Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса


НазваниеПояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса
страница1/5
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Организация образовательного пространства школы

2.1. Особенности учебно-воспитательного процесса

2.2. Учебный план

2.2.1. Учебный план начального общего образования

2.2.2. Учебный план основного общего образования

3. Характеристика общеобразовательных предметов

3.1. Письмо и развитие речи, чтение и развитие речи

3.2. Математика

3.3. Биология и природоведение

3.4. География

3.5. История и обществознание

3.6. Музыка и пение

3.7. Изобразительное искусство

3.8. Физкультура

3.9. Трудовая подготовка

3.10. Коррекционная подготовка

4. Коррекционно-педагогическая деятельность

5. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

5.1.Общие положения

5.2. Модель выпускника начальной школы

5.3. Модель выпускника основной школы

6. Условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Кадровое обеспечение

6.2. Материально-техническое обеспечение

6.3. Финансово-экономическое обеспечение

6.4. Программно-методическое обеспечение

3 – 5

6
6 – 7

8

9 – 10
10 – 11

11 – 12

12

12 - 13

13

13

13 – 14

14

14 – 15

15 – 16

17 – 24
25

25 – 26

26 – 28
29

29 – 30

30

21 - 36



1. Пояснительная записка

На основании лицензии на право ведения образовательной деятельности (№1581 от 16.02.2012г.) в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский реализуется общеобразовательная программа специального (коррекционного) обучения 8 вида, ориентированная на обучение и воспитание детей с проблемами в умственном развитии. В 2013-2014 учебном году 8 учащимся рекомендовано индивидуальное обучение на дому по специальной (коррекционной) программе 8 вида, что послужило основанием разработки образовательной программы для данного контингента учащихся.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе:

  • Конституции РФ;

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

  • Проекта специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (Постановление правительства РФ от 10.03.2009г. № 216);

  • инструктивного письма МО и ПО РФ от 04.09.97. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов»;

  • письма Министерства образования РФ от 30.03.2001г. № 29/1470-б «Об организации в образовательных учреждениях надомного обучения»;

  • письма МО и ПО РФ от 01.10.97 № 15/736-6 «Об учебных планах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

  • письма МО РФ от 14.03.2001.№ 29/1448-6 «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждеий VIII вида;

  • приказа МО РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 18

В соответствии с этим адаптированная образовательная программа специального (коррекционного) образования 8 вида – это целостная система мер гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, их социальная адаптация, реабилитация в обществе, подготовка к жизни и труду с учетом их возможностей, способностей и интересов на основе коррекции имеющихся недостатков и развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом.

Вышеперечисленные принципы лежат в основе построения программы, сориентированы на создание условий для коррекции и развития каждого ребенка на свободное содружество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей на обучение детей труду и подготовку их к жизни. Поиск подходов к их практической реализации составляет ведущую цель образовательной программы школы.

Адаптированная образовательная программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она включает разные материалы, необходимые для выработки навыков в практической жизни, для расширения словарного запаса, умения владеть речью, а также формирования навыков чтения и письма. Знакомство с абстрактными понятиями и терминами, познание окружающего мира постигается благодаря соответствующим материалам программы.

Программа учитывает специфику образовательного процесса по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, способности, интересы, требования охраны жизни и здоровья воспитанников.

     Программа предполагает систему работы педагогического коллектива по созданию единой системы психолого-педагогической помощи для преодоления отклонений в развитии и поведении учащихся, социальной адаптации детей и подготовку их к получению дальнейшего образования и самостоятельного проживания.

Ограниченные возможности здоровья ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть "социальный вывих" и ввести ребенка в культуру можно, используя "обходные пути" особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Только развиваясь в поле культуры, ребенок с ОВЗ полноценно входит в образовательное пространство, т.е. может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском сообществе.

Адаптированная образовательная программа определяет структуру, объем и содержание преподавания учебных дисциплин, порядок их изучения, планирует результаты освоения учебных дисциплин на каждой ступени, а также условия, необходимые для освоения образования детьми с ОВЗ. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую и коррекционную направленность.

Целью Программы является обеспечение условий для образования детей с ограниченными возможностями интеллекта на основе индивидуально-дифференцированного подхода для достижения адекватного их возможностям уровня социализации, непосредственного включения в жизнь и трудовую деятельность в условиях современного производства.

Задачи Программы:

обучающие:

  • сообщение учащимся доступных знаний, умений и навыков и усвоение способов применения полученных знаний;

  • своевременная диагностика и коррекция пробелов в знаниях через оказание индивидуальной помощи;

  • повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности (т.е. формирование необходимого объема знаний и общетрудовых умений)

коррекционно-развивающие:

  • исправление (преодоление) или ослабление недостатков общего, речевого, психофизического развития детей с ограниченными возможностями;

  • совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта;

  • коррекция имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений

воспитательные:

воспитание типических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности, позволяющих адаптироваться в социальной среде и стать полезными членами общества в соответствии со своими возможностями

здоровьесберегающие:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;

  • формирование навыков и ответственных взглядов и убеждений в отношении ЗОЖ у воспитанников, их родителей и педагогов.

Принципы построения Программы

Общепедагогические

Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности

Принцип целенаправленности педагогического процесса

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач,

Принцип целостности и системности

Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения

Принцип гуманистической направленности

Деятельностный принцип коррекции

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему

Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности

Принцип опоры на положительное в человеке

Принцип единства диагностики и коррекции

Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе

Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в

Принцип - сочетания прямых и параллельных педагогических действий

Принцип нормативности развития личности

Ведущими ценностями, определяющими характер содержания, организационно-педагогические условия и технологии реализации образовательной программы являются:

  • право каждого учащегося школы на получение качественного образования;

  • создание в обучении «ситуации успеха», развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

  • соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности ребенка;

  • диагностика и учет психофизиологических особенностей учащихся;

  • выявление возможностей и способностей каждого ребенка, развитие его индивидуальности;

  • социально-трудовая адаптация данной категории учащихся к современным условиям жизни;

  • развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и навыков социального взаимодействия;

  • сохранение физического и нравственного здоровья учащихся

  • формирование чувства патриотизма, гражданственности, милосердия, любви к людям, природе;

  • развитие правовой культуры учащихся, активного неприятия антисоциального поведения.




  1. Организация образовательного пространства школы

2.1. Особенности учебно-воспитательного процесса

Структура

Задачи


0-4 классы

Всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности, корригируются нарушенные познавательные процессы и речевое развитие воспитанников, моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах поведения. Также работа направлена на гуманизацию отношений между учащимися, учителями и учащимися; приобретения опыта общения и сотрудничества; создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия.

5-9 классы

В 5 - 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам в сочетании с коррекционной работой и вводится трудовое обучение с профессиональной направленностью. При этом ставится цель социальной адаптации учащихся. Задачи данного этапа: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения профессионально-трудового обучения и выбора учащимся направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей и адекватным уровнем притязаний, создать условия для самовыражения учащихся во внеурочной деятельности.

Дети с умеренной и глубокой умственной отсталостью

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром. Задачи: охрана жизни и здоровья, широкое использование здоровьеразвивающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития личности, формирование и закрепление в индивидуальном сознании ребенка представлений относительно: «Я», «Другой», «Я и другой», «Я и другие люди», развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей, развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне, формирование прикладных, трудовых, творческих умений, а также доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром.


2.2. Учебный план

Учебный план для детей с ограниченными возможностями (VIII вид) определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана коррекционной школы лежит принцип предметного обучения.

Структура плана включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых детей, коррекционные курсы, а также обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Учебный план индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе 8 вида МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский разработан на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

  • приказа Минобразования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • приказа Минобрнауки РФ от 02.09.2013г. №1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978г. №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

  • приказа ДО ЯНАО от 02.09.2013г. №1217 «О порядке обучения на дому детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации»;

  • Положения об организации получения общего образования при переводе обучающихся по состоянию здоровья на индивидуальное обучение на дому;

  • Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

В основу учебного плана индивидуального обучения на дому по специальной (коррекционной) программе VIII вида для учащихся Гусейнова С. (2б), Кулаева Е. (3а), Рангулова С. (3б), Байсаева Р. (4в), Козаченко Д. (5б), Вахрамова А. (5б), Вахрамова Д. (5б), Недзельского А. (6б) положен Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приказ от 10.04.2002г. №29/2065-П).

Целью реализации учебного плана является создание необходимых условий для максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс интеграции и личностной самореализации учащихся, частично способных к овладению учебными (академическими) навыками.

Задачи реализации учебного плана:

  • обеспечение единства федерального, окружного и школьного компонентов;

  • обеспечение реализации конституционного права учащихся с ограниченными возможностями здоровья на получение основного общего образования;

  • обеспечение комплексной системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей адекватный их возможностям уровень общего образования и допрофессиональной подготовки;

  • обеспечение непрерывности обучения;

  • обеспечение социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • расширение возможностей социализации учащихся через организацию профессионально-трудовой подготовки и социально-бытовой ориентировки.

Распределение количества часов учебного плана по предметам осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и психофизических возможностей на основании рекомендаций ПМПк образовательного учреждения по согласованию с родителями (законными представителями) исходя из норм:

в I - IV классах - до 8 часов;

в V – VIII классах – до 10 часов в неделю;

в IX классе – до 11 часов в неделю;

Учебный план для детей, обучающихся на дому, определяет перечень учебных предметов отобранных для изучения на текущий год, учитывая преемственность обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет, в соответствии с удельным весом данного предмета в ОБУП, а также сложностью освоения учащимся данного предмета в течение года.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconПояснительная записка Кадровое обеспечение образовательного процесса...
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Гимназия №1» – нормативный правовой документ школы, характеризующий...

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconПояснительная записка. 3-5 Особенности организации образовательного процесса в мкоу сош №3 5-7
Содержание реализуемых основных образовательных программ (федеральный компонент государственного образовательного стандарта)

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconМбоу «Новокамалинская средняя общеобразовательная школа №2» План...
«Современные подходы и организация учебно-воспитательного процесса в условиях реализации фгос»

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconОбобщить имеющийся материал и рассмотреть вопросы оптимизации учебно-воспитательного процесса
Ii. Особенности учебного процесса в Российском исламском университете на современном этапе

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса icon1. Пояснительная записка
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconПояснительная записка
Учебно методическое и контрольно-оценочное обеспечение образовательного процесса

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconПояснительная записка особенности осуществления образовательного...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного...

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconПояснительная записка особенности осуществления образовательного...
Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconI. пояснительная записка
Министерством юстиции Российской Федерации 09. 07. 2014 г., регистрационный n 33026), Руководства по организации учебно-воспитательного...

Пояснительная записка Организация образовательного пространства школы Особенности учебно-воспитательного процесса iconПояснительная записка Значимые для реализации Программы характеристики...
Особенности осуществления образовательного процесса в Программе мбоу ямской детский сад

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск