Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии»


Скачать 362.66 Kb.
НазваниеРеферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии»
страница1/4
ТипРеферат
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

НА РАЗВИТИЕ МОДЫ В РОССИИ»


Выполнили:

ученики 10 «А» класса

МБОУ «Бакчарская средняя

общеобразовательная школа»

Ряшенцева Анастасия,

Лариков Дмитрий
Руководитель:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Бакчарская средняя

общеобразовательная школа»

Роголева Наталья Маркеловна

2012 год

Содержание
Введение. ……………………………………………………………...……….3

1.У истоков. Византийское влияние …………………………….……….......4

2.Влияние монгольского ига и европейских тенденций на русскую моду 15-17 веков……... ...……………………............................................................7

2.1.Изменения в мужской одежде………………………………………….…8

2.2.Изменения в женской одежде…………………………………………....11

2.3.Воинский костюм…………………………………………………………14

2.4.Одежда духовенства……………………………………………………...15

3.Петровское «окно» в Европу: изменения в одежде………………………………………………………………………….15

4. Влияние женщин-правительниц на моду 18 века…………………….….19

4.1.Причёски…………………………………………………………………..20

4.2.Изменения в одежде……………………………………………………....22

5. Французское влияние на моду 19 века……………………………………24

5.1.Изменения в мужской одежде……………………………………………25

5.2.Изменения в женской одежде……………………………………………27

5.3.Причёски…………………………………………………………………..28

6. Революционное влияние на моду…………………………………………29

7. Влияние на моду исторических событий второй половины 20 века……32

Заключение…………………………………………………………………….33

Список литературы…………………………………………………………...34


Введение.

«По одежке встречают, по уму провожают» - гласит русская поговорка, т.е. при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, - все это с древности являлось своеобразной визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, национальной и сословной принадлежности, возрасте и семейном положении человека. Одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Изучая историю на уроках в школе, мы чаще всего рассматриваем вопросы более глобальные и конкретные (политическое, экономическое и социальное развитие разных стран и разных периодов), а особенности духовной культуры изучаются не так подробно. А ведь ничто более так глубоко не показывает историю народа, как особенности его быта, культуры. Всем известно, что ничто так не подвержено быстрому изменению, как мода. Нам стало интересно – влияют ли те или иные исторические события на моду и как в одежде отражаются все стадии развития общества.

Цель исследования:

- изучение влияния исторических событий на развитие моды в России.

Задачи исследования:

  1. Провести социологическое исследование. Выявить актуальность темы.

  2. Изучить литературу по теме исследования.

  3. Оформить в виде исследовательской работы и публично представить.



  1. У истоков. Византийское влияние.

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Внешний облик, красота древних руссов вызывали восторженные отклики у европейцев и азиатов. С глубокой древности в былинах и народных песнях воспевается эстетический народный идеал. К наиболее общим особенностям, характерным для костюма этого исторического периода, можно отнести:

  1. статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов;

  2. преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;

  3. использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, крупным сложным орнаментом; отделка вышивкой, мехом, тканью другого цвета; создание динамической формы за счет контрастных цветов;

  4. большое значение головного убора в решении композиции костюма.

Ценные археологические находки, среди которых очень редки сохранившиеся образцы тканей, а также описание в литературе, позволяют судить о материалах, применяемых в одежде Древней Руси. Наиболее распространенными тканями были лен и шерсть, которые могли быть и высокого качества (полотно, тонкое сукно), и в виде грубого холста, сермяги. Украшалась одежда вышивкой или раскраской тканей. Наиболее характерный рисунок геометрический: ромбовидные решетки с кругами в центре, розетки, звезды на фоне треугольников, квадратов, извилистых полос. Распространена была также вышивка ткани жемчугом. Жемчужины нашивали на ткань в определенном ритме узора или по его контурам.
До XVII—XVIII вв. в России не было своего крупного ткацкого производства, и ткани высоких сортов привозили в Киевскую Русь из Византии, Ирана, Китая, с Востока, в Новгород и Псков — из Италии и Испании, в Московскую Русь — из Англии и Голландии. Общим было наименование иностранных тканей — шелковых и парчовых паволоки. Паволоки были пурпурные или багряные, лазоревые, зеленые с четким и крупным узором, с использованием золотых и серебряных нитей. Для изготовления парадной одежды, особенно верхней, применялся бархат, затканный крупным золотым узором на золотой шелковой основе. Украшалась одежда и шкурками соболя, куницы, бобра, выдры, лисицы, зайца, белки.

Крестьянский мужской костюм со времени принятия христианства состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка.

Женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку, обувь была плетеной – лапти или ступни.

Головной убор с древности был одним из главных элементов костюма. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функцию. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. На Руси шапка была больше, чем какой-либо предмет одежды. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка», что говорило о сословной принадлежности человека. По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить её возраст – совершеннолетняя или нет, замужем ли и в какой местности проживает. Вообще же обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы. Поэтому когда рождался ребенок, его старались не стричь хотя бы до года. Срезанные волосы ни в коем случае нельзя было выбрасывать и оставлять где попало. Главной прической для незамужних девушек со времен наших предков славян являлась коса. Смена прически в жизни женщины играла огромную роль, это был целый обряд, происходивший на её свадьбе, - она становилась замужней. Волосы заплетали в две косы и укладывали венком вокруг головы, покрывая сверху головным убором. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если же это произошло, женщина могла подать в суд, и обидчику грозил солидный штраф. Выставить волосы напоказ считалось позором. Мужчины же волосы стригли коротко.

На формирование образа русских головных уборов огромное влияние оказала Византия, особенно после крещения Руси. Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем – ободком, облегающим голову. Судя по Изборнику Святослава (1073 г.), привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом. О том, насколько красочными были головные уборы знати, говорит описание костюма князя Вяземского в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Мурмолка – разновидность колпака – четырехугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишневого, зеленого или черного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Зимой мурмолка подбивалась мехом. Такие головные уборы предпочитали носить бояре и купцы.

  1. Влияние монгольского ига и европейских тенденций на русскую моду 15-17 веков.

Монгольское иго более чем на 200 лет приостановило развитие экономической и культурной жизни Древней Руси. Основные русские княжества были захвачены монголами. Русские приняли на себя всю тяжесть монгольского нашествия и задержали дальнейшее продвижение Золотой Орды на запад. Чтобы сохранить национальную самостоятельность, русские особенно упорно держались своих обычаев и костюмов, но определенное влияние на обычаи и быт, в том числе одежду русского народа, монгольское иго оказало.

Костюм эпохи Московской Руси по своим формам гораздо разнообразнее, чем костюм домонгольского периода. Народный костюм изменился незначительно, но одежда высших классов — боярского и дворянского, а также посадских людей — стала гораздо сложнее и разнообразнее. Знатные люди одевали одновременно несколько одежд, что должно было свидетельствовать об их благосостоянии. Эти одежды, длинные и тяжелые, носили независимо от времени года, как на улице, так и в помещении. В торжественных случаях, например, на приемах послов во дворце русская знать надевала одновременно по пяти или шести одежд, поражая иностранцев их пышностью и богатством. Появились распашные одежды, имеющие спереди разрез сверху донизу. Часто встречались одежды отрезные в талии или подчеркивающие талию, хотя красивыми по-прежнему считались длинные не приталенные одежды. Как следствие монгольского ига в русском костюме остались некоторые предметы восточного обихода: тюбетейка (тафья), пояса (кушаки), откидные рукава.

Одежды этого периода шили из местных и привозных тканей из Италии, Турции, Византии, Ирана, Англии, Голландии и Франции. Для народного костюма характерными по-прежнему оставались набивные ткани и пестрядь, изготовлявшиеся дома. Основными тканями, распространенными в этот период на Руси, кроме льняных, были суконные, шелковые и бархатные. На пошив одежды знати шли дорогие привозные ткани: тафта, камка, парча, бархат, атлас (блестящий шелк), кумач и другие. Ткани были ярких цветов: красные, синие, зеленые, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые. Позже появились ткани черного цвета (с конца 17 века черные цвет стал считаться траурным). Несмотря на то, что ткани были очень богатые, их все же украшали вышивками, каменьями, жемчугом.

2.1.Изменения в мужской одежде.

Рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, в костюме знати – нижней. Существовала также горничная рубаха, которую бояре носили дома, в горнице, - она всегда была шелковой. Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. Молодые мужчины подпоясывали рубаху по талии, а пожилые – несколько ниже и делали напуск над поясом, благодаря чему создавалось впечатление полной фигуры. Обычно рубаха имела длинные узкие рукава, на спине и груди подшивали подкладку – подоплеку (отсюда произошло выражение «подоплека дела», то есть внутренняя сущность).

Зипун. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила верхней. Бояре носили зипун только дома, а молодежь летом часто надевала зипун, выходя на улицу. Зипун – распашная одежда, которая застегивалась встык, то есть без запаха. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава, внизу застегивающиеся на пуговки. У зипуна не было воротника, и обычно к нему пристегивали воротник – «ожерелье». Вокруг талии зипун опоясывали.

Кафтан. Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан – распашную одежду, расширявшуюся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее чем до щиколоток. Знатные или пожилые люди кафтаны носили дома, а молодежь надевал их и на улицу. Кафтаны шили из различных тканей: в народе – их холста, сермяги; бояре – из шелка, тонкого сукна, бархата и парчи.

Ферязь. Почти все верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского костюма. Одной из парадных одежд была ферязь – особый вид кафтана из дорогой ткани, широкая в подоле (до 3 метров), с длинными, свисающими до земли рукавами. В рукав обычно продевали лишь правую руку – собирая его во множество сборок, левый рукав спускали вдоль тела до земли. Понятно, что заниматься физическим трудом в такой одежде было невозможно. Благодаря этому кафтану и возникла русская пословица «работать спустя рукава».

Однорядка. Летом поверх кафтана надевали однорядку – одежду, сшитую из одного ряда ткани, то есть не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти. Однорядка доходила до щиколотки, застегивалась встык и часто подпоясывалась.

Охабень. Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в 15 и 16 веках. Это была неширокая длинная (до щиколотки) одежда, которую спереди застегивали встык на петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно не носили, - руки продевали в разрезы, сделанные спереди, а рукава завязывали сзади на талии. Его четырехугольный откидной воротник (почти до середины спины) шили из дорогих тканей – атласа, бархата или парчи.

Шуба. Специфически русской одеждой была шуба. Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. Крестьяне ходили в шубах на овчине, зайце, а знать – на куньем, собольем, песцовом или лисьем (чернобурка) меху. Сверху шубу покрывали сукном, парчой или бархатом. В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении. Наиболее распространенными были русские шубы. Русская шуба, массивная, длинная (почти до самого пола) и прямая, расширялась книзу (в подоле до 3,5 метров), а спереди завязывалась шнурками. Длинные, почти до пола, рукава имели спереди до локтя прорез для продевания рук; широкий отложной воротник и обшлага были меховые.

Обувь. В деревне носили онучи и лапти, а городе – сапоги из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, иногда с вышивкой и даже каменьями. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати – иногда загнутыми вверх, голенища короткие, ниже колен, срезанные к колену углом. Примерно с начала 14 века появляется обувь на каблуках.

Головные уборы. Все шапки имели вид колпака, конуса и обычно были с опушкой или оторочкой. Дома часто надевали небольшую богато украшенную шапочку – тафью, похожую на круглую тюбетейку. Выходя из дома, поверх тафьи надевали другие головные уборы, например мурмолку, - невысокий колпак из дорогой ткани с отворотами из меха или другой материи. Знать носила и меховые шапки – так называемые горлатные - сшитые из горлышка куницы или черно-бурой лисы. Горлатная шапка представляла собой меховой высокий расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Ее часто не надевали, а держали на сгибе левой руки. В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими полями) и треух.

Боярский костюм дополнялся рукавицами с крагами, часто вышитыми, или перчатками, которые появились на Руси в 16 веке, сумкой – калитой, подвешенной к поясу, а в торжественных случаях – богатым посохом высотой до плеча.

2.2. Изменения в женской одежде.

Женские одежды этого времени зрительно создавали величественный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были не приталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15-20 килограммов. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке.

Наиболее характерной одеждой был так называемый шушун – длинный, почти до пола сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали висячие (фальшивые, или откидные) рукава, в которые никогда не продевали руки.

В 17 веке у женской рубахи появился пышный рукав, собранный у запястья на пришивном манжете. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск. Носили их в помещении, но не на улице и не при гостях.

Верхние одежды одновременно служили и парадной одеждой. К верхним одеждам относится летник – накладная одежда длиной до пят, сильно расширенная книзу за счет вшитых боковых клиньев. Поскольку широкие колоколообразные рукава, срезанные углом, были очень длинными, приходилось держать руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле. К летнику пристегивался небольшой круглый меховой, обычно бобровый воротник. Его красили в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.
  1   2   3   4

Похожие:

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРусской армии, с которой неразрывно связана моя жизнь. Вопросы политические,...
В кровавом тумане русской смуты гибнут люди и стираются реальные грани исторических событий

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРусской армии, с которой неразрывно связана моя жизнь. Вопросы политические,...
В кровавом тумане русской смуты гибнут люди и стираются реальные грани исторических событий

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconНа тему: «Влияние индийских диаспор на экономическое развитие стран...
Диаспора как предмет научного интереса 6 1 Происхождение и развитие термина диаспора 6 2 Типология диаспор 8 3 Численность диаспор...

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconАльберт максимов русь, которая была. Альтернативная версия истории
На основе анализа различных исторических документов автор, невзирая на каноны и авторитеты, выдвигает свое, альтернативное толкование...

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconОбразовательная программа «азбука моды» возрастная категория 7-15...
«Азбука моды» отражает актуальную потребность нашего общества подготовку воспитанников к будущей жизни, их социальную адаптацию,...

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРеферат по дисциплине "Коммерция" на тему "Государственное регулирование...
Богуславский М. М., Орлов Л. Я. Законодательство России о совместных предприятиях. М.: Издательство бек, 2007. 44

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРеферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца»
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный...

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРеферат на тему: «Социальные сети. Вконтакте и Одноклассники»

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРеферат доклад или презентацию на тему: «Единицы измерения длины»
На листе отдельно выбрать 10 примеров и уравнений на тему «Сложение и вычитание дробных чисел» типа №777, 778, 779, 780, 781. Правила...

Реферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии» iconРеферат реферат (гост 9, гост 32) размещается на отдельном листе...
Текстовые документы именуются соответственно «Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск