Образовательная программа


НазваниеОбразовательная программа
страница1/7
ТипОбразовательная программа
filling-form.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Краевая стажировочная площадка (КСП) «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования»

Е.Г. Иванова


Педагогическое сопровождение

развития одаренных детей

Учебно-методический комплект

к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации стажировочного курса

Комсомольск-на-Амуре

2012

Педагогическое сопровождение развития одаренных детей: Учебно-методический комплект к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации стажировочного курса/ Авт.-сост. Е.Г. Иванова. – Хабаровск: ХК ИРО, 2012. – 60 с.


Учебно-методический комплект предназначен для слушателей стажировочного курса повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методистов муниципальных методических служб, руководителей образовательных учреждений, заместителей руководителей образовательных учреждений, педагогов образовательных учреждений. Он состоит из образовательной программы, учебно-методического обеспечения и приложений.

В ходе повышения квалификации по данной программе слушателям предоставляется возможность осмысления подходов к проектированию педагогической деятельности, направленной на педагогическое сопровождение одаренных учащихся.

Сборник издан в редакции автора-составителя


Содержание


Введение ………………..……………………………………………………

4

  1. Образовательная программа………………..……………………..

5

    1. Пояснительная записка……………………….………………………

5

    1. Учебный план…………………………………..…………..…………

7

    1. Учебно-тематический план…………………………………………..

8

    1. Содержание модулей……………………..…………….……….……

11

  1. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы…………………………………..…………..………………..

13

    1. Нормативно-правовая база………………………....…………..…..

13

    1. Методические рекомендации к изучению модулей программы…

14

    1. Разъяснение смысловых полей тем программно-содержательных модулей курса………………………………………………………..

20

Заключение…………………………………………………………...

24

Часть 3. Приложения ……………………………………………………….

25

Приложение 1. Тест «Понимание особенностей современного урока»…………………………………………………………………………

25

Приложение 2. Краткий тест креативности П. Торренса………………...

26

Приложение 3. Тест-анкета определения детской одаренности (Г. Каф и А.А. де Хаан)………………………………………...……………….............

40

Приложение 4. Рефлексивный лист педагога (оценка текущего обучения; К. Фопелль)……………………………………………………………………

44

Приложение 5. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми…………………………………………………………...

45

Приложение 6. Методика родительского исследования …………………..

48

Приложение 7. Методика оценки общей одаренности…………………….

49

Приложение 8. Тест для проведения промежуточного контроля теоретических знаний слушателей…………………………………………..

52

Приложение 9. Алгоритмический метод проектирования современного урока…………………………………………………………………………..

53

Приложение 10. Программа психодиагностического сопровождения……

58

Приложение 11. Анкета для педагога по выявлению способностей ребенка…………………………………………………………………………

59



Введение
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд одного из приоритетных направлений развития образования. Создаются специализированные образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие своей основной целью выявление, обучение, развитие и поддержку одаренных детей. В общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального и потенциала страны.

Современный этап работы с одаренными детьми характеризуется усилением внимания к реализации их потребностей и интересов, развитию исследовательских и проектных навыков. Углубляется интеграция учреждений общего, высшего образования и научно-исследовательских центров по созданию условий для развития способностей одаренных школьников в системе дополнительного образования, в том числе, с использованием дистанционной поддержки.

Поддержка талантливой молодежи является одним из ключевых направлений в рамках реализации Национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».


Часть 1. Образовательная программа


    1. Пояснительная записка


В соответствии со стратегией развития российского образования до 2020 года и национальной инициативой «Наша новая школа» одной из приоритетных задач системы образования является педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей.

Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне может осознавать, что данному ребенку нужен особый подход, но в силу отсутствия такового в его методических рекомендациях, он не предпринимает каких-либо шагов по его самостоятельному созданию. Перед учителем стоит задача совершенствования организации учебного процесса за счет активного использования современных средств, форм, методов обучения, не только обеспечивающих высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но и дающих наиболее полную возможность развития познавательных интересов учащихся.

Предлагаемая программа стажерской практики - проект, направленный на оказание методической помощи руководителям и педагогам образовательных учреждений по реализации модели педагогического сопровождения развития одаренных детей.

Цель стажерской практики: оперативное приращение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников по реализации педагогического сопровождения развития одаренных детей в условиях разработки, реализации и распространения современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае.

Задачи стажерской практики:

  • систематизировать исходные знания слушателей по вопросу педагогического сопровождения развития одаренных детей;

  • оказывать содействие по освоению опыта работы педагогического коллектива ОУ в работе с одаренными детьми стажерами по проектированию собственных вариативных моделей профессиональной деятельности;

  • сформировать умения, необходимые для работы с одаренными детьми в образовательном учреждении;

  • диссеминация опыта базовой площадки Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Комсомольска-на-Амуре.

Программа рассчитана на 72 часа и включает в себя теоретические и практические занятия. Практические занятия предполагают отработку теоретического материала по заданным темам.

Содержание программы ориентировано на активную работу каждого слушателя в деятельностном режиме. Для этого планируются разные формы обучения: работа в группах, проектирование и моделирование, коллективная мыследеятельность.

Формы учебной работы – лекции, интенсивные лекции, практические занятия, проектирование в группах, самостоятельное изучение слушателями теории и практики. Преобладающей формой текущего контроля выступает рефлексивный журнал, презентация результатов проектирования.

Планируемые результаты:

  • разработка теста и ключей к тесту по изученной теме;

  • создание глоссария по данной теме;

  • создание банка данных методик, направленных на выявление одарённых детей в условиях ОУ;

  • проектирование модели образовательного процесса;

  • проектирование индивидуальных образовательных программ работы с одаренными детьми.



    1. Учебный план

Цель: оперативное приращение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников по реализации педагогического сопровождения развития одаренных детей

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений, руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методисты муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений.

Срок обучения: 72 часа

Режим занятий: 8-9 часов в день



Наименование разделов и тем стажировки

Всего, час.

в том числе

Форма отчетнос

ти стажера

лекции


стажёр

ская практика



Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края

4

3

1

Тест



Модуль 2. Модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество общего образования

6

4

2

Рефлексив

ный журнал



Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

22

4

18

Рефлексив

ный журнал



Модуль 4. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды ОУ образовательным потребностям одаренных детей

6

6




Тест



Модуль 5. Организация образовательного процесса в современных условиях

14

5

9

Рефлексив

ный журнал



Модуль 6. Проектирование модели образовательного процесса

20




20

Проект модели




Итоговая аттестация

4

4




Защита модели




Итого

72

36

36




    1. Учебно-тематический план


Цель: оперативное приращение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников по реализации педагогического сопровождения развития одаренных детей.

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений, руководители и специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, методисты муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений.

Срок обучения: 72 часа

Форма обучения: очная, с отрывом от работы

Режим занятий: 8-9 часов в день



Наименование разделов и тем стажировки

Всего, час.

в том числе

Виды стажировочной деятельности

Форма отчетности стажера

лекции

стажёр

ская

практи

ка

1.

Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края

4

3

1




Тест

1.1

Инновационное образование для инновационной экономики: методологические, теоретические и нормативно-правовые основы государственной образовательной политики


3


2

1

Insert-анализ целевой тренажёр




1.2

Образование как ресурс социально-экономического и культурного развития Хабаровского края: региональная образовательная политика


1


1











2.

Модуль 2. Модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество общего образования

6

4

2




Рефлексив

ный журнал

2.1

Модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество общего образования

4

4










2.2

Модель образовательного пространства МОУ СОШ № 4 «Педагогическое сопровождение развития одаренных детей»

2




2

Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки




3.

Модуль 3.

Психолого-педагогические особенности одаренных детей

22

6

16




Рефлексив

ный журнал

3.1

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

2

1

1

Разработка теста и ключей к тесту по изученной теме

Создание глоссария по данной теме




3.2

Психологические особенности одаренных детей

2

2










3.3

Принципы выявления и пути развития одаренных детей

2

1

1

Групповая работа

Рефлексив

ный журнал

3.4

Педагогическое сопровождение одаренных детей на 1 ступени обучения

8

1

7

Практический семинар

Рефлексив

ный журнал

3.5

Педагогическое сопровождение одаренных детей на 2 и 3 ступени обучения

8

1

7

Практический семинар




4.

Модуль 4.

Факторы, способствующие адаптации образовательной среды ОУ образовательным потребностям одаренных детей

6

6







Тест

4.1

Формы и методы обучения одаренных детей

2

2










4.2

Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

4

4










5.

Модуль 5.

Организация образовательного процесса в современных условиях

14

4

10




Рефлексив

ный журнал

5.1

Современные образовательные технологии в обучении одаренных детей

4

2

2

Круглый стол




5.2

Особенности современного урока в системе обучения одаренных детей

4




4

Моделирование урока




5.3

Организация воспитательного пространства для одаренных учащихся в ОУ

3

1

2

Моделирование воспитательного мероприятия




5.4

Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей

3

1

2

Моделирование родительского собрания




5.

Модуль 5.

Проектирование модели образовательного процесса (по выбору стажера)

20




20

Проектирование модели

Проект модели




Итоговая аттестация

4










Защита модели




Итого

72

23

49









    1. Содержание модулей


Модуль 1. Стратегические ориентиры образовательной политики России и Хабаровского края (4 часа)

Инновационная экономика. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Федеральная целевая программа развития системы образования на 2011-2015 г.г. Цель программы. Задачи программы. Ключевые общесистемные изменения. Введение новых организационно-экономических механизмов. Изменения в системе управления образованием. Обеспечение гражданам доступа к образовательным ресурсам. Изменения в законодательном и нормативно-правовом поле системы образования. Ожидаемые конечные результаты реализации госпрограммы.

Основные направления модернизации системы образования в крае на 2011-2013 годы. Основные приоритеты развития региональной системы образования. Перспективы развития, задачи системы образования Хабаровского края.
Модуль 2. Модели образовательных систем, обеспечивающие современное качество общего образования (6 часов)

Определение образовательной системы. Цель функционирования образовательной системы. Анализ, прогноз, оптимизация образовательной системы. Структура образовательной системы. Критерии эффективности образовательной системы. Принципы деятельности образовательной системы. Механизмы принятия управленческих решений по развитию образовательных систем. Особенности учебного плана МОУ СОШ №4 г. Комсомольска-на-Амуре. Принципы дифференциации учебного плана, отражающие особенности работы с одаренными учащимися в МОУ СОШ №4.
Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей (22 часа)

Современные концепции развития детской одаренности. Современные требования к программам по развитию детской одаренности.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок». Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности. Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития. Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития. Природа эмоционально-личностных проблем одаренных детей. Механизмы возникновения проблем у одаренных детей. Проблемы, связанные с нарушениями в мотивационной сфере. Проблемы, связанные с опережающим развитием. Особенности поведения и коммуникации.
Модуль 4. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды ОУ образовательным потребностям одаренных детей (6 часов)

Принципы, цели, содержание образования одаренных детей. Методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские. Методы самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Типы образовательных структур для обучения одаренных. Критерий мотивации. Когнитивный критерий. Субъектно-деятельностный критерий. Рефлексивный критерий.
Модуль 5. Организация образовательного процесса в современных условиях(14 часов)

Современный урок как система личностно-развивающих ситуаций. Современные образовательные технологии в обучении одаренных детей. Организация развивающего образовательного пространства как механизм получения новых образовательных результатов.
Модуль 6. Проектирование модели образовательного процесса (20 часов)

Описание модели воспитательной системы класса. Описание модели образовательного процесса.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Образовательная программа iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного автономного учреждения
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:...

Образовательная программа iconПояснительная записка 1
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного...

Образовательная программа iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа мбоу„Курчалоевская сош №1” является программой развития школы

Образовательная программа iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Образовательная программа iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Образовательная программа iconПриказ №68 от 31 августа 2013 г. Образовательная программа основного...
Образовательная программа мбоу «Чуру- барышевская оош» Апастовского муниципального района рт

Образовательная программа iconСогласовано согласовано утверждено
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения, в дальнейшем – «Образовательная программа»,...

Образовательная программа iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Образовательная программа школы написана в соответствии с пособием Образовательная программа. Научные руководители — член-корреспондент...

Образовательная программа iconОсновная образовательная программа основного общего образования (фгос)...
Основные подходы и принципы реализации образовательного процесса, на которых строится образовательная программа

Образовательная программа iconОбразовательная программа дошкольной разновозрастной группы цели,...
Наименование документа: Образовательная программа муниципального образовательного учреждения «Шаховская основная общеобразовательная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск