Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи


Скачать 489.46 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации Службы ранней помощи
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 комбинированного вида» городской округ Первоуральск

Методические рекомендации

по организации

Службы ранней помощи
педагогического коллектива

филиала МАДОУ «Детский сад № 9»-«Детский сад № 14»

г. Первоуральск, 2015

Куренных С.Н., Ворсина Т.Г., Копылова С.В., Полянская А.Н. Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи (методические рекомендации на основе работы педагогического коллектива филиала МАДОУ «Детский сад № 9»-«Детский сад № 14» по созданию и развитию Службы ранней помощи). – Первоуральск: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида», 2015 г.

Авторы: Куренных С.Н., заведующая филиалом, Ворсина Т.Г., старший воспитатель, Копылова С.В., учитель-логопед, Полянская А.Н. педагог-психолог, филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 комбинированного вида» - «Детский сад № 14»

Рецензент: Герасимова М.А., зав. кафедрой профессионального образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», кандидат педагогических наук
В рекомендации описаны принциы организации Службы ранней помощи, оснащение и организация ее деятельности, разработаны примерные формы документации, обеспечивающей работу Службы ранней помощи. Представлен алгоритм работы с семьей. Предназначены для руководителей образовательных учреждений, специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, общественным управляющим.
Материалы разработаны в рамках деятельности базовой площадки ГБОУ ДПО СО «Института развития образования» по направлению «Обеспечение эффективности государственно-общественного управления через создание независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и внедрение «эффективного контракта».

Содержание

Введение

4

Нормативно-правовая база

5

Принципы организации Службы ранней помощи

5

Рекомендуемая документация, обеспечивающая деятельность Службы ранней помощи

6

Оснащение Службы ранней помощи

6

Деятельность СРП

10

Психолого-педагогическое сопровождение в СРП

11

Формы работы СРП

12

Последовательность при организации помощи детям в условиях СРП

15

Направления работы педагогов в деятельности СРП

16

Для информации

17

Приложение № 1 Примеры организации игрового сеанса

18

Приложение № 2 Журнал учёта информационно-консультативной и коррекционно-развивающей работы

21

Приложение № 3 Журнал предварительной регистрации запросов родителей

21

Приложение № 4 Примерный договор с родителями (законными представителями)

21

Приложение № 5 Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка

24

Приложение № 6 Карта речевого развития ребенка

26


Введение
Современная образовательная политика на современном этапе заинтересована в качественном и доступном образовании, в том числе дошкольном. Строятся новые детские сады, реконструируются старые. Но, тем ни менее, не все дошкольные образовательные организации готовы предоставить образовательные услуги, а также услуги по присмотру и уходу малышам с 2-х месяцев, тем более имеющих ограниченные возможности здоровья, нуждающихся в помощи специалистов.

В нашем дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) сложились условия для решения проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощь семьям, имеющим малышей с ОВЗ, с задержкой в развитии, имеющих зачатки речевых нарушений и психологическую нестабильность. Нашим решением было внедрение и развитие такой вариативной формы дошкольного образования, как Служба ранней помощи (далее – СРП) для детей, получающих дошкольное образование в форме семейного воспитания (также детей, посещающих в ДОУ группы общеразвивающей направленности, и не имеющих специалистов в штате), а так же их родителей (законных представителей).

СРП создана для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения). Деятельность СРП основана на подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Целью деятельности СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачами СРП:

• проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

• включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.


Нормативно-правовая база
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155;

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

3.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» датирован 18 октября 2013 года, № 544-н;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014 г.;

5.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» от 27 марта 2006 г. № 69;

6.Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ-150/06;

7.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13;

8.Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» (вместе с «Правилами осуществления мониторинга системы образования») от 05.08.2013 № 662;

9.Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

Принципы организации СРП


  • добровольности участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;

  • развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей): мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;

  • индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.


Рекомендуемая документация, обеспечивающая деятельность СРП
- приказ: «Об открытии «СРП»;

- распоряжения руководителя учреждения, касающиеся деятельности;

- «Порядок организации деятельности СРП»;

- годовой план;

- рабочая программа специалистов;

- расписание занятий;

- графики работы сотрудников;

- должностные инструкции работников;

- заявление родителей о зачислении ребенка в СРП;

- согласие родителей на обработку персональных данных;

- договор между родителями (законными представителями) и образовательным учреждением;

- списки детей;

- годовой (аналитический и статистический) отчет о работе СРП;

- журнал предварительной регистрации запросов родителей;

- журнал учета информационно-консультативной и коррекционно-развивающей работы;

- табель посещаемости;

- диагностические материалы;

- заключение по результатам работы с ребенком и семьей.

- план сопровождения ребенка и его семьи;

- «Карты ребенка» – рабочие материалы специалистов

- аналитический и статистический отчет о проделанной работе (за учебный год)
Оснащение СРП
Оснащение СРП должно быть направлено на активизацию познавательной активности и побуждать к игровой деятельности ребенка и организации совместной игровой деятельности детей, детей и взрослых.

При планировании открытия необходимо учитывать:

-наличие специально выделенного помещения, отвечающего санитарно-гигиеническим нормам,

-наличие детей с особыми образовательными потребностями, проживающих в шаговой доступности

-наличие в учреждении квалифицированных кадров, специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог.
Предполагаемые помещения

Кабинеты узких специалистов

Организация индивидуальной работы с ребенком и семьей с привлечением игровых средств, игрушек, дидактических пособий и методических материалов

Музыкальный и физкультурный зал

Для организации групповой работы с детьми и семьями, проведения тренингов


Методический кабинет

Программное, методическое и психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса и формирования банка данных, педагогического опыта по деятельности СРП


Рекомендуемая мебель

Мебель должна подбираться с учетом оптимального обеспечения деятельности СРП и потребностей обслуживаемых детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в соответствии Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.
Рекомендуемые технические средства обучения

Наименование

Назначение


Компьютер, принтер

Для эффективной организации

образовательной деятельности и

качественного организации труда

Телевизор с возможностью просмотра электронных носителей

Для проведения образовательной

деятельности, использования различных

форм и методов активизации родителей

Видеокамера

Для эффективной организации

образовательной деятельности, фиксирования диагностических результатов

Интерактивная доска

Для проведения образовательной

деятельности, организации

практических занятий с родителями детьми


Рекомендуемые игрушки и дидактический материал

Наименование

Кол-во

Погремушки разной текстуры и формы:

пластмассовые, деревянные, резиновые; легкие, удобные для захвата и держания – для самых маленьких

Не менее

15

Мобиль подвесной музыкальный

1

Центр активности (различного вида стимуляции, совмещенные на одной панели)

1

Центр активности с усложненными видами стимуляции для развития мелкой моторики

1

Пищащие резиновые и мягкие игрушки

4

Зеркало безопасное для младенцев (маленькое и большое)

1-3

Мягкие погремушки и/или мягкие небольшие

игрушки со звуковым подкреплением

4

Музыкальная шкатулка или любая механическая игрушка, издающая приятную музыку

1

Неваляшки (маленькая и большая)

2

Игрушки для хватания с шариками, кольцами

2

Машина (или любая крупная игрушка с колесами) легко приводимая в движение, желательны веревка с кольцом и звуковое подкрепление

2

Заводная движущаяся игрушка, издающая звуки

3

Вкладыши

10-15

Пирамидки пластмассовые и деревянные для

соотношения по форме, цвету, размеру

5-10

Игрушки для дифференциации простых объемных форм (куб, цилиндр, призма)

2-3

Игрушки для дифференциации сложных форм

2-3

Набор квадратных или круглых форм, вставляющихся друг в друга

3-4

Деревянные или пластмассовые, крупные и мелкие шарики и любые другие формы с отверстиями для нанизывания на специальный шнур

3

Любая игрушка, которая после нажатия одной кнопки позволяет получить привлекательный результат

1

Игрушка с деревянным молотком: деревянная

коробка с отверстиями для шариков, которые

заколачиваются внутрь и выкатываются наружу

2

Телефон игрушечный

2

Мяч маленького размера (диаметром около 10 см) из мягкой резины, легкий и удобный для хватания

4

Мяч легкий (диаметром около 20 см)

2-3

Мяч мягкий матерчатый (диаметром 10-13 см) с бубенчиком внутри

4

Игрушка для толкания перед собой

2

Игрушка на веревочке, которую можно возить за собой, желательно со звуковым подкреплением

2

Барабан

2

Ксилофон с несколькими (3-4) крупными клавишами для самых маленьких

1

Бубенчики (музыкальные погремушки)

3

Бубен

2

Колокольчик на ручке

2

Треугольник

1

Дудочка

2

Маленькое пианино: любая музыкальная игрушка с клавишами, механическая или работающая от батареек

1

«Сюжетные картинки»

1

Машина грузовая с кузовом

2

Машинки для младенцев (маленькие из мягкой

пластмассы)

2-3

«Железная дорога» и паровозик с вагонами

1

Автобус (или другая машина, куда можно посадить игрушки)

2

Самолет

1

Машины инерционные: большая и маленькая

2-3

Машинки маленькие

5

«Гараж» или «Станция техобслуживания

1

Домашние животные: кошка, собака, петушок и т.д., желательно большие и маленькие

По 2

Игрушки дикие животные: медведь, волк, заяц и т.

По 1

Куклы мягкие, пластмассовые, резиновые, разных размеров (желательно иметь куклы, изображающие взрослых и детей, мужчин и женщин, в том числе одну куклу с набором одежды по сезону)

5-6

Игрушки, изображающие предметы домашнего

обихода (мебель, посуда, бытовая техника, инструменты, орудия труда и т.д.)

По 1 набору

Сумочки и корзинки

2-3

Тележка или коляска для катания кукол

1-2

Куклы на руку

2-3

Куклы: мужчина-«дядя», женщина-«тетя», ребенок (мальчик, девочка)

4

Сюжетные картинки или изображения предметов, собирающихся из нескольких частей

2

Мозаика

2

Наборы кубиков с картинками (из 2-6 штук)

4

Тактильное лото

1

Лото с картинками наиболее простых предметов, животных, растений

1

Домино с простыми картинками

1

Набор дидактических картинок с изображением

предметов, действий, понятий, и т.д

1

Набор пиктограмм

1

Книжки для младенцев: деревянные, моющиеся,

матерчатые, картонные

10 не менее

Матерчатые мешочки разных размеров

3

Игрушки для развития навыков самообслуживания и мелкой моторики (образцы разных застежек, замочков и т.д.)

3-4

Игрушки с выключателями, работающие

от батареек или сети – с различными видами

сенсорной стимуляции

1

Конструкторы

разные

Магнитная доска с набором цветных магнитов и

фломастеров для рисования на ней

1

Кубики разноцветные пластмассовые и деревянные

2

Строительный материал

1

Набор игрушек для игры с песком

1

Набор игрушек для игры с водой

1

Набор одежды/нарядов и масок для переодевания

1

Мелки восковые, нетоксичные

5

Краски акварельные для детей

2

Краски порошковые нетоксичные для младенцев (для пальчикового рисования) набор основных цветов

Фломастеры водорастворимые нетоксичные

1-2

Клеящий карандаш

2

Набор цветной бумаги

4

Набор цветного картона

4

Кисти акварельные, толстые

4

Пластилин

4

Дощечки для лепки

4

Мыльные пузыри

5

Трубочки для коктейля широкие




Мяч для занятий двигательной терапией (диаметром 70-80 см)

1-2

Стол для игр с водой и песком

1

Трехколесный велосипед

1

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по организации процедуры итоговой аттестации...
России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по организации и проведению обучения на...
Методические рекомендации созданы для оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы на заочном отделении....

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации для классных руководителей содержание
Поэтому понятна роль ранней профориентации, которая в буквальном смысле должна начинаться со школьной скамьи

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по содействию самозанятости безработных...
...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по заполнению справки о доходах, расходах,...
Жданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, государственных должностей, должностей руководителей...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по заполнению справки о доходах, расходах,...
Жданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, государственных должностей, должностей руководителей...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации по заполнению справки о доходах, расходах,...
Жданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы, государственных должностей, должностей руководителей...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации Организация трансфузиологической помощи...
Методические рекомендации предназначены для руководителей лечебно-профилактических учреждений, врачей-трансфузиологов, ответственных...

Методические рекомендации по организации Службы ранней помощи iconМетодические рекомендации службы от тогбу «цмтодуз»
Методические рекомендации службы от тогбу «цмтодуз» по проведению периодического медицинского осмотра по условиям труда в соответствии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск