«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель кафедры зам. директора по УР Директор МБОУ «Лицей №83»
________/Горшкова И.Г./ _________/Шабурова А.А./ ____________/Бикуева Д.Д./
Протокол № от Приказ № от
«_____»_________2014 г. «_____»__________2014 г. «_____»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №83» Приволжского района г. Казани
Горшкова И.Г, высшей кв. категории
по литературе 11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №________
от «______»__________2014 г.
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам начального общего образования, с учетом рекомендаций по совершенствованию учебного процесса, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, изложенных в документах:
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ООО. – М.: Просвещение, 2011).
Авторская программа Горшковой И.Г. по литературе 11 класс составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011г, Учебника Курдюмова. Русская литература 20 века для 11 класс в двух частях. -М.: Русское слово, 2010г.
Стандарты второго поколения. Формирование универсальных ученых действий в начальной школе; от действия к мысли. Система знаний/ ред. А.Г. Асмолов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/203 учебный год».
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Статус документа.
Данная программа по литературе для 11 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень); программа по литературе для 5-11 общеобразовательных учреждений. школы (базовый уровень). /
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В процессе изучения литературы необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающее содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.
Одна из важнейших задач модернизации российского образования - воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. Эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определённо и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.
Ц е л и литературного образования в средней(полной) школе определены образовательным стандартом:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
устные и письменные интерпретации художественного произведения;
выявления языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента;
подготовка рефератов, докладов, учебно – исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетом для учебного предмета «литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и языковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии , словари, Интернет – ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предполагаемые результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико – ориентированного и личностно – ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире; значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа по форме ЕГЭ, сочинение, задание с развёрнутым ответом на вопрос.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных работ, тестовых заданий, сочинений, развёрнутых ответов на вопрос, рефератов, докладов, устных ответов учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
На начало учебного года
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В результате изучения литературы ученик должен знать/ понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей и поэтов;
изучение теоретико – литературных понятий;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы, план к прочитанному;
определять жанр и род литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею. Проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведения, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы по самостоятельно прочитанным произведениям, сочинения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе ( справочная литература, периодика, телевидение, Ресурсы Интернета).
Приложение.
Основные теоретико- литературные понятия:
художественная литература как искусство слова;
художественный образ; художественное время и пространство;
содержание и форма; поэтика;
авторский замысел и его воплощение; художественный вымысел; фантастика;
историко-литературный процесс; литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм; модернизм и постмодернизм; основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей 20 века;
литературные роды; жанры литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, очерк, рассказ, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия трагедия, драма;
авторская позиция; пафос; тема; идея; проблематика; сюжет; фабула; композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; автор-повествователь; образ автора; персонаж; характер; тип; лирический герой; система образов;
речевая характеристика героя; диалог; монолог; внутренняя речь; сказ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Литература XX века
Введение
|