Скачать 0.8 Mb.
|
Центр детского и юношеского творчества Трусовского района «УВЕРЖДЕНА» «УТВЕРЖДАЮ» На заседании методического Совета Директор ДДЮТ Протокол педсовета №«_» 2004 г Каблукова Л.Н. « » 20 г АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА МОДЫ» возрастная категория 7-15 лет •срок реализации 3 года Разработала: Решетникова Т.Н. педагог т/о «Азбука моды» Рецензия: старший преподаватель кафедры педагогики АГПУ, к. п. п. Миляева Л.М.; Зам. директора по УПР АГТДП Лыкова А.Е. г. Астрахань 2004 г. РЕЦЕНЗИЯ на авторскую образовательную программу «Азбука моды», разработанную Решетниковой Т.Н. Образовательная программа «Азбука моды» отражает актуальную потребность нашего общества - подготовку воспитанников к будущей жизни, их социальную адаптацию, связанных с профессионализацией. В этой связи программа «Азбука моды» является необходимым условием решения данной проблемы в учреждениях дополнительного образования. Программа «Азбука моды» предназначена для детей 7-15 лет и рассчитана на три года. Особенностью программы является то, что её содержание органически дополняет и расширяет содержание школьной программы и ставит перед педагогом и воспитанником современные задачи по формированию творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность. В основу программа положены принципы гуманистического подхода к организации учебно-воспитательного процесса в УД О: учет интересов детей, свободы деятельности, субъектности воспитанников и др. Несомненным достоинством программы является её психологическое обоснование: автор, учитывая возрастные особенности детей, выстраивает обучение в их логике. По каждому году обучения четко выделяются задачи уровни творческой деятельности, определяются содержание формы и методы занятий. На первом году обучения «Одежда для кукол» большое внимание уделяется развитию интереса к избранному виду деятельности. На втором - технологии пошива изделий. Для третьего этапа характерны конструирование, моделирование одежды, дизайн и практика шитья. Практическая значимость программы достаточно высока, поскольку в ней проработаны не только содержание занятий, но и их формы и методы. Причем, автор не акцентирует внимание на традиционных формах и методах проведения занятий, он использует в своей программе сюжетно-ролевые игры, уроки-исследования, игры-путешествия, занятия - сказка, моделирование, проектирование, конкурсы и др. Описание каждого этапа обучения в программе Решетниковой Т.Н. логически завершено прогнозируемым результатом и диагностическим инструментарием, что позволяет отслеживать эффективность реализуемых задач. Результативность каждого учебного года проверяется с помощью конкретной диагностики с использованием зачетов, самозачетов, уроков-аукционов, тестирования. В программе учтены разноуровневый характер обучения: после II года воспитанники делятся по интересам. В соответствии с этим Решетниковой Т.Н. составлена подпрограмме «Дизайн одежды», насыщенная творческим содержанием и творческой деятельностью. Программа составлена достаточно грамотно, выстроена логически четко, в ней представлены методические наработки автора, подтверждающие его компетентность. Таким образом, программа Решетниковой Т.Н. «Азбука моды» соответствует всем требованиям соответствует всем требованиям, предъявляемым к данному виду работ и может быть представлена в экспертный Совет для утверждения. Доцент кафедры педагогики АГУ, к.п.н. Миляева Л.М. РЕЦЕНЗИЯ На образовательную программу « Азбука моды» Педагога Трусовского ЦДЮТ г. Астрахани Решетниковой Тамары Николаевны. Программа « Азбука моды» предназначена для обучения основам конструирования, моделирования и пошива одежды, и рассчитана на детей 7-15 лет. Срок обучения по данной программе от трех лет и более по желанию воспитанников. Возможность самостоятельного выбора срока обучения обеспечивается модульным и разноуровневым построением программы. Программа органически дополняет и расширяет содержание школьной программы, логически выстроено и психологически обосновано. Целью программы является формирование творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность. В основу программы положен принцип гуманистического подхода к организации образовательного процесса: учет интересов детей, свободный выбор деятельности и ее творческий характер. Новизна и отличие данной программы от уже существующих состоит в том, что в ее основе лежит использование технологий уровневой дифференциации и индивидуализации. При обучении по первому и второму модулям «Одежда для кукол» и «Школа Белошвейки» предполагается базовый уровень и интенсивный, позволяющий детям, успешно освоившим определенный объем теоретического и практического материала, выполнять более сложные и оригинальные изделия. Третий модуль - «Молодежный Салон» предполагает разделение обучаемых по интересам: конструирование, моделирование, дизайн одежды. По каждому модулю программы четко выделены задачи, уровни творческой деятельности, формы, методы, содержание учебного материала и практические результаты обучения. Предусмотрено психолого-педагогическое сопровождение программы, определены параметры диагностики и диагностические методики отслеживания образовательных результатов. Программа составлена грамотно, логически четко и последовательно. В ней представлены методические наработки автора, подтверждающие его компетентность. Образовательная программа «Азбука моды» отражает актуальную потребность нашего общества - воспитание творческой, социально адаптированной личности, является социально значимой и может быть рекомендована к применению в образовательных учреждениях. Рецензент ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость. Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним" из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является изготовление одежды своими руками. Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно" и первый шаг к будущей профессии. Одежда - не просто жизненная необходимость. «Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков общества; маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Мы не замечаем одежду, потому что она часть нас самих, но именно поэтому она больше всего нас характеризует, именно поэтому в ней отражается каждое событие участником или современником которого мы являемся» - писала Раиса Владимировна Захаржевекая, замечательный искусствовед и знаток костюма: Создание одежды это занятие, способное воспитать эстетические чувства, подготовить девушку к будущей семейной жизни, это мастерство, не знающее границ в творчестве. В системе дополнительного образования имеется немало детских творческих объединений, в которых дети занимаются этим видом рукоделия. У них различные цели, программы, подходы к учебно-воспитательному процессу. Кроме того, любому желающему доступны всевозможные издания (книги, журналы, готовые выкройки), помогающие освоить основы кройки и шитья самостоятельно. Большинство программу тем более печатных изданий - книг и журналов, предназначены для детей среднего и.старшего школьного возраста и недоступны для младших воспитанников. Другие программы, такие, как программы курсов кройки и шитья или типовая программа «Культура быта» предполагают, подробное изучение вопросов технологии и конструирования строго определенных изделий и не всегда позволяют учитывать интересы детей; или же они рассчитаны на особые условия - материально - техническая база, уровень подготовки и личностные особенности педагога. Программа «Азбука моды» является попыткой, посредством обучения основам конструирования и моделирования одежды, способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка, начиная эту работу с самого восприимчивого к творчеству младшего школьного возраста, поскольку истоки творческих сил человека восходят к детству, той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Отмечено, что бурно развивающиеся в дошкольные и младшие школьные годы наглядно-образное мышление играет важную роль не только на этих этапах развития. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека - рабочего, ученого, инженера, художника, представителя любой профессии. При отсутствии целенаправленного воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание. Люди, у которых слабо развиты навыки даже репродуктивной деятельности, по мнению ученых, являются потенциальными разрушителями культурных традиций общества, а общество наше сейчас, несмотря на его всеобщую коммерциализацию, как никогда нуждается в людях творцах, людях созидателях. Поскольку считается, что творческое начало заложено в каждом ребенке изначально, педагогу необходимо лишь создать условия для развития и саморазвития личности своих воспитанников. Программа «Азбука моды» определяет пути формирования творческой личности в процессе обучения воспитанников основам конструирования и моделирования одежды. Ее отличительными особенностями являются: -раннее приобщение к искусству создания костюма, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей. -учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации. -свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок- является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств. -функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Главный принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка, совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам мастерства, вершинам творчества. Программа профильная, содержащая основы для раскрытия творческих способностей детей, приобретения ими специальных знаний и умений по конструированию, моделированию и пошиву одежды, направленная на развитие компетентности в этом виде рукоделия и формирования навыков на уровне практического применения По цели обучения программа познавательная (образовательная) - дает знания, умения и навыки, дополнительные к школьному курсу «Технология». Программа развивающая, так как развивает эстетические чувства, творческие способности, умение оценивать окружающую действительность с позиций красоты. Цель программы: Создание условий для формирования творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность. Задачи: - Развитие творческих способностей воспитанников: воображения, нестандартного мышления, умения видеть красивое в обыденном и создавать это красивое своими руками. - Воспитание эстетического восприятия окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к нему. - Формирование знаний, умений и навыков по основам конструирования, моделирования и дизайна одежды на уровне, позволяющем ориентироваться в мире моды* создавать свой неповторимый стиль. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, и в частности, работа с тканью, влияют на развитие творческих способностей. Говоря о способностях, следует выделить такие свойства личности, определяющие его способность к деятельности, как восприятие и формирующиеся на его основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально- положительное отношение к деятельности. Л. С. Выгодский указывал, что формирование творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощенным в настоящее. Воображение - это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием мышлением и памятью. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение является основой наглядно-образного мышления. Помимо воображения для творческой личности характерны такие качества как наблюдательность, чуткость к проявлению проблемы, внимание, зрительная чувствительность, образное мышление, готовность к волевому напряжению. Программа предусматривает не только обучение воспитанников основным приемам изготовления того или иного вида одежды, но и развитие,- формирование качеств, творческой личности. Для успешного выполнения этих задач программой определены основополагающие принципы педагогической деятельности ее структура, методы и приемы. Программа «Азбука моды» предназначена для детей от 7 до 15 лет, носит ступенчато-преемственный характер и состоит из трех модулей, каждый из которых можно рассматривать и как самостоятельную завершенную единицей как часть одной целой программы. Переход из одного модуля в другой происходит не зависимо от времени обучения, а определяется только возможностями и желанием ребенка: обучение по каждому модулю может продолжаться от одного до трех лет с выполнением более сложных видов изделий. Каждый модуль состоит из блоков, которые определяют только основные, конструкции и не ограничивают свободу в выборе пошиваемых изделий. Поэтапный процесс обучения, количество учебных часов, наполняемость групп, цели, задачи и формы организаций учебно-воспитательного процесса учитывают сензитивные периоды творчества, психологические (аналитическая и синтетическая функция коры, соотношение процессов торможения и возбуждения, точность работы организма. На этом этапе важно сохранить и развить интерес детей к выбранному ими занятию, формировать желание и умение трудиться. Учебно-тематический план предусматривает два уровня усвоения материала - основной и интенсивный, для воспитанников, более легко справляющихся с работой. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАССЧИТАН НА 144 ЧАСА. ЗАНЯТИЯ 2-Х ЧАСОВЫЕ, ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ. КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППЕ 8 - 10 ЧЕЛОВЕК. ВТОРОЙ МОДУЛЬ «ШКОЛА БЕЛОШВЕЙКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ. В этот возрастной период восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано, увеличивается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно образным и абстрактным мышлением в сторону последнего. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить сенситивный период необходимо предлагать учащимся решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные, и отличительные черты причинно-следственной зависимости. Образовательный уровень - поисково-ознакомительный. Характер творческой деятельности - репродуктивно-продуктивный («делай как я, делай лучше меня»). Задачами этого этапа обучения является: развитие творческого воображения для создания выразительных - образов, решение проблемных задач формирование эстетических потребностей (стремление быть красивым во всем: в мыслях делах поступках, внешнем виде). Воспитанники работают по готовым лекалам, измененным в соответствии с замыслом (художественное, техническое моделирование). Идет накопление новых знаний, умений в области технологии пошива изделий, отрабатываются навыки шитья, осваивается метод творческих проектов. При обучении на этих этапах (первый и второй год обучения) программой предусмотрено введение двух стандартов, учитывающих индивидуальные возможности и желание детей: общий и интенсивный, при котором необходимую запланированную сумму знаний учащиеся осваивают за меньшее количество учебных часов. Полученный резерв времени используется для отработки практических навыков и выполнение изделий более высокой степени сложности. КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ- 8- 10 ЧЕЛОВЕК ЗАНЯТИЯ 3-Х ЧАСОВЫЕ ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ: ГРУППОВЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИЛИ МАЛЫМИ ГРУППАМИ. ТРЕТИЙ МОДУЛЬ « МОЛОДЕЖНЫЙ САЛОН» ДЛЯ ДЕТЕЙ 13-15 ЛЕТ. В этом возрасте подростки стремятся иметь свое мнение, мышление приобретает новую черту - критичность. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений еще не приобрели устойчивость. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретет подросток, сложится его личность. Идет подражание, поиск себя. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. В.образовательном процессе основная роль отводится сотрудничеству. Педагог выступает в роли консультанта, советчика. Задачами этого года обучения является развитие эмоционально – оценочного - отношения к окружающему миру, наглядно образного мышления, фантазии, воспитания потребности строить жизнь по законам красоты, формирование эстетического идеала, рефлексивные позиции в творчестве. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развивай дар слова» | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Быструшинская средняя общеобразовательная школа | ||
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе | Примерной программы основного общего образования по обществознанию мо РФ. М. Просвещение 2009год | ||
Автономной образовательной некоммерческой организацией «Центр раннего развития «азбука» и родителями (лицами, их заменяющими) | Управление потребительского рынка и услуг e-mail:, т. 48-45-56 | ||
Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Петербургской моды» | Целью данной программы является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по программе «Секретарь со знанием основ кадровой... | ||
Международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 6 – 10 февраля 2012 г | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |