Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История»


НазваниеПояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История»
страница1/3
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3
c:\users\nat\desktop\31.03\титульники на программы\сканирование0015.jpg

Содержание


  1. Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

  2. Общая характеристика учебного предмета «История»

  3. Место учебного предмета «История» в учебном плане

  4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в основной школе

  5. Содержание учебного предмета «История»

  6. Календарно-тематическое планирование

  7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

  8. Система оценки достижения планируемых результатов

1. Пояснительная записка

В условиях модернизации российского и регионального образования, связанной во многом с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, образовательное учреждение, прежде чем приступить к работе, должно разработать главный нормативно - правовой документ – основную образовательную программу основного общего образования (ООП ООО), которая регламентирует деятельность ОО. Важной структурной компонентой ООП ООО являются рабочие программы по учебным предметам. Рабочая программа является нормативным документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета «История» с учетом особенностей учебного процесса образовательной организации и контингента обучающихся. Рабочая программа по учебному предмету «История» позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения школьного материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Данная рабочая программа предназначена для использования в общеобразовательных организациях в 5 классах.

Рабочая программа по истории разработана на основе нормативно - методических материалов:

  • Закон РФ «Об образовании» (декабрь 2012 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.);

  • Основная образовательная программа образовательного учреждения (2015 г.);

  • Фундаментальное ядро основного общего образования;

  • Историко-культурный стандарт 2014 г.;

  • Примерная программа по «Истории» 2015 г.;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждения (2014-2017гг.);

  • Программа курса «Всеобщая история 5 класс Ф.А. Михайловский (издательство «Русское слово», 2013 г.).

Структура рабочей программы по истории соответствует структуре примерной программы и включает следующие разделы: пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета «История»; место учебного предмета «История» в учебном плане; требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию в основной школе; содержание учебного предмета «История»; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса. Рабочая программа по истории составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»), которые подлежат обязательному изучению в 5 классе. В рабочей программе по истории сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.

«История Древнего мира» — первый учебный курс, с которого начинается систематическое изучение истории в основной школе. В 4 классе учащиеся впервые открыли для себя мир истории в рамках курса «Окружающий мир». Его главной целью является содействие школьникам в осознании целостности мира людей и природы, воспитание уважительного отношения к истории и культуре родной страны и других народов, приобщение к элементарным способам познания и сохранения наследия предков, прежде всего в рамках локальной и семейной истории. Теперь пятиклассники начнут осваивать исторический путь человечества от его истоков и за учебный год пройдут самый длинный отрезок всеобщей истории. Парадокс первого года систематического изучения истории заключается в том, что наши «путешественники» еще слишком юны и неопытны, чтобы всерьез погрузиться в сложный мир древности, из которого берут свои истоки тенденции и явления всех последующих эпох вплоть до современности. К тому же возрастные познавательные возможности пятиклассников опираются на образные восприятие и воображение, конкретно-предметное мышление, эмоционально-чувственное отношение к объектам познания, и поэтому историко-философские проблемы генезиса человека и человечества, образования социокультурных общностей, ранних цивилизаций и древних государств слишком далеки от житейского и познавательного опыта младших подростков. Однако именно с 5 класса начинается реализация главной цели изучения истории в современной школе — «образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом…». Курс «История Древнего мира» закладывает историко-методологические и педагогические основы движения к обусловленным этой целью предметным, метапредметным и личностным результатам общего исторического образования, решая, соразмерно познавательным возможностям пятиклассников, общие задачи изучения истории в школе:

— формирование ценностных ориентиров для гендерной, социальной, культурной самоидентификации в современном мире;

— содействие в становлении научно-исторической картины мира и понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, жизни и взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

— воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию человечества, частью которого является прошлое своей страны и родного края;

— формирование умений воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей, руководствуясь принципами историзма, многоперспективности, взаимосвязи и взаимообусловленности исторических процессов.

Решению этих задач способствует содержание курса «История Древнего мира», представленное обязательными содержательными линиями и их аксиологическими акцентами:

Историческое время: начальный период всеобщей истории от выделения человека из мира животных и становления «человека разумного» до образования и гибели древних цивилизаций как важный этап развития человечества и многообразия культур.

Историческое пространство: в культурно-географических границах Древнего мира, постоянно расширявшееся за счет открытия новых земель и миграций людей в процессе их хозяйственной, политической и культурной деятельности и изменявшее свою конфигурацию в связи с активными политическими процессами и военными конфликтами.

Историческое движение:

— эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, сыгравшая важную роль в историческом переходе от первобытности к древним цивилизациям, их развитию и гибели;

— формирование первых нестабильных общностей людей и их трансформация в относительно постоянные коллективы, разнообразие которых расширялось в процессе эволюции и взаимодействия древних цивилизаций;

— образование, развитие и упадок древних государств, их исторические формы и типы, обусловленные своеобразием природно-климатических, экономических, политических и религиозных факторов, характер взаимоотношений власти и общества в странах Древнего Востока и античного мира;

— познание человеком окружающего мира и себя в нем на основе мифологического сознания и научных открытий; становление религиозных взглядов и представлений от язычества к многобожию и монотеизму; развитие науки и формы образования детей в древних странах; особенности духовной и художественной культуры народов Древнего Востока и античных государств; вклад древних народов и цивилизаций в историко-культурное наследие человечества;

— формы взаимодействия и конфронтации людей, социо-культурных общностей, государств, цивилизаций в разные периоды истории Древнего мира, их ценностные основы и культурно-исторические последствия.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Сквозная содержательная линия, пронизывающая и связывающая все вышеназванные линии, человек в истории. В содержании курса по истории Древнего мира она акцентирует вопросы историко-культурного становления человека, его отношений с природой, с другими людьми, социальными и политическими институтами древнего общества, борьбы за личную свободу, гражданские права и достойную жизнь, способов самореализации.

Не менее важное значение в этом курсе отводится линии исторические источники и «ремесло историка». Пятиклассники знакомятся со спецификой исторического познания и историей исторической науки, с выдающимися учеными и их открытиями, учатся мыслить критически, работать с разнообразными первоисточниками, выдвигать свои версии ответов на еще не разгаданные тайны прошлого. В рамках традиционного деления содержания истории Древнего мира на четыре раздела («Жизнь и открытия первобытных людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим») автор школьного учебника Ф.А. Михайловский предложил иную последовательность изучения древневосточных цивилизаций и их интеграции с историей античных государств. После изучения истории первобытного общества, которое осуществляется в рамках двух тем, посвященных соответственно стадиям присваивающего и производящего хозяйства, в разделе «Древний Восток» сначала изучаются речные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая, которые логично продолжают изучение возникновения цивилизаций, начатое уроками по истории первобытного общества. При этом учащиеся сразу получают представление обо всем ареале распространения древневосточных цивилизаций, могут сравнивать историческое развитие древних обществ и обобщать их главные признаки в понятии «Древний Восток».

Тема «Древний Египет» является примером традиционного монографического описания истории одной страны в ее хронологической последовательности: Древнее царство — Среднее царство — Новое царство. Вместе с тем материалы параграфов дают яркое представление о хозяйственной, социальной, политической, религиозной и культурной жизни Древнего Египта в эпоху бронзы.

Наступление железного века и его революционизирующее значение показано на примере истории стран Западной Азии, Индии и Китая в I тыс. до н.э. Изучение истории Древнего Востока завершается темой, посвященной образованию великих держав в Индии, Китае и на Ближнем Востоке. Ученики получают представление как об общих тенденциях, так и о специфике исторического развития стран и регионов к середине I тыс. до н.э., когда цивилизации Древнего Востока вошли в соприкосновение с античной цивилизацией.

В разделах «Древняя Греция» и «Древний Рим» сохранена традиционная последовательность изложения учебного материала: от становления древних государств к их расцвету и гибели.

При этом особое внимание уделено социально-политической истории, наполненной яркими событиями и личностями, ценностям и культурным достижениям древних народов, их отношениям с «другим» (варварским) миром, способам его мирного освоения и завоевания. Образовательный и развивающий потенциал школьного учебника по истории Древнего мира и учебного курса в целом усилены в соответствии с требованиями стандартов второго поколения для основной школы к ценностным и деятельностным результатам общего образования личности школьника.

Дидактической единицей содержания программы является тематический блок — комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и проблемной целевой установкой, внутри которого происходит не линейное «прохождение» темы от одного урока/параграфа к другому, а логическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся, развитие их опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Обычно тематический блок рассчитан на 3—5 учебных часов, а каждый из четырех основных разделов обрамляют введение и заключение.

Главная задача вводного занятия (разворота учебника) — дать учащимся первоначальное общее представление о хронологических границах и историко-географическом пространстве, источниках и проблемах, с которыми им предстоит встретиться при изучении истории Древнего мира. Акцент в заключительном уроке (развороте учебника) перенесен с «проверки и контроля знаний» на систематизацию и обобщение сквозных содержательных линий, расширение познавательного и коммуникативного опыта учащихся с помощью различных проектов, творческих и поисковых заданий. Ценностно-целевые приоритеты каждого раздела и тематического блока (главы) в программе и учебнике представлены в виде ключевых вопросов. Они определяют угол зрения в изучении новой информации и источников, помогают учителю расставить аксиологические акценты, выделить главное в тексте учебника. В формулировках предметных единиц содержания использованы развернутые тезисы, которые, в соответствии с ключевыми вопросами, обозначают направления ученических исследований и обобщающих выводов. Основные понятия выделены жирным шрифтом и указаны в том учебном содержании, на основе которого они формируются.

Процессуальная сторона курса «История Древнего мира» поддерживается обновленным методическим аппаратом школьного учебника. Система вопросов и заданий носит комплексный характер: ключевые вопросы раздела/учебной темы «рассыпаются» на открытые и проблемные вопросы внутри параграфов, а затем вновь «собираются» в обобщающие и перспективные вопросы и задания после параграфа/темы. Другая особенность методического аппарата учебника по истории Древнего мира — приобщение школьников к «ремеслу историка», отсюда постоянное внимание к хронологическим, пространственным и историко-культурным параметрам изучаемых событий и источников, их атрибуции, анализу и интерпретации. Ряд параграфов сопровождается рубрикой «Документ», а комплексы вопросов и заданий включают атрибуцию источников и событий, логический и критический анализ информации, выявление позиции автора документа и т.д. Рубрика «Это интересно» представляет дополнительную информацию, которая расширяет и углубляет сведения каждого параграфа по отдельным аспектам или сюжетам темы. К этим текстам тоже есть многоуровневые вопросы и задания. Иллюстрации учебника включены в его информационно-образовательный ресурс и за счет специальных вопросов тоже используются как полноценные источники новых знаний и средства организации исследовательской деятельности пятиклассников. Преобладающая часть вопросов и заданий носит открытый, проблемный, дискуссионный характер, направляя учеников к своему — «живому» знанию, переживанию положительных эмоций от приобщения к древнему прошлому, ощущению «связи времен».

3. Место учебного предмета «История» в учебном плане.

«История» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 374 часа, в 5 классе – 68 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени
4.Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию в основной школе

Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

— целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как важном и оригинальном периоде всеобщей истории, в котором вызревали современные народы, языки, религии, государства, формы их взаимодействия и противостояния, а также феномен единства мира в многообразии культур;

— яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры в главных ареалах Древнего мира, а также с историей важных научных открытий;

— способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

— представление о мифах как органичной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

— умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций, определять их последовательность и длительность, соотносить годы с веками и тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;

— умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

— умения комплексно характеризовать важные факты из истории Древнего мира (время, место, участники, причины и следствия, характер событий и процессов), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.);

— умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

— умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп Древнего мира, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников и их современным реконструкциям, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники информации, а также приемы творческой реконструкции образов прошлого;

— умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

— умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Древнего Востока или Античности, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах и значении;

— умения анализировать первоисточники (текстовые и визуальные) по предложенным вопросам в соответствии с принципами историзма, критичности и многоперспективности, дополнять информацию учебника новыми сведениями о мыслях, чувствах, ценностях людей в разные периоды истории Древнего мира;

— готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.

Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

— способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии с взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);

— готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

— умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы и др., презентации с использованием ИКТ, проекты);

— способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Древнего мира, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

— представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

— приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

— освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

— опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
5. Содержание учебного предмета.
5 класс

Всеобщая история. История Древнего мира

(68 ч)

Введение (1 ч)

Увлекательный мир истории. Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Счет лет в истории. Многообразие способов счета лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.
  1   2   3

Похожие:

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconРабочая программа среднего (полного) общего образования Английский язык (Базовый уровень)
Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются...

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка 3 Цели 3 Общая характеристика учебного предмета...
Справочные пособия, дидактический материал, научно-популярная и историческая литература 42

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка Статус программы Общая характеристика учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» для 7-9 классов разработана в соответствии с

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание...
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconСтруктура рабочей программы 1 Пояснительная записка. 2 Общая характеристика...
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconРабочая программа мбоу «Гимназия №96»
Пояснительная записка (конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики предмета)

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета, курса «Русский язык»
Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы...

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка общая характеристика учебного предмета, цели и задачи
Е. Е. Липовой Испанский язык. 5 класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка; М.: Просвещение, 2014

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка Цели и задачи изучения учебного предмета в 5 классе
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по английскому языку на начало...

Пояснительная записка, с конкретизацией цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета Общая характеристика учебного предмета «История» iconПояснительная записка II общая характеристика учебного предмета
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск