Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы


Скачать 165.53 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Договоры > Рабочая программа
Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 8 п.Крутобережный

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ-СОШ № 8

п.Крутобережный

Приказ № 128

от «28» августа 2014г

______________ Синюк.И.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеклассной работе «Азбука права »

Уровень: общее образование 8-9 классы

Количество часов: 1 час в неделю; 34 часа

Учитель: Кобец Елена Николаевна


Рабочая программа составлена на основе:

1.Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ. - М-. Просвещение 2009год.

2.Авторской программы: «Обществознание 6-9 классы» Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев.-М.-Просвещение 2009год


2014-2015 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1.Закон РФ «Об образовании»;

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. Обществознание составитель Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М. Дрофа, 2006год;

3.Учебный план МБОУ - СОШ № 8 П.Крутобережный на 2014-2015 учебный год;

4.Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ. - М-. Просвещение 2009год.

5.Авторской программы: «Обществознание 6-9 классы» Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев.-М.-Просвещение 2009год

Раздел 2. Общая характеристика курса.

В современных условиях перед нашим государством  стоит задача превращения его в современное правовое государство.  В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления. 
Программа кружка «Азбука права» предназначена для учащихся  7-8 классов общеобразовательной школы.  
В настоящее время, когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных  прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности   и личностного развития. 
Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.

Курс направлен на:

-осознание учащимися необходимости изучения своих прав  как одного из средств адаптации в условиях рыночной экономики;

-развитие у учащихся умения исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

-формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей;

-установление конструктивных отношений с окружающими.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;

  • научность;

  • доступность;

  • возможность практического применения полученных знаний  

Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.  Поэтому в содержании  кружка рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентировать в современном законодательстве.

Цели:

1.Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

2.Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.

3.Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.

Задачи:

_Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

_Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

_Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

-Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых  активных форм работы наряду с традиционными.

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

Раздел 3.Место курса в учебном плане.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает дополнительное изучение обществознания на этапе основного общего образования.

По программе -34 часа.

На основании Устава школы, Учебного плана и годового календарного учебного графика на 2014 – 2015 учебный год количество часов внеклассного занятия – 34 часа, в неделю – 1 час.

Раздел 4. Содержание программы курса

Роль права в жизни человека и общества. 

Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. 
Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное.
Законы – лишь разновидность различных нормативно-правовых актов. 
Правила поведения и нормы права – это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящее в нее организованность и стабильность.

Гражданин и государство.

Понятие «гражданин». Правовой статус личности. Гражданство. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови» и принцип «почвы». Выход из гражданства.

Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать» .

Из истории возникновения государства и права. Теории возникновения государства и права. Источники права. Право и мораль.

Право на образование .

Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании. 
Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений. Негосударственные учебные заведения. 
Материальные гарантии права на образование.
Государственное финансирование образования.

Мои права и обязанности в школе.

Школа и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои отношения с одноклассниками. Права и обязанности учащихся.

Семейное право .

Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение государственной политики в области семейного права. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский и церковный браки. Имущественные права и брачный договор. 
Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права. 
Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов.  Развод родителей и его влияние на судьбу детей.

Я и семья .

Права ребенка в семье. Личные права. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом.  Опека и попечительство.

Трудовое право .

Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ.
Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора. Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения. 
Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.

Подросток и право на труд .

Права детей по  трудовому законодательству. Запреты на использование труда подростков. Права и обязанности подростка, работающего по трудовому договору. Льготы работающим подросткам.

 Я – предприниматель .

Предприимчивый человек. Предпринимательство и бизнес. Прибыль – цель предпринимателя. Эмансипация. Что нужно для того, чтобы стать предпринимателем.

Права потребителя .

Понятие информации. СМИ  как четвертая власть. Основные источники информации для потребителя.
Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.
Информация производителя. Этикетка и упаковка товара. 
Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе?
Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей». Право на качественный товар или услугу – основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара. 
Порядок обмена товара ненадлежащего качества. 
Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.

Жилищные права граждан .

Нормативно-правовые  акты, регулирующие жилищное право. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения. 
Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование жилья.
Ипотечное кредитование.
Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда. 
Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.
Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

Уголовное право .

Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.
Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения).
Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь. 
Порядок расследования преступления и судебного разбирательства.
Следователь, прокурор, адвокат.  
Обжалование решения суда.

Молодежь и правонарушения .

Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.

Как не стать жертвой преступления .

Виктимология – наука о жертве правонарушений. Виктимность. Типы виктимности. Что такое насилие? Виды насилия. Как они проявляются? Виктимное поведение. Варианты поведения в ситуациях возможного или реального проявления насилия.

Скажи наркотикам «Нет!» .

Вовлечение подростков в преступную деятельность. Наркомания и алкоголизм – путь к преступности. Воспитательная роль государства.

Избирательное право .

Выборы в истории человечества. Первобытная демократия. Реформы Солона, Перикла в Древней Греции. Выборы в Древнем Риме. Английский парламент в XIII веке.
Демократия и  ее признаки. Роль выборов в условиях демократического правления.  Особенности демократических выборов: конкурентность, периодичность, представительность, окончательность. 
Причастность к политической партии. Участие в выборах депутат. Участие в референдуме. 
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О референдуме РФ».
Активное и пассивное избирательное право.  Избирательная кампания. 
Кандидат в депутаты – кто он? Политическая активность.

Итоговое занятие «Я – гражданин России.
Раздел 5. Тематическое планирование.




Тема

Количество часов

1

Роль права в жизни человека и общества

1

2

Гражданин и государство

1

3

Право и мораль

1

4

Право на образование

1

5

Мои права и обязанности в школе

2

6

Семейное право

2

7

Я и семья

2

8

Трудовое право

2

9

Подросток и право на труд

2

10

Я –  предприниматель

3

11

Права потребителя

2

12

Жилищные права граждан

2

13

Уголовное право

2

14

Молодежь и правонарушения

2

15

Как не стать жертвой преступления

2

16

Скажи наркотикам – «Нет!»

2

17

Избирательное право

4

18

Итоговое занятие «Я – гражданин России»

1




итого

34


Раздел 6.Календарно-тематическое планирование



Дата

план

Дата

факт

Тема занятия

Виды деятельности

Требования к результату

Оборудование

Виды контроля


1

04.09

04.09

Роль права в жизни человека и общества

Работа в малых группах; работа с локальными законодательными актами

Знания и представления о нормах современного российского законодательства

 Конституция РФ; Карточки с правовыми ситуациями 

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

2

11.09

11.09

Гражданин и государство

Урок –лекция с элементами беседы. «мозговой штурм». Работа в группах. 

Знания и представления о нормах современного российского законодательства

Конституция РФ; Карточки с правовыми ситуациями 

  Моделирование и решение проблемных ситуаций

3

18.09

18.09

Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать»

Дискуссия по вопросам: «Лгут только негодяи» (Ф.М. Достоевский); Богатеют только те, кто ворует. Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…»

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

 Карточки с правовыми ситуациями 

  Моделирование и решение проблемных ситуаций

4

25.09

25.09

Право на образование

Лекция с элементами беседы, работа с законодательными актами

Знания и представления о нормах современного российского законодательства

 Конституция РФ; закон РФ «Об образовании»; концепция модернизации образования

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

5

6

02.10

09.10

02.10

09.10

Мои права в школе

Мои обязанности в школе

Практическая работа. Проблемное задание. Работа в группах.

Проектная работа «Новая школа»

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Устав школы, правила поведения учащихся в школе.


Защита проектной работы

7

8

16.10

23.10

16.10

23.10

Семейное право беседа

Семейное право работа с законодательными актами.

Беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с законодательными актами

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

 Конституция РФ; Семейный кодекс РФ, карточки  с заданиями

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ, карточки  с заданиями

9

10

30.10
13.11

30.10
13.11

Я и семья встреча с психологом.

Я и семья работа в группах

Комбинированное занятие. «Круглый стол». Встреча с психологом, соцпедагогом. Инсценирование, работа в группах

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ, к

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

11

12

20.11

27.11

20.11

27.11

Трудовое право беседа.

Трудовое право работа в группах

Беседа, работа в группах работа с законодательными актами

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ

Моделирование и решение проблемных ситуаций

13

14

04.12

11.12

04.12

11.12

Подросток и право на труд.

Экскурсия на предприятие.

Практическая работа

Экскурсия на предприятие района

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

15
16
17

18.12
25.12
15.01

18.12
25.12
15.01

Я –  предприниматель, теория.

Я - предприниматель деловая игра.

Я - предприниматель, встреча с предпринимателями поселка

Деловая игра «Удачная сделка»

 Встреча с предпринимателями  поселения

Знания и представления о нормах современного российского законодательства

Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ


 Моделирование и решение проблемных ситуаций

18
19

22.01
29.01

22.01
29.01

Права потребителя беседа.
Права потребителя ролевая игра.

Беседа, «мозговой штурм»
Работа с документом
Практикум, сюжетно-ролевая игра

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

 Рекламные проспекты; издания периодической печати;
Закон РФ «О защите прав потребителя»
Образцы искового заявления

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

20
21

05.02
12.02

05.02
12.02

Жилищные права граждан лекция.

Жилищные права граждан, работа в группах.

Лекция с элементами практикума; работа в группах

Анализ реальных случаев из судебной практики

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

 Конституция РФ; Жилищный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ;
Карточки с заданиями

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

22

23

19.02

26.02

19.02

26.02

Уголовное право, лекция.

Уголовное право, мозговой штурм.

Лекция с элементами беседы; «мозговой штурм» по решению проблем роста преступности

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

 УК РФ; 
Конституция РФ;

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

24

25

05.03

12.03

05.03

12.03

Молодежь и правонарушения, лекция.

Молодежь и правонарушения, встреча с инспектором КПДН.

Пресс-конференция

Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних 

Знания достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Работа с документами

Решение правовых задач, сообщения

 

 Моделирование и решение проблемных ситуаций

26
27

19.03
02.04

19.03
02.04

Как не стать жертвой преступления, лекция.

Как не стать жертвой преступления, лекция.

Лекция с элементами беседы. 
Работа в группах

Знания и представления о нормах современного российского законодательства

Подготовить вопросы для соц.опроса 
Решение проблемных задач

Подготовить вопросы для соц.опроса 
Решение проблемных задач

28

29

09.04

16.04

09.04

16.04

Скажи наркотикам – «Нет!»

Скажи наркотикам – «Нет!»

Беседа. Ролевая игра «Суд над наркоманией»

Знания и представления о нормах современного российского законодательства




Моделирование и решение проблемных ситуаций

30-31-32- 33

23.04

30.04

07.05

14.05

23.04

30.04

07.05

14.05

Избирательное право

Лекция с элементами беседы; практикум; ролевые игры;
Встреча с депутатом

Знания и представления о нормах современного российского законодательства

Конституция РФ;

Моделирование и решение проблемных ситуаций

34

21.05

21.05

Итоговое занятие «Я – гражданин России»

Круглый стол

Знания и представления о нормах современного российского законодательства




Моделирование и решение проблемных ситуаций

35

28.05

28.05

Итоговое тестирование

тест







обобщающий

Раздел 8. Результаты освоения курса.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • задания на выявление операционных умений;

  • моделирование жизненных ситуаций.

Тестирование нацелено на определение уровня знаний,  а две другие формы – на выявление поведенческого компонента в правосознании школьника.  
Для оценивания достижений учащихся можно использовать  следующие варианты тестов: с единственно верным вариантом ответа, с множественными верными ответами, на заполнение пропусков в верном утверждении.

Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному юридически значимому вопросу.

Предполагаемые результаты изучения программы:

В результате изучения программы кружка у учащихся должны сформироваться:

– знания и представления о нормах современного российского законодательства;
– знания, достаточные для  защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

Похожие:

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа по биологии уровень общего образования: основное общее образование
Программа разработана на основе: Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы. М.: Просвещение 2014 г., рабочей...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconПрограмма по обществознанию Уровень: среднее общее образование
Программа разработана на основе программы по обществознанию, «Обществознание. 6 -11 классы, базовый уровень». М.: «Просвещение»,2011...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа по географии Уровень: среднее общее образование
Программа разработана на основе Программы по географии для 10-11 классов (базовый уровень). Автор: В. П. Максаковский. М. Просвещение,...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием...
Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа по английскому языку для обучающихся по основным...
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов разработана на основании следующих документов

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа по английскому языку 5 класс Ступень обучения:...
Программа разработана на основе авторской программы О. Л. Гроза, М. Л. Мичурина, Т. Н. Рыжкова, Е. Ю. Шалимова «Программа курса английского...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconПояснительная записка Обязательный минимум содержания основных образовательных...
Основное общее образование – второй уровень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа учебного предмета «Технология» на уровень начального образования
...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconРабочая программа по английскому языку уровень общего образования...
Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов...

Рабочая программа по внеклассной работе «Азбука права» Уровень: общее образование 8-9 классы iconОбразовательная программа «азбука моды» возрастная категория 7-15...
«Азбука моды» отражает актуальную потребность нашего общества подготовку воспитанников к будущей жизни, их социальную адаптацию,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск