Санкт – Петербургский государственный университет
Выпускная квалификационная работа
по направлению «Экономика»
Применение Международных стандартов для малых и средних предприятий в Российской Федерации
Выполнил:
обучающийся 4 курса, группы ФКСиУ-43
Абраменко Мария Владимировна
_______________________/Подпись/
Научный руководитель:
Доцент, кандидат экономических наук Генералова Наталья Викторовна
_______________________/Подпись/
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение
Данная исследовательская работа в области бухгалтерского финансового учета рассматривает проблему внедрения в России международного стандарта для малых и средних предприятий. Актуальность этой проблемы высока, по причине возрастающей роли международных стандартов в мировой практике за последние пять лет и отсутствия в России единого мнения о необходимости его использования. Важность внедрения в России международного стандарта для малых и средних предприятий – это необходимое условие для успешного взаимодействия на мировом рынке, повышающее достоверность и прозрачность финансовой бухгалтерской отчетности. Возрастающая роль малых и средних предприятий в мировой экономике и их влияние на экономику стран давно поставило вопрос о необходимости введение сопоставимой отчетности. Упрощенный стандарт МСФО для малых и средних предприятий, созданный на базе полного комплекта МСФО предоставило предприятиям всего мира такую возможность.
В исследовательской работе рассмотрено историческое развитие идеи создания международного стандарта для малых и средних предприятий, а также выделены его отличительные характеристики по сравнению с полным комплектом МСФО. Автором проведен ретроспективный анализ начала внедрения стандарта в ЮАР, Странах Южной Америки и некоторых странах Европейского союза и результата данного процесса с момента внедрения и признания данного стандарта в той или иной форме в перечисленных стран. В третьей главе автор исследует возможности применения стандарта в Российской Федерации. В процессе вышеперечисленных исследований будут обозначены цели и задачи внедрения Международного стандарта для малых и средних предприятий, а также актуальные проблемы, связанные с переходом, и перспективы данной системы.
Актуальность исследования обусловлена особым местом малого и среднего предпринимательства в экономике России. В текущих экономических условиях российский малый бизнес мог бы выйти на международную арену, однако для этого необходима сопоставимость отчетности всех участников данного рынка. Международные стандарты финансовой отчетности для малого и среднего предпринимательства дают такую возможность, в виду чего их изучение становится еще более необходимым и востребованным.
При написании работы, автор ставит следующую цель: изучить реалии и перспективы внедрения международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий в России в контексте международного опыта их внедрения и применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Анализ предпосылок и истории возникновения МСФО для МСП
Определение области применения стандарта
Анализ достоинств и недостатков Международных стандартов для малых и средних предприятий.
Сравнение полного комплекта Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий.
Выделение специфических статей стандарта.
Исследование международной практики применение Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий.
Анализ применимости стандарта в Российской Федерации.
Оценка перспектив и возможных проблем, связанных с внедрением стандарта.
Предмет исследования- международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий, а также практика их применения.
Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются работы российских и зарубежных ученых по вопросам, касающимся изучения я и применения МСФО МСП как в Российской Федерации, так и в других странах. Данная проблема освещается в различных научных журналах «Корпоративная финансовая отчётность. Международные стандарты», «Вопросы экономики», «Вестник СПБГУ» «Креативная экономика» «Бухгалтерский учет», «МСФО на практике и др. А также тексты законов, приказов и самих стандартов МСФО и МСФО МСП.
Теоретико-методологическая база, цели и задачи определили положения, выносимые на защиту:
1. Перспективы внедрения формата Международного стандарта для малых и средних предприятий в России.
2. Возможные проблемы использования Международного стандарта для малых и средних предприятий в России.
3. Возможные проблемы внедрения Международного стандарта для малых и средних предприятий в России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для вынесения решения о необходимости внедрения стандарта в Российской Федерации. Кроме того, результаты могут быть использованы для подготовки научных сообщений и докладов на семинарах и конференциях, для написания научных статей.
Цель и задачи исследовательской работы предопределили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работе 56 страниц основного текста. Во введении автор актуализирует тему работы, определяет ее цель, задачи, объект, предмет, а также демонстрирует теоретическую и методологическую основу исследования.
Первая глава имеет целью дать общую теоретическую характеристику: раскрыть суть Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий, произвести сравнительный анализ с полным комплектом международных стандартов. Во второй главе автором исследуется процесс внедрения стандарта в мирровой практике, рассматривается мнения Европейского союза о необходимости стандарта. Третья глава посвящена бухгалтерскому учету на малых и средних предприятиях в Российской Федерации. В ней рассматриваются перспективы и основные проблемы, связанные с возможным внедрением стандарта. В заключении автор обобщает результаты, полученные в процессе исследования. Выпускная квалификационная работа содержит список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
§1.1 Предпосылки создания стандарта МСФО для малых и средних предприятий
Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике любой страны, он способствует обеспечению занятости населения, увеличению налоговой базы, наполнению внутреннего рынка и росту экспортного потенциала. Каждое государство на том или ином этапе развития, старается обеспечить максимально благоприятные условия для функционирования малых и средних предприятий. Малое предпринимательство — это прежде всего институт, который обеспечивает занятость населения. При этом малые компании делают среду для проживания более комфортной и удобной. Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на путь инновационного развития. Особые надежды возлагаются на малый и средний бизнес в условиях действия кризисных явлений. Малые и средние компании в силу присущей им мобильности и гибкости могут сгладить негативные процессы в сфере занятости населения, обеспечить социальную адаптацию высвобождающихся c крупных предприятий работников, а также сформировать новые рыночные ниши и точки экономического роста. В разных странах правовыми актами предусмотрены различные наименования организаций среднего и малого бизнеса: не отчитывающиеся публичные компании, частные предприятия, малые и средние компании. По оценкам экспертов Совета по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) доля таких, работающих на рынке компаний, около 95%. Оказывая колоссальное влияние на хозяйственную деятельность конкретной страны и мировую экономику в целом, такие компании нуждаются в сопоставимой отчетности, составленной по единым для всех стран правилам. Обращаясь к данным, которые представлены в Таблице 1, следует отметить, что малый и средний бизнес в некоторые странах обеспечивает занятость более 60 процентов населения, а доля МСП в ВВП Японии, ЮАР и США около 60 процентов. Малый и средний бизнес России — это 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых официально занят каждый четвертый работник. Вместе c тем вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран.
Таблица 1 Показатели уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства в различных странах
Страны мира
| Количество МСП на 1000 человек
| Доля занятых на МСП, %
| Вклад МСП в ВВП, %
| США
| 20
| 42
| 62
| Россия
| 39
| 25
| 21
| Япония
| 41
| 77
| 63
| Великобритания
| 33
| 35
| 50
| ЮАР
| 39
| 60
| 60
| Канада
| 27
| 47
| 27
| Австралия
| 40
| 69
| 35
| Источник: Доклад Государственного Совета РФ «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Москва, Кремль, 2015, URL: http://new.opora.ru/images/files/Doklad%20k%20gossovetu.compressed.pdf (дата обращения: 14.02.2016)
Необходимость создания единых стандартов для малых и средних предприятий было обусловлено ростом их роли в экономике стран и мировой экономике в целом. В качестве цели стандарта Совет по МСФО планировал предоставить упрощенный и автономный набор учетных принципов, основанных на полной версии МСФО и подходящих для менее крупных, непубличных компаний. По мнению Совета по МСФО, применение стандарта будет способствовать большему распространению Международных стандартов финансовой отчетности, как в Европе, так и во всем мире.
Данная позиция обосновывается тем, что большая трудоемкость и высокая затратность подготовки финансовой отчетности в соответствии со всеми требованиями международных стандартов являлись основными сдерживающими факторами распространения МСФО среди небольших компаний, не планирующих размещать свои ценные бумаги на фондовых рынках. Существенное упрощение учетных принципов, приводящее к снижению стоимости составления отчетности, имеет большое значение для данной категории предприятий.
Важным аргументом в пользу создания упрощенного стандарта для малых и средних предприятий (МСП) послужило то, что недостаточные компетенция и профессиональные навыки бухгалтеров и аудиторов МСП, необходимые для осуществления сложных расчетов, требуемых полной версией МСФО, приводили к существенному снижению достоверности финансовой отчетности малых и средних предприятий
Целью Совета по МСФО при разработке стандарта для МСП было, с одной стороны, удовлетворение потребностей пользователей отчетности компаний малого и среднего бизнеса, а с другой – снижение стоимости составления отчетности.1
§1.2 История создания стандарта МСФО для малых и средних предприятий
Потребности пользователей финансовой отчетности частных предприятий существенно отличаются от потребностей пользователей публичных компаний, так как их больше интересуют такие показатели как краткосрочные денежные потоки, ликвидность и платежеспособность компаний. Для того, чтобы организации малого и среднего бизнеса могли представлять полноценную международную отчетность, правление Комитета по МСФО разработало отдельный проект. Новый стандарт был разработан на основе полной версии международных стандартов финансовой отчетности с учетом особенностей малого бизнеса. Полную версию МСФО сократили на 85%, убрав темы не имеющие отношения к малому бизнесу, а также упростили правила признания и оценки, а также исключили альтернативные варианты учета.
Работа над стандартом началась в 2003 году на ежегодном собрание представителей, устанавливающих правила бухгалтерского учета в различных странах, когда была выдвинута и утверждена идея создания Международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСФО для МСП).2 В июне 2004 года Совет по Международным стандартам финансовой отчетности представил на обсуждение документ «Предварительные мнения о стандартах бухгалтерского учета для предприятий малого и среднего бизнеса», описывающий разработанный подход. Это был первый представленный на обсуждение документ. В ходе опроса были получены около 120 отзывов.
В последующие три года публиковались различные части будущего стандарта, проводились дискуссии, в ходе которых было принято решение о разработке отдельного самостоятельного стандарта для малых и средних предприятий, а не дополнение уже существующих МСФО.
В феврале 2007 года был опубликован проект стандарта для организаций малого и среднего бизнеса, который включал в себя три элемента:
проект стандарта МСФО для МСП, который включал в себя 38 разделов;
руководство по применению с примерной финансовой отчетностью и перечнем требований по раскрытию информации;
Основание для выводов, которые включали в себя пояснения по составлению стандарта и сравнение с полной версией МСФО.3
После публикации СМСФО было получено множество отзывов и комментариев. Советом по МСФО была проведена программа полевых испытаний, в которой приняли участие 116 предприятий из 20 стран. Около 35 процентов участвовавших в исследовании предприятий, были «микрокомпании», еще 35 процентов предприятий имело от 11 до 50 штатных сотрудников. Целью полевых испытаний было оценить понятность предварительного варианта стандарта, сложность его применения, выделить проблемы возникающие в процессе применения.
После обсуждений всех вопросов возникших в результате полевых испытаний, проект был исправлен и дополнен и 9 июля 2009 года Совет по Международным стандартам финансовой отчетности выпустил МСФО для малых и средних предприятий. Стандарт включает в себя 35 глав общим объемом 230 страниц и не содержит ссылок на полный комплект МСФО за исключением возможности применения требований по учеты финансовых инструментов из «полного» комплекта (Приложение 1)4.
В 2010 годы, с целью оказать помощь и содействие компаниям, принявшим «МСФО для МСП», Фондом МСФО была создана группа, в которую вошли 22 специалиста и председатель (Приложение 2). В качестве наблюдателей в группе присутствуют Европейская комиссия и Европейская консультационная группа по финансовой отчетности. В обязанности группы входит разработка рекомендаций по применению стандарта посредством выпуска необязательных к применению указаний в форме «Вопросов и ответов». За первые два года существования группой было рассмотрено более 50 вопросов и выпущено 7 указаний.5
В 2012 году Совет по МСФО выпустил «Запрос на предоставление информации», комментарии к которому принимались до 30 ноября. В итоге первоначального анализа применения стандарта было получено порядка 40 писем с комментариями и поправками. Изменения к стандарту были утверждены в конце 2013 года.
В 2015 году КМСФО внес поправки в стандарт, в рамках всеобъемлющего пересмотра стандартов. По сравнение с предыдущим МСФО МСП 2013 года, можно выделить три основных отличия: добавлена возможность использовать модель переоценки основных средств; основные требования по признания и оценке активов, связанных с разведкой и оценкой минеральных ресурсов соответствуют МСФО 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов»; так же были упрощены требование к переходу на данный стандарт. Организации должны применить поправки в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2017 года, так же есть возможность досрочного применения.6
|