Санкт-Петербургский государственный университет
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению 080100 – «Экономика»
Особенности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности
Выполнил:
Обучающийся 4 курса, ЭФУИ-43 группы
Семионенко Андрей Николаевич
___________________ /Подпись/
Научный руководитель:
Доцент, кандидат экономических наук
Давыденко Елена Анатольевна
___________________ /Подпись/
Санкт – Петербург
2016
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3
Глава 1 Понятие и виды стратегических альянсов 5
1.1 Понятие стратегический альянс 5
1.2 Виды стратегических альянсов 8
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Основы создания успешного стратегического альянса между фирмами-конкурентами 17
2.1 Экономические мотивы создания стратегических альянсов фирм-конкурентов 17
2.2 Разновидности стратегических альянсов фирм-конкурентов 21
2.3 Взаимоотношения в альянсе 29
2.4 Недостатки стратегических альянсов с фирмами конкурентами 32
Выводы по главе 2 34
Глава 3. Анализ деятельности стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности 35
3.1 Анализ деятельности компании НПАО «ФОРД МОТОР КОМПАНИ» 35
3.2 Анализ российского рынка автомобилей 38
3.3 Сравнительный анализ баланса предприятия до и после образования стратегического альянса. 43
3.4 Оценка конкурентоспособности НПАО «ФМК» до и после вступления в стратегический альянс 46
Выводы по главе 3 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 62
Введение Сталкиваясь с новыми видами жестокой конкуренции, многие компании, включая также и прямых конкурентов, объединяют свои ресурсы и ресурсы финансовых институтов с целью освоения новейших методов производственного процесса для создания продукции, достижения большей экономической эффективности и получения доступа к новым рынкам.
Сегодня стратегические партнёрства в рамках создания и функционирования стратегических альянсов – одна из наиболее распространенных форм отношений между фирмами в различных отраслях.
Период 80-х – 90-х годов ХХ века назван «десятилетием альянсов».1 В это время появилось много стратегических альянсов, многие из них уже прекратили свое существование, тем не менее, некоторые процветают и по сей день.
Популярность создания стратегических партнерств неуклонно возрастает. Чаще всего стратегические альянсы создаются в наукоемких сферах, таких как: автомобилестроение, авиастроение и сфере информационных технологий.
Невозможно представить, чтобы компания Boeing спроектировала, построила и обслуживала свои самолеты гражданской и военной авиации без вступления в стратегические альянсы с различными фирмами. Для создания некоторых воздушных судов «Boeing» даже вступила в альянс со своим прямым конкурентом – компанией «McDonnel Douglas». Результатом этого альянса является создание, наверное, самого известного в мире пассажирского самолета «Boeing-747».
В работе функционирование стратегических альянсов фирм-конкурентов рассматривается на примере автомобилестроения, так как эта отрасль является одной из ключевых в экономике многих промышленно развитых стран. Кроме того, автомобилестроение характеризуется сложным и наукоемким производством, ввиду чего долгосрочным конкурентным преимуществом отраслевых компаний являются как раз инновационные знания.
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность исследования стратегических альянсов фирм-конкурентов.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей стратегических альянсов фирм-конкурентов по сравнению с другими способами укрепления позиций фирм на рынке на примере альянсов в автомобильной промышленности.
В соответствии с поставленной целью основные задачи этого исследования могут быть сформулированы следующим образом:
Определить понятие стратегического альянса;
Выявить преимущества стратегических альянсов над иными способами укрепления фирмами своих позиций на рынке;
Рассмотреть различные виды стратегических альянсов конкурирующих фирм на конкретных примерах;
Выявить особенности и недостатки образования стратегических альянсов фирм-конкурентов;
Исследовать основные аспекты деятельности компании ЗАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ";
Проанализировать финансовое состояние компании за последние пять лет;
Сравнить финансовые показатели предприятия до и после вступления в стратегический альянс, то есть в 2010 - 2012 годах;
Показать влияние структуры капитала на финансовую устойчивость стратегических альянсов в автомобилестроении на российском рынке.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Бернард Гаррет и Пьер Дюссож , Гэри Хэмел, Ив До и К.К.Прахалад, Чернова Е.Г., А.О.Знаменский и Бобина. М.А., а также учебники и статьи других зарубежных и отечественных авторов, в которых рассматривается деятельность стратегических альянсов фирм-конкурентов в автомобильной промышленности.
Объектом практического исследования результативности стратегических альянсов выступает компания НПАО "ФОРД МОТОР КОМПАНИ" – крупный производитель автомобилей марки Ford в Ленинградской области.
В практической части исследования использован такой метод, как системный подход, инструментами исследования стали сравнительный анализ, финансовый анализ. А информационной базой является финансовая отчетность исследуемой компании.
Работа состоит из содержания, отражающего структуру работы, введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
|