Программа курса «Окружающий мир»


НазваниеПрограмма курса «Окружающий мир»
страница1/3
ТипПрограмма курса
filling-form.ru > Туризм > Программа курса
  1   2   3
Программа курса

«Окружающий мир»

(для четырёхлетней начальной школы)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: О.Т. Поглазова, Н.И.Ворожейкина, В.Д.Шилин).
Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» изучается с первого по четвёртый классы в начальной школе, начиная социальное, историческое, естественнонаучное образование младших школьников. В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Интеграция естественнонаучных, социально-гуманитарных, исторических и других знаний предоставляет ученику возможность увидеть мир целостно во всех его важнейших взаимосвязях. Изучая отношения человека с природой, обществом, другими людьми, государством, ученик определяет своё место в ближайшем окружении и осознаёт свою гражданскую идентичность.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – последовательное формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, обогащение опыта отношений с природой, обществом, другими людьми.

Концептуальные основы.

Курс «Окружающий мир» является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.

Основные цели образовательного процесса, реализующего данный курс:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

  • формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.

При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

  • ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

  • освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

  • воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

  • формирование у них навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В процессе изучения данного предмета школьники добывают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нем, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нем.

В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Линиями интеграции содержания выступают следующие концептуальные идеи:

  • «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1-2-й классы);

  • «изменчивость окружающего мира и ее закономерности; развитие и функционирование живых организмов; изменение быта и культуры наших предков» (3-й класс);

  • «взаимосвязи и взаимозависимости в окружающем мире, важнейшие события истории Отечества» (4-й класс).

В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей знаний объединяет знания нескольких наук. Так, человек предстает перед учениками и как биологический вид (рассматривается организм человека, функции его органов, гигиена и здоровый образ жизни), и как социальное явление (личность, член семьи, член общества, гражданин, творец, историческая личность), что позволяет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.

В блок знаний о природе на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания, об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов ее тественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок.

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств предметов и явлений окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. С учетом возрастных особенностей младших школьников соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания не только преследует цель формирования целостной картины мира, но и выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и эмоционально-образно (органами чувств), и рационально-логически (мышлением). Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, через использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом случае возможность проживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворенным.

При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и практического знания в процессе активной учебно-познавательной деятельности. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Система заданий сформирована с учетом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учетом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового знания или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными:

  • дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.;

  • уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез;

  • уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.

Обязательны при этом кратковременные прогулки (1-й и 2-й классы) и предметные или комплексные экскурсии (3-й и 4-й классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного, ориентировочного, содержательно-операционного, волевого и оценочного компонентов учения.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что при его изучении создаются условия для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; создаётся содержательная пропедевтическая база для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; формируются предметные умения, универсальные учебные действия и информационная культура; предоставляется возможность для самопознания и саморазвития младших школьников.

Главные ценностные ориентации курса – природа как ценность, Родина, Отечество, Мир, Общение, Безопасность…

В результате изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники получат возможность систематизировать, расширить, углубить полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, личный опыт взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира. Осваивая предметное содержание, учащиеся будут всё более осознавать характер взаимодействий (взаимоотношений) человека с окружающим его миром природы, с обществом, необходимость бережного отношения к природным ресурсам. Они будут устанавливать некоторые особенности социальных взаимоотношений внутри отдельных сообществ, осознавать и выполнять правила безопасного и экологически грамотного поведения.

Учащиеся получат возможность осваивать методы познания окружающего мира: вести наблюдения за природными объектами и явлениями, собирать информацию о них и представлять её по-разному (описывать, называя отличительные признаки, характеризуя особенности, схематично показывать отношения объектов, их строение, заносить свойства в отдельные графы таблицы, конструировать простейшие модели и др.). Учащимся представится возможность планировать и выполнять небольшие исследования по выявлению связей между объектами природы, по выяснению последовательности протекания природных процессов, ставить простые опыты по выявлению свойств некоторых веществ, приобрести умение пользоваться простыми измерительными приборами. Собирая информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, группируя их, учащиеся начнут осваивать метод классификации, как один из методов упорядочивания информации об окружающем мире.

Младшие школьники начнут приобретать опыт эстетического восприятия мира природы и культуры, эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с природой и людьми. В результате изучения курса у младших школьников будет формироваться ответственное отношение за сохранение природных и культурных богатств своего Отечества, экологическая и культурологическая грамотность, осознание необходимости вести здоровый образ жизни. Учащиеся будут выполнять правила поведения в мире природы и людей, понимать значение уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (другой национальности, с нарушением здоровья и др.).

Содержание курса позволяет формировать не только систему знаний о природе, человеке и обществе, но и регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» школьники получают знания об окружающем мире из различных источников (учебник, энциклопедии, СМИ. ИНТЕРНЕТ), что позволяет формировать у них информационную культуру. Используя разные способы познания, они начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные умения и навыки учебной деятельности, приобщаются к творческому труду, приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

Линиями интеграции содержания курса служат следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира (1-2 классы); изменчивость окружающего мира и её закономерности (3 класс); взаимосвязи и взаимозависимости в мире природы с учётом антропогенной нагрузки на неё (4 класс). В содержание курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук. В блоке «человек и общество» объединены сведения о социальной составляющей окружающей действительности (элементы этики, эстетики, экономики, психологии, обществоведения), что создаёт условия для начала формирования у младших школьников необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В блок «человек и природа» на доступном данному возрасту уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания о природе, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. Человек предстает перед учениками как биосоциальное существо (часть природы и член общества), что позволяет заложить основу для усвоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и одновременно позволяет объединять знания о природе и социальной действительности.

С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать предметные (наблюдения, экспериментирование, измерение, моделирование), личностные и метапредметные умения (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Учащиеся осваивают умение осуществлять поиск информации в учебном и научно-популярном тексте, в иллюстрациях, в условных обозначениях, таблицах и схемах. Учатся работать с лабораторным оборудованием, с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные и объёмные модели форм суши, строение растений и др.) и делают первые попытки создания своих простых моделей, отражающих структуру объектов природы (например, дерево, гора) или процессов, протекающих в ней (круговорот воды).

Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок.

С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом учитываются возрастные особенности младших школьников, благодаря чему соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом случае не только возможность поработать с таким источником информации, но и возможность проживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворённым, развивать эстетическое восприятие окружающей действительности. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей.

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучных, гуманитарных и практико-ориентированных знаний в процессе активной познавательной деятельности. Акцент в познавательном процессе делается не только на усвоение предметных знаний, но и на формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя), в паре с одноклассником или в группе, работая с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами предметных умений и универсальных учебных действий.

Система заданий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого. В содержание включена вариативная часть (дополнительные материалы), что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников, а ученику выбирать свою траекторию учебной деятельности (этот материал и задания к нему не являются обязательными). Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового материала или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

Покажем логику развёртывания содержания, линии развития мышления учащихся и формирования у них универсальных личностных и метапредметных учебных действий. В течение первого и второго годов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многообразии: разнообразие растений, грибов, животных; небесных тел, форм земной поверхности, водоёмов. Вместе с тем ученики видят и картину разнообразия окружающего их рукотворного мира, созданного творчеством многих поколений людей. Ученики узнают о том, что каждый человек является частью живой природы и членом общества: членом семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданином государства. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его природу, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может и сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие наших предков. В течение первых двух лет обучения ученики начинают осваивать следующие логические операции: анализ, сравнение, обобщение, классификацию объектов и явлений окружающего мира. Приобретают навыки ведения непосредственных наблюдений объектов природы, их описания через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Начинают осваивать работу с простыми схемами и таблицами. При этом начинают формироваться умения осуществлять поиск нужной информации о природных объектах и явлениях из разных источников: учебный текст, рисунок, фотография, дополнительная литература, электронные носители. Осваивают коммуникативные умения (работая в парах, распределяют работу, обсуждают учебные проблемы, принимают общее решение и т. д.). Делают первые шаги в проектной деятельности.

Воспитанию учеников и развитию их эмоциональной сферы способствует раскрытие красоты и ранимости природы, привитие ученикам бережного отношения к ней, знакомство с правилами культурного, экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в общественных местах. При этом у учеников воспитывается уважение к труду и творчеству людей, бережное отношение к памятникам прошлого. Каждый предмет окружающего мира становится для ученика источником его эмоционального восприятия (как удивительно, как красиво!), интеллектуального размышления (почему так?), знания о недавнем или далёком прошлом его предков (как было раньше?).

В 3 классе представления о разнообразии объектов окружающего мира дополняются знаниями об их изменчивости, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях в неживой и живой природе, о деятельности людей. Изучаются свойства веществ, необходимых для всего живого на Земле, свойства воздуха, воды, почвы. Обсуждаются проблемы, связанные с их загрязнением и очисткой. Формируется осознание необходимости бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших далёких предков. В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах. Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы (умение ставить задачу опыта, подбирать оборудование, планировать ход работы, фиксировать результаты и делать выводы). Учащиеся определяют состав и свойства веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры, наблюдают за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.

К источникам информации добавляются результаты целенаправленных наблюдений и опытов, исследовательской проектной деятельности, модели природных объектов и явлений, схемы и таблицы, энциклопедии, научно-популярная литература. Особое внимание начинает уделяться работе с научным текстом (постановке учебной задачи перед чтением, выделение основной и второстепенной информации, умение найти в тексте ответы на вопросы, умение представлять текстовую информацию в таблице, в схеме, составлять план пересказа и др.).

В 4 классе знания о разнообразии объектов природы и их изменчивости дополняются пространственно-временными представлениями об окружающем мире. Формируются знания о природных сообществах и природных зонах, о Земле как планете Солнечной системы. Ученики узнают о трудном и славном историческом пути России, о богатом культурном наследии Родины, о государственных деятелях, повлиявших на её судьбу, о знаменитых соотечественниках, которыми гордится Россия. Перед учащимися на исторической карте и исторической «ленте времени» разворачиваются наиболее значительные события российской истории. Мысленно путешествуя по материкам и океанам Земли, ученики знакомятся с историей их открытия, узнают, что на нашей планете много стран и народов с разным образом жизни и культурой. Особое внимание уделяется тому, что природа планеты - это общее достояние человечества, а её охрана - важнейшая задача всех народов Земли.

Основной задачей в выпускном классе является обобщение и систематизация полученных ранее предметных знаний и умений, личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Закрепляется умение работать с разными источниками информации. Развиваются умения кодировать (и декодировать) информацию с помощью условных знаков. Учащиеся выполняют практические работы с планом местности, географической и исторической картами. Продолжают развиваться умения работать со схемами, таблицами. Формируется экологическая и культурологическая грамотность. При этом внимание акцентируется на нахождении взаимосвязей между живой и неживой природой, между живыми существами, между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Учащиеся подводятся к пониманию закона экологии «Всё связано со всем». У учеников постепенно формируются представления об историческом пути нашего Отечества, о месте и роли родного края в судьбе Родины, о созидательной деятельности многих поколений наших предков. Получаемые в течение учебного года представления о природе и истории России ученики закрепляют и дополняют конкретными сведениями о богатстве природы, занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края.

Таким образом, изучение окружающего мира осуществляется по трём стержневым направлениям:

  • окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его;

  • опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его;

  • природа жиз­ненно необходима тебе, но она ранима - знай об этом и береги её красоту и гармонию.


Основные содержательные линии курса «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Планируемые результаты освоения программы по курсу «Окружающий мир»

Блок «Человек и природа»

Выпускник начальной школы научится:

-различать (на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, чтения учебного текста) изученные объекты природы и изделия человека (объекты живой и неживой природы, формы земной поверхности, виды водоёмов, план и карту и др.);

- приводить примеры представителей разных групп растений, грибов, животных, небесных тел, полезных ископаемых, форм суши, видов водоёмов;

- описывать, характеризовать изучаемые природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида (на примере своей местности);

- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о роли растений, животных в природе и жизни человека, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в природе, способы питания и размножения животных, свойства воздуха, воды, полезные ископаемые (на примере своей местности), состав почвы, водоёмы и формы земной поверхности, небесные тела (на примере Солнца, Луны, Земли); условия, необходимые для жизни растений, природные сообщества и влияние человека на них, основные функции систем органов человеческого тела;

- проводить несложные наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонных изменений в природе, погоды, разных водоёмов и форм суши, за последовательностью развития растения; особенностей природных сообществ, экологического неблагополучия в окружающей среде, экспонатов в краеведческом музее (на примере своей местности);

- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их;

- измерять температуру воздуха, воды, тела человека, пульса, роста человека;

- исследовать связи жизнедеятельности растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений), выявлять причины и следствия природных явлений, оценивать влияние деятельности человека на окружающую среду и др.

-объяснять, что такое природное сообщество и природная зона, уметь рассказывать о зоне тайги, влияние человеческой деятельности на природу изучаемых природных зон на примере бассейна реки Сухоны, правила поведения в различных ситуациях, связь движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца со сменой дня и ночи, времён года;

- определять части цветкового растения, наиболее распространённые в своей местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;

- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли, горы и равнины, крупные реки и озёра; города Вологодской области;

- выращивать растения в группе (из семян, стеблевого черенка, листа);

- выполнять правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников).
Выпускник получит возможность научиться:

- рассказывать о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты животных;

- предсказывать погоду по местным признакам;

- характеризовать распределение воды и суши на Земле,

- объяснять отличия человека от животных; что такое экосистема; круговорот воды и веществ в природе; причины разных климатических условий на Земле;

- приводить примеры приспособленности растений и животных к природным условиям;

- пользоваться масштабом при чтении карт;

- давать оценку влияния человеческой деятельности на природу;

- участвовать в природоохранной деятельности;

- выполнять домашние опыты;

- выращивать растение из семени, стеблевого черенка и другими способами;

- вести дневник наблюдений за погодой;

- обобщать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

- осознавать ценность природы, необходимость её сохранения;

- высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

  • осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

  • принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые следующие способности обучающихся:

  • способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;

  • способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;

  • способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);

  • умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

  • умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;

  • усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;

  • начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;

  • научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;

  • умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.



Осуществление контроля учебной деятельности по окружающему миру (естествознание и обществознание)

1. Основная цель контроля ­проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

2.Особенности организации контроля по «Окружающему миру» для контроля и оценивания знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, прибо­рами, моделями, лабораторным оборудованием.

3. Виды контроля.

  • Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопро­сов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

  • Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфиче­ские особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

  • Рассказ-описание. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изло­жения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительного оценивания заслуживает желание обучающегося отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литера­туры и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

  • Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоя­тельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сфор­мированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

  • При письменной проверке знаний по предметам естественно­научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельно­го письменного ответа, что связано с недостаточными возможно­стями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказы­вания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальны­ми карточками - заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняющие схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные; что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивиду­альный темп продвижения детей.

  • Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические рабо­ты. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школь­ника знаний, умение передать мысль не словом, а образом; моделью, рисунком-схемой.

  • Специфической формой контроля, сочетающей в себе эле­менты как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта фор­ма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений обучающихся работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

• неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

• нарушение последовательности в описании объекта (яв­ления) в тех случаях, когда она является существенной;

• неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причи­ны, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

• ошибки в сравнении объектов, их классификации на груп­пы по существенным признакам;

• незнание фактического материала, неумение привести са­мостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

• отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправиль­ное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

• ошибки при постановке опыта, приводящие к неправиль­ному результату;

• неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведче­ских и исторических).

Недочеты:

• преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

• неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

• отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному ре­зультату;

• неточности в определении назначения прибора, его приме­нение осуществляется после наводящих вопросов;

• неточности при нахождении объекта на карте.
Календарно-тематическое планирование 3 класс (68 часов)

УМК «Гармония»

Окружающий мир

Автор: Поглазова Ольга Тихоновна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики

Начального обучения МГГУ им. Шолохова.

Учебники для 1-4 классов рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.
Материальное обеспечение.

- Поглазова О.Т. «Окружающий мир» - учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012;

- Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений (в двух частях). Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012;

- - Поглазова О.Т. «Окружающий мир». Тестовые задания для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Интернет – ресурсы: сайт УМК «Гармония» http://www.umk-garmoniya.ru/

  1   2   3

Похожие:

Программа курса «Окружающий мир» iconРабочая программа к курсу «Окружающий мир»
«Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. М.: Баласс, 2011. Рабочая программа учебного...

Программа курса «Окружающий мир» iconРабочая программа учебного курса по окружающему миру ( автор А. А. Плешаков)
Программа разработана на основе Примерных программ по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Программа курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по окружающему миру Уровень
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно

Программа курса «Окружающий мир» iconОкружающий мир
Кроме того, в программах дано описание распределения учебного материала курса по классам и особенности реализации планируемых результатов...

Программа курса «Окружающий мир» iconРабочая программа на 2013-2014 учебный год Количество часов в неделю по программе 2
«Окружающий мир» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Программа курса «Окружающий мир» iconРабочая программа Окружающий мир
«Согласовано» «Утверждено»

Программа курса «Окружающий мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11 Методика преподавания...
Автор программы: доцент кафедры дошкольного и начального образования А. С. Федченко

Программа курса «Окружающий мир» iconПрограмма кружка. Курс кружка «Развитие логического мышления» во...
Особенностью курса являются занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий...

Программа курса «Окружающий мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Фгос начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 10. 2009 №373

Программа курса «Окружающий мир» iconПрограмма дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru
Поиск