Рабочая программа учебного предмета


НазваниеРабочая программа учебного предмета
страница1/10
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель кафедры зам. директора по УР Директор МБОУ «Лицей №83»

________/Горшкова И.Г./ _________/Шабурова А.А./ ____________/Бикуева Д.Д./

Протокол № от Приказ № от

«_____»_________2014 г. «_____»__________2014 г. «_____»__________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №83» Приволжского района г. Казани

Горшкова И.Г, высшей кв. категории

по литературе 11 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №________

от «______»__________2014 г.

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, изложенных в документах:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ООО. – М.: Просвещение, 2011).

  3. Авторская программа Горшковой И.Г. по литературе 11 класс составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011г, Учебника Курдюмова. Русская литература 20 века для 11 класс в двух частях. -М.: Русское слово, 2010г.

  4. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных ученых действий в начальной школе; от действия к мысли. Система знаний/ ред. А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

  7. Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/203 учебный год».

  8. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».

Статус документа.

Данная программа по литературе для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень); программа по литературе для 5-11 общеобразовательных учреждений. школы (базовый уровень). /

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В процессе изучения литературы необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающее содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

Одна из важнейших задач модернизации российского образования - воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. Эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определённо и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.

Ц е л и литературного образования в средней(полной) школе определены образовательным стандартом:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • устные и письменные интерпретации художественного произведения;

  • выявления языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента;

  • подготовка рефератов, докладов, учебно – исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетом для учебного предмета «литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и языковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии , словари, Интернет – ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предполагаемые результаты обучения.

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно – ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире; значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа по форме ЕГЭ, сочинение, задание с развёрнутым ответом на вопрос.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, развёрнутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

На начало учебного года

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В результате изучения литературы ученик должен знать/ понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей и поэтов;

изучение теоретико – литературных понятий;

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы, план к прочитанному;

определять жанр и род литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею. Проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать своё отношение к прочитанному;

выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведения, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы по самостоятельно прочитанным произведениям, сочинения;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе ( справочная литература, периодика, телевидение, Ресурсы Интернета).

Приложение.

Основные теоретико- литературные понятия:

  • художественная литература как искусство слова;

  • художественный образ; художественное время и пространство;

  • содержание и форма; поэтика;

  • авторский замысел и его воплощение; художественный вымысел; фантастика;

  • историко-литературный процесс; литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм; модернизм и постмодернизм; основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей 20 века;

  • литературные роды; жанры литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, очерк, рассказ, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия трагедия, драма;

  • авторская позиция; пафос; тема; идея; проблематика; сюжет; фабула; композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; автор-повествователь; образ автора; персонаж; характер; тип; лирический герой; система образов;

  • речевая характеристика героя; диалог; монолог; внутренняя речь; сказ.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Т. Ф. Курдюмовой, 8-е издание, М. Дрофа. 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Рабочая программа учебного предмета iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Английский...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык в 7 классе» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента...

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Английский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 7 класса составлена на основе

Рабочая программа учебного предмета iconПояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах

Рабочая программа учебного предмета iconПояснительная записка Статус программы Общая характеристика учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 7-9 классов разработана в соответствии с

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета “Иностранный язык (английский)”
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык (английский)» составлена в соответствии с

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа среднего (полного) общего образования Английский язык (Базовый уровень)
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются...

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа учебного предмета «Технология» на уровень начального образования
...

Рабочая программа учебного предмета iconРабочая программа по социально бытовой ориентировке для 5 9 классов Тимохиной Нины Павловны
Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» (сбо), разработана и составлена

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск