обучение основам элементарной экологической безопасности;
Обучение пониманию того, что в природе всё взаимосвязано;
Воспитание у детей уважительного отношения ко всем животным и растениям;
Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г. №1155
Устав ДОУ
Программа развития ДОУ
Приказ о внедрении дополнительных программ образования в ДОУ.
Формы и методы работы:
Наглядные методы: наблюдения;
показа сказок (педагогом)
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, фотографий и иллюстраций;;
проведение дидактических игр;
Просмотр презентаций и видео фильмов;
2. Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога,
обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
4. Практические методы:
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов
экспериментирование с различными материалами;
коллективные и индивидуальные аппликации, конструирование.
При построении системы работы учитывались основные направления.:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголок природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; создана экологическая тропа;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов: энциклопедии, книги, серии сюжетных картин;
создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы: микроскоп и инструменты для проведения опытов, материалы и реактивы для опытов и т.д.
Мультимедийные презентации, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, СД и видеодиски.
Ожидаемый результат:
Сформированы знания и умения понимания ценности природы;
Ребёнок осознаёт себя частью природы;
Сформировано уважительное отношение ко всем животным и растениям;
Ребёнок понимает, что в природе всё взаимосвязано;
Сформированы основы элементарной экологической безопасности;
Сформированы первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту.
К концу освоения программы у детей должны быть сформированы следующие интегративные качества:
Любознательный, активный (проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Эмоционально отзывчивый (эмоционально откликается на переживание, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние героев сказок, рассказов экологического содержания).
Овладевший средствами общения и способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками (делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять,
Может проявить инициативу в оказании помощи героям сказок экологического содержания;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения в природе (проявляет личное отношение к соблюдению моральных норм;
Способный решать интеллектуальные личностные задачи адекватные возрасту (умеет играть в простейшие настольно - печатные игры, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
Имеющий первичные представления о себе, мире и природе (может рассказать о своем городе).
III. Содержание изучаемого курса
Срок реализации 1 год.
Программа рассчитана на воспитанников 5-7 лет
Всего занятий: 62
Приемы и методы работы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- поисковые,
- самостоятельной работы,
- игровые,
- творческие.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Длительность занятия – 30 минут.
Формы работы: групповая.
Комплексно-тематическое планирование.
Месяц
| Количество занятий
| Название занятия
| Цели и задачи работы
| Сентябрь. «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ, КУЗБАСС!»
| 8
| Вводная беседа о «Хочу всё знать».
| Рассказать детям про кружок, провести экскурсию в кабинет-лабораторию.
| 2.Беседа «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес родимый Кузбасс!»
| Закрепить знания о родной области, чем славится Кузбасс во всей России.
| 3.История моего города. Символика Новокузнецка, Кузбасса.
| Закрепить название родного города, домашнего адреса, познакомить с гербом Новокузнецка и Кемеровской области.
| 4.Рассматривание фото, значков и магнитов «Достопримечательности Новокузнецка».
| Рассказать о достопримечательностях Новокузнецка, побуждать детей к рассказам из личного опыта.
| 5.Животные, обитающие в Кузбассе.
| Познакомить с фауной Кузбасса.
| 6.Растительный мир Кузбасса.
| Формировать интерес к флоре Кузбасса.
| 7.Работа с картой
« Полезные ископаемые Кузбасса».
| Познакомить с картой Кемеровской области, с природными ископаемыми, залегающими в недрах Земли Кузнецкой.
| 8.Итоговая работа. Коллаж «мир, в котором я живу».
| Совершенствовать навыки коллективной аппликации.
| Октябрь. «ВОЗДУХ»
| 8
| 1. Чтение энциклопедий по теме
| Познакомить с понятием «воздух».
| 2. Чтение Н. Носова «Путешествие Незнайки на воздушном шаре».
| Познакомить со сказкой Н. Носова «Путешествие на воздушном шаре».
| 3. Изготовление воздушного шара из бросового материала.
| Закрепить навыки конструирования из бросового материала.
| 4. Что такое ветер?
| Познакомить детей с причинами возникновения ветра в природе.
| 5. Опыты. Физические свойства воздуха.
| Учить проводить простые опыты для обнаружения воздуха и его физическими свойствами.
| 6. Опыты. Звуки и горение.
| Познакомить на примере экспериментов как возникают звуки в природе и что такое «горение».
| 7. Практическая работа: изготовление самолёта и корабля (оригами).
| Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».
| 8. Итоговая работа. Коллаж «мир, в котором я живу».
| Упражнять детей в безопасной работе с ножницами, аккуратному вырезанию деталей по контуру и их наклеиванию на основу.
| Ноябрь. «ВОДА»
| 8
| 1. Загадки, стихи, потешки о воде.
| Учить отгадывать и придумывать загадки, слушать внимательно стихотворения и потешки о воде.
| 2. Заучивание загадки о воде, используя мнемосхему.
| Учить разучивать стихотворение о воде, используя мнемосхему.
| 3. Опыты. Физические свойства воды.
| Учить проводить элементарные опыты с водой для ознакомления с её физическими свойствами.
| 4. Просмотр мультфильма «Беги, ручеёк!»
| Побуждать к активному обсуждению сюжета по просмотренному мультфильму, делать определённые выводы.
| 5. Опыт «тонет-не тонет». Изготовление кувшинки.
| Учить конструировать из бумаги кувшинку для последующего опыта: тонет-не тонет и раскрытие лепестков.
| 6. Просмотр мультфильма о загрязнении водоёма «Шапокляк».
| Привлекать детей к внимательному просмотру мультфильма с последующим обсуждением «Как загрязняется вода?»
| 7. Опыт «очистка воды». Изготовление фильтра.
| Учить изготавливать фильтр для очистки воды из картона и ваты.
| 8. Итоговая индивидуальная работа «Рисуем водой».
| Познакомить с нетрадиционной техникой рисования белым восковым карандашом и акварелью.
| Декабрь. «СНЕГ И ЛЁД»
| 8
| 1. История возникновения снеговика, заучивание стихотворения «Снеговик».
| Познакомить с различными версиями происхождения снеговика, заучить стихотворение, используя мнемосхему.
| 2. Опыты. Физические свойства снега.
| Познакомить детей с физическими свойствами снега, проводя простые опыты с ним.
| 3. Просмотр мультфильма «В яранге горит огонь».
| Познакомить детей с существованием земель, где всегда лежит снег и холодно.
| 4. Изготовление снежинки из шляпы Незнайки.
| Упражнять детей в изготовлении снежинки из готовой круглой формы.
| 5. Просмотр мультфильма «Ледяная леди».
| Познакомить со свойствами льда, используя просмотр мультфильма.
| 6. Чтение энциклопедий: айсберги, ледники, снежные бури, лавины.
| Познакомить детей с ледяными и снежными явлениями и стихиями в природе.
| 7. Практическая работа: изготовление цветных льдинок.
| Закрепить свойство воды окрашиваться с помощью гуашевых красок и замораживания в формочках.
| 8. Целевая прогулка к ёлке: развешивание цветных льдинок.
| Вызвать интерес у детей к необычным украшениям для новогодней ёлки.
| Январь. «МАТЕРИАЛЫ И ИХ СВОЙСТВА »
| 6
| 1. «Магнитные чудеса».
| Познакомить детей с магнитом и его свойствами.
| 2. «Волшебная резина».
| Закрепить знания детей о резине, её свойствах и предметах, которые изготавливаются из неё.
| 3. «Как бумага в лесу росла».
| Познакомить детей с процессом производства бумаги из древесины, закрепить названия пород деревьев.
| 4. «Опыты со стеклом».
| Учить детей делать выводы о стекле, на основе проведённых опытов.
| 5. «Глина, песок».
| Формировать представления о песке и глине, их сходстве и различии.
| 6. «Коллекционеры бумаги».
| Познакомить с разновидностями бумаги.
| Февраль. «ЖИВОТНЫЙ МИР».
| 8
| 1. Древний мир. Динозавры.
| Познакомить детей с историей Земли до возникновения людей, просмотрев презентацию «Динозавры. Земля до начала времён».
| 2. Птицы.
| Познакомить детей с интересными фактами про птиц.
| 3. Насекомые.
| Формировать представления детей о насекомых: отличительные особенности, питание, развитие.
| 4. Рептилии, земноводные.
| Познакомить детей с разновидностями рептилий и земноводных.
| 5. Просмотр презентации «Животные юга и севера».
| Формировать представления детей о животных юга и севера.
| 6. Путешествие по дну моря.
| Познакомить детей с морскими обитателями, закрепить знания о необходимости сохранения чистой воды.
| 7. На бабушкином дворе и в гостях у старичка - Лесовичка
| Закрепить знания детей о домашних и диких животных, познакомить с Красной книгой.
| 8. Просмотр мультфильма У. Диснея «Бэмби».
| Формировать представления о взаимосвязи всего живого в природе.
| Март. «ЧЕЛОВЕК. ОТКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
| 8
| 1. Эволюция человека.
| Познакомить детей с помощью презентации с историей возникновения человека.
| 2. Из чего состоит человек.
| Познакомить детей со скелетом человека, его внутренними органами и системами жизнеобеспечения.
| 3. Наши помощники-органы чувств.
| Показать детям на примере простых опытов значение органов чувств для человека.
| 4. Просмотр мультфильма «Сестрички-привычки».
| Закрепить знания детей о привычках людей: вредных и полезных.
| 5. Население и жилище.
| Познакомить детей с различными народностями и их жилищами.
| 6. Астрономия или открытие звёздного купола.
| Познакомить детей с одним из открытий человечества - космосе.
| 7. Просмотр презентаций об открытиях человека.
| Познакомить детей с помощью презентаций с самыми яркими открытиями человечества.
| 8. Чтение энциклопедии «Всё обо всём».
| Прочитать с детьми интересующие их темы о человеке.
| Апрель. «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР».
| 8
| 1. Чтение энциклопедий «Мир растений - что это».
| Познакомить детей с растительным миром, его значением для всего живого.
| 2. Практическая работа. Посадка рассады для цветочной клумбы.
| Побуждать детей к посеву семян бархатцев для цветочной клумбы.
| 3. Удивительное путешествие семян.
| Познакомить детей с семенами разных растений и о том, как путешествуют семена в природе.
| 4. Растение-друг, растение-враг.
| Познакомить детей с полезными и ядовитыми растениями для людей и животных.
| 5. Мир деревьев.
| Закрепить знания детей о роли деревьев для всего живого на Земле.
| 6. Изготовление памяток: «Внимание! Ядовитые растения и грибы».
| Побуждать детей к изготовлению памяток о ядовитых растениях и грибах.
| 7. Вечно шуметь лесам!
| Закрепить знания детей о лесе как сообществе мхов, лишайников, деревьев, кустарников и трав, развивать желание сохранять и приумножать богатства природы.
| 8. Презентация на тему: «Необычные растения мира».
| Познакомить детей с необычными растениями мира.
|
|